Инвестором проекта на площадке Свияжского межрегионального мультимодального логистический центра (СММЛЦ) стала компания «Август-Агро» Скверная дождливая погода не помешала официальному старту строительства нового элеватора от компании «Август-Агро» под Казанью
Фото: Сергей Елагин

«Надеюсь, что долго мы хранить ничего не будем!»

Скверная дождливая погода накануне не помешала официальному старту строительства нового элеватора под Казанью. Инвестором проекта на площадке свияжского межрегионального мультимодального логистического центра (СММЛЦ) стала компания «Август-Агро». Стоимость составляет 2,4 млрд рублей, из них 90% — собственные средства компании, остальное — заем от фонда развития моногородов.

«Это место фантастически интересное!» — объяснял журналистам выбор площадки генеральный директор федеральной группы компаний «Август» Александр Усков. Дело в том, что с нового элеватора продукцию можно будет отгружать круглый год по железной дороге и 6 месяцев в году — по воде. А все потому, что прямо на территории СММЛЦ имеется своя причальная стенка для речных судов, сюда же подведена и железнодорожная ветка. Особенностью элеватора «Свияжск-Зернопродукт» станет высокая скорость отгрузки — 700 т в час. 

Единовременно элеватор сможет хранить 112,5 тыс. т зерна. При выходе на проектную мощность (к 2025 году) через элеватор будет проходить около 450 тыс. т продукции в течение года. Первая очередь начнет функционировать в сентябре 2023-го. «Я очень надеюсь, что долго мы хранить ничего не будем, потому что это все-таки главная задача — работать как терминал на отгрузку», — пояснил Усков. 

Якорными заказчиками элеватора станут агрофирмы «Август – Камское Устье» и «Август-Кайбицы», чьи угодья расположены недалеко от будущего элеватора. Но компания готова оказывать и коммерческие услуги сторонним организациям. Также планируется отгрузка зерна на экспорт. Как рассказал министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров, общая емкость элеваторов по республике составляет около 2,5 млн тонн. Учитывая, что «Август» планирует строить аналогичный объект в Бугульме, получается, что компания покроет почти 10% потребности Татарстана. При этом старые элеваторы не будут выводиться из строя, они подлежат модернизации.

Александр Усков: «Я очень надеюсь, что долго мы хранить ничего не будем, потому что это все-таки главная задача — работать как терминал на отгрузку» Александр Усков: «Я очень надеюсь, что долго мы хранить ничего не будем, потому что это все-таки главная задача — работать как терминал на отгрузку» Фото: Сергей Елагин

Старт строительству дал президент Татарстана Рустам Минниханов. В своей речи они выразил благодарность Ускову: «Всевышний дал нам такого инвестора в вашем лице!» «Мы видим, что вопрос продовольствия — номер один в мире. А мы республика, которая должна производить не менее 4 миллионов тонн зерна и больше. Конечно, без современного качественного хранения и дальше переработки сложно прогнозировать какую-то свою деятельность», — сказал президент. После этого в землю начали забивать первые сваи.

Среди гостей мероприятия мы заприметили главу Зеленодольского района Михаила Афанасьева, новоиспеченного и. о. министра промышленности РТ Олега Коробченко, министра экономики Мидхата Шагиахметова, бизнес-омбудсмена РТ Фарида Абдулганиева, управляющего отделением «Банк Татарстан» Сбербанка России Рушана Сахбиева, а также директора татарстанского регионального филиала АО «Россельхозбанк» Лялю Кудерметову. Скромно в толпе стоял Дамир Мадьяров — гендиректор УК «Альянс», под чьим управлением сейчас находится СММЛЦ. На виду был и бенефициар УК, председатель совета директоров АО «Ядран-Ойл» Ирек Салихов. Увы, пообщаться с ними не удалось — после церемонии их спешно вывели на закрытое совещание с президентом. А ведь именно к их заслугам можно отнести то, что в СММЛЦ спустя столько лет после начала строительства наконец-то затеплилась какая-то жизнь.

Гостям показали первый корпус склада KazanExpress, который будет обрабатывать 350 тыс. заказов в сутки Гостям показали первый корпус склада KazanExpress, который будет обрабатывать 350 тыс. заказов в сутки Фото: president.tatarstan.ru

Премиальная плитка и склад KazanExpress

Посещение Миннихановым других резидентов СММЛЦ оказалось закрыто от СМИ. Но известно, что гостям показали первый корпус склада KazanExpress, который будет обрабатывать 350 тыс. заказов в сутки. Сейчас на новом складе практически полностью залит бетонный пол, идут отделочные работы и прокладка водопровода, смонтирована система пожаротушения, начато благоустройство территории. В июле новое здание KazanExpress собирается получить заключение о соответствии, в августе объект планируется сдать. Инвестиции составят 3,3 млрд рублей.

