Есть ли в Татарстане люди, которые всерьез влияют на то, как выглядят и во что одеваются сегодня в Казани и окрестностях? Есть ли в Татарстане люди, которые всерьез влияют на то, как выглядят и во что одеваются сегодня в Казани и окрестностях? Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы будем выглядеть менее модно»

Тема красоты вновь стала занимать умы татарстанцев, которые на этой неделе наконец-то смогли насладиться теплыми деньками, обделенными минувшей весной. Люди сняли куртки и сапоги, так что теперь на наших улицах вновь разнообразие цветов, фасонов и стилей. Все это подвигло редакцию «БИЗНЕС Online» задаться вопросом, есть ли в Татарстане люди, которые всерьез влияют на то, как выглядят и во что одеваются сегодня в Казани и окрестностях.

Как оказалось, ответ на этот вопрос оказался не столь очевидным. Таков итог общения корреспондентов газеты с целым рядом фешен-экспертов. И вообще некоторые из них даже напугали, сказав, что в ближайшее время в Татарстане, возможно, будет меньше стильно выглядящих людей. Это объясняется двумя факторами.

Во-первых, дороговизной действительно хорошей одежды, которая, видимо, будет усиливаться. Если до 2022 года имелась возможность купить брендовые вещи на зарубежных сайтах (и это обошлось бы в 2–3 раза дешевле, чем в офлайн-магазине в Казани), сейчас для онлайн-шопинга возникло множество препятствий. На некоторые сайты можно попасть только через VPN, а банковские карты, выпущенные в России, они не принимают. И даже если найти обходные пути для оплаты, почти исчезла возможность вернуть непонравившуюся вещь, и выбирать приходится очень внимательно. Для некоторых из собеседников «БИЗНЕС Online» недоступность онлайн-шопинга кажется колоссальной потерей. «Мы будем выглядеть менее модно», — тревожно заглядывают они в будущее. При этом они отмечают, что бешеные обороты набирает ресейл (или секонд-хенд) — к нему стали прибегать даже самые брезгливые модники. «Потому что брендовых вещей в доступе нет, а те, что можно купить, стоят заоблачных денег», — комментируют участники рынка.

Другой фактор для понижения модного градуса в республике — это нарядная татарская ментальность (в нынешних условиях, возможно, она будет проявляться только ярче, как часть национальной идентичности), которая не дружит с маскулинностью, оверсайзом и многослойностью в образах. В Татарстане, если предстоит встреча с мужчиной, женщина по-прежнему скорее выберет вещи облегающего силуэта, подчеркивающие фигуру, чем что-то концептуальное и лаконичное. Однако туфли на шпильках и длина мини уже в прошлом, подчеркивают эксперты. Наглядно ситуацию описывает и тот факт, что в Казани уже несколько лет нет настоящего глянцевого журнала.

Впрочем, тот же глянец зачастую уходит в сеть, значит, и там можно найти инфлюенсеров, т. е. лидеров мнений, вокруг которых собирается лояльная аудитория. А такие есть и в фешен-индустрии.

В Татарстане, если предстоит встреча с мужчиной, женщина по-прежнему скорее выберет вещи облегающего силуэта, подчеркивающего фигуру, чем что-то концептуальное и лаконичное В Татарстане, если предстоит встреча с мужчиной, женщина по-прежнему скорее выберет вещи облегающего силуэта, подчеркивающие фигуру, чем что-то концептуальное и лаконичное Фото: «БИЗНЕС Online»

«Российских фешен-инфлюенсеров, известных во всем мире и влияющих как-то на повестку дня, я не знаю»

«Инфлюенсеры однозначно появились намного раньше, чем соцсети, так что не стоит сравнивать данное явление именно с социальными сетями, — рассказывает „БИЗНЕС Online“ бренд-стратег Елена Улесова. — И здесь как раз кроется большая ошибка, так как блогеров зачастую приравнивают к инфлюенсерам либо разным селебрити. Это не совсем так. Более того, инфлюенсеры — это не только люди. Это могут быть печатные издания — к примеру, целые организации, у которых есть аудитория, слушающая, слышащая их мнение и следующая за ними. Вот как раз здесь и кроется ответ на вопрос. Потому мнение, которое влияет на общественное сознание, и монетизиурется, и продается. И самые крупные инфлюенсеры могут получать баснословные деньги за публикации, даже за одну».

