Ход «мусорной» реформы в Татарстане накануне обсуждали на заседании комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Госсовета РТ Ход «мусорной» реформы в Татарстане накануне обсуждали на заседании комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Госсовета РТ Фото: gossov.tatarstan.ru

«На самом деле источников нет, как и доступа к кредитам, инструментам поддержки»

Ход «мусорной» реформы в Татарстане накануне обсуждали на заседании комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Госсовета РТ. Трудности обращения с отходами зашли так далеко, что минстрой РТ намерен привлечь бюджетные деньги на проведение «мусорной» реформы. Например, регоператор восточной зоны РТ «Гринта» еще в 2021 году предложил заключить с регионом концессионное соглашение на строительство мусоросортировочного комплекса в Лениногорском районе.

«Инфраструктуру необходимо создавать, находимся в поиске источников, инвесторов, которые смогут зайти, — объяснял первый замминистра строительства и ЖКХ РТ Алексей Фролов. — Все ближе и ближе к тому, чтобы поставить вопрос о необходимом бюджетном источнике».

Но инфраструктура за счет бюджета противоречит самой идее «мусорной» реформы, напомнил зампредседателя Госсовета РТ Юрий Камалтынов.

Алексей Фролов: (справа): «Инфраструктуру необходимо создавать, находимся в поиске источников, инвесторов, которые смогут зайти Алексей Фролов (справа): «Инфраструктуру необходимо создавать, находимся в поиске источников, инвесторов, которые смогут зайти» Фото: gossov.tatarstan.ru

«Предполагалось, что будет частная инвестиция, которая потом отобьется за счет тарифов, — согласился Фролов. — На самом деле источников нет, как и доступа к кредитам, инструментам поддержки Российского экологического оператора, которые должны соответствующим образом работать. Прямой поддержки тоже нет. Все подвисло. У ПЖКХ (регоператор в западной зоне РТ, связанный с госкомпанией „Ростех“, — прим. ред.) есть старший брат, который помогает, а „Гринта“ самостоятельна».

«Фактически объекты стоят на сто́пе»: «мусорная» реформа в Татарстане увязла в земельном вопросе?

Инвестиционная программа УК «ПЖКХ», несмотря на родство с госкомпанией, тоже вызывает опасения. Бюджет на 2021−2022 годы составляет 505,8 млн рублей. Хотя в 2021-м регоператор оптимистично заявлял о планах до конца 2022-го вложить в инфраструктуру 4 млрд рублей. В 2022 году компания сосредоточится на расширении казанского мусорного полигона «Восточный» за 427 млн рублей, а остальные объекты буксуют по разным причинам.

Сроки ввода объектов инфраструктуры у региональных операторов ограничены 2025-м. Как заявила генеральный директор «Гринты» Светлана Ярлыченко, компания до конца этого года за счет собственных средств построит в восточной части Татарстана четыре новые мусороперегрузочные станции, каждая по цене 60–70 млн рублей. А инвестпрограмма предприятия предполагает строительство в восточной зоне еще 7 мусороперегрузочных станций и двух межмуниципальных комплексов обращения с отходами.

«Региональный оператор аккумулирует средства потребителей, отвечает за предоставление комплексной услуги, при этом законодательство не обязывает региональных операторов создавать инфраструктуру, — подчеркнул замминистра строительства и ЖКХ РТ необходимость бюджетных вливаний. — Темпы реформы сегодня не устраивают ни общество, ни власть. А с учетом реалий все становится еще сложнее».

Через 2-3 года естественный срок службы мусорных полигонов подойдет к концу, напомнил депутатам, минстрою РТ и регоператорам глава комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин (справа) Через 2–3 года естественный срок службы мусорных полигонов подойдет к концу, напомнил депутатам, минстрою РТ и регоператорам глава комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин (справа) Фото: gossov.tatarstan.ru

«2025-й не за горами, год уже обсуждаем»: тарифное недовольство, санкционные трудности и надежда на Хуснуллина

После 24 февраля региональные операторы испытывают трудности с поставками запчастей, смазочных материалов к уже купленным мусоровозам европейских и японских марок. Новые грузовые машины тоже подорожали.

«Проблема только в мусоровывозящей технике, закупке новой, — говорил генеральный директор ООО „УК „ПЖКХ“ Сергей Богатов. — Контейнеры идут российские, у сортировочных станций есть российские аналоги, но с импортными элементами. На этом этапе сбоев в поставках нет».

Участие государства, выделение госсубсидий на создание инфраструктуры нужны, чтобы снизить и нагрузку на потребителей, объяснял Фролов. При этом плата за вывоз мусора в многоквартирных домах и частном секторе с 1 июля вырастет только на 4% до 99,93 рубля и 108,4 рубля.

Для юрлиц и бюджетных учреждений тарифы и нормативы продолжают оставаться болезненными. Причина — кратный рост цен на вывоз ТКО. По словам главы Вахитовского и Приволжского районов Казани Марата Закирова, плата за вывоз мусора из муниципальных учреждений столицы РТ с 2019 года выросла в 4 раза до 74 млн рублей.

ТЦ – Минниханову: «Мусорная» реформа в Татарстане превратилась в фарс!»

«Много критики в республике вызывают высокие тарифы, но если посмотреть по Поволжью, то находимся в конце», — отвечал Богатов.

На первом месте по стоимости вывоза куба мусора в Приволжском федеральном округе Пермский край — 972 рубля без НДС, на втором Удмуртия — 746 рублей, замыкает тройку Нижегородская область — 718 рублей. Татарстан на 11-м месте — в регионе за куб мусора платят 508 рублей. Дешевле только в Пензенской области, Мордовии и Чувашии, рассказывал Богатов.

«Коллеги, говорить надо до конца», — не согласилась с рейтингом первый зампредседателя госкомитета РТ по тарифам Лариса Хабибуллина и предложила считать стоимость вывоза с учетом норматива. В этом случае Татарстан входит в топ-5 регионов по размеру цены услуги в сфере обращения с ТКО.

Через 2–3 года естественный срок службы мусорных полигонов подойдет к концу, напомнил депутатам, минстрою РТ и регоператорам глава комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин.

«2025-й не за горами, год уже обсуждаем. Еще год будем обсуждать, а потом что станем делать?» — согласился Камалтынов и просил включать лоббистские возможности в Москве, Госдуме.

Не получается завести эту тему под вице-премьера РФ, выходца из Татарстана Марата Хуснуллина, сказал первый замминистра строительства и ЖКХ РТ. «Как ни пытаемся…» — начал было говорить Фролов, но был безжалостно оборван Тыгиным и Камалтыновым с просьбой не углубляться в такие политически чувствительные подробности.