Бикчантаев отказывался называть «премьерой» нынешний зрительский показ, так что аудиторию в театр зазывали на «генеральный прогон» Бикчантаев отказывался называть премьерой нынешний зрительский показ, так что аудиторию в театр зазывали на «генеральный прогон» Фото: Фоат Гарифуллин / пресс-служба театра им. Камала

Не «премьера», а «генеральный прогон»

«Туфан Миннуллин говорил: если встречаются два татарина, либо возникает две партии, либо театр», — сказано в книге «Режиссер Фарид Бикчантаев». Симпатично изданный фолиант стал одним из героев недавнего празднования 60-летия главного режиссера театра им. Камала. Здесь и запись его репетиций спектакля «Угасшие звезды», и рецензии на постановки, и большое интервью известному питерскому критику Марине Дмитревской. «Мы проговорили с Фаридом неделю обо всем», — сказала она на презентации издания. Впрочем, то, что Фарид Бикчантаев — это редкий собеседник среди нынешних татарских деятелей культуры, далеко не секрет. Достаточно познакомиться с теми беседами с режиссером, которые выходили на «БИЗНЕС Online».

При этом некоторые из тех, кто без обиняков с симпатией относится к нынешнему лидеру татарского театра, признавая его роль и как художника, и как администратора в национальной культуре, ждут все последние годы от Бикчантаева-постановщика спектакля, равного ему самому как личности. Не просто локальных побед на малой сцене («Однажды летним днем», «Туман») или появления в академическом театре работ новых драматургов («Дорога», «На закате»). А такой по-настоящему большой работы, которая в идеале бы объединила в зрительном зале адептов «Золотой маски» и любителей деревенских комедий. В этом смысле эпический размах романов Махмуда Галяу «Муть» и «Мухаджиры», за сценическое воплощение которых взялся главреж Камаловского театра, вполне под этот замысел подходил.

Марина Дмитревская: «Мы проговорили с Фаридом неделю обо всем» Марина Дмитревская: «Мы проговорили с Фаридом неделю обо всем» Фото: Фоат Гарифуллин / пресс-служба театра им. Камала

Забегая вперед, скажем, что говорить о конечном результате пока рано. В день рождения Бикчантаева публике показали лишь первую часть дилогии. Причем в таком виде спектакль зрителям покажут лишь дважды, во второй раз гостям театрального форума «Науруз». А уже в ноябре 2022-го, ко дню рождения Марселя Салимжанова, в эти дни камаловцы всегда выпускают премьеру, в афише театра должен появиться полноценный спектакль «Муть. Мухаджиры» с двумя антрактами.

Здесь был  весь театральный бомонд республики Здесь был весь театральный бомонд республики Фото: Фоат Гарифуллин / пресс-служба театра им. Камала

Сам Бикчантаев отказывался называть премьерой нынешний зрительский показ, так что аудиторию в театр зазывали на «генеральный прогон». На него продавались билеты, но на самом деле львиную долю публики составили приглашенные гости. Здесь был весь театральный бомонд республики и не только, например, руководство Башдрамы им. Гафури прибыло в полном составе. А один из гостей Казани в разговоре с «БИЗНЕС Online» заметил, что весь театральный мир страны в тревоге ждет, что же будет дальше, учитывая влияние внешнеполитической повестки на все сферы жизни общества, и только в Татарстане возникает ощущение покоя и уюта. Видимо, это тоже можно считать комплиментом в адрес Бикчантаева, уже как главы союза театральных деятелей РТ, где сообщество смогло выстроить партнерские отношения с госорганами.

От особой публики можно было ждать и какого-то нового зрительского опыта в зале театра им. Камала. Не секрет, и сам Бикчантаев в этом признавался, что со своим татарским зрителем он находится все годы профессиональной карьеры в непростых отношениях. Этот зритель часто неистово хлопает там, где наградой режиссеру и актерам была бы звенящая тишина, а еще пачками сбегает с нераспробованного ей гастрольного «Маузера» Александринского театра. Впрочем, в этот раз театральный бомонд не сильно помог. Концентрация расходившихся по залу звонков сотовых телефонов была даже больше, чем обычно, а сидевшая рядом с нашим корреспондентом одна из учениц Бикчантаева примерно раз в 30 секунд весь спектакль пялилась в экран, хотя в конце и поскакала на сцену с букетом для мастера и лицом, полным восторженных чувств.

