Помимо ЕГЭ по родному языку, предлагается упорядочить работу национальных школ Помимо ЕГЭ по родному языку, предлагается упорядочить работу национальных школ Фото: «БИЗНЕС Online»

«Сделать ЕГЭ по родным языкам предметом по выбору»

Тема изучения в школах родных языков национальных регионов России вновь вернулась в публичное поле, причем на уровне Госдумы. В нижнюю палату Федерального Собрания РФ поступила законодательная инициатива из Уфы с предложением о внесении изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации». Любопытно, что в данном случае активность проявил Курултай РБ, хотя мы привыкли, что застрельщиком в этих вопросах обычно бывает Госсовет РТ. Впрочем, мы хорошо помним, как в ноябре 2017-го татарстанские парламентарии, «не открывая прений и не задавая вопросов», согласились на отмену обязательного изучения татарского языка, что стоило серьезных репутационных издержек всем действующим лицам того заседания как минимум в глазах национально ориентированной интеллигенции. С тех пор в Казани предпочитают дуть на воду в вопросе, активное задавание которого может вызвать раздражение у федерального центра. Так что соседи из Башкортостана оказались смелее в попытке придать некую «законность» родным языкам в образовательном поле.

Авторами нового законопроекта выступили Госсобрание — Курултай РБ — и депутат Госдумы от Башкортостана Эльвира Аиткулова. Суть предлагаемых поправок к федеральному закону «Об образовании» приводится в пояснительной записке к документу:

  • Сделать ЕГЭ по родным языкам предметом по выбору, чтобы с его результатами можно было поступать в вузы. В настоящее время результаты единых региональных экзаменов (ЕРЭ) по родному языку и родной литературе не учитываются при поступлении в вузы даже на профильные специальности.
  • Дополнить закон положением о праве граждан на получение среднего общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, поскольку в действующей редакции документа закреплено право на получение только дошкольного, начального общего и основного общего образования.
  • Не закреплять муниципальные образовательные организации, созданные для реализации прав граждан на получение образования на определенном родном (нерусском) языке, за конкретными территориями, поскольку на данный момент в таких школах вправе обучаться дети независимо от национальности и в качестве изучаемого родного языка они могут выбрать любой язык.
  • Определить норму приема на обучение в образовательные организации этнокультурной направленности на основании результатов индивидуального отбора, чтобы проверить, владеет ли будущий учащийся языком обучения школы.

Таким образом, помимо ЕГЭ по родному языку, предлагается упорядочить работу национальных школ. Подобная проблема характерна и для Татарстана, когда отдельные родители отдают свое чадо, к примеру, в татарскую школу с хорошей репутацией в части качества обучения и дисциплины, а потом начинают качать права, требуя на законных основаниях обучать русскому на уроках родного языка.

Авторы законопроекта так обосновывают необходимость внесения изменений в федеральный закон. «В целях снятия возникающей социальной напряженности в национальных республиках и обеспечения стабильного функционирования системы образования», — указано в пояснительной записке за подписью главы Курултая РБ Константина Толкачева и депутата Госдумы Аиткуловой.

Данные поправки разрабатывались в комитете Курултая РБ по образованию, культуре, молодежной политике и спорту, которым руководит Раиль Асадуллин Данные поправки разрабатывались в комитете Курултая РБ по образованию, культуре, молодежной политике и спорту, которым руководит Раиль Асадуллин Фото: tatarstan.ru

«Наши предложения продиктованы желанием снять это противоречие»

Данные поправки разрабатывались в комитете Курултая РБ по образованию, культуре, молодежной политике и спорту, которым руководит Раиль Асадуллин. В разговоре с «БИЗНЕС Online» он напомнил, что после принятия поправок от 2018 года произошло снижение часов изучения родных языков. Если это неспециализированные школы, то, как правило, один академический час в неделю определен как обязательный и один час — на выбор. В последнем случае часто родители предпочтение отдают языку, по которому ребенку предстоит сдать ЕГЭ.

«Согласитесь, за один час изучения родного языка невозможно его полноценно усвоить. Если исходить из логики изучения лингвистических дисциплин, то, как правило, в расписании они должны стоять через день. Но в идеале это пять часов в неделю, — считает башкирский парламентарий. — На сегодняшний день можно сдать ЕГЭ по любому иностранному языку, но при этом нет возможности официально сдавать ЕГЭ по родному языку. Мы же предлагаем, чтобы у выпускника, планирующего пойти учиться, например, на преподавателя башкирского языка, переводчика с башкирского или желающего обучаться на национальном отделении театрального института, была возможность использовать результат экзамена по родному языку при подаче документов в вуз. Наши предложения продиктованы желанием снять это противоречие». Асадуллин подчеркивает, что в нынешних условиях вузы вынуждены проводить дополнительные испытания для абитуриентов, тем самым ставя их в неравные условия по сравнению с другими претендентами.

Собеседник издания подчеркнул, что законодательная инициатива обсуждалась и разрабатывалась с коллегами из 10 национальных регионов, в том числе Татарстана, Чувашии, Удмуртии, Дагестана, Кабардино-Балкарии и Марий Эл. И подобное является прямым подтверждением существования запроса на изучение родных языков. На это указывают и открытие полилингвальных школ, создание контента для изучения родных языков на цифровых платформах, желание муниципалитетов создавать национальные гимназии, перечисляет Асадуллин. Вместе с тем он добавляет, что есть сторонники другого подхода — родители просят изменить устав школы, чтобы их дети могли больше заниматься другими предметами на базе русского языка.