Место для нового склада, как рассказал генеральный директор и сооснователь KE Линар Хуснуллин, выбирали с учетом многих факторов: это логистическая доступность, финансовые условия, возможность нанимать новых работников, в которых будет нуждаться логоцентр при расширении. Свою роль сыграли льготные условия ТОСЭРа и близость к федеральной трассе по направлению к Москве. «Это направление — больше 75 процентов рынка интернет-ретейла. Также рядом с площадкой есть районы с хорошим потенциалом по привлечению сотрудников», — отметил бизнесмен.

Следующей остановкой стал строящийся завод ООО «Выбор-Поволжье» по производству тротуарной плитки Следующей остановкой стал строящийся завод ООО «Выбор-Поволжье» по производству тротуарной плитки Фото: president.tatarstan.ru

Следующей остановкой стал строящийся завод ООО «Выбор-Поволжье» по производству тротуарной плитки. Резидент входит в федеральную группу компаний «Выбор», у них 7 заводов в пяти федеральных округах, предприятие в Татарстане станет 8-м. В республике компания гордится работой на Фестивальном бульваре в Казани, сделанном к чемпионату мира по футболу в 2018 году. 

«Давно хотели локализовать производство в регионе. Смотрели на оптимальное расположение, доступность сырьевой базы и близость к нашим основным рынкам сбыта: это Казань, Уфа, все крупные города ПФО. С помощью администрации Зеленодольского района и агентства инвестиционного развития РТ остановились на этой локации», — рассказал «БИЗНЕС Online» генеральный директор «Выбор-Поволжье» Артем Новиков. Этот инвестиционный проект оценивается в 1,8 млрд рублей, мощность завода — 7 тыс. кв. м в сутки. Проект готов на 80%, первый выпуск готовой продукции намечен на июль.

Сам «Альянс» вложит 355,5 млн рублей в создание промышленного комплекса для сдачи в аренду Сам «Альянс» вложит 355,5 млн рублей в создание промышленного комплекса для сдачи в аренду Фото: president.tatarstan.ru

А что с контейнерами?

Как сообщила «БИЗНЕС Online» исполнительный директор УК «Альянс» (прежнее название — ООО УК «Индустриальный парк Зеленодольск») Лейсан Шарафеева, у СММЛЦ сейчас четыре резидента. О трех мы уже рассказали, а четвертый — это ООО «Мирпластинвст», который планирует построить на 4 га производство полиэтиленовых труб. Инвестиции в проект составят 56,7 млн рублей, сейчас заключается договор на проектно-сметную документацию.

Какие еще проекты готовятся к реализации? Сам «Альянс» вложит 355,5 млн рублей в создание промышленного комплекса для сдачи в аренду. 350 млн потратит ООО «Зеленодольский крахмальный завод» на производство клея и крахмала. На стадии заключения договора ООО «Свияжский завод алюминиевых сплавов» с инвестициями в 228,4 млн рублей. 

Как мы писали ранее, у центра возникли сложности с выбором оператора контейнерных перевозок. Изначально сюда планировали зайти РЖД со своей «дочкой» — «Трансконтейнер», в какой-то момент развивать тему планировал даже то и дело банкротящийся «Татфлот» Равиля Зиганшина, в качества контейнерного оператора сюда мечтали заполучить даже иностранный Maersk, но он после начала спецоперации на Украине ушел из России. Также говорили о возможном приходе компании «Модуль», но и с ней не срослось. Как выяснилось, со стороны компании был лишь ознакомительный визит, который ни к чему не привел.

«Источники финансирования — собственные и привлеченные. Реализуем сами, так как УК — единый оператор всего промышленного парка, это логично и удобно для всех участников. Опыт и компетенции имеются, конечно» «Источники финансирования — собственные и привлеченные. Реализуем сами, так как УК — единый оператор всего промышленного парка, это логично и удобно для всех участников. Опыт и компетенции имеются, конечно» Фото: president.tatarstan.ru

По словам Шарафеевой, сейчас решено, что УК сама выступит единым оператором всех услуг, как для резидентов, так и для сторонних участников внешнеэкономической деятельности. Контейнерная зона находится на предпроектной стадии, сейчас считаются технико-экономические показатели. Затем компания выйдет на инвестсовет и начнет строительство — «точно в этом году», заверила нас руководительница. 

«Источники финансирования — собственные и привлеченные. Реализуем сами, так как УК — единый оператор всего промышленного парка, это логично и удобно для всех участников. Опыт и компетенции имеются, конечно», — добавила собеседница издания. Транспортировать планируется все товары народного потребления, а также профильные комплектующие и сырье для крупнейших участников ВЭД в РТ, за исключением нефтехимии. Сохраняется в планах и создание бондовой зоны, но пока точных сроков ее создания нет.

6 сентября 2021 года по распоряжению Минниханова земельные участки СММЛЦ общей площадью 110 га были переданы без торгов УК «Индустриальный парк Зеленодольск». Компания входит в империю создателя группы компаний «Ядран» Ирека Салихова (второй слева) 6 сентября 2021 года по распоряжению Минниханова земельные участки СММЛЦ общей площадью 110 га были переданы без торгов УК «Индустриальный парк Зеленодольск». Компания входит в империю создателя группы компаний «Ядран» Ирека Салихова (второй слева) Фото: president.tatarstan.ru

Логистический проект с «бородой»

Напомним, что СММЛЦ — проект с очень длинной историей. Задумывался он еще в начале 1990-х как интегрирующий центр в области международной и межрегиональной грузопереработки на перекрестке транспортных коридоров Север – Юг, Запад – Восток и создаваемого маршрута Европа – Западный Китай. Проект был включен в ФЦП «Модернизация транспортной системы России на 2006–2010 годы», а позже — в ФЦП развития транспортной системы России на 2010–2015 годы. Акцент делался именно на контейнерных перевозках. 

Сроки сдачи СММЛЦ постоянно сдвигались: 2013-й, 2015-й, 2017-й. По итогам первого этапа строительства был выполнен гидронамыв территории, закончено строительство причальной стенки, подъездных железнодорожных путей, автомобильной дороги с транспортной развязкой, соединяющей СММЛЦ с федеральной трассой М7 «Волга», проведено электроснабжение, модернизировано оборудование железнодорожной станции «Свияжск». На территории центра было построено даже противорадиационное укрытие на 600 человек.

По данным минэкономики РТ, строительство только причальной стенки обошлось в 2,4 млрд рублей, железнодорожных путей — в 230 млн рублей. Кроме того, было построено 5,2 тыс. м автодорог (по парку) и 9 тыс. кв. м (от парка до федеральной трассы М7). Общая сумма госинвестиций при этом не называется. Разные источники в разное время называли то 8 млрд рублей (минтранс РТ), то 12,5 млрд рублей (ФКУ «Ространмодернизация»).

Миллиардер выходит на свет: как устроена империя Ирека Салихова

Второй этап проекта, а именно создание портовых, контейнерных и складских зон, административно-сервисного центра и другой инфраструктуры, при этом постоянно тормозился. Власти республики не раз пытались передать проект в надежные руки. В разные годы сообщалось, что его оператором стала ОЭЗ «Алабуга». Интерес к проекту выказывал Зиганшин, ведь его ПСО «Казань» было подрядчиком строительства логоцентра. Сватали СММЛЦ даже туркам, но оператор организованной промзоны «Гебзе» так и не приземлился на татарстанскую землю. Говорят, что основная причина — антироссийские санкции, а потом и коронавирус.

И только 6 сентября 2021 года по распоряжению Минниханова земельные участки СММЛЦ общей площадью 110 га были переданы без торгов УК «Индустриальный парк Зеленодольск» (сейчас переименован в ООО «УК „Альянс“»). Компания входит в империю создателя группы компаний «Ядран», депутата Госсовета РТ Салихова. Согласно «Контур.Фокусу», УК «Альянс» управляется через ООО УК «Ядран» Мадьярова — давнего бизнес-партнера Салихова. УК «Альянс» на 99,99% принадлежит ООО «Торговый Дом „Ядран-Энерго“» и на 0,01% — ООО «Ядран-Групп», а последнее, в свою очередь, на 99% принадлежит ООО «с-Холдинг», чьими владельцами являются сам Ирек Салихов, а также Айгуль Салихова и Илнар Салихов.

Вся построенная в СММЛЦ инфраструктура и земля между тем остаются в госсобственности, но по мере строительства резиденты получат право выкупать землю. В перспективе территория СММЛЦ может быть увеличена до 2,2 тыс. га (территория зарезервирована постановлениями правительства РТ).

В декабре 2021 года в УК нашему изданию сообщали, что в 2022–2023 годах в СММЛЦ планируется создать 5 тыс. 132 рабочих места, а с развитием парка в последующие годы трудоустроить до 20 тыс. человек. На первом этапе строительства были запланированы частные инвестиции в размере 6 млрд, а с развитием площадки — до 20 млрд рублей.

СММЛЦ входит в территорию моногорода Зеленодольска и в соответствующий ТОСЭР, вследствие чего резиденты получают те же льготы, что и в индустриальном парке «Зеленодольск».