Асия: «Я прохожу меньше, чем ребята на HL уроках, но это не означает, что мои познания в математике пострадают. Программа включает в себя все необходимое, а моя учительница, мисс Перкинс, создала идеальную среду для понимания предмета» Асия: «Я прохожу меньше, чем ребята на HL-уроках, но это не означает, что мои познания в математике пострадают. Программа включает в себя все необходимое, а моя учительница, мисс Перкинс, создала идеальную среду для понимания предмета»

Забыть, что такое прокрастинация, распределять время и силы

— Асия, начнем с того, что такое DP-программа, в чем ее особенности?

— Diploma Program* (дипломная программа) — это двухлетняя программа обучения в старших классах внутри системы International Baccalaureate** (международного бакалавриата). Внутри нее есть 6 предметных областей: два языка, математика, гуманитарные науки, творческая область и естествознание. В каждой из этих групп есть несколько курсов, из которых ты выбираешь по одному. Из них мы создаем свой индивидуальный набор предметов, которые затем изучаем два года.

 — То есть, что учить и как, решает сам подросток?

— Да, это очень необычно. Несмотря на то что мы не изучаем все предметы разом, как это принято в российской школе, такой принцип обучения дает огромное преимущество. Можно посвящать бо́льшую часть времени тому направлению, которое интересно именно тебе. Например, я не очень люблю математику, но она обязательная. У меня был выбор взять этот курс уровня Standard (стандартный уровень). Он отличается от уровня Higher*** (высокий уровень) количеством часов и наличием дополнительных тем для изучения. Я прохожу меньше, чем ребята на HL-уроках, но это не означает, что мои познания в математике пострадают. Программа включает в себя все необходимое, а моя учительница, мисс Перкинс, создала идеальную среду для понимания предмета. Без ассоциаций, метафор и шуток не обходится ни одно наше занятие, и с их помощью все становится ясным.

 — Что показалось наиболее сложным в этой программе?

— Программа непростая. Очень. Дело даже не в трудности самого материала. Главное в DP — уметь распределять свое время и силы, забыть, что такое прокрастинация. По программе ты должен не только пройти весь учебный план и сдать экзамен по каждому предмету, но также изучить и сдать все проекты по теории познания (Theory of Knowledge), внеурочной деятельности КАС (CAS), а еще написать исследовательскую работу (Extended Essay) на 4 тысячи слов. Два года на все — это немного.

«Ещё более разносторонней я стала благодаря внеурочной проектной деятельности КАС — Креативность Активность Служение (CAS — Creativity Activity Service)» «Еще более разносторонней я стала благодаря внеурочной проектной деятельности КАС — Креативность Активность Служение (CAS — Creativity Activity Service)»

Сравнила стихотворения поэта из Южной Африки и Разиля Валеева

— Расскажи подробнее о трех компонентах — Theory of Knowledge, CAS и Extended Essay, в чем заключается их роль в обучении?

— Во-первых, если эти предметы не сданы, ты не сможешь получить диплом. Если говорить о курсе Theory of Knowledge (теория познания), то на нем мы рассматриваем методы сбора и анализа информации в разных дисциплинах, учимся критически мыслить. Это очень полезный навык, и он пригодится мне и другим ученикам не только для поиска информации. Да и сам курс очень увлекательный, он здорово расширяет кругозор. Но еще более разносторонней я стала благодаря внеурочной проектной деятельности КАС — Креативность Активность Служение (CAS — Creativity Activity Service). Все проекты должны относиться либо к чему-то креативному (C-creativity), либо к физической активности (А-activity), либо к служению обществу (S-service), но все три направления должны быть задействованы.

— Какие у тебя были проекты, как они на тебя повлияли?

