Количество заказов в Татарстане на Ozon в марте и апреле показало более чем двукратный рост (в годовом сравнении). Ассортимент товаров повседневного спроса в марте вырос в 2,5 раза, а в апреле — в 2,4 раза В Татарстане интернет-торговля растет быстрее, чем в целом по России. Суммарный оборот маркетплейсов в 2021 году вырос почти в 6 раз — с 16,8 млрд до 99,5 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

«Количество заказов в Татарстане на Ozon в марте и апреле показало более чем двукратный рост»

Почему именно маркетплейсы? В то время как сетевым офлайн-магазинам под давлением властей приходится держать в узде наценки на молочные продукты, сахар, хлеб и овощи, интернет-магазины остаются свободными в ценообразовании.

Второй момент: «прилавок» маркетплейса формируется несколькими не зависимыми друг от друга продавцами, это позволяет отследить реальную картинку скачков стоимости товаров и динамику доступности ассортимента.

Третье — маркетплейсы и в целом интернет-торговля начинают играть все более заметную роль в экономике: еще с пандемии львиная доля покупок совершается онлайн.

По данным DataInsight, по итогам 2021-го объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 4,1 трлн рублей (1,7 млрд заказов). За прошлый год количество онлайн-заказов выросло на 104% (что является рекордом за все время наблюдений), а объем рынка в рублях увеличился на 52%. Доля онлайн-продаж заметно возросла — в 2021 году на них пришлось 12% от всего рынка ретейла и 26% от рынка непродовольственного ретейла.

Объем продаж крупнейших российских маркетплейсов за прошлый год вырос на 111% и составил 1,5 трлн рублей. Число заказов увеличилось на 156% до 1 миллиарда. Лидером по объему продаж среди маркетплейсов остается Wildberries, Ozon на втором месте, в пятерку крупнейших также вошли «AliExpress Россия» и «Сбермегамаркет». Самым быстрорастущим направлением в онлайн-торговле стала продажа продуктов питания с доставкой. Объем данного сегмента за прошлый год вырос на 159% до 329 млрд рублей, пишут «Ведомости». На пять компаний — «Сбермаркет», «Самокат», «ВкусВилл», «Яндекс.Лавка» и Delivery Club — пришлось более 70% рынка онлайн-продаж продуктов.

В Татарстане интернет-торговля растет еще быстрее, чем в целом по России. Суммарный оборот маркетплейсов Wildberries, Ozon, KazanExpress, «Яндекс.Маркет» и AliExpress в РТ в 2021 году вырос почти в 6 раз — с 16,8 млрд до 99,5 млрд рублей, сообщали ранее в пресс-службе бизнес-омбудсмена РТ. Таким образом, обороты маркетплейсов достигли доли в 10% от розничного товарооборота республики за прошлый год, и, судя по динамике 2022-го, эта доля будет только увеличиваться.

«В начале весны мы отмечали всплески спроса на отдельные категории товаров. Были популярны товары для детей, средства личной гигиены и корма для животных, а также товары для красоты и здоровья и летние автомобильные шины», — говорят в Ozon. В целом количество заказов в Татарстане на этом маркетплейсе в марте и апреле показало более чем двукратный рост (в годовом сравнении). Ассортимент товаров повседневного спроса на Ozon в марте вырос в 2,5 раза, а в апреле — в 2,4 раза.

Маркетплейсы, которые имеют склады в РФ,  укладываются в сроки доставки. За один день доставляет товары татарстанский KazanExpress. Ozon  заявляет о скорости доставки по Татарстану в 1-2 дня Маркетплейсы, которые имеют склады в РФ, укладываются в свои сроки доставки. За один день доставляет товары татарстанский KazanExpress. Ozon заявляет о скорости доставки по Татарстану в 1–2 дня Фото: «БИЗНЕС Online»

Вместе с тем на маркетплейсы, как и на остальные отрасли экономики, оказывают влияние санкции против России. Пересмотр логистических цепочек добавляет продавцам сложностей с поставками товаров из-за рубежа, из-за скачков курсов валют появилась неопределенность по конечной стоимости закупки и др. Так, например, количество онлайн-заказов из дружественных Китая, Турции, Беларуси и Казахстана в апреле подскочило в 8 раз, пишут «Известия» со ссылкой на Ozon Global. Вместе с тем время ожидания товара увеличилось почти вдвое: если раньше люди получали свои заказы (при покупке со складов из Китая) через 14−20 дней, то теперь — через месяц и более. Подробнее о сложностях работы челноков XXI века мы писали ранее.

