«Набережные Челны — город молодежи, а автомобили — часть чьей-то жизни. Большая часть ребят очень сильно увлекается автомобилями. Но для них нет условий в нашем городе» «Набережные Челны — город молодежи, а автомобили — часть чьей-то жизни. Бо́льшая часть ребят очень сильно увлекается автомобилями. Но для них нет условий в нашем городе» Фото: © Саид Царнаев, РИА «Новости»

Погонять негде

На фоне громкого ДТП в Набережных Челнах с гибелью участника нелегальных уличных гонок Равиля Нуруллина стритрейсеры просят мэрию построить трассу для драг-рейсинга. Напомним, очередные гонки рядом с литейным заводом КАМАЗа прошли поздним вечером 3 июня. Audi Q3 на скорости 200 км/час столкнулась с стоявшей на развороте Toyota Сhaser, которой управлял Нуруллин. Он увлекался автомобилями, работал в ТТС и состоял в автоклубе Top Cars Nch. Администрация города часто привлекала организацию, которой рулит блогер и певица Айгуль Саримова (La Kos), на свои мероприятия. К примеру, 25 июня, на День молодежи, Равиль должен был участвовать в праздничном пробеге.

После инцидента к мэру Наилю Магдееву через соцсети обратилась предпринимательница и поклонница автогонок Розалина Баялиева: «Вы прекрасно понимаете, что Набережные Челны — город молодежи, а автомобили — часть чьей-то жизни. Бо́льшая часть ребят очень сильно увлекается автомобилями. Но для них нет условий в нашем городе. Дайте им безопасное место для гонок, оборудованное всеми службами (скорая, пожарная)». Баялиева предложила властям 1–2 раза в месяц устраивать гонки на ипподроме, где ежегодно проходит «Кубок Салавата». «Парковку возле набережной закрыли, погонять негде. Создайте место для любителей тюнинга и скорости автомобилей», — отметила она. Однако, как отметила пресс-секретарь мэра Челнов Римма Мухаметзянова, обращений по вопросу организации стритрейсинг-трассы от челнинцев не поступало. Она предложила стритрейсерам обратиться к мэру через интернет-приемную, по почте, передать письмо в сектор по работе с обращениями граждан, записаться на очный прием или обратиться через группу во «ВКонтакте». 

«Лет пять назад мы ходили несколько раз в исполком, просили официальный календарь соревнований, но так и не пошло, — рассказала «БИЗНЕС Online» Диана Шамсутдинова из автоклуба Kangaroo. — А на литейке, где произошла трагедия, собирались нелегально. Когда становится тепло, просыпаются такие „недогонщики“, которые хотят что-то кому-то доказать». По ее словам, легальной трассы для драг-рейсинга в РТ нет. Ближайшая — в Пензе. Когда-то был экстрим-парк в елабужском Поспелово. Там проводились драг-рейсинг-гонки на 402 м, прошел автофестиваль «Горячие колеса», на который приехали гонщики из 15 городов: Екатеринбург, Пермь, Уфа, Нижний Новгород, Самара, Тольятти, Челябинск, Тюмень, Ижевск, Нижнекамск, Ульяновск, Заинск, Казань, Набережные Челны. За площадкой ухаживал автолюбитель и генеральный директор медиахолдинга «Единство» Рамиль Галеев, но в 2015 году ЗАО «Экстрим Парк» прекратило деятельность. По слухам, точку соревнований ликвидировали под давлением ГИБДД. Года четыре назад парк пытались реанимировать — любители убрали траву, вывезли мусор, но потом им сообщили, что площадку продали — теперь там склады «Пятерочки».

Легальной трассы для драг-рейсинга в РТ нет Легальной трассы для драг-рейсинга в РТ нет Фото: © Саид Царнаев, РИА «Новости»

Желания просить больше нет

Свою трассу хотят не только драг-рейсеры: в Челнах развито несколько направлений — драг, дрифт, автоспринт, «посадочники», музыка, действует минимум пять автоклубов. Площадку для автоспринта тот же Kangaroo нашел в поселке Лесхоз Сабинского района. Гонки проходят при поддержке Раиса Минниханова, известного любителя автоспорта. Все с соблюдением мер безопасности, дежурством медиков и пожарных. А в Мамадышском районе проводятся гонки на джипах. Условия для автоспорта есть в Актанышском районе. На челнинском картодроме «Вираж» при поддержке «КАМАЗ-Мастера» организуют детские соревнования. Популярен и Kazan Ring.

