«Они готовы были нам привезти наличные!» — рассказывал казанский бизнесмен о безвыходном положении иностранных заказчиков после введения санкций. Накануне в Торгово-промышленной палате РТ предприниматели и представители власти поговорили о досягаемости мер поддержки и о том, как снизить давление на бизнес. Оказалось, «санкционные» проблемы сегодня ощущаются меньше, чем злободневные нерешаемые вопросы. О том, как Марат Сафиуллин грозился не спускать глаз с оптимизаторов налогов, Абдулганиев хвалился свободными от СИЗО бизнесменами, а предприниматели просили освободить их от онлайн-касс, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Накануне в Торгово-промышленной палате РТ бизнесмены и представители власти поговорили о досягаемости мер поддержки и о том, как снизить давление на бизнес
Поддержка бизнеса
«Я иногда говорю шутя: что такое руководить? Это значит не мешать хорошим людям работать», — непринужденно приветствовала предпринимателей в Торгово-промышленной палате РТ и. о. прокурора республики Юлия Наумова. Накануне там по инициативе надзорного органа прошел очередной раут для обсуждения проблем бизнес-сообщества Татарстана. Разделить вопросы почти двух десятков предпринимателей, помимо Наумовой, пришли также глава УФНС по РТ Марат Сафиуллин, бизнес-омбудсмен республики Фарид Абдулганиев, представители минэкономики, минпромторга, гарантийного фонда. Площадку для диалога по обыкновению предложил председатель ТПП РТ Шамиль Агеев, взявший на себя и модерацию дискуссии.
Первым делом «президиум» напомнил о действующих мерах поддержки. В их числе, например, мораторий на проверки бизнеса в определенных сферах, гранты, льготные кредиты и т. д. С налоговой стороны, по словам Сафиуллина, самая существенная мера — это перенос уплаты страховых взносов за II и III квартал 2022-го на следующий год. Этой мерой могут воспользоваться 42 тыс. налогоплательщиков РТ, а допустимая к переносу сумма в общей сложности — около 39 млрд рублей. Как уточнил Сафиуллин, никаких заявок подавать не надо: предприниматель, который попадает под данную льготу, получит уведомление в личном кабинете.
Бизнес-омбудсмен Абдулганиев рассказал, что число проблем пока не вернулось к допандемийному уровню. Если в 2020-м поступило 18 тыс. обращений от предпринимателей, то за пять месяцев этого года — 1,5 тысячи
И тут же глава республиканского ФНС оговорился, что совсем освобождать от налогов никто никого не планирует. «Федеральная налоговая служба не настроена на уменьшение налогов», — обозначил позицию ведомства Сафиуллин. Более того, ФНС намерена «создать серьезные проблемы тем, кто ищет схемы налоговой оптимизации».
Бизнес-омбудсмен Абдулганиев рассказал, что число проблем пока не вернулось к допандемийному уровню. Если в 2020-м поступило 18 тыс. обращений от предпринимателей, то за пять месяцев этого года — 1,5 тысячи. Да, это немного, но в 2019-м было в 2 раза меньше. Лейтмотив жалоб — отсутствие обратной связи со стороны самих чиновников. Но есть и хорошие новости: Абдулганиев отметил, что в этом году еще ни одного предпринимателя в республике не отправили в СИЗО.
Еще один маркер — административная нагрузка на бизнес, которая, впрочем, в последнее время резко снизилась, заверил Абдулганиев. И даже призвал публику ему возразить, если это не так, и пообещал отдельную встречу, если у кого-то есть проблемы. В зале робко поднялась одна рука.
«Федеральная налоговая служба не настроена на уменьшение налогов», — обозначил позицию ведомства Сафиуллин. Более того, ФНС намерена «создать серьезные проблемы тем, кто ищет схемы налоговой оптимизации»
Валютные платежи и отчетность по гособоронзаказу
Директор ООО «ЭкоФудПремиум» Сергей Никифоров и гендиректор АО «Регион электро» Сергей Бивол (основной их вид деятельности — торговля химпродуктами) интересовались, как быть, если предприятие 1–2 раза продало свои товары физлицам, а заводить для этого кассовый аппарат не то чтобы неудобно, а просто нерентабельно? Ведь если люди (покупатели) закинут деньги на расчетный счет, то подобное уже будет нарушением. «Можно ли сделать исключение за несистемные действия?» — просил льготу Никифоров. Удивительно, но глава УФНС с ходу ответить на это не смог: записал вопрос и пообещал, что сегодня же разъяснит предпринимателям — мол, проблему надо решать индивидуально.
Также Бивол попросил послаблений по отчетности для тех, кто работает с гособоронзаказом, что, пожалуй, было уже ближе к нынешним реалиям. «Вроде выполняешь заказ — все довольны. А потом мы пишем большие отчеты», — пожаловался Бивол и перечислил: бесконечные таблицы, расчеты затраченного каждым сотрудником времени, вычисления части суммы контракта на оплату конкретно взятого работника и т. д. Предприниматель спросил, а можно его от всего этого избавить ну или свести как-то до упрощенки, если претензий у заказчика нет? Тем более предприятие «Регион электро», со слов Бивола, лишь поставляет товар той компании, которая выполняет гособоронзаказ, а таблички приходится писать всем.