В этой связи, говорит Улесова, если мы говорим об инфлюенсерах в фешен-индустрии, тем более применительно к Татарстану, то здесь «легко сесть в лужу». «Скажем, местных селебрити вообще не беру, в том числе эстраду, так как там все очень специфично и это никак не инфлюенсеры, — считает собеседница газеты. — Если говорить о стилистах, которые как под копирку на одно лицо в стилевом направлении, то тоже нет. Они и внешне порой друг на друга похожи. Там нет стиля как такового. У нас скорее процветает вот этот „татарский матур“». Кроме того, инфлюенсеры делятся по количеству аудитории: мега- — более миллиона подписчиков, макро- — 500 тыс. – 1 млн, мид-тиер — 50–500 тыс., микро- — 10–50 тыс., нано- — от 1 тыс. до 10 тыс. подписчиков. Очевидно, что люди из татарстанского рейтинга в основном относятся к двум последним категориям.

Но это не повод для комплексов. «Самый предпочитаемый сегмент, если мы говорим о небольших бюджетных брендах, — это обычно микроблогеры, — указывает Улесова. — Потому что аудитория здесь хорошо знает своего лидера мнений, прислушивается к нему и контент попадет четко в аудиторию, в их голову. И, конечно, у микроинфлюенсеров ценник пониже»

Чем отличаются фешен-инфлюенсеры от фешен-блогеров? Они отвечают на более широкие вопросы, чем «что носить» и «как правильно миксовать вещи», считает стилист Алена Мельник. «Они затрагивают уже более глубокие вопросы вроде влияния фешен-индустрии на экологию, например, или, что в последнее время очень актуально и глубоко обсуждается аудиторией, политические вопросы. Так случилось, что в какое-то время мода решили зайти в политику, и сейчас эти области тесно взаимосвязаны, к сожалению. Я все же считаю, что они не должны пересекаться между собой, но новая реальность такова, что заставляет адаптироваться ко всему», — говорит она.

При этом собеседница «БИЗНЕС Online» также довольно критично относится к ответу на вопрос о том, есть ли фешен-инфлюенсеры в Казани и РТ. «Я считаю, что не только в Татарстане, но в России в целом нет фешен-инфлюенсеров, — говорит Мельник. — Есть какие-то небольшие комьюнити с определенными лидерами, но это все очень далеко от инфлюенсера в общепринятом мировом понимании. И российских фешен-инфлюенсеров, известных во всем мире и влияющих как-то на повестку дня, я не знаю. Безусловно, есть много талантливых людей в индустрии, но известных в своих кругах и своей тусовке. За рамки этого небольшого комьюнити они не выходят».

По ее мнению, в России многое застряло на этапе хайпа, в то время как «во всем мире люди уже нацелены на интеллектуальную повестку». «До нас это дойдет, думаю, в ближайшие лет 10. Люди устанут от хайпа, всяких пранков, то есть от бессмысленного контентаю. Им захочется чего-то глубокого. Во всем мире это есть, но у нас пока нет, к сожалению», — констатирует Мельник.

Тем не менее с помощью наших экспертов мы составили свой список инфлюенсеров, пусть они порой и авторитеты для своих «небольших комьюнити» или лишь профессиональной среды. Назовем тогда список «Фешен-инфлюенсеры Татарстана. Начало».

Основатели / владельцы брендов и шоурумов

Леонид Борисов — product-менеджер магазина Outpac

Рустем Гарипов — сооснователь бренда одежды «Святая»

Алина Камалова — основательница бренда Nude Story

Гузель Сергеева — создательница бренда трикотажной одежды GSsoul

Лейсан Тукмакова — создательница шоурума «Эйфория»

Концепт-стор Outpac располагается на улице Щапова, напротив Лядского садика, который в последние годы приобретает флер Патриарших прудов в Москве. В 2009 году магазин основал Рустэм Хайбуллин, а отделение в Казани уже много лет возглавляет Леонид Борисов, который отвечает в том числе за закупки. Эксперты рассказывают, что именно Outpac принес в Татарстан моду носить кроссовки с платьями. Это единственный магазин в республике, где можно встретить лимитированные коллекции и уникальные «дропы» Jordan и Yeezy. Вокруг шоурума сложилось сообщество любителей, как они сами говорят, «интеллектуальной уличной моды».

«Святая»  самый известный из татарстанских брендов одежды появился в 2013 году в результате совместной работы фотографа Рустема Гарипова и стилиста Регины Сафиной. Стартовали они с участия в Open Space Market, в 2015 году открыли шоурум в ГУМе, а год спустя — розничный магазин в «МЕГЕ», ради которого пришлось запустить собственное производство. Бренд лаконичной, но провокационной одежды неоднократно оказывался в центре медийных скандалов. Узнаваемость им принесли футболки с надписями «Марҗа» и «Марҗа түгел». А ровно год назад компания даже выпускала линейку одежды в коллаборации с Кириллом Дорониным — ныне главным подсудимым в деле финансовой пирамиды Finiko.

Казанский бренд Nude Story Алины Камаловой — трендсеттеры того, что любой маленький бренд может перерасти в масштабный бизнес, на который будут ровняться. Действительно, за 7 лет своего существования из провинциального бренда, у которого в начале пути имелось лишь авторское ателье, они перешагнули за локальные рамки и их бутики можно встретить в центре Москвы и Петербурга. Как отметили наши эксперты, столичные дамы нередко отзываются о Nude Story очень положительно, говоря о качестве их изделий.

Мы уже писали о том, как из небольшого увлечения вязанием возник локальный бренд GSsoul Гузель Сергеевой, которая также является директором клиники пластической хирургии «Платинентал Казань». Несмотря на то что одежду из трикотажа, возможно, трудно назвать трендом, GSsoul создает интересные модели, подходящие на все случаи жизни. Но, разбирая тему инфлюенсеров, хотелось бы отметить и саму Сергееву в публичном пространстве. Во-первых, ненавязчивый лаконичный контент, сопровождающийся яркими фото нашей героини в классных и стильных образах. Во-вторых, отсутствие навязчивой грубой рекламы. В-третьих, человек, соединивший в своей деятельности пластическую хирургию и вязаную одежду, просто не может быть скучным. Такой образ делает ее ближе и понятнее для аудитории.

В шоуруме «Эйфория» Лейсан Тукмаковой одеваются многие казанские модницы. Например, владелица кафе «Пэпэ» Гульнара Галимова  двоюродная сестра руководителя пресс-службы президента Татарстана Лилии Галимовой, хозяйка салона Kamillab Камилла Бибишева (ее вы тоже встретите в нашем списке), невестки создателей бизнес-империи Айрата и Илшата Хайруллиных. Именно в этом мы усмотрели налет инфлюенса. Имея богатых мужей, свои бизнес-проекты, а следовательно, возможность одеваться в самых модных и дорогих бутиках, девушки предпочитают носить то, что предлагает, казалось бы, обычный шоурум, коих в городе превеликое множество. Как ни крути, выходит, что «Эйфория» влияет на то, во что облачаются дамы и в повседневной жизни, и выходя в свет. 

Стилисты/визажисты

Элла (Coachella) Валиахметова — стилист  

Эмиль Гильманский — основатель сети барбершопов «Мужской зал»

Алена Мельник — стилист, основательница мужского модельного агентства AMmodels

Светлана Сафина — стилист

Алиса Тулынина — визажист, бьюти-блогер

Элла (Coachella) Валиахметова — об этом стилисте отзываются с большим уважением многие коллеги по индустрии. По словам собеседников «БИЗНЕС Online», это человек, который «хоть что-то делает для продвижения казанских брендов и стремится, чтобы о них как можно больше узнали». В ее соцсетях можно увидеть коллаборации с брендами Hug, Wish By You, Marevo и др. До пандемии Валихметова даже организовывала шопинг-туры в Европу. Разбор гардероба с ней стоит 7 тыс. рублей, а шоппинг-сопровождение оплачивается по часам.

Эмиль Гильманский —  основатель сети барбершопов «Мужской зал» (самый известный из них расположен в центре города, на улице Лобачевского), приобщивший немало представителей сильной половины человечества к новому отношению к своей стрижке. При этом в последнее время, если у его коллег по «Залу» стрижка стоила 1–1,5 тыс. рублей, Гильманский позволял себе ценник в 2 раза больше, что никак не сказывалось на количестве клиентов. Сегодня он развивает свою сеть в Дубае, где нашел инвестора, и даже предлагает рискнуть и поехать в ОАЭ казанским барберам.

Основатель мужского модельного агентства AMmodels Алена Мельник знает фешен-индустрию изнутри. За плечами у нее многолетний опыт работы в соответствующей сфере. Она не просто стилист, но и сама может организовать, составить концепцию съемки, продумать стилизацию, пригласить моделей, собрать команду. Все вплоть до мелочей. Более того, Мельник, как отметили собеседники нашей газеты, не испугалась и создала свое модельное агентство для мужчин, когда это было непопулярно. В настоящее вермя, уверяют эксперты, это единственное мужское агентство в Казани. Ее модели участвовали в Moscow Fashion Week. Ведет телеграм-канал «Токсичный стилист», где смело высказывается обо всем том, что происходит в местной фешен-индустрии. И не только в местной. 

