«Цены, исходя из объективных фактов, должны падать от нынешнего уровня и валиться достаточно сильно, а не просто снижаться по чуть-чуть», — считает президент российского зернового союза Аркадий Злочевский. О том, почему мировая цена на пшеницу должна быть чуть более $300 против нынешних 450, кто выигрывает от информационной истерии, какие потери несут российские крестьяне, и невозможности перейти в торговле зерном на рубли — в материале «БИЗНЕС Online».
Аркадий Злочевский: «Никаких угроз по физическому снабжению просто нет и быть не может»
Урожай: не менее 80 млн т по пшенице и чуть больше 120 млн общего вала
«Урожай все равно будет хорошим. Рекордных урожаев ждать вряд ли стоит. Но это в любом случае даст 120 миллионов тонн с чем-то общего вала, исходя из отсеянных площадей», — заявил накануне на пресс-конференции в РИА «Новости» президент российского зернового союза Аркадий Злочевский. По его словам, сев идет в «нормальном рабочем порядке»: уже отсеяно 23 млн га, а это на 1,9 млн га меньше, чем в прошлом году. Минсельхоз объясняет задержку погодными условиями, однако Злочевский считает, что это никак не влияет, а проблема на самом деле кроется в отсутствии технической готовности и денег. «Я предупреждал, что чем позже будем заходить в сев, тем труднее будет, тем меньше денег достанется в распоряжение. Эта проблема и является фундаментом отставания», — отметил глава отраслевого союза.
При этом Злочевский сомневается, есть ли те самые 19 млн га под озимыми, которые якобы должны быть. «Регионы дают данные, на сегодня подкормлено 16,6 миллиона гектаров против 16,7 миллиона гектаров в эти же даты в прошлом году. При этом темпы существенно снизились за последнюю неделю: подкормили только 200 тысяч гектаров против 400 тысяч. Возникает вопрос: почему? Может, просто потому, что их нет, нечего подкармливать? Снижение подкормки является лакмусовой бумажкой, сколько у нас будет площадей под уборку реально», — пояснил спикер. Вместе с тем Злочевский уверен, что Россия все равно может рассчитывать на хороший урожай: не менее 80 млн т по пшенице и чуть больше 120 млн общего вала. Тем более с погодой в этом году везет, и это даст «хорошие запасы в закромах родины».
При этом глава зернового союза уверен, что информация о грядущем мировом голоде — «не более чем истерия». «Это не лучшая игра, в конечном итоге плохо закончится. Это игра на повышение цен. Она как раз приводит к реальным угрозам продовольственной безопасности. Никаких угроз по физическому снабжению просто нет и быть не может», — считает Злочевский. По его мнению, если бы не паника, то мировая цена на пшеницу была бы «не выше 300 с копейками долларов» против сегодняшних $440–450. «Это цена истерии», — добавил спикер.
А вот страхи и опасения в отношении общемировых запасов глава зернового союза не разделяет. Только в России, по данным Росстата, запасы почти на 20% выше прошлогодних. «Мы вместо того, чтобы снабжать мировой рынок, пополняем запасы, хотя потенциал у нас больше. Мы вывезли за май 1 миллион 260 тысяч тонн пшеницы на мировой рынок. При этом до исчерпания квоты у нас осталось еще 1 миллион 400 тысяч тонн по пшенице. Скорее всего, будут вывезены в течение июня. А дальше уже подойдет новый урожай. Мы не снижаем и не ограничиваем наши поставки до конца сезона. Хотя это на 5 миллионов меньше, чем экспортный потенциал. Потенциал будет более 40 миллионов тонн, а вывезем 36 миллионов тонн до конца сезона», — рассказал Злочевский.
В повышении цен заинтересованы все экспортеры зерна
«Цены, исходя из объективных фактов, должны падать от нынешнего уровня»
К тому же он посмеялся над заявлением гендиректора аналитической компании Gro Intelligence Сары Менкер, которая заявила на заседании совбеза ООН, что запасов пшеницы в мире хватит только на 10 недель. «Это смешно! При этом ФАО рекомендует держать запасы на 9 недель, а у нас на 10! О какой нехватке может идти речь? Какой-то бред информационный идет. Вся эта информационная истерия о грядущем голоде на самом деле играет только на одно, и эта игра плохо закончится, — повышение цен», — пояснил Злочевский. Он отметил, что именно подобная истерия приводит к угрозам продовольственной безопасности.
«Цены, исходя из объективных фактов, должны падать от нынешнего уровня и валиться достаточно сильно, а не просто снижаться по чуть-чуть», — считает глава зернового союза. Он уточнил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что мировая цена на пшеницу должна быть чуть больше $300, а не $440–450, как сейчас. «Это цена истерии. Когда истерия закончится, цены обвалятся до фундамента», — указал Злочевский.
В повышении цен заинтересованы все экспортеры зерна. «Поскольку санкционную политику против России проводят конкуренты по экспорту зерновых ресурсов, то они выигрывают гораздо больше. Наши крестьяне от этого вообще ничего не выигрывают, только проигрывают. Представьте, как астрономические деньги вынимаются из карманов крестьян, когда внутренние цены даже при искусственном дорогом рубле почти в 2 раза ниже, чем мировые. А что говорить, если по слабому рублю посчитать?» — заявил Злочевский нашему корреспонденту в кулуарах. По его словам, когда мировая цена на пшеницу перевалила за $400 при курсе 100 рублей за доллар, внутренняя стоимость тонны пшеницы составляла $160. «У нас самая дешевая внутренняя цена среди всех стран-экспортеров», — отметил глава зернового союза.