Маркетплейсы, которые имеют склады в РФ, в принципе, укладываются в привычные покупателям сроки доставки. Как и прежде, за один день доставляет товары в свои пункты выдачи в 118 городах РФ татарстанский маркетплейс KazanExpress. Ozon, который имеет распределительный центр в Зеленодольске, заявляет о скорости доставки по Татарстану в 1–2 дня (по личному опыту корреспондентов «БИЗНЕС Online» средний срок доставки все же 2–6 дней).

Индекс составляем на основе покупок на двух маркетплейсах. Продукты заказываем в «Самокате», а  непродовольственные товары — на  KazanExpress Индекс составляем на основе покупок на двух маркетплейсах. Продукты заказываем в «Самокате», а  непродовольственные товары — на KazanExpress Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

В чем суть проекта?

Каждый месяц на протяжении этого года мы будем проверять, как на маркетплейсах меняются цены и ассортимент товаров. Для анализа мы берем реальный список покупок казанской семьи, один из членов которой — сотрудник газеты «БИЗНЕС Online». В семье три человека: 32-летний Алексей (имена изменены), его 30-летняя супруга Наталья, их годовалая дочь Ариша и кошка британской породы. Список покупок состоит из двух частей — продуктовой корзины и набора непродовольственных товаров. Он останется неизменным на протяжении всего проекта.

Конечно, нередко семья позволяет себе деликатесы или сладости, но базовый продуктовый набор неизмененовощи, курица и куриные яйца, молоко, хлеб, макароны закупаются регулярно, минимум раз в неделю. В корзину мы добавили крупы, а также чай, кетчуп и плитку шоколада. Для ребенка покупаем пюре «Агуша» — хотя Ариша уже питается с общего стола, но очень любит фруктовое пюре этой марки.

Что касается вкусовых предпочтений, то по ряду позиций нашей хозяйке принципиальна конкретная марка товара. Например, молоко Наталья покупает бренда «Домик в деревне», а макароны — «Макфа». Там же, где марка значения не имеет, мы выбираем наиболее доступное по цене предложение.

Итоговый список съестного для анализа маркетплейсов у нас представлен 16 позициями:

  1. капуста (самая доступная), 1 кг;
  2. картофель (самый доступный), 3 кг;
  3. морковь (самая доступная), 1 кг;
  4. бананы (самые доступные), 1 кг (или 6 штук);
  5. макароны (спагетти «Макфа»), 1 упаковка, 0,5 кг;
  6. подсолнечное масло рафинированное дезодорированное (самое доступное), 1 л;
  7. яйцо куриное С0 (самое доступное), 1 десяток;
  8. молоко «Домик в деревне», 3,2% жирности, 2 л;
  9. курица (бедрышки куриные), 2 кг;
  10. рис длиннозерный (самый доступный), 0,8 кг;
  11. гречка (самая доступная), 0,8 кг;
  12. хлеб «Бородинский», 0,5 кг;
  13. кетчуп Heinz, 0,32 кг (по акции или любой);
  14. чай Greenfield Golden Ceylon, 25 пакетиков;
  15. шоколад Alpen Gold молочный, 0,082 кг;
  16. пюре «Агуша» фруктовое, 6 штук.

Что касается бытовой химии, то тут Наталья предпочитает закупаться на месяц вперед — так выгоднее. Особенно это касается детских подгузников, таблеток для посудомойки и капсул для стиральной машины (молодая мама старается экономить время на бытовых хлопотах и активно пользуется техникой для дома). Кроме того, в ежемесячном списке покупок молодой хозяйки — линзы для главы семейства, а также корм и наполнитель для кошачьего лотка (у семьи, напомним, есть домашний питомец). В сухом остатке для анализа мы оставили список из 8 позиций:

  1. линзы Air Optix Alcon на минус 3,25, три штуки в пачке;
  2. шампунь Clear, 400 мл;
  3. подгузники Pampers, размер 4 (174 штуки);
  4. таблетки для посудомоечной машины Finish All in 1 (100 штук);
  5. капсулы для стирки Ariel (12 штук);
  6. сухой корм для кошек ProBalance Sterilized с курицей и рисом, 1,8 кг;
  7. наполнитель для лотка Fresh Step Extreme на 6 л;
  8. средство для мытья полов Glorix, 1 литр.

