Управление по контролю за иностранными активами США подчеркивает, что ПАО «КАМАЗ» — крупнейший российский производитель грузовиков, один из 20 крупнейших мировых производителей большегрузных автомобилей и поставщик бронетехники для российских вооруженных сил Управление по контролю за иностранными активами США подчеркивает, что ПАО «КАМАЗ» — крупнейший российский производитель грузовиков, один из 20 крупнейших мировых производителей большегрузных автомобилей и поставщик бронетехники для российских Вооруженных сил Фото: © MOD Russia/via Globallookpress.com/www.globallookpress.com

КАМАЗ: «Шо, опять?»

Минфин США вчера вечером опубликовал новую дозу антироссийских санкций. В черном списке оказались более 50 физических лиц и свыше 100 компаний, введен запрет на экспорт золота. Но особое внимание американцы на этот раз уделили «Ростеху» и КАМАЗу.

Управление по контролю за иностранными активами США подчеркивает, что ПАО «КАМАЗ» — крупнейший российский производитель грузовиков, один из 20 крупнейших мировых производителей большегрузных автомобилей и поставщик бронетехники для российских Вооруженных сил.

«В марте 2022 года грузовики „КАМАЗ“, предположительно, принадлежащие российским военным, были замечены в Беларуси. Они перевозили ракеты для ракетных комплексов „Искандер“, которые производятся находящимся под санкциями США АО „НПО „Высокоточные комплексы“», — говорится в релизе ведомства. По сообщению OFAC, эти ракеты якобы использовались в рамках дальнейших действий России на Украине, где впоследствии были замечены и «камазовские автомобили» «Тайфун» — они перевозили российских военнослужащих по территории Украины. Впрочем, на самом деле, как подчеркнули в пресс-службе КАМАЗа, «Тайфуны» выпускает набережночелнинский завод «Ремдизель».

Кроме самого ПАО «КАМАЗ», под санкциями оказалось еще 9 компаний, контролируемых автогигантом. В их числе лизинговая компания «КАМАЗ», НЕФАЗ (производит автобусы, прицепы и другую крупную технику для КАМАЗа), Тутаевский моторный завод (выпускает двигатели для автогиганта), а также дилеры «Краснодарский автоцентр КАМАЗ» и АО «Торгово-финансовая компания „КАМАЗ“» и даже кипрский офшор — Mikam Holdings Limited. В связке с КАМАЗом оказался «Челныводоканал» — за снабжение автогиганта водой (ну и за то, что это 100% «дочка»), а также нижнекамский аэропорт Бегишево.

В пресс-службе ПАО «КАМАЗ» и на дочерних предприятиях санкции не комментируют. «На производственной деятельности компании это не отразится», — заверил только директор департамента по связям с общественностью автогиганта Олег Афанасьев. И подчеркнул, что ВСУ тоже используют «КАМАЗы». В социальных сетях компания отреагировала на новую порцию санкций фрагментом мультфильма «Жил-был пес»: «Шо, опять?» В Бегишево тоже заверили, что аэропорт продолжает работать в соответствии с ранее намеченными планами.

Кроме экосистемы КАМАЗа, США ввели санкции и против трех компаний, которые, как уверяет минфин страны, «принадлежат главе КАМАЗа Сергею Когогину, или находятся под его контролем, действуют в его интересах или от его имени, прямо или косвенно» Кроме экосистемы КАМАЗа, США ввели санкции и против трех компаний, которые, как уверяет минфин страны, «принадлежат главе КАМАЗа Сергею Когогину или находятся под его контролем, действуют в его интересах или от его имени прямо или косвенно» Фото: «БИЗНЕС Online»

Фанерный завод и бюро переводов внесли в черный список из-за Когогина

Кроме экосистемы КАМАЗа, США ввели санкции и против трех компаний, которые, как уверяет минфин страны, «принадлежат главе КАМАЗа Сергею Когогину или находятся под его контролем, действуют в его интересах или от его имени прямо или косвенно».

