Юрий Борисов затронул «модную и горячую» сейчас тему импортозамещения. Говорить о том, что эта работа провалена, неверно, считает вице-премьер. Ни одна страна в мире сегодня не производит сразу все товары, это невозможно Юрий Борисов затронул «модную и горячую» сейчас тему импортозамещения. Говорить о том, что эта работа провалена, неверно, считает вице-премьер. Ни одна страна в мире сегодня не производит сразу все товары, это невозможно Фото: «БИЗНЕС Online»

Борисов: «Не хочу никого пугать, но мы живем в новой стране»

Вступительная часть от вице-премьера Юрия Борисова сводилась к одному тезису: настало время новых возможностей и «рывка» промышленности. В том, что страна выберется из «новых реалий» достойно, Борисов не сомневается. Тем более что цели остаются прежними. При этом все должны понимать, что теперь живут в новой стране, а если до кого-то еще не дошло — это «беда». «Сегодня нужно по некоторым направлениям очень серьезно пересмотреть позиции и ускоряться», — обратился Борисов к тем, кто пока двигается медленно. Чтобы подбодрить зал, зампред правительства вкратце рассказал о ситуации в экономике и показал слайды. ВВП растет, темпы строительства увеличиваются, а прогнозы по урожаю благоприятные. «Голодными не останемся, а может, и весь мир накормим», — подчеркнул Борисов. И заметил, что без России мировой экономике придется туго.

Интересно, что как пример одного из ключевых инвестпроектов в России в презентации Борисова приводилось «Развитие производственной площадки в Набережных Челнах» на 46,5 млрд рублей. Речь о специальном инвестконтракте (СПИК), который в 2018 году заключили КАМАЗ, немецкий концерн Daimler и минпромторг РФ. Впрочем, несмотря на грандиозные планы, Daimler Truck в феврале приостановил сотрудничество с челнинским заводом на неопределенный срок. И что будет дальше с совместным производством, пока не совсем ясно. Но пример показательный. 

Следом Борисов перешел к «модной и горячей» сейчас теме импортозамещения. Говорить о том, что эта работа провалена, неверно, считает вице-премьер. Тема для Борисова не посторонняя — в правительстве он возглавляет профильную комиссию по импортозамещению. Ни одна страна в мире сегодня не производит сразу все товары, это невозможно, а Россия, как и другие государства, с удовольствием пользовалась зарубежными технологиями, чтобы создавать конкурентную продукцию, объяснял спикер «ошибки прошлого». По его словам, с 2015 года Россия потратила на замещение зарубежных товаров почти 3,5 трлн рублей. К примеру, 160 млрд рублей пошло, чтобы уйти от зависимости от украинских и иностранных комплектующих в ОПК.

Дмитрий Рогозин Дмитрий Рогозин рассказал присутствующим, как добился «честной» импортонезависимости Фото: kremlin.ru

У выступавшего нашелся показательный пример: ситуация в космической отрасли. До 90-х годов страна работала на чисто отечественных решениях и составляла конкуренцию. «И вот когда мы начали работать по Международной космической станции, наши [зарубежные] коллеги сказали: „Слушайте, нет никаких препятствий, холодная война закончилась, мы друзья. Берите нашу элементную базу, она лучше, зачем вам ее делать?“» По словам Борисова, многие «повелись на это дело» и в результате были утеряны компетенции. А в 2014 году зарубежные «партнеры» все поставки обрезали. С тех пор работа «Роскосмоса» оказалась пересмотрена, и сегодня госкорпорация в лучшей ситуации, чем другие отрасли, похвалил Борисов сидевшего рядом Дмитрия Рогозина. Глава «Роскосмоса» описал присутствующим, как добился «честной» импортонезависимости. По словам спикера, здесь было две проблемы. Во-первых, некоторые «товарищи» считают, что достаточно заменить европейский импорт на китайский. А другие заверяли, что, если в продукте 65% деталей российские, он отечественный. «Ну это же глупость! Не надо себя обманывать», — просил Рогозин.

По мнению Сергея Когогина, денег так и не будет, если ЦБ не договорится со странами Фото: © Илья Питалев, РИА «Новости»

Когогин о зарубежных партнерах КАМАЗа: в основном «развелись» со всеми цивилизованно

Президент «Трансмашхолдинга» Кирилл Липа «заклинал» минпромторг РФ и российских промышленников, чтобы те не опирались только на иностранные технологии. «Вся история нашей кооперации с нашими так называемыми азиатскими, как теперь принято говорить, партнерами, вовсе не про то, чтобы российская промышленность была эффективной, успешной и перспективной. Она про то, чтобы та промышленность, та экономика и те институты развития были успешными», — подчеркнул спикер. 

Россия 24 февраля перешла Рубикон, а теперь стоит на пороге золотого века в своем развитии, провозгласил исполнительный директор «Ростеха» Олег Евтушенко. «Часто спрашивают меня: на чем будем летать? Летать будем на своих самолетах, ездить на своих „КАМАЗах“, в этом я как бы уверен», —успокоил он и заметил, что инженерную школу в стране «успели спасти». По прогнозу Евтушенко, золотой век наступит в ближайшие 5 лет, и главное — развивать цифровую экономику, цифровые платежные инструменты. Пока же Tesla купить за биткоин можно, а вот, например, челнинский грузовик не получится, огорчился представитель «Ростеха». Добавил об импортозамещении: внутри госкорпорации такие профессионалы, как гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, спокойно проанализировали ситуацию и приступили к работе в новых условиях. 