Сергей Бивол просил послаблений по отчетности для тех, кто работает с гособоронзаказом
«Нам главное, чтобы было качественно», — одернула тут Наумова. А замглавы минпромторга РТ Герман Лернер предложил следующее: если проблема есть, еще и системная, то можно собраться, обсудить и найти какое-то решение. «По гособоронзаказу требования по проверкам даже жестче, чем к бизнесу, — все приземляла предпринимателя и. о. прокурора РТ. — С одной стороны, честно скажу, нам вообще к вам запретили ходить. Но, с другой — отраслевой отдел говорит, что надо следить за заказами».
Второй вопрос от Бивола касался проблемы взаиморасчетов с иностранными партнерами, которые резко осложнились на фоне санкций. Конкретно в случае предпринимателя дело коснулось расчета с контрагентами из Сербии — те не смогли оплатить валютой заказ. В первый раз платеж заморозили. Во второй раз уже платили в евро — снова заморозили. В третий, по словам Бивола, сербской компании чуть ли не пригрозили — мол, попытаетесь еще раз перевести, сделаем вывод, что вы две аффилированные структуры. «Они готовы были нам привезти наличные…» — рассказывал Бивол. Бизнесмен думал даже обращаться в посольство Сербии. В итоге, как рассказал он корреспонденту «БИЗНЕС Online», платеж удалось провести через банк в Люксембурге.
Юлия Наумова: «Нам главное, чтобы было качественно»
Занимательная история предпринимателя, кажется, понравилась всем: в зале почувствовалось оживление и даже нотки сопереживания. «Мы ведь неслучайно говорим, что живем сейчас в других условиях, — подытожил высказывания спикеров на эту тему Агеев. — Все идет по инерции. Иран получил эти санкции за 40 лет, а мы — за три недели!»
Председатель ТПП РТ отметил, что не только бизнес нахватался, но и власти тоже все это расхлебывают: «Правительство Мишустина оперативно реагирует!» Твердил и Сафиуллин: «С утра до ночи, до 12 часов [занимаются разработками мер поддержки]!»
Директор ООО «Гармониястрой» Лейсан Сутулова пожаловалась на решение Арбитражного суда. По словам бизнесвумен, организация столкнулась с тем, что местная компания «кинула» ее на 600 тыс. рублей, по крайней мере они в этом уверены
Жалобы на суд и пар
Директор ООО «Гармониястрой» Лейсан Сутулова пожаловалась на решение Арбитражного суда. По словам бизнесвумен, организация столкнулась с тем, что местная компания «кинула» ее на 600 тыс. рублей, по крайней мере они в этом уверены. Но судья арбитража, по словам Сутуловой, «даже не рассмотрела дело и отказала во всем». Решили пойти по «уголовному» пути, но в полиции в возбуждении дела отказали. «Я просто в шоке от того, как ведут себя судьи. Я понимаю, что они очень загружены, но когда все факты предприниматель предоставляет…» — возмутилась Сутулова, насколько могла это сделать дрожащим голосом. И. о. прокурора РТ Наумова, впрочем, в объективности судей сомневаться не стала, как и вмешиваться в их дела: «Суд у нас независимый», но посоветовала обращаться в апелляцию, кассацию, обжаловать решения — в общем, идти до победного конца. И пожаловаться в прокуратуру на решение полиции — надзорное ведомство все проверит. А Абдулганиев предложил помощь юристов в судах.
Любопытный кейс представил следом заместитель главного инженера ООО «НПП „Тасма“» Алексей Юскевич. По его словам, его фирма может столкнуться с серьезными проблемами с 1 сентября. Тогда вступит в силу новый закон, по которому организация потеряет статус теплосетевой компании. Как же фирма, которая единственная в России (как сказал Юскевич) производит радиографические и другие пленки для нужд минобороны, стала теплосетевой? Оказалось, для производства используются пар. Но в одно время на территории «Химграда», где они работают, появилась еще одна компания, которой нужен пар. «А единственным собственником паропровода являемся мы. Поэтому по настоятельной рекомендации министерства экономики и руководства „Химграда“ мы подключили к себе данного абонента», — объяснил Юскевич. Компания-абонент платила за пар непосредственно «Татэнерго» как прямому поставщику, а НПП «Тасма» получало часть этих денег. Но после того, как они лишатся статуса теплосетевой компании, их «коллеги» перестанут платить за пар, хотя пользоваться им продолжат. «Получается, возмещения убытков нам не будет. Та компания получает доход, а мы — убыток», — чуть не на пальцах объяснял все хитросплетения Юскевич. Абдулганиев пообещал изучить проблему — с таким пока на практике никто не сталкивался.
Под занавес дискуссии от стеснительности, как это часто бывает, не осталось и следа. Несмотря на то что зал был небольшой, стоял гул. Предприниматели общались уже не только со спикерами, но и между собой. Наумова пообещала проводить такие встречи раз в месяц.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.