В Московском музее русского импрессионизма открылась большая выставка «Точки зрения» В московском Музее русского импрессионизма открылась большая выставка «Точки зрения»

Разнообразие подходов и стилей

Частный Музей русского импрессионизма, посвященный отечественному искусству конца XIX – начала XX века, некогда созданный предпринимателем Борисом Минцем на территории бывшей московской кондитерской фабрики «Большевик», стал местом для едва ли не самой яркой столичной выставки, открывшейся за последнее время.

«Вдумчивая работа куратора подарила нам стилистически разнообразную, насыщенную именами и манерами экспозицию, — подчеркнула в беседе с „БИЗНЕС Оnline“ директор МРИ Юлия Петрова. — Показывая в одном зале работы именитых мастеров, мы рассказываем об истории искусства и отношениях художников, об их личностях и эпохе. По уровню наполненности выставка задает музею очень высокую планку».

Широта охвата «Точки зрения» — одно из ключевых достоинств проекта. В экспозицию вошли полотна из собраний Третьяковской галереи, Русского музея и Государственного музея им. Пушкина, федеральных и региональных музеев, включая Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, а также частных коллекций.

«На примере портрета сложно говорить о развитии изобразительного искусства. Однако новая экспозиция позволяет отследить все многообразие направлений и подходов, которые исповедовали русские художники рубежа веков. С помощью ярких композиционных приемов мы стремились подчеркнуть, насколько по-разному мастера видели себя и трактовали жанр портрета», — поделилась своим замыслом с нашим корреспондентом куратор экспозиции Наталья Свиридова.

Художница и гравер, супруга знаменитого химика Сергея Лебедева, Анна Остроумова-Лебедева  (работа художницы слева на фото) не признавала свой портрет руки Филиппа Малявина Художница и гравер, супруга знаменитого химика Сергея Лебедева Анна Остроумова-Лебедева (работа художницы слева на фото) не признавала свой портрет руки Филиппа Малявина

Разница «Точек зрения»

Интереснее всего наблюдать контрастные и даже полярные образы. Например, поздний автопортрет важного художника русского зарубежья Дмитрия Стеллецкого и его же ранний портрет кисти Бориса Кустодиева. С реалистичного полотна Стеллецкого смотрит уставший человек, переживший тяготы эмиграции. С импрессионистской работы Кустодиева — жизнерадостный студент, которого мастер изобразил во время учебы в Академии художеств в Петербурге. С потухшим взглядом мужчины контрастирует улыбка мальчика с крупными зубами (Кустодиев часто карикатурил героя даже в серьезных портретах) и красными ушами, которые Стеллецкий отморозил в юности.

Разные «точки зрения» приводили к ярым разногласиям. Художница и гравер, супруга знаменитого химика Сергея Лебедева Анна Остроумова-Лебедева не признавала свой портрет руки Филиппа Малявина. Мастер видел в ней величественную передовую художницу в строгом коричневом платье, очках и с размытыми чертами лица (важен не человек, а его занятие — таков месседж автора). Героиня же считала себя миниатюрной кокеткой, что доказывает ее женственный автопортрет на розовом фоне.

Порой на портретах рождалась новая личность. Наталья Гончарова превратила своего супруга в курильщика, хотя в жизни Михаил Ларионов им никогда не был. Элегантно ушла художница и от внешнего сходства, изобразив мужа с помощью хлестких конструктивистских линий. Особенно эта разница ощутима в сравнении с реалистичным автопортретом, где Ларионов предстает округлым франтом в обществе неизвестной дамы.

Графичные, условные изображения казанских мастеров Александра Родченко и Варвары Степановой — приношение европейскому авангарду Графичные, условные изображения казанских мастеров Александра Родченко и Варвары Степановой — приношение европейскому авангарду

Портреты-«братья»

Второй блок экспозиции составляют полотна-«близнецы». Сходство образов и техники в них экспонируют достижения крупных художественных школ начала XX века. Светлый, воздушный автопортрет Леонид Пастернака и его аналогичный портрет кисти Осипа Браза — оммаж французскому импрессионизму. Графичные, условные изображения казанских мастеров Александра Родченко и Варвары Степановой — приношение европейскому авангарду.

Изюминка экспозиции — полотна других авторов – выходцев из Казани — автопортрет Александры Платуновой и ее портрет, созданный Константином Чеботаревым. Оба учились у легендарного Николая Фешина, пережили культурное сопротивление (их не принимали в московский союз художников) и жили впроголодь в подмосковном Новогиреево, попавшем на портретное полотно. Тяготы жизни Платунова выразила в аскетичном туалете (темно-синяя блуза с желтой косынкой) и недоверчиво-пронзительном взоре. Чеботарев — в аксессуаре в виде банки с парой кистей (без членского билета мастера не могли купить художественные принадлежности).

Выставка сопровождается рядом открытий. Одно из них — портрет «Лизы в голубой шали», выполненный Робертом Фальком — супругом художницы Елизаветы Потехиной. Полотно из орловского музея впервые экспонируется в столице, привлекая округлостью линий, мягким сочетанием цветов и детализацией фона, изображающего комнату героини. Другая новинка — уже упоминавшийся потрет Ларионова с неизвестной дамой. Из-за интимности обстановки (дева сидит на разобранной постели под портретом целующейся пары) многие считают, что это Гончарова. Однако подлинная личность женщины до сих пор не установлена.

Тяготы жизни Платунова выразила в аскетичном туалете (темно-синяя блуза с желтой косынкой) и недоверчиво-пронзительном взоре (на фото слева работа художницы) Тяготы жизни Платунова выразила в аскетичном туалете (темно-синяя блуза с желтой косынкой) и недоверчиво-пронзительном взоре (на фото слева работа художницы)

Трехметровый демон оперы

Интеллектуальным бонусом к выставке стал спецпроект «Точки зрения: Федор Шаляпин», открывшийся на третьем этаже музея. Камерная экспозиция позволяет посмотреть на знаменитого баса, родившегося в Казани, его собственным взором и глазами его современников — Константина Коровина, Александра Головина, Василия Шухаева, Паоло Трубецкого. Экспонаты для выставки предоставил Государственный музей Большого театра.

«У нас нет экспозиционной площадки, но есть потрясающая коллекция костюмов, вещей, портретов и фотографий артиста, — рассказала изданию заведующая музеем ГАБТа Лидия Харина. — Когда Музей русского импрессионизма попросил изображение Шаляпина-Демона (из одноименной оперы Антона Рубинштейна — прим. ред.), я сомневалась, так как за последние 100 лет мы представляли его лишь один раз. Однако участвовать в таких проектах — большое удовольствие, потому что нам есть чем похвастаться и что показать».

Интеллектуальным бонусом к выставке стал спецпроект «Точки зрения: Федор Шаляпин», открывшийся на третьем этаже музея Интеллектуальным бонусом к выставке стал спецпроект «Точки зрения: Федор Шаляпин», открывшийся на третьем этаже музея

На каждом портрете или фото певца словно видишь новую личность. Рыжий Шаляпин-Фарлаф Головина — иронично-глуповатый простачок. Шаляпин Коровина, в пиджаке расположившийся за столом, — стильный ловелас. Сам солист на скульптурном автопортрете представил себя задумчивым художником. А трехметровый портрет артиста в образе Демона, созданный Головиным, отражает его мятежную душу.