Наш индекс мы составляем на основе покупок семьи на двух маркетплейсах. Так, продукты Наталья заказывает в «Самокате» — из-за быстрой доставки, а бытовую химию и другие непродовольственные товары — на родном для татарстанцев KazanExpress. В итоге раз в месяц мы будем фиксировать изменения цены трех потребительских корзин: продуктовой в «Самокате», непродовольственных товаров на KazanExpress, а также суммировать общий ценовой индекс покупок на этих двух маркетплейсах.

Ажиотажный спрос на гречку и сахар удалось сбить, но проблемы с заполняемостью в том числе и виртуальных полок магазинов остаются Ажиотажный спрос на гречку и сахар удалось сбить, но проблемы с заполняемостью в том числе и виртуальных полок магазинов остаются Фото: «БИЗНЕС Online»

Кульбиты инфляции

Подготовку к проекту мы начали еще в апреле: 21 и 22 апреля набрали две корзины — продуктовую и непродовольственную. Месяц назад зафиксировали стоимость заказа, а также наличие товаров и стоимость каждой позиции (скриншоты имеются в редакции). 17 и 18 мая мы повторили свои заказы. Разница в цене корзин за месяц и дает значение трех индексов.

Следует пояснить: из-за введения жестких антироссийских санкций в связи с началом спецоперации на Украине в марте – апреле потребительские цены совершили рывок вверх. В мае рынок начал адаптироваться к внешнему шоку, и рост цен замедлился. Тем не менее на минувшей неделе, по данным Татарстанстата, инфляция в РТ разогналась почти до 19% в годовом исчислении, накопленная с начала года превысила 12%.

Из-за высокой базы наш индекс маркетплейсов в мае по сравнению с апрелем демонстрирует некоторую стабилизацию потребительских цен, которая лишь свидетельствует об их закреплении на гораздо более высоком по сравнению с докризисным уровне.

Еще один нюанс связан с дефицитом отдельных товарных позиций. Ажиотажный спрос на гречку и сахар удалось сбить, но проблемы с заполняемостью в том числе и виртуальных полок магазинов остаются. Несмотря на заявления маркетплейсов о якобы забитых товарами гигантских складах, не все позиции наших корзин удалось купить онлайн. В таких случаях мы меняли товар на эквивалентный по качеству, но другого веса или объема. Если же эквивалентной замены не было, мы отказывались от покупки этого товара либо выбирали похожий, но всегда продающийся по другой цене (как, например, в случае замены куриных бедер на голени). В обоих случаях в таблице с апрельскими или майскими ценами ставится прочерк, который означает, что цена товара де-факто не изменилась.

Морковь в апреле стоила почти 100 рублей за килограмм, но в мае ее цена поднялась до 170 рублей за кило, рост цены на 70%! Объясняется это тем, что в продаже кончилась российская морковь старого урожая. Была только импортная, мытая Морковь в апреле стоила почти 100 рублей за килограмм, но в мае ее цена поднялась до 170 рублей за кило, рост на 70%! Объясняется это тем, что в продаже кончилась российская морковь старого урожая. Была только импортная, мытая Фото: «БИЗНЕС Online»

Продуктовая корзина: «неподъемная» капуста и продолжающая бить ценовые рекорды гречка

В мартовском «Индексе „Магнита“ и „Бахетле“» мы отмечали, что рекорды подорожания бьют овощи борщового набора. Главной возмутительницей потребительского спокойствия стала капуста: этот продукт за первые три месяца 2022-го подорожал на 38%, а за год прибавил в цене почти в 4 раза.

Вот и на маркетплейсах овощи и фрукты (в нашей корзине есть бананы) оказались самыми нестабильными позициями. Так, в апреле мы не смогли на протяжении двух дней заказать в «Самокате» капусту, ее стремительно раскупали. Однако в мае капусту уже можно было приобрести, причем по вполне приемлемой по нынешним временам цене в 119 рублей за килограмм.

Не всегда можно купить на маркетплейсе и картошку. Наиболее интересное предложение в «Самокате» фасуется по 1,5 кг, поэтому мы приобрели две упаковки.

Стабилизация и даже некоторое снижение цен в мае по сравнению с апрелем имели место далеко не всегда. Так, морковь в апреле стоила почти 100 рублей за килограмм, что уже недешево. Но в мае один из ключевых элементов борщового набора просто поразил своей ценой воображение покупателей из нашей «подопытной» семьи — 170 рублей за кило, рост цены на 70%! Объясняется это тем, что в продаже кончилась российская морковь старого урожая, была только мытая и, судя по всему, импортная (чаще всего в наших магазинах и на рынках она израильская). Отсюда и такая цена. Отечественная (немытая) морковь в «Самокате» появилась уже после нашей контрольной закупки, 23 мая, и она приятно подешевела — до 81 рубля за килограмм. Но, как говорится, дорога ложка к обеду. Наша героиня Наталья уже приготовила борщ из «золотого» корнеплода.

