Изменения трамвайных маршрутов — это часть новой транспортной схемы, которую для Казани готовит НИИ автомобильного транспорта Москвы. Изменение сети получило положительное экспертное заключение экспертов НИИ и рекомендовано к внедрению летом Изменения трамвайных маршрутов — это часть новой транспортной схемы, которую для Казани готовит НИИ автомобильного транспорта Москвы. Изменение сети получило положительное экспертное заключение экспертов НИИ и рекомендовано к внедрению летом Фото: «БИЗНЕС Online»

Чаще, быстрее, гибче

«Город никогда не стоит на месте, требует оперативного и гибкого реагирования на изменения, — прокомментировал трансформацию маршрутной сети трамваев сегодня на утреннем совещании в исполкоме мэр Казани Ильсур Метшин. — Назрела потребность в пересмотре трамвайной маршрутной сети. Взвесили все за и против, „Метроэлектротранс“ привел убедительные доводы».

К корректировке трамвайной маршрутной сети подтолкнули:

  • обращения жителей; 
  • неравномерность трафика на разных участках маршрутов. На одном участке подвижной состав битком, а на других пустой или полупустой;
  • регулярность — длинный маршрут зависит от дорожно-транспортной ситуации. Даже мельчайшее происшествие приводит к простоям и сбоям в интервалах движения не на одном локальном участке, а сразу в нескольких районах города.

Число трамвайных маршрутов Казани вырастет в 2 раза. Обновленная сеть трамваев с 2 июля будет выглядеть так:

  • №1: Караваево – речной порт; 
  • №2: ж/д вокзал – речной порт;
  • №3: ж/д вокзал – площадь Вахитова – ул. Глазунова;
  • №4: ул. Халитова – 9-й микрорайон. На этом маршруте 16 трамваев, интервал — 6–7 минут;
  • №5: ж/д вокзал – парк Победы – ул. Глазунова. Кольцевой маршрут;
  • №5а:  ж/д вокзал – ул. Глазунова – парк Победы;
  • №6: Караваево – ул. Халитова. 6 трамваев, интервал — 19–20 минут;
  • №7: ж/д вокзал – ул. Глазунова;
  • №8: ул. Химическая – Караваево.

Главная корректировка затронет основу трамвайной сети Казани — самое длинное в России трамвайное кольцо длиной 34 км, которое обслуживают трамваи №5 и 5а с ежедневным пассажиропотоком в 36 тыс. человек.

Наиболее загруженный участок от проспекта Ямашева до проспекта Победы усилят новым маршрутом — №7. По нему будут ходить 25 вагонов с интервалом 6−7 минут. С учетом работы маршрутов №5 и 5а на данном участке суммарный интервал составит 4−5 минут, что на 2 минуты меньше, чем сегодня.

От остановки «Ж/д вокзал» до остановки «Улица Глазунова» запустят новый маршрут №3. Там будут ходить четыре вагона, которые свяжут центральную часть города с промышленной и жилой зонами Приволжского района. С учетом работы маршрутов №5 и 5а суммарный интервал составит 7−8 минут.

По маршрутам №5 и 5а будут ходить по 7 вагонов. «Подчеркнем, это не приведет к ухудшению обслуживания, так как за счет ввода дополнительных маршрутов время ожидания сокращается», — подчеркивали в исполкоме города.

На два маршрута разделят №1 «Улица Химическая» – «Ж/д вокзал». От ул. Химической до Караваево заработает новый маршрут — №8, который будут обслуживать 6 вагонов с интервалом 11−12 минут. Трамваи маршрута №1 станут курсировать от Караваево аж до речного порта. Там будет работать 14 единиц подвижного состава, интервал останется прежним — 9−10 минут.

«С обращениями продлить маршрут до речного порта, не завершая движение на ж/д вокзале, обращались жители Авиастроительного, Московского, Кировского районов, которым необходима прямая связь с Колхозным рынком, автовокзалом и речным портом», — объяснял замруководителя исполкома города Ильдар Шакиров на совещании в мэрии.