Пустая сцена театра им. Камала обрамлена чем-то вроде строительных лесов, с которых периодически люди с прожекторами подсвечивают актеров Пустая сцена театра им. Камала обрамлена чем-то вроде строительных лесов, с которых периодически люди с прожекторами подсвечивают актеров Фото: Фоат Гарифуллин / пресс-служба театра им. Камала

Среди героев: «наш Акрам Хан» и выпускница Казанской консерватории

Галяу — автор «Мути» и «Мухаджиров» — был расстрелян в 1937-м в разгар борьбы с «султангалиевщиной» (ему было 50 лет), на тот момент бывший ученик казанского медресе, а затем преследуемый царской охранкой литератор и издатель, в годы советской власти немало сделавший для популяризации просвещения среди татарского населения, работал в Москве в аппарате союза писателей СССР. Два его романа впервые были изданы, соответственно, в 1931 и 1934 годах. Это эпопея жизни татарской деревни последней четверти XIX века, причем в каждой из двух частей есть ключевое историческое событие, определяющее жизнь героев книги. Для романа «Муть» это голод в Поволжье 1877-го, в «Мухаджирах» — перепись 1897 года, которая привела к ряду восстаний в татарских деревнях, ждавших насильственного крещения.

Пустая сцена театра им. Камала обрамлена чем-то вроде строительных лесов, с которых периодически люди с прожекторами подсвечивают актеров, оставляя простор для интерпретаций, то ли речь идет о своеобразии отношений империи с инородцами, то ли о замкнутости жизни татарской деревни. В любом случае сценография опытного Сергея Скоморохова (свет — Тарас Михалевский), не загромождая пространство домами и прочими атрибутами сельской жизни (хотя они и очень вкусно и с любовью описываются у Галяу), оставляет здесь много воздуха и возможности развернуться актерам.

Сажида - уже вторая большая роль после «Угасших звезд» недавней выпускницы КГИК Лейсан Гатауллиной Сажида — уже вторая большая роль после «Угасших звезд» недавней выпускницы КГИК Лейсан Гатауллиной Фото: Фоат Гарифуллин / пресс-служба театра им. Камала

Первый парень на деревне Сафа (стучащийся в «первачи» труппы театра им. Камала Фаннур Мухаметзянов) возвращается домой после пяти лет в армии и влюбляется в юную Сажиду (уже вторая большая роль после «Угасших звезд» недавней выпускницы КГИК Лейсан Гатауллиной). Правда, последняя оказывается 6-й, младшей, дочерью слегка сумасбродного Йусуфа (Ильтазар Мухаматгалиев), который раньше гонял всех женихов от своих кровинушек, а теперь уверен, что сначала должен выдать замуж старших и только потом уже Сажиду. Последняя оказывается не робкого десятка и в итоге добивается права оказаться с любимым человеком. Далее деревенскую идиллию, главной точкой напряжения в которой до поры до времени было лишь комичное противостояние муллы Шамси (Искандер Хайруллин) и муэдзина Сабирзяна (Фанис Зиганшин), разрушает пришедший сюда голод…

Вся эта энциклопедия татарской жизни явно не рядовая история для Бикчантаева. Но в контексте круглой даты (а скоро еще и исполнится 20 лет, как Фарид Рафкатович возглавляет театр им. Камала) первая часть «Муть. Мухаджиры» — это прежде всего парад достижений именинника как главного режиссера театра. Прекрасная актерская труппа (в спектакле задействованы больше 30 артистов разных поколений), способная решать любые задачи. Причем идет ли речь о больших ролях или небольших эпизодах (например, эффектная работа Ляйсан Файзуллиной в роли Фахиры). Отличный контакт, который сложился у режиссера с хореографом Нурбеком Батуллой и композитором Еленой Шиповой (с ними он работал впервые). Даже показалось, что трио Бикчантаев – Батулла – Шипова вполне могло бы замахнуться на пластический спектакль по, скажем, какой-то хрестоматийной татарской классике.

Эффектнейший хореографический номер в сцене деревенского жыен Эффектнейший хореографический номер в сцене деревенского жыен Фото: Фоат Гарифуллин / пресс-служба театра им. Камала

У «Муть. Мухаджиры» есть все шансы стать одним из лучших спектаклей в нынешнем репертуаре Камаловского театра. И во время генпрогона даже пару раз казалось, что вот он, тот самый важный спектакль Бикчантаева, скажем, во время эффектнейшего хореографического номера в сцене деревенского жыен. Хотя по итогу главными героями на генпрогоне выглядели скорее «наш Акрам Хан» (так Батуллу в одном из интервью назвала Диана Вишнева) и молодая выпускница Казанской консерватории Шипова. Мешал немного и формат «сериала», в котором поневоле оказалась новая постановка. Скажем, в первой части оказалась не очень понятна роль рассказчика, от лица которого идет повествование, взрослого Сафы (Ильдус Габдрахманов).

У «Муть. Мухаджиры» есть все шансы стать одним из лучших спектаклей в нынешнем репертуаре Камаловского театра. И во время генпрогона даже пару раз казалось, что вот он, тот самый важный спектакль Бикчантаева У «Муть. Мухаджиры» есть все шансы стать одним из лучших спектаклей в нынешнем репертуаре Камаловского театра. И во время генпрогона даже пару раз казалось, что вот он, тот самый важный спектакль Бикчантаева Фото: Фоат Гарифуллин / пресс-служба театра им. Камала

В общем, того самого, большого спектакля от режиссера Бикчантаева придется подождать минимум до осени. А может, и дольше. Хотя мы не теряем надежды.