Недешевы и самые востребованные в течение всего года россиянами фрукты — бананы. В мае они обошлись нам в 184 рубля за кило, подорожав с апреля на 6 рублей.

Нынешний дефицит, конечно, не идет ни в какое сравнение с позднесоветским, но для молодого российского потребителя, привыкшего к изобилию любых продуктов и товаров, подчас становится неприятным сюрпризом. Например, при составлении индекса мы зафиксировали перебои с курицей. В майской корзине от «Самоката» пришлось заменить бедра на голени. Отсюда и якобы «снижение» ценника — голени всегда дешевле. Однако в расчете изменения стоимости продуктовой корзины мы это «снижение» не учитываем.

Удивительное дело складывается с ценами на крупы: если в офлайне мы еще недавно сетовали на дорогущую гречку стоимостью в районе сотни за 0,8 кг, то маркетплейсы решили «удивить» гречкой еще в 1,5 раза дороже: «Самокат» предложил крупу бренда «Агро-Альянс» по 170 рублей за 0,9 кг и гречку от «Националь» за 165 рублей за тот же вес. Та же история с рисом. Если более бюджетный круглозерный найти можно, то упаковку длиннозерного — не всегда. Остальные позиции оказались более стабильными: и «Агуша», и шоколад, и кетчуп найти и заказать на маркетплейсах не проблема, а цена на них относительно стабильная.

В итоге корзина продуктов от «Самоката» за месяц показала рост стоимости на 87 рублей: с 2 тыс. 772 рублей в апреле до 2 тыс. 859 рублей в мае. Значение продуктового индекса цен составило плюс 3,1%. Дороже нам обошлись морковь, бананы, молоко, кетчуп, зато масло, яйца и гречка немного подешевели. Подорожание продуктовой корзины весьма значительное. Росстат фиксирует в мае резкое замедление недельной инфляции. Например, с 7 по 13 мая рост цен якобы составил лишь 0,05%.

Корзина с непродовольственными товарами показала радующую кошелек динамику — упаковка подгузников подешевела аж на 650 рублей или на 12,5% Корзина с непродовольственными товарами показала радующую кошелек динамику — упаковка подгузников подешевела аж на 650 рублей, или на 12,5% Фото: © Михаил Воскресенский, РИА «Новости»

Непродовольственная корзина: семейный бюджет спасают подгузники

В отличие от продуктовой корзины, корзина с непродовольственными товарами для дома, для красоты и здоровья показала радующую кошелек динамику. Самая «тяжелая» из наших покупок — упаковка подгузников на месяц — на выбранном семьей маркетплейсе KazanExpress подешевела аж на 650 рублей, или на 12,5%.

Чуть снизились цены на контактные линзы, а вот таблетки для посудомоечной машины Finish All in 1 подешевели очень существенно. Местный KazanExpress порадовал акцией на конкретный вид капсул, который мы и отправили в корзинку, — 450 рублей вместо апрельских 510 рублей (минус 12%).

Сухой корм для кошек, который входит в наш набор, на выбранном маркетплейсе продемонстрировал завидную ценовую стабильность — те же, что и в апреле, 687 рублей за 1,8 килограмма. Однако на 100 рублей, или 7,7%, подорожал наполнитель для лотка. Ну а больше всего опровергает выводы Росстата о замедлении инфляции шампунь для женщин, который за месяц взлетел в цене более чем на 20%.

В конечном итоге подешевевшие подгузники «облегчили» почти на 600 рублей — 10 тыс. 943 рубля против апрельских 11 тыс. 521 рубля — корзину непродовольственных товаров на KazanExpress. Индекс составил минус 5%.

Наш сводный индекс маркетплейсов, в котором мы объединили продовольственную и непродовольственную корзины, в апреле потянул на 14 тыс. 293 рубля. В мае он опустился до 13 тыс. 805 рублей, и все благодаря резко подешевевшим на KazanExpress детским подгузникам. За месяц сводный индекс маркетплейсов упал на 491 рубль, или минус 3,4%. Таким образом, с учетом непродовольственной корзины налицо не просто замедление инфляции. В мае удалось отыграть заметную часть скачка цен в марте – апреле.

Продолжат ли дорожать продукты и дешеветь непродовольственные товары, узнаем через месяц.