По словам Злочевского, цены на внутреннем рынке уже начали сильно падать. Так, цена пшеницы четвертого класса за последний месяц опустилась с 16 тыс. до 14,9 тыс. рублей. «Снижение — лакмусовая бумажка состояния рынка. Много звучало, что, может, надо побольше запасы держать. Но интервенционный фонд не пополнился ничем. Запасы, находящиеся на рынке, давят на рынок. Вот в чем проблема. Это приводит к снижению цен: слишком много запасов на внутреннем рынке. А надо освобождать склады для нового урожая. Это приводит к тому, что нужно продавать, увеличивать предложение на рынке, а спрос внутренний ограничен. Отсюда падение цен», — объяснил президент зернового союза.
По его мнению, как следствие, у крестьян мало денег, поэтому он не могут поддержать прошлогодние темпы ярового сева. «Проблема есть, но не так остра. Основная проблема постигнет по осени, когда начнем сеять озимые. И уменьшение денег приведет к серьезным недосевам озимых», — предвидит Злочевский.
«Мы упремся в 2–2,5 миллиона тонн. При этом вывоз через порты Украина может осуществлять на уровне 6–7 миллионов тонн в месяц»
«Иран вышел на второе место по закупкам после Турции, обогнав даже Египет»
За европейские поставки зерна глава союза тоже предлагает не беспокоиться, т. к. туда пшеница шла в небольшом объеме. Основным покупателем твердых сортов является Италия, и она продолжает закупки. А транзита российского зерна через Европу нет. «Мощные транзитные потоки идут через Турцию и Иран, а это не европейские страны. Иран вышел на второе место по закупкам после Турции, обогнав даже Египет, который был лидером много лет по закупкам российского зерна. Иран грозится побить даже турецкие объемы. Это во многом благодаря транзиту», — считает Злочевский.
Комментируя транзит украинского зерна через Европу, глава зернового союза отметил, что надо учитывать пропускные способности. Так, железнодорожный вывоз ограничивается скоростью: промежуточная процедура смены колесных пар занимает время. Поэтому таким образом можно вывезти не более 1,5 млн тонн. А сухопутными путями — дорого, но и тут пропускная способность, по разным оценкам, 0,5 млн т в месяц. По мнению Злочевского, можно нарастить еще максимум на такую же величину. «Мы упремся в 2–2,5 миллиона тонн. При этом вывоз через порты Украина может осуществлять на уровне 6–7 миллионов тонн в месяц», — пояснил он. Так что призывы европейских стран помочь Украине с вывозом зерна — это, как считает спикер, не более чем стремление заработать на транзите.
«Нынешний режим регулирования валютных операций не позволяет избежать рисков при осуществлении экспорта в рублях
«Не можем перевести наше зерно на все 100 процентов поставок в рубли»
Также он прокомментировал решение России ввести квоты на экспорт зерна и пошлину на пшеницу. Злочевский подчеркнул, что страна при этом не отказалась от экспорта полностью, а ограничения были продиктованы «некорректным поведением» Казахстана, который вывозил российское зерно без пошлины, переоформлял как свое и продавал в третьи страны. «Я считаю, что это ошибочное решение — вводить пошлины. Если мы хотим сохранить ресурсы на своей территории, можно было вводить объемные квоты. Пошлинами мы только повысили мировые цены и не более того. Но раз уж мы их ввели, то и Казахстану следовало корректно себя вести», — указал президент зернового союза.
Предложение продавать зерно за рубли Злочевский также не поддерживает, т. к. считает, что эта модель содержит в себе риски. «Нынешний режим регулирования валютных операций не позволяет избежать рисков при осуществлении экспорта в рублях. Российские экспортеры вообще не замотивированы переводить торговлю в рубли, несмотря на то, что в валютах проблемы в оплате существуют», — пояснил президент союза. По его словам, здесь две проблемы. Во-первых, торговый баланс между потребителями (Турция, Египет, Иран) должен быть хотя бы паритетным, а лучше бы был отрицательным в нетто-показателе для РФ. На деле он положительный с чудовищным превышением экспорта над импортом из этих стран. «Как быть дальше с полученной национальной валютой, которая будет поступать в РФ? Это же не свободно конвертируемая валюта. Вы получили от торговли с Египтом египетский фунт. И куда его девать? Одно дело — купить в Египте какую-то продукцию, но завозим меньше, чем туда поставляем. Оставшиеся девать некуда. А если вы их попытаетесь обратно Египту продать, где он рубли возьмет? Мы опять возвращаемся к долларовой торговле. Это неизбежная вещь. Не можем перевести наше зерно на все 100 процентов поставок в рубли», ‑— считает Злочевский.
Накануне замминистра сельского хозяйства Оксана Лут заявила, что запуск системы прослеживаемости зерна не будут переносить с 1 сентября 2022 года. По мнению президента зернового союза, это лишь повысит себестоимость зерна и создаст дополнительную нагрузку на производителей. «Подобных издержек ни у одного конкурента нет. Зачем мы так обременяем собственное производство? Вот вопрос, который надо обсуждать. Но почему-то этот фактор не учитывается, но учитывается логика надзорных служб, которые тупо зарабатывают на подобных системах прослеживания», — считает Злочевский. Он отметил, что также предусмотрены большие штрафы. Значит, это приведет к дополнительным взяткам. По словам главы зернового союза, они просили правительство сдвинуть введение системы хотя бы на два года, а лучше вообще отменить. «Ее даже выполнить невозможно. Значит, штрафы и будем давать взятки, чтобы не платить безумные штрафы. А как еще?» — недоумевает спикер. По его словам, удалось пока что лишь в планах (финального решения нет) отодвинуть введение системы на один год.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.