В город возвращается маршрут №2, не действовавший с 2018 года. Прежнюю схему движения сохранят — от ж/д вокзала до речного порта. Так снизят нагрузку на маршрут №1, подойдет для обслуживания пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного вокзала, автовокзала и речного порта. По маршруту будет ходить две единицы подвижного состава с интервалом 20 минут.

Раритетный экскурсионный вагон «Тюбетейка» 1986 года выпуска запустят по маршруту №2. Участники трамвайной экскурсии получат аудиогиды, а также набор, состоящий из треугольника, элеша и напитка. Цена билета — 500 рублей, время в пути — 45 минут. Рейс ежедневный, отправление — в 17:00. Туристический аттракцион будет доступен в течение сезона, а его дальнейшая судьба зависит от спроса и необходимости ремонта вагона.

Без изменений остается только маршрут №4 от остановки «Улица Халитова» до остановки «9-й микрорайон» и маршрут №6 «Караваево» – «Улица Халитова».

Айдар Абдулхаков: «Если даже 3-4 процента увеличения пассажиропотока будет — это уже победа» Айдар Абдулхаков: «Если даже 3–4 процента увеличения пассажиропотока будет — это уже победа» Фото: «БИЗНЕС Online»

Новый пересадочный тариф, расходы на корректировку схемы и ожидание роста пассажиропотока на 10%

Изменение трамвайных маршрутов получило положительное экспертное заключение НИИ автомобильного транспорта Москвы и рекомендовано к внедрению летом. НИИАТ, напомним, готовит новую транспортную схему столицы РТ.

«Период отпусков, не нужно ждать на холоде», — объяснил гендиректор МУП «Метроэлектротранс» Айдар Абдулхаков на пресс-конференции после утреннего совещания в исполкоме города.

Длина маршрутной сети Казани вырастет на 69% до 247 километров. Корректировка в среднем сократит интервалы движения на участках с большим пассажиропотоком, а на участках с низким пассажиропотоком интервал увеличится не более чем на две минуты. В городе уже завершили подготовительные работы, ремонт путей и сетей, перезаписали автоинформаторы, возвели 6 новых остановок.

Появится и новый пересадочный тариф «Трамвай 60 минут» с неограниченным числом пересадок в течение часа по ценам транспортной карты. Услугу особенно оценят те пассажиры, у кого прежний маршрут оказался разбит на два, как в случае с нынешним маршрутом №1.

Оформить пересадочный тариф можно с 27 июня. Варианта два:

  1. Перепрограммировать действующую карточку. Важное условие — баланс должен быть нулевым.
  2. Купить новую отдельную карту.

Через онлайн-сервис с отложенным пополнением разрешат купить не более 10 поездок по данному тарифу, в пунктах пополнения такого ограничения нет. Если есть необходимость пользоваться и проездным, и электронным кошельком, придется носить при себе два «пластика». На пользователей банковских карт этот тариф не распространяется.

Число вагонов «Метроэлектротранс» увеличит на линиях с 85 до 88 штук. Три трамвая выпущены в 2013 году, поставить их на рельсы помогло импортозамещение: теперь часть деталей отливают в Челябинске.

Выяснилось также, что пополнение парка новыми машинами пока приостановилось. «Казань вышла из программы субсидирования общественного транспорта. Коэффициент собственной обеспеченности оказался выше единицы. Триллионы ушли в дотационные регионы», — объяснил Абдулхаков.

На вопрос о том, во сколько городу и предприятию обошлось введение новой схемы, спикер ответил обтекаемо. «Все, что потратили на содержание — шпалы, путевые тяги, ремонт контактной сети, — это текущие расходы. Можно посчитать разве что стоимость листовок, которые мы напечатали», — посмеялся гендиректор предприятия.