Светлана Сафина — одна из немногих казанских стилистов, кто не просто оказался в индустрии, дескать, подружки сказали, что классно одевается, а осознанно пришел в профессию, оставив работу в правоохранительных органах и пройдя серьезное обучение фешен-ремеслу. На своей страничке в соцсетях часто делится советами касательно моды, рекомендациями о том, где и что недорого купить, какого качества одежда предлагает тот или иной бренд. Кроме того, Сафина довольно часто выступает с публичными лекциями по истории моды.

Бьюти-блогер, визажист и владелица элитного салона красоты в Казани Алиса Тулынина знает о красоте, кажется, все. В 2018 году она получила звание Mrs. Globe, но с началом пандемии с рассказов о красоте переключилась на обучение бизнесу и онлайн-марафоны для женщин. У нашей героини есть своя преданная аудитория, в недавно появившемся телеграм-канале она общается с ней в расслабленной манере, не заморачиваясь над контентом. Однако не можем не отметить, что имя Тулыниной при всех ее заслугах для индустрии красоты стало почти нарицательным для тех, кто устал от давления тяжелого люкса.

Фотографы

Зарина Зарипова

Ленар Карим

Елена Наумова

Аида Сафина

Жанна Староверова 

Зарина Зарипова — любимый фотограф казанских стилистов часто бывает в Дубае. У нее узнаваемый стиль с уклоном в арт-фотографию в балансе с коммерческими съемками. Так, ню-фото соседствуют со стилизованной под XVIII век фотосессией, стрит-фешен — с рекламой спортивной одежды на фоне снежных пиков. Самое часто встречающееся лицо модели на ее странице — Екатерина Бибишева, известная по своим курсам интимной гимнастики для женщин. Чаще всего Зарипова работает в команде со стилистом Асей Бажан.

«Проводник нового стиля в фотографии, который сочетает в себе Арнольда Ньюмана, Петера Линдберга и при этом абсолютно свободный. В Казани таких, как он, точно нет», — так описали наши эксперты фотохудожника Ленара Карима. Действительно, Карим транслирует абсолютно свой, интеллектуальный стиль в работах. Причем об этом говорят порой и герои его фотокартин, среди которых писательница Гузель Яхина, журналистка Екатерина Гордеева, писатель Леонид Юзефович и др. Часто его работы можно увидеть в иностранных журналах Iconic Artist, испанском Vous и многих других.

Елена Наумова — один из тех фотографов, кто не боится экспериментировать, причем ее эксперименты всегда удачны. Наши эксперты отметили то, как легко она подчиняет себе различные жанры фотографии, освежая их своей стилистикой. Она преподает в фотошколе «Пикча» и, кстати, является амбассадором известного поисковика авиабилетов Aviasales в Казани.

Аида Сафина много снимает частные (свадебные, романтичные) фотоистории на заказ, а также проводит съемки различных брендов, при этом сама же помогает стилизовать съемки, обучает студийному свету. Среди персонажей ее фотографий местные селебрити, а также, например, звезда «Стендапа на ТНТ» Виктор Комаров. Среди профессиональных качеств фотографа эксперты отметили то, что она умеет не только художественно высказаться, но и выигрышно показать чужую работу, будь то одежда, макияж, украшения и т. д.

Жанна Староверова — фотограф и автор агентства «Стиль камера». Начинала карьеру как фотожурналист, успела поработать менеджером на промышленном предприятии, но в 2018-м сменила вектор и ушла в фотографы, не побоявшись начать путь с простого студийного фотографа в Нижнекамске и дойти до съемок на Moscow Fashion Week. Публиковалась в российских и европейских журналах. Та самая категория фотографов, которая филигранно сочетает в своих работах фешен и арт. Особенно эксперты отмечают ее видение фотографии, подчеркивая, что уровень работ приближен к западным прогрессивным проектам.

Модели

Алина Валиева

Аделя (Blackblackberry) Гатина

Эмилия Имамова

Диана Хамидуллина

Миша Хонг

Алина Валиева ведет стандартную для красивого блогера страницу с десятком тысяч подписчиков. Рассказывает о косметике, которой она пользуется, сколько и как занимается спортом, делится историями о том, как стала моделью, публикует фото и видео с бэкстейджей, а также секреты и лайфхаки моделинга.

Аделя (Blackblackberry) Гатина — 25-летняя красавица регулярно снимается для бренда «Святая», магазинов Ricoco и Avenue VIP. В последнем случае к ней иногда присоединяется ее жених, оператор и продюсер Альберт Закиров. В начале мая Гатина приняла участие в конкурсе «Татар Кызы – 2022», на котором представляла Тукаевский район. В своем довольно популярном блоге она активно рассказывает о буднях модели и делится секретами своей стройности: регулярные занятия йогой, употребление в пищу спирулины и т. д.