Речь идет об ООО «Залог», ООО «ПФМК» и ООО «Альфа-Инвест». «Эти компании занимаются арендой и лизингом оборудования, производством мебели и бумаги и финансовой деятельностью соответственно», — говорится на сайте минфина США. По данным сервиса «Контур.Фокус», учредителями ООО «Залог» практически в равных долях являются Сергей Когогин и его брат Александр Когогин, директором — Марина Когогина. Микропредприятие (чистая прибыль — 76,1 млн рублей по итогам 2021 года) работает сразу по 33 видам деятельности — от аренды и лизинга двигателей, труб и станков до лесозаготовок и производства фанеры. И является 100-процентным учредителем ООО «ПФМК» — Поволжского фанерно-мебельного комбината. Именно этот завод был одним из поставщиков мебели в IKEA, на сайте фиксируется, что более 70% производимой продукции экспортируется на мировой рынок. Выручка за прошлый год составила 2,1 млрд рублей.

Единоличным владельцем ООО «Альфа-Инвест» тоже является гендиректор КАМАЗа, а возглавляет предприятие, занимающееся только деятельностью по письменному и устному переводу, Константин Сергеевич Когогин. Уставный капитал организации почти 30 млн рублей, чистая прибыль на конец прошлого года — 6,8 миллиона.

Кроме того, под санкции снова попали «Туполев», судостроительная корпорация «Ак Барс», АО «Радиоприбор» и даже ростеховская «дочка» «РТ-Информ», которая, по мнению минфина США, зарегистрирована в Иннополисе. Впрочем, как «БИЗНЕС Online» сообщили в пресс-службе ОЭЗ, «РТ-Информ» не была ни резидентом, ни партнером ОЭЗ: в Иннополисе работает другая «дочка» «Ростеха» — компания НЦИ.

КАМАЗ санкциями не удивишь. Компания привыкла к ограничениям с 2014 года, да и эти рестрикции США далеко не первые с начала спецоперации на Украине. Уже 26 февраля компания попала под ограничения Евросоюза (ЕС) из-за «контроля российским правительством». Тогда ей запретили доступ к рынку капитала и любым видам финансовых услуг, предоставление технической помощи, торговлю продукцией и технологиями военного или двойного назначения. После этого с КАМАЗом приостановила сотрудничество германская Daimler Truck и отказалась поставлять комплектующие.

«У КАМАЗа есть план действий в данных условиях, согласованный с правительством Российской Федерации, и мы продолжим делать все от нас зависящее, чтобы компания развивалась, а работники чувствовали себя уверенно. Наши автомобили являются основой транспортной безопасности России, и мы должны обеспечить страну этим важным ресурсом, — заверял тогда своих сотрудников гендиректор КАМАЗа. — Уважаемые партнеры, поставщики и клиенты! Мы намерены продолжать сотрудничество и выполнять все взятые на себя обязательства. Возникающие вопросы будем решать оперативно. В остальном работаем в обычном режиме».

Уже 15 марта ЕС запретил компаниям союза любые сделки с КАМАЗом, а на следующий день президент Татарстана Рустам Минниханов заявил на совещании с Владимиром Путиным, что предприятию грозит сокращение производства на 40%, а до 15 тыс. сотрудников могут оказаться в режиме простоя из-за дефицита компонентов. КАМАЗ назвал этот прогноз «самым негативным».

14 апреля КАМАЗ попал под санкции Австралии. В компании тогда пояснили, что эти ограничения не повлияют на работу, т. к. у предприятия никогда не было взаимоотношений с этой страной. Далее Польша ввела собственные ограничения, которые предполагали заморозку всех активов и запрет на предоставление предприятию любых средств или экономических ресурсов. 4 мая к этому вееру рестрикций присоединилась и Великобритания. А уже 3 июня ЕС поместил КАМАЗ в 6-й пакет санкций. Теперь такое решение объяснили тем, что предприятие якобы обеспечивало ВС РФ автомобилями, которые использовались в военных действиях на Украине.

По словам эксперта, полностью остановить «КАМАЗ» не получится, и даже с учетом санкций государство будет максимально поддерживать предприятие По словам эксперта, полностью остановить КАМАЗ не получится и даже с учетом санкций государство будет максимально поддерживать предприятие Фото: «БИЗНЕС Online»

«Главное, чего не понимает Запад, — из российской элиты выбили последних сторонников договоренностей»

Но что в реальности означает попадание в американский санкционный список? Речь о блокирующих мерах: минфин США подчеркивает, что все активы подсанкционных лиц и компаний в США будут заморожены (даже если фигурант черного списка владеет ими только на 50%). Кроме того, с теми, кто попал под санкции, запрещены сделки американским лицам и компаниям. Причем считаются не только компании, зарегистрированные в США, но и зарегистрированные в соответствии с американским законодательством. Отличием американских санкций от европейских считается их экстерриториальность: любая компания мира, посмевшая вступить в контакт с «прокаженным», сама рискует оказаться под вторичными санкциями.

Нынешние санкции США ударят по производственным цепочкам КАМАЗа, заявил в беседе с «БИЗНЕС Online» директор Института политических исследований Сергей Марков. Он отметил, что с момента создания челнинский автозавод развивался с высокой долей локализации, но в последние десятилетия под влиянием либеральной, свободной американской идеологии ситуация изменилась. И сейчас предприятие завязано на глобальных поставках. «Наиболее высокотехнологичные компоненты производились на Западе и импортировались. Такие важные компоненты двигателя, как многоступенчатая автоматическая коробка передач, во многом производились в рамках глобальной экономики либо в странах Евросоюза, либо в западных корпорациях», — отметил спикер. «Что касается [санкций против Сергея] Когогина, то это не намек другим руководителям. Просто данным вопросом занимается не очень большая команда. И вот они постепенно идут, перерабатывают информацию, включают все новых персонажей. Просто пришло время Когогина, дошли до него руки, и ввели санкции против него. Дальше будут вносить в списки всех, кто проявляет какую-то активность», — добавил Марков.

У министерства финансов США есть добровольные помощники, которые подсказали, что сейчас нужно ввести санкции против КАМАЗа и Когогина, предположил в разговоре с «БИЗНЕС Online» руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. Он не исключает, что речь может идти о происках конкурентов. «Есть те, кто заинтересован в том, чтобы полностью вытеснить завод со всех европейских рынков, чтобы предприятие встало. Европейский партнер (немецкий Daimler AG — прим. ред.), как известно, уже собрал чемоданы, а проблемы импортозамещения заводу будет тяжело решить. Недавно писали, что КАМАЗ представил беспилотный автомобиль без кабины. Это все, конечно, здорово для выставок, но проблема локализации производства стоит очень остро», — отметил собеседник газеты. По словам Калачева, полностью остановить КАМАЗ не получится и даже с учетом санкций государство будет максимально поддерживать предприятие. «Можно формально работать, но при этом утратить конкурентоспособность. Вот АвтоВАЗ сейчас делает Granta без подушек безопасности», — указал спикер.

У США достаточно своих внутренних проблем, и новые санкции против России нужны властям, чтобы показать западной общественности свою работу, считает политолог и американист Дмитрий Дробницкий. Он замечает, что Вашингтон не вводит все ограничения сразу, потому что «не о чем будет отчитаться в следующий раз». При этом Дробницкий убежден, что набор антироссийских мер у Белого дома практически исчерпан. К тому же американцы были убеждены, что выдержат последствия своих ограничений, но оказалось по-другому. «Судя по тому, что идет обсуждение золотого эмбарго, ищут уже гражданские компании, чтобы они разорвали связи с Россией, ситуация подошла к фазе полного исчерпания возможностей Запада. Но если вначале ущерб для  экономики России и объединенного Запада был одинаков, то теперь ущерб Запада и прежде всего Европы значительно выше», — указал Дробницкий в беседе с «БИЗНЕС Online».