Первый эффект от удвоения количества маршрутов в «Метроэлектротрансе» рассчитывают увидеть не раньше начала зимы. На предприятии предполагают, что к концу года пассажиропоток вырастет на 10%. В это число войдут не только новые пассажиры из другого транспорта, но и безбилетники, которых кондукторы не успевали обслужить в часы пик. «Если даже 3–4 процента увеличения пассажиропотока будет — это уже победа», — заключил Абдулхаков.

«Признак совершенства градостроительного планирования и землепользования в городе — это постоянство маршрутной сети. То есть менять ее нужно как можно реже» «Признак совершенства градостроительного планирования и землепользования в городе — это постоянство маршрутной сети. То есть менять ее нужно как можно реже» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Большие города придут к устойчивой мобильности на рельсах. Другого пути просто нет»

Эксперты в сфере транспортного планирования по просьбе «БИЗНЕС Online» оценили корректировку маршрутной сети трамваев и развитие этого вида транспорта в перспективе.

Михаил Якимов — директор института транспортного планирования Российской академии транспорта, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), д. т. н.:

— Я считаю, что признак совершенства градостроительного планирования и землепользования в городе — это постоянство маршрутной сети. То есть менять ее нужно как можно реже.

Рекомендую ли я городским властям развивать этот вид транспорта? Все зависит от площади города и численности населения. В Казани, насколько я знаю, население за миллион и площадь около 600 квадратных километров. И в таком городе трамвай — это действительно востребованный транспорт, такой же, как и метрополитен. Все зависит от плотности расположения центрального городского ядра. Потому что действительно, не во всех городах существуют пассажиропотоки, которые следует реализовывать на трамвае. В Казани есть метрополитен, значит, такие потоки там точно существуют. И задача — найти правильный баланс между использованием в реализации транспортных корреспонденций метрополитена и трамвая. Эта задача — экономическая, она не транспортная. Транспортная задача — понять, есть ли потоки. Сейчас они объективно есть.

Михаил Блинкин — директор института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики:

— Насколько часто нужно менять маршрутную сеть города? Вы знаете, на самом деле на этот вопрос нет общего ответа. Во всех случаях — и в большом городе, и не в очень большом — надо аккуратно мониторить ситуацию. Где у меня густо, а где у меня пусто? Где у меня ходят пустые вагоны, а где у меня люди толпятся при посадке? Нужно нормальное транспортное планирование, наблюдение за ситуацией. Но часто ли менять можно частоту движения, расписание? Хоть каждый сезон! А маршрутную сеть часто менять нельзя, это консервативная вещь. И очень дорогая. Мне же во всех случаях нужно либо новые рельсы укладывать, либо старое путевое хозяйство в порядок приводить. Так что это волей-неволей делают довольно редко. И надо всегда опираться на факты. Это нельзя делать наобум, ни в коем случае!

Что касается развития трамвая как вида транспорта, вот здесь я могу ответить совершенно определенно. Потому что это относится ни к Москве, ни к Казани, ни к какому-то конкретному городу. Это общемировой тренд. Большие города придут к устойчивой мобильности на рельсах. Другого пути просто нет. А рельсы, в зависимости от масштабов города, бывают трех сортов: метро, трамвай и городская электричка. Это еще называется рельсовой триадой. Трамвай — везде, электричка — там, где есть удобные подходы к железной дороге. А метро — признак ну очень большого города. Понятно, что в небольших городах метро никто строить не будет. И из всей этой рельсовой триады самая гибкая и самая непременная часть — трамвайная. И общемировой тренд, что для крупных городов «за миллион» мы никуда без рельсового транспорта не денемся. И это абсолютно прогрессивная тенденция.

А к общемировой тенденции у нас что накладывается? То, что в России есть заводы, которые делают очень приличные, вполне современные трамваи. И у нас есть культура проектирования трамвайных сетей. Так что и со стороны спроса, и со стороны предложения у нас все есть!