Пошерстив казанские бренды в соцсетях, одним из часто попадающихся лиц среди моделей оказалась белокурая 23-летняя красавица Эмилия Имамова. Три года назад девушка даже снялась в музыкальном клипе турецкого певца Özay Bakir.

Диана Хамидуллина — пожалуй, одно из самых узнаваемых модельных лиц в Казани. Именно ее можно увидеть в рекламных кампаниях местных брендов одежды — популярных Сorner 17, «Святая», косметологических клиник и даже Ак Барс Банка. Красавица с восточной внешностью не стесняется сниматься в откровенных фотосессиях. В 2019 году участвовала в конкурсе «Девушка года», который проводит журнал Playboy.

Среди немногочисленных мужчин-моделей Казани Миша Хонг выделяется внешностью, которую принято называть экзотической. В своем блоге он не отмечает бренды, с которыми сотрудничает: мы нашли только упоминание казанского магазина Kemflo и несогласованную рекламу павлопосадских платков от проекта «Громкие рыбы». Что интересно, Хонг известен как бариста-чемпион Поволжья, бренд-бариста многих казанских заведений и основатель кофейни в Национальной библиотеке РТ.  

Публичные фигуры

Камилла Бибишева — бьюти-блогер

Рустам Минниханов — президент Татарстана

Талия Минуллина — руководитель агентства инвестиционного развития РТ

Гульназ Сафарова — заслуженная артистка РТ, ведущая

Юлия Турайханова — соосновательница Open Space Market

Внучку известного челнинского строителя Марата Бибишева и владелицу салона красоты Kamillab Бибишеву скорее можно отнести к категории бьюти-блогеров, однако подписчики, которых у нее только в одной из соцсетей более 40 тыс., нередко отмечают и то, как стильно одевается наша героиня. Собственно, на визуальной составляющей и строится контент Бибишевой. Кроме снимков с яркими и сексуальными образами, она также делится со своими фолловерами советами по уходу за телом и волосами и фактами личной жизни. Сыновья Бибишевой — одни из героев ее блога. Кстати, не так давно она провела мотивационный курс для девушек, в котором, помимо того, что давала бьюти-советы, рассказывала о том, как быть женственной и «влюбить себя в себя».  

Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов в полной мере может считаться инфлюенсером в сфере фешен. Именно он ввел среди местной номенклатуры моду на татарский френч. Сюртук с воротником-стойкой вошел в моду в 2019 году и с тех пор не исчезает из гардеробов многочисленных местных VIP’ов. Правда, о том, почему такой костюм не может считаться в полном смысле татарским, а также кто обшивает высший эшелон татарстанских чиновников и депутатов, «БИЗНЕС Online» уже рассказывал ранее.

Где бы ни появлялась на публике глава АИР РТ Талия Минуллина, на встрече с официальными лицами из мусульманских стран или светском рауте, она неизменно становится звездой вечера. Среди профессионалов фешен-индустрии отношение к нарядам Минуллиной бывает разным, но обсуждают их всегда. Сейчас, когда член правительства РТ взяла декретный отпуск, ее даже как-то не хватает на больших чиновных форумах. Руководитель АИР РТ раздвигает границы возможного в одежде, тем самым, безусловно, заслуживая титул инфлюенсера.

Гульназ Сафарова — одна из самых (если не самая) известная татарская ведущая. Степень ее популярности, а возможно, и влияния, показал, например, прошедший в прошлом году концерт в честь 35-летия артистки, на котором была битком забита «Пирамида». Пожалуй, ни один юбилей высокопоставленного чиновника и уж тем более масштабный татарский концерт не обходится без ее участника. Со своей 163-тысячной аудиторией в соцсетях Сафарова делится практически всем — от участия в важных социальных проектах до домашних посиделок с семьей.

Юлия Турайханова и Василь Бадреев — основатели Open Space Market — пожалуй, действительно одни из тех, кого без особой натяжки можно назвать фешен-инфлюенсерами. Их идея из когда-то обычного проекта для местных брендов за почти 10-летнюю историю разрослась до общероссийских масштабов, и каждый маркет, который проходит раз в сезон, собирает креативных людей даже из других стран. Здесь собираются не просто те, кто вяжет варежки и шапки и шьет платья. Open Space Market — масштабная площадка для представителей абсолютно разных сфер.