Сложности у всех российских автопроизводителей, производителей высокотехнологичного оборудования есть и будут, и говорить, что санкции никак не влияют на работу, — это лукавство, считает политолог. При этом Дробницкий подчеркивает, что РФ пока даже не начала предпринимать серьезные ответные меры. «Электронную промышленность всего мира Россия могла положить на бок в течение всего трех дней. Но этого не было сделано. Однако ответные меры могут быть — и в области продовольствия, и в области металлургии. Пока мы видим по макроэкономическим показателям, что воздействие [санкций] на предприятия было временным». «Самое главное, чего не понимает Запад (и, видимо, потом это будет в вину поставлено идеологам санкций), что из бизнес-среды, из российской элиты выбили последних сторонников договоренностей с Западом», — добавил эксперт.

Санкции могут сказаться на функционировании аэропорта Бегишево. Например, он не сможет напрямую приобрести какую-то зарубежную технику для своих нужд Санкции могут сказаться на функционировании аэропорта Бегишево. Например, он не сможет напрямую приобрести какую-то зарубежную технику для своих нужд Фото: © Leonid Faerberg/Transport Photo Images/www.globallookpress.com

«Я не помню в нынешней истории, чтобы аэропорты включали в санкционные списки»

По словам главного редактора портала AVIARU Романа Гусарова, санкции могут сказаться на функционировании аэропорта Бегишево. Например, он не сможет напрямую приобрести какую-то зарубежную технику для своих нужд. «Как мы видим, американские санкции автоматически распространяются на все компании мира: никто не может под угрозой вторичных санкций продавать или сотрудничать с этими компаниями. Но, подчеркиваю, напрямую», — сказал он в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Кроме того, у аэропорта могут возникнуть сложности в сотрудничестве с западными IT-компаниями. «Я не знаю, какие продукты использует аэропорт. Но если есть западные продукты, то, скорее всего, либо они откажутся от поддержки своих продуктов и дальше можно будет их использовать, поскольку есть лицензия, либо придется переходить на какой-то альтернативный российский софт. Что сейчас массово в авиации происходит», — пояснил Гусаров.

Как скажутся эти санкции на полетах, сейчас трудно предположить, добавил он. И напомнил, что за рубеж и так практически не летают, что в большей степени связано с ограничениями против самолетов. «Я не помню в нынешней истории, чтобы аэропорты включали в санкционные списки. Авиакомпании — да, а вот аэропорты — не знаю, — отметил он. — Вполне возможно, что это прецедент, который будет потом распространяться и далее».

А вот против «Туполева» эти санкции уже никак не скажутся, уверен Гусаров. Т. к. под ограничениями уже находятся ОАК и «Ростех». «Если они вводят санкции против „Ростеха“, значит, все его подразделения автоматически под санкциями. А дальше они наполняют свои списки неким количеством, на мой взгляд, возможно, зачастую, делая это, чтобы избежать качества данного списка», — пояснил он. А также не исключил, что Бегишево мог попасть в этот список «просто от балды». «Взяли какой-то аэропорт региональный, малоизвестный или вообще неизвестный на Западе и включили. Почему не Шереметьево? Может, и такая логика — надо чем-то наполнить», — добавил Гусаров.

А в холдинге «Ак Барс» не сильно переживали еще из-за прошлых санкций: АО «Зеленодольский завод им. Горького» под санкциями с 2014 года, но «продолжает выполнять согласно установленным срокам свои обязательства перед заказчиками по выпуску продукции», сообщали в компании 3 июня. В холдинге отмечали, что спрогнозировать полноценно все возможные негативные последствия сложно, но подчеркивали, что контрактов с американскими партнерами не имеется.