— Через КАС школа подарила мне возможность попробовать что-то новое. Конечно, каждому в моем классе понадобилось немало времени на это, но все мы делали то, что приносило удовольствие и пользу школьному обществу. Я смогла развить свои сильные стороны через лидерство и многочисленные коммуникации. Моим большим и важным проектом в этом учебном году было создание собственной менторской программы для учеников 11-х и 10-х классов. Я очень хотела помочь ребятам адаптироваться к DP, понимая, насколько полезным было бы услышать несколько советов от того, кто уже прошел весь этот путь. Вместе с одноклассницей мы проводили еженедельные собрания, где давали разные советы по учебе, создали страницу в соцсетях, которую вел наш одноклассник. Проводили онлайн-встречи со студентами заграничных вузов, одним из которых был второкурсник Гарварда. На эту встречу пришли много людей, все задавали вопросы, и мне было очень приятно видеть такую активность. Потом мы начали сотрудничать с IB-студентами из Москвы и Санкт-Петербурга и делиться друг с другом опытом и ресурсами. Наше начинание школа поддержала, и от этого работать было еще приятнее. И так в стенах МШК с каждой инициативой, которая подкреплена желанием и мотивацией. Мне так нравится, что в этом нет никакого ощущения бремени, как часто бывает. Здесь у тебя есть выбор, и это чудесно.

— А что за исследовательская работа на 4 тысячи слов, чему она посвящена?

— Об Extended Essay можно сказать очень много, ведь мы работали над ним на протяжении двух лет. Это большое эссе по одному из предметов, который мы выбираем сами, равно как и тему. У меня был английский язык и литература, и в эссе я сравнивала стихотворение поэта из Южной Африки и нашего земляка — татарского поэта Разиля Валеева. Меня это по-настоящему увлекло! Мало просто описать выбранную тему, нужно раскрыть ее шире — найти дополнительные ресурсы, проанализировать найденный материал и ответить на главный вопрос эссе. По масштабности и оформлению это приравнивается к курсовой работе, а любой плагиат как в Extended Essay, так и в других проектах может просто лишить тебя диплома. Таким образом нас готовят к дальнейшей учебе в вузе, где списывание недопустимо и чревато большими проблемами.

«У нас много кружков и мероприятий, в которых может участвовать любой ученик, и я сама на себе ощутила, сколько эмоций остается после какого-нибудь праздника или выступления» «У нас много кружков и мероприятий, в которых может участвовать любой ученик, и я сама на себе ощутила, сколько эмоций остается после какого-нибудь праздника или выступления»

С IB шанс поступить в университеты Лиги Плюща на 18% выше

— В МШК все так строго?

— Да, строго, но без давления. И будет лучше привыкнуть к такому порядку сразу. Школа требует быть более самостоятельными и ответственными, потому что без этих качеств невозможно быть готовым к дальнейшим сложностям.

А вообще, атмосфера у нас в школе дружелюбная. Учителя с пониманием относятся к тебе и твоим обстоятельствам, заметят, если ты не в настроении, и обязательно спросят, чем они могут помочь. Я не боюсь своих учителей, а ценю и доверяю им. Помимо того что они из разных стран, преподаватели открыты к ученикам, и это обогащает нас и сближает еще сильнее. Приведу свой любимый пример с банкой соленых огурцов. Это когда огурец из одной банки, попадая в другую, насыщается ее соком и в то же время отдает свой, смешивая маринад. Мы учимся у людей других культур с разными взглядами и так становимся эрудированнее и многограннее, начинаем различать разные мнения, позиции и составлять свое уникальное, основываясь на том, что узнали. Даже мои родители говорят, что их мировоззрение поменялось после моего перехода в Международную Школу. Мы стали более искренними, спокойнее начали воспринимать то, что не похоже на нас. Отчасти этому поспособствовала творческая среда, которой в школе тоже уделяется немало внимания. У нас много кружков и мероприятий, в которых может участвовать любой ученик, и я сама на себе ощутила, сколько эмоций остается после какого-нибудь праздника или выступления.

— Как ученики IB поступают в вуз?

— Вообще, можно сказать, что подготовка начинается с самого начала программы, с того момента, когда ты выбираешь предметы для изучения. Дело в том, что некоторые вузы имеют определенные требования к абитуриентам по тем предметам, которые они должны пройти в DP. Меня это восхищает, ведь уже в школе мы изучаем в приоритетном порядке то, что понадобится в выбранной нами профессии. Вообще, учиться по этой программе очень престижно — абитуриенты, которые окончили школу с дипломом IB, ценятся в заграничных вузах больше, чем поступающие с дипломом другого образца. Я читала, что у IB-выпускников шанс поступить в университеты Лиги Плюща на 18 процентов выше, чем у остальных. Считается, что это из-за большой нагрузки и объемности DP. Учителя не дