Накануне министр молодежи РТ Тимур Сулейманов в эфире программы #ТатарстанОнлайн выступил с идеей снизить стоимость проезда в общественном транспорте для студентов на 30% Накануне министр молодежи РТ Тимур Сулейманов в эфире программы «#ТатарстанОнлайн» выступил с идеей снизить стоимость проезда в общественном транспорте для студентов на 30%

«Рассматриваем вариант студенческого кешбэка»

Накануне министр молодежи РТ Тимур Сулейманов в эфире программы «#ТатарстанОнлайн» выступил с идеей снизить стоимость проезда в общественном транспорте для студентов на 30%. Сейчас при оплате проезда банковской или транспортной картами пассажиры платят 31 рубль. «Мы думаем, как сократить проезд на треть, чтобы он составлял 21 рубль», — заявил Сулейманов, отвечая на вопрос о транспортных льготах для студентов. По данным минмола РТ, в среднем студент совершает 43 поездки в месяц. Таким образом, расходы на проезд для среднестатистического студента сократятся на 430 рублей — с 1 333 до 903 рублей.

Однако детально схема скидки министерством не проработана. «Сейчас рассматриваем варианты партнерства с коммерческими структурами, студенческого кешбэка», — поделился министр примерными очертаниями будущей системы. Более конкретное понимание должно появиться к началу следующего учебного года, и тогда же программа должна заработать. Откуда будет идти финансирование студенческих проездных — из бюджета, внебюджетных средств или совместно, — Сулейманов не уточнил.

Напомним, сейчас в Татарстане действует «Транспортный грант» от министерства молодежи РТ. По словам Сулейманова, в 2021–2022 годах объем его финансирования достиг 60 млн рублей, что вдвое больше показателей двухлетней давности. По его мнению, эта программа не отвечает существующему запросу, т. к. доступна только отличникам, активистам и льготникам.

Программа «Транспортный грант» была создана министерством молодежи РТ в 2011 году. Отбор получателей финансовой поддержки проводится на конкурсной основе среди обучающихся очной формы профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Татарстана. Чтобы получить единовременную выплату, студент должен доказать отсутствие академической задолженности и активное участие в жизни вуза — в научной, общественной, творческой, спортивной деятельности.

В 2021 году казанские студенты, прошедшие отбор, получили по 11 тыс. рублей. В Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске и Елабуге выплата составила 10 тыс. рублей, а в остальных районах — 8 тыс. рублей. В 2019-м правительством республики было принято решение об увеличении финансирования в 2 раза — с 30 млн до 60 млн рублей в год.

В пресс-службе министерства молодежи на запрос «БИЗНЕС Online» также не смогли указать ни источники, ни размер финансирования, ни детали обсуждаемой схемы.

По самым приблизительным данным, учащиеся составляют треть от общего общественного трафика  — 150-200 тыс. человек в день или около 200 тыс. поездок в сутки. По самым приблизительным данным, учащиеся составляют треть от общего общественного трафика  — 150–200 тыс. человек в день, или около 200 тыс. поездок в сутки.

«Студенческие билеты у нас уже не первый год просят»

Чтобы узнать, насколько востребована такая льгота у казанских студентов, «БИЗНЕС Online» обратился к крупнейшим образовательным учреждениям республики. В пресс-службе КФУ сообщили, что из учащихся в Казани 32 тыс. студентов «Транспортный грант» получили только 869 человек, это чуть больше 9,5 млн рублей. В начале 2019 года республиканское студенчество обращалось к президенту Татарстана Рустаму Минниханову с петицией «За студенческий проездной в Республике Татарстан». Тогда они приводили в пример опыт Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Самары. В КНИТУ-КАИ эта цифра скромнее: 279 студентов и чуть больше 3 млн рублей (по данным пресс-службы университета).

«За чей счет они будут ездить? У нас и так ежедневно 200–300 тысяч льготников!»

По словам генерального директора АО «Транспортная карта» Дениса Эйдлина, идея снижения стоимости проезда для студентов не нова. «Студенческие билеты у нас уже не первый год просят и прорабатывают», — рассказал он нашему корреспонденту и выразил готовность приступить к реализации этой задачи, как только будет принято решение и сформировано подробное техническое задание.

Количество студентов невозможно точно вычислить в транспортном потоке. По самым приблизительным данным, учащиеся составляют треть от общего общественного трафика  — 150–200 тыс. человек в день, или около 200 тыс. поездок в сутки. В месяц это порядка 6 млн поездок. Учитывая размер скидки в 10 рублей, идея Сулейманова обойдется бюджету в 2 млн рублей компенсаций в сутки, 60 млн рублей в месяц, 720 млн — в год.

Наиболее близкой по механизму реализации идеи министра Эйдлин видит социальную карту. В рамках взаимодействия с минсоцзащиты РТ «Транспортная карта» должна получить поименные списки и фото пассажиров, на основе которых выпускаются льготные карты. По таким данным кондуктор установит, что карта принадлежит именно этому пассажиру. Но станут ли выпускать их для студентов, пока непонятно. Альтернативой может стать предъявление студенческого билета. Отдельно предстоит определить, кто будет выступать заказчиком — минмол, минобрнауки или каждое учебное заведение в отдельности.

Если инициатива будет одобрена властями республики, в «Транспортной карте» готовы быстро проработать вопрос введения системы скидок для студентов. Срок реализации зависит от сложности задачи. Обезличенные транспортные карты Эйдлин готов раздать хоть сегодня. Если нужны персональные, с символикой вуза и фото студента, их изготовление может занять месяц без учета времени на сбор данных. «Как это в систему завести, как отслеживать — это наш вопрос, он решается в течение 2–3 дней», — добавил эксперт.

Сергей Темляков: «30% скидка при покупке билета студентами возможна, но следует предусмотреть ежемесячные компенсации для перевозчиков из бюджета» Сергей Темляков: «30-процентная скидка при покупке билета студентами возможна, но следует предусмотреть ежемесячные компенсации для перевозчиков из бюджета»

«А убытки кто будет компенсировать?»

Как сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» председатель ассоциации АТП РТ Сергей Темляков, к перевозчикам Казани минмолодежи с этим вопросом не обращалось. «Стоимость проезда установлена госкомитетом РТ по тарифам, — напомнил собеседник нашего издания. — 30-процентная скидка при покупке билета студентами возможна, но следует предусмотреть ежемесячные компенсации для перевозчиков из бюджета».

«А убытки кто будет компенсировать?» — поинтересовался первый заместитель генерального директора ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов. Собеседник издания сомневается в том, что перевозчики увидят эти деньги. Напомним, в конце мая миндортранс РТ ответил отказом на просьбу перевозчиков компенсировать транспортным предприятиям выпадающие расходы за время действия QR-кодов в январе – феврале 2022 года. В ведомстве пояснили «БИЗНЕС Online», что в указанный период выручка перевозчиков при оплате банковскими картами заметно превысила выручку за тот же период 2021-го.