Исключив Россию из современности, Запад не только разрушил большую часть механизмов колониального контроля, но и дал нам новую «оптику», которая позволила ответить на многие вопросы, об которые мы бились лбом в предыдущие десятилетия Исключив Россию из современности, Запад не только разрушил бо́льшую часть механизмов колониального контроля, но и дал нам новую «оптику», позволившую ответить на многие вопросы, об которые мы бились лбом в предыдущие десятилетия Фото: «БИЗНЕС Online»

Новая оптика

1. Есть такой литературоведческий термин «остранение», введенный В. Шкловским и потом использовавшийся много кем, в частности Брехтом и Бахтиным. Там имеется в виду, что для того, чтобы вывести читателя из «автоматизма восприятия», нужно заставить его «посмотреть на привычные вещи странными глазами». Типичное «остранение» — это начало «Собачьего сердца», где мир описывается глазами бродячей собаки. То, что мы прожили в последние месяцы, это очень специфическое «остранение» — внезапная возможность посмотреть на вещи глазами страны.

2. Из новой оптики выявились ответы на многие вопросы, об которые мы бились лбом в предыдущие десятилетия. Например, стало ясно, почему неудачей кончилась затея «модернизации» в 2008–2011 гг.: колониальный характер экономики делал невозможной игру в технологическое опережение. Сколково, задуманное как «русский аналог» Кремниевой Долины, по факту превратилось в вербовочный пункт, где хэдхантеры из глобальных ТНК по дешёвке скупали российские технологические стартапы вместе с их командами. Также стало ясно, почему принципиально нерешаема была «проблема коррупции»: коррупция оказалась неотъемлемой частью нашей модели участия в глобализации: «здесь нагрёб — туда вывез — там тратишь», ресурсное государство по Кордонскому. Аналогично с экономической моделью: она была обречена скатиться в доминирование госкорпов при минимальной роли «малого и среднего бизнеса»: госкорпы были единственными, кто имел поляну, нерыночно защищённую от больших мировых компаний, зачищавших у нас целые рынки под себя, пользуясь неограниченным доступом к дешёвым деньгам. Поэтому даже Яндекс в итоге эволюционировал в квази-госкорп. И т. д., и т. п.

3. Путинский бунт против сложившегося миропорядка именно поэтому выглядел с самого начала беспомощным и заведомо обречённым: имея полуколониальные финансы, экономику, технологическую и цифровую инфраструктуру, будучи с каждым годом всё больше в орбите глобальных медиа и платформ — на что мы надеялись? Имея элиту, у которой здесь «центр прибыли», а там «центр затрат» — какой «многополярности» мы добивались?

Помощь приходит откуда не ждали

4. Тем не менее нам внезапно помогли «с той стороны», сделав ставку на тотальный cancelling, «исключение России из современности». Своими руками они разрушили или выключили значительную часть механизмов колониального контроля; но главное — перевели даже те, что остались, из невидимой зоны в видимую и рефлексируемую.

5. Это создало стратегическую развилку. Либо стоять у дверей рая с покаянным видом и просить дежурного архангела вернуться туда на любых условиях, либо идти туда, где Адам пахал, а Ева пряла. У первой стратегии есть риск: много шансов, что не пустят уже ни тушкой, ни чучелком. У второй — что не сможем ни пахать, ни прясть.

6. Примерно ясно, что говорили Моисею Корей, Дафан и Авирон во время бунта среди вышедших из Египта евреев. «Зачем ты вывел нас из Египта? Мы ведь жили в цивилизованной стране, где было всё — от судебной системы до канализации. Ты говоришь, что мы там были рабами фараона — но теперь мы рабы случайности: нам нечего есть и пить, нас едят хищники, нас грабят, насилуют и убивают окрестные дикари. Мы умрём тут; ты вывел нас на смерть. А главное — в чём образ будущего? Ты говоришь, что мы идём в землю обетованную, но пока что мы бесцельно блуждаем по пустыне. Куда мы идём? Каким будет этот твой „израиль“? И будет ли он вообще?» Моисей утопил их в яме с дерьмом, но чтобы ответить на их вопросы, ему пришлось пойти на Синай и вернуться оттуда уже со скрижалями Завета.

