30 июня Тинчуринский театр закроет свой 88-й театральный сезон. По традиции сезон закрывается премьерной постановкой. В этом году это будет опера «Ал яулык, зәңгәр шәл» («Розовый платок, синяя шаль»). Трехактная опера — результат работы первой феминистской лаборатории в истории татарского театра «Умай».

По словам главного режиссера Тинчуринского театра Туфана Имамутдинова, тема феминизма в татарской культуре заинтересовала его во время работы над спектаклем «На заре» (был поставлен в Нижнекамском татарском театре и номинирован на премию «Золотая маска» — прим. ред.) по произведению Сагита Рамеева.

«В конце стихотворения „Таң вакыты“ Сагит Рамеев говорит: „Бетмә надан! Ту яңадан, мәгърифәтле анадан!“, что в переводе означает: „Не погибай, ты, невежда! Родись заново от просвещенной матери!“ И другие поэты в своем творчестве делают акцент на том, что именно женщина сохранит татарскую культуру, язык и в целом народ, что только женщина сможет это сделать. В связи с этим мы решили затронуть тему феминизма у татар», — рассказал «БИЗНЕС Online» главный режиссер Тинчуринского театра.

Сюжет первой оперы «Ал яулык, зәңгәр шәл» взят из мифологии татарского народа, второй — из жизни и быта татар начала прошлого века, так называемого ренессанса или эпохи джадидизма, среди представителей которой татарская меценатка и просветительница, основательница первой в Казани женской гимназии Фатиха Аитова и издатель, один из организаторов Восточного клуба Шигаб Ахмеров. В третьей опере можно узнать современных подвижниц татарского народа, в том числе известную писательницу, лидера татарского национального движения начала 1990-х годов Фаузию Байрамову.

Все авторы оперы — поэтессы, драматурги и композиторы — женщины. Стоит также отметить, что актеры, задействованные в опере, — артисты Тинчуринского театра. Это народная артистка РТ Зульфия Валеева, заслуженные артисты РТ Лилия Махмутова и Ренат Шамсутдинов, ведущие актеры Тинчуринского театра Резеда Саляхова и Артем Пискунов, Айсылу Мусаллямова, Ильнур Байназаров и Венера Низамова. Некоторые из них имеют профессиональное музыкальное образование, в т. ч. Казанской консерватории.

Оперная лаборатория была организована в рамках стратегии развития татарстанского минкульта и направлена на исследование культурной и исторической памяти, а также поддержку региональной идентичности.