Еще один инициатор законопроекта, депутат Госдумы Аиткулова предположила в разговоре с «БИЗНЕС Online», что возможность сдавать ЕГЭ по родному языку может стать дополнительной мотивацией при выборе изучения языков, поскольку такой экзамен, как она считает, ставит предмет в приоритетное положение. Кроме того, депутат предлагает расширить уже существующую в Башкортостане практику и дать возможность сдавшим ЕГЭ по родным языкам получать дополнительно баллы при поступлении. Сейчас такие дополнительные баллы при поступлении в вузы РБ можно получить за призовые места на олимпиаде по родному языку — это ноу-хау республики.

На сегодняшний день есть возможность сдать ЕГЭ по любому иностранному языку, но при этом нет возможности официально сдавать  ЕГЭ по родному языку На сегодняшний день можно сдать ЕГЭ по любому иностранному языку, но при этом нет возможности официально сдавать ЕГЭ по родному языку Фото: «БИЗНЕС Online»

«Нормы есть, а вот условия отсутствуют»

Госсовет РТ окончательный вариант законопроекта еще не получил, но депутаты косвенно знают его фабулу и одобрили начинание башкирских коллег, сообщили нам в татарстанском парламенте, сообщили нам источники. Как отметил член профильного комитета Госсовета РТ народный артист Татарстана Рамиль Тухватуллин, как только тот будет направлен в республиканский парламент, его обсудят и поддержат, как и другие инициативы в пользу сохранения и развития родных языков. Тухватуллин считает, что должны быть проработаны механизмы работы законопроекта и чтобы это была консолидированная позиция всех республик. Только тогда есть вероятность того, что Госдума поддержит поправки, полагает народный избранник.

«Считаю, что это абсолютно обоснованное желание парламентариев — поддержать родные языки в текущей ситуации. Ведь идет тенденция сокращения уроков родного языка и литературы. Отношение общества к этому не совсем теплое, — делится Тухватуллин. — Сами понимаете, один академический час родного языка — это критично недостаточно. Зри в корень, говорил Козьма Прутков. В данном случае, я убежден, это корень зла. Он заключается в том, что в 2008 году исключили национально-региональный компонент из государственного стандарта образования, а без него теряется качество преподавания. Если человек не знает своего языка, то язык станет только „кухонным“. Откуда тогда могут появиться писатели или актеры? Язык — это отдельный мир, образ мышления, культурный код, а не просто средство коммуникации. И это все байки, когда некоторые говорят о том, что можно без знания языка сохранить национальную идентичность».

Депутат Госсовета РТ уверен, что нужно продолжать обсуждать тему родных языков, инициировать законопроекты, не бояться и не стагнировать. «За нас никто это не сделает. То есть уже сделали, но не в нашу пользу. Мы же должны отстаивать свои права», — добавил Тухватуллин, напомнив слова президента РТ Рустама Минниханова о том, что татары не хотят быть «сувенирным народом».

Директор научно-исследовательского центра национальных проблем образования ФИРО РАНХиГС Ольга Артеменко, которую называют одним из идеологов тех изменений в изучении родных языков, которые произошли четыре года назад, утверждает, что в законе «Об образовании» говорится, что обязательны для всех два предмета ЕГЭ — русский язык и математика. «А все остальное — по выбору. Можешь выбрать любой экзамен, который хочешь сдавать. Желаешь еще два или пять экзаменов — сам выбираешь. И есть статья, согласно которой каждый имеет право сдавать свой родной язык. Но для этого субъект должен разработать нормативную базу, критерии оценки. Я никак не могу понять, почему регионы этого не делают», — сказала Артеменко в разговоре с «БИЗНЕС Online».

25% школьников готовы сдавать свой родной язык после 11 класса 25% школьников готовы сдавать свой родной язык после 11-го класса Фото: «БИЗНЕС Online»

По ее данным, 25% школьников готовы сдавать свой родной язык после 11-го класса. «Я думаю, им так и ответят [в Госдуме]: «Ребята, ваше право — создать условия, чтобы в 11-м классе желающие сдавали родной язык и литературу», — добавила Артеменко. Она считает, что для того, чтобы сохранить родные языки, в ФГОС надо предусмотреть условия. «Нормы есть, а вот условия отсутствуют. Первое — получение образования на родном языке. Есть дети, которые этого хотят. Но родители против. Есть те, кто желал бы выстроить свою карьеру на родном языке. Надо вести тех ребят, которым нравится родной язык, чтобы они сдали его в 11-м классе. Если удалось сдать на хорошо и отлично, то при поступлении в вуз плюс 10–15 баллов», — считает Артеменко. После этого, по ее мнению, если ребенок окончил вуз на хорошо и отлично по родному языку, то глава региона должен его пригласить и предложить должности, где нужен родной язык. Но главное — с хорошей оплатой. «Тогда у ребят и родителей будет мотив», — добавила Артеменко.

Она отмечает, что есть сложности с вузами, которые обязаны прибавить несколько баллов тем, кто сдавал родной язык. Для этого глава региона должен договариваться с ректором на интересных условиях. «Башкиры это сделали, но немного не так, как я говорила. Я предлагала, чтобы баллы начислялись тем, кто идет на филфак. А они прибавляют тем, кто сдает математику, физику. Я говорю, что надо создавать языковую элиту. Тогда мы данные языки в современных условиях сохраним. Даже в школе идет подмена литературного языка на бытовой, и с русским языком это происходит», — резюмирует Артеменко.

Что касается перспектив законопроекта от Курултая РБ, то пока он направлен для обсуждения в комитет Госдумы по просвещению.