Нужны скрижали

7. «Земля обетованная» — это был скорее мотивационный символ. Реальным фактором, сформировавшим единство и идентичность народа, и работающим с тех пор уже несколько тысячелетий, стала Тора. Правовая модель, основанная на 10 заповедях, оказалась абсолютно революционной для тогдашнего мира, намного опередив время. Именно она, по факту, и оказалась «образом будущего», который сработал и работает даже до сих пор. Если говорить в языке «прав человека», то она постулировала ключевое, радикальное право — не быть на земле ничьим рабом, кроме как Божьим. Именно это стало рычагом, с помощью которого сворачивали великие империи во все времена. 

8. Для нас сейчас ключевым вопросом трансформации также является не столько образ «земли обетованной», сколько «десять заповедей». Альтернатива «Египту» лежит не в зоне красивых картинок будущего, а в зоне фундаментальных правовых оснований иного мироустройства, отвечающих на вопрос о том, почему быть частью нашего мира лучше для человека, чем быть «рабом фараона». Тора — это следствие глубокой ревизии правового и религиозного фундамента самой современной и продвинутой из тогдашних цивилизаций. Нам тоже необходимо понять, что именно нас не устраивает в мире пирамид — будь то пирамида Маслоу, или пирамида социальной стратификации, или любая другая из действующих.

9. Если этого не произойдёт, мы не сможем объяснить даже самим себе, «за что боролись». В этом случае любые частные усилия — будь то повышение эффективности госуправления, «импортозамещение» и т. п. — натолкнутся на неубиваемое желание принадлежать к более развитой цивилизации, на почти любых условиях. Нам придётся капитулировать, и чем скорее мы это сделаем, тем легче будет возврат к фараону, но в любом случае — горе побеждённым.

10. Практически это означает, что необходим набор развёрнутых ответов по основаниям — как мы понимаем, что такое «права человека», «частная собственность», «свободный рынок», «конкурентная политсистема», «демократия», «свобода слова», «сменяемость власти», «открытое общество» и прочие Сеты, Горы и Осирисы. Должна пройти большая ревизия каждой из ключевых констант, на которой держится и наше, и мировое представление о цивилизации и цивилизованности. Это инстинктивно чувствуют даже китайцы — не случайно отдел идеологии ЦК КПК ещё в конце 2021 года начал большую программу по разработке китайского взгляда на демократию, и чем он отличается от американского. Но им трудно — про них в Библии ничего не сказано.

Chadayev.ru — канал Алексея Чадаева, [09.06.2022 12:47]

Алексей Чадаев — кандидат философских наук (культурология), доцент Института русской истории РГГУ, бывший руководитель политического департамента ЦИК ВПП «Единая Россия», учредитель и генеральный директор аналитического центра «Московский регион».

Родился в 1978-м.

С 1988 по 1992 год учился в церковной воскресной школе. Окончил Государственную академию славянской культуры.

В сентябре – октябре 1993-го участвовал в обороне Верховного Совета РФ после его роспуска указом Бориса Ельцина.

Был сотрудником группы советников первого вице-премьера правительства РФ Бориса Немцова, заместителем руководителя пресс-службы московского предвыборного штаба СПС в 1999 году, сотрудником ФЭПа, руководителем политического департамента ЦИК ВПП «Единая Россия» со статусом заместителя руководителя ЦИКа. В 2000–2001-х делал антипрезидентский сайт «Дутый Пу».

В 2011-м ушел с поста руководителя политического департамента партии и замруководителя центрального исполкома партии «Единая Россия» по причине несогласия с позицией президента Дмитрия Медведева по Ливии, в 2012-м вышел из партии.

Женат, дочь Даша (2001 года рождения).