«Хотелось бы проводить все в одном городе, централизованно, культурно, — говорит Шамсутдинова. — Мы славимся „КАМАЗами“, считаемся автомобильным городом, но, кроме картинга и кросса, у нас ничего не проходит. „Кубок Салавата“ безумно классное мероприятие, но только для профессионалов, а для любителей — настоящих подвижников автодела, которые в гаражах собирают свои автомобили и хотят просто покататься, — ничего нет». При этом, если понадобится, гонщики готовы платить стартовые взносы.

В Мамадышском районе проходят гонки на джипах. Условия для автоспорта есть в Актанышском районе В Мамадышском районе проходят гонки на джипах. Условия для автоспорта есть в Актанышском районе Фото: «БИЗНЕС Online»

Владелица студии автозвука Bassmafia, в прошлом — судья по автоспорту Мария Зубко из интереса участвовала в гонках на литейке, но в обычной жизни она организует автомероприятия — последнее прошло на «Вираже». «У нас договоренность — уборка территории, оплачиваем уборку туалетов, мусора, собираем по 500 рублей с въезжающей машины, — рассказывает она. — 50 процентов от стартового взноса отдаем за площадку. Но эта площадка не подходит для гонок и дрифта, у нас был только автозвук — приглашали ребят, чтобы они делали замеры и выставку». Все это обошлось организаторам в 70 тыс. рублей. Для сравнения: день соревнований на Kazan Ring — 200 тысяч. 

По словам Зубко, уже 10 лет Магдееву говорили о том, что нужна площадка. «Только это все мимо ушей проходило, — говорит она. — В последнее время, может, обращений и не поступало, но тогда этим занимались Айгуль Саримова, Ильдар Беляев (фотограф, который снимает автомобильные соревнования, — прим. ред.), пилот „КАМАЗ-Мастера“ Эдуард Николаев». Сейчас желание просить и доказывать пропало.

«Кубок Салавата“ — безумно классное мероприятие, но — только для профессионалов, а для любителей — настоящих подвижников автодела, которые в гаражах собирают свои автомобили и хотят просто покататься,  ничего нет» «Кубок Салавата» безумно классное мероприятие, но только для профессионалов, а для любителей — настоящих подвижников автодела, которые в гаражах собирают свои автомобили и хотят просто покататься, — ничего нет» Фото: «БИЗНЕС Online»

Хочется пощекотать нервы

Где можно организовать площадку для всех челнинских автолюбителей? Они говорят, что вокруг города места полно, есть заброшенные парковки в промзоне. Шамсутдинова тоже предложила использовать огражденные парковки, например IT-парка, или картодром. В министерстве молодежи РТ не против инициативы стритрейсеров, но, как подчеркивает пресс-служба, «создание отдельной площадки требует большого анализа» и соблюдения ряда требований по ее содержанию и подготовке машин. «Если автосообщество города действительно большое, готово к соблюдению этих требований, а также есть лидеры, которые возьмут на себя ответственность за организацию, работу площадки, тогда данную инициативу стоит обсуждать. Важно понимать, что даже специально оборудованная площадка не позволит устраивать гонки без правил, а автомобили должны быть оборудованы для этого вида спорта», — сообщили в министерстве.

Роман Шафранов из спортивно-технического клуба «Малая академия картинга» считает идею труднореализуемой: «Если ребята хотят пойти к Рустаму Нургалиевичу или мэру Набережных Челнов и сказать: „Вы нам дайте, а мы там будем как-нибудь кататься“, то их сразу спросят: „Кто станет эту трассу содержать?“ Ладно, найдут деньги (а это минимум 50 миллионов), построят, но что дальше? Раз в год проводить соревнования? Смешно. Покататься в любой момент? Но так и убиться недолго, потому что на тренировках нет ни скорой помощи, ни пожарной машины. А должны быть специальные люди, судьи, маршалы, прямая связь с МЧС… Допустим, ребята возьмут на себя договор об ответственности, о доверенном хранении трассы, но на какие деньги они будут ее содержать? Через год это все просто сгниет». Как вариант Шафранов предлагает действовать через министерство спорта РФ, вводить площадку в единый календарный план, создавать подразделение стритрейсинга.

Словом, наскоком проблему стритрейсерства не решить, а она, безусловно, есть. «Трагедия на литейке — ужасная, но неизбежная, — рассказал „БИЗНЕС Online“ один из активных участников движения StopCityRacing. — Сейчас она произошла в Челнах, но может повториться и где-то еще. В Казани есть площадки с серьезным уровнем безопасности, но погонять там стоит денег, которые нелегальные гонщики платить не готовы. Сами скидываться и организовывать подобную площадку они тоже не хотят и почему-то уверены, что им все вокруг должны. Как-то общался с представителями местных казанских „автодурных“ клубов, им влом ехать куда-то за город и „обгонять“ воздух, хочется пощекотать нервы на живых людях, в живом потоке».