Однако сам Когогин не выглядел таким уж уверенным. «Случилось то, что случилось, нашей отрасли крайне сложно. Я в этом вопросе совершенно не оптимист. Хотя КАМАЗ и до 24-го [февраля] работал, и после работает. Мы ни одного дня не стояли и не собираемся», — отметил руководитель предприятия. Накануне, напомним, стало известно, что автогигант отменил приказ о переходе на трехдневку в мае. Когогин признался, что после новых санкций ему как руководителю стало работать даже проще. «То есть не надо 10 раз команду отдавать, все решается с одного раза. Коллектив абсолютно консолидирован, — сжал руку в кулак спикер. — Все знают цели, задачи. Буквально 30-минутного обсуждения хватает для того, чтобы можно было свернуть горы».

Зубаревич – КАМАЗу: «Ребята, даймлеровскую гидравлику как будете менять? Вперед и с песнями!»

В случае с коммерческим и пассажирским транспортом уровень локализации достаточный, заверил спикер. А вот с легковым автопромом ситуация похуже — его передали глобальным компаниям в обмен на инвестиции и технологии. «Вот наступило „время Ч“ — и от легкового автопрома никого не осталось. Они все (зарубежные компании — прим. ред.) собрали чемоданы, первый месяц рассказывали о том, что хотят вернуться после политической стабилизации. На третий месяц уже молчат. Догадываюсь, что чемоданы они собрали надолго», — сказал гендиректор КАМАЗа. Напомним, что теперь челнинский завод — основной партнер московского автомобильного завода «Москвич» (бывший Renault). «Все, что мы с вами получили, — это проблемы с кооперационными цепочками и логистическими коридорами. Переориентировать все потоки, которые шли из Европы на юг и восток, — задачка непростая. Пока не думаю, что мы ее просто решим. Наши грузы идут туда, фуры стоят, и из Турции везем, и это все совершенно не просто», — перешел Когогин уже к вопросам челнинского завода. По словам директора КАМАЗа, теперь даже ближайшие соседи по ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество, куда входят Беларусь, Казахстан) «тормозят» свои банки, поскольку боятся вторичных санкций.

— Как вы думаете, это временное явление? Они пока боятся? — поинтересовался модератор дискуссии.

— Вот раньше бы сказал, наверное, временное. А сейчас я отвечу: «Не знаю», — горько посмеялся Когогин. По мнению гендиректора завода, денег так и не будет, если ЦБ не договорится со странами.

«Коллектив абсолютно консолидирован. Все знают цели, задачи. Буквально 30-минутного обсуждения хватает для того, чтобы можно было свернуть горы» Фото: kremlin.ru

«Конечно, мы нашли и находим обходные пути. Но мир-то прозрачный. [Что будет] когда возьмут ножницы и этот путь отрежут, мы не знаем», — указал руководитель КАМАЗа. Также Когогин впервые рассказал, как завод «разводился» с зарубежными партнерами и перезапускал производство. Почти со всеми зарубежными компаниями удалось разойтись цивилизованно, отметил руководитель завода. «Одно из изделий: европейский партнер собрал чемоданы и ушел с нашего СП (совместного производства — прим. ред.). Тут же сели, посмотрели, 253 детали, которые нужно заместить из Европы. 220 деталей КАМАЗ и наши [партнеры] локализовали в течение месяца, 30 деталей привезли из другого направления, — вспомнил гендиректор автогиганта. — Предприятие работает. Независимо от воли и желания партнера, это происходит».

— А сигналы идут, они хотят вернуться? — не оставлял надежд модератор.

— Все же люди неглупые. Все говорят, что хотят вернуться, а вот произойдет это или нет, зависит от, как мы говорим на переговорах, политической стабилизации, — отреагировал Когогин.

«В нашей отрасли самый сложный момент в том, что технологический перелом наступил», — завершал спикер. Чтобы показать, о чем речь, Когогин зачитал аудитории сообщение европейской комиссии со своей почты: «После вторжения России на Украину доводы в пользу быстрого перехода на экологически чистую энергию никогда не были такими сильными и ясными». К 2030 году европейцы поставили задачу избавиться от нефти и газа из России и принимают «беспрецедентные меры финансовой поддержки» отраслей промышленности, посмотрел Когогин на вице-премьера Борисова. Дескать, и российским отраслям подобные меры не помешают.

Чуть позже Борисов отметил, что сейчас 30 млрд рублей брошено на производство необходимых автокомпонентов, а КАМАЗ до конца года планирует импортозаместить почти все комплектующие для грузовика последнего поколения. «Модель К5, она уже встала на производство, выпускается ограниченной партией, по-моему, 3–5 тысяч авто. Мы имели планы занять нишу внутреннего рынка, вытеснив другие иностранные бренды. Ну чуть-чуть сдвинется эта проблема вправо. КАМАЗ обещает до конца года практически импортозаместить все необходимые компоненты [для грузовика К5] и нарастить уже с 2023-го объемы производства этой модели», — сказал Борисов в эфире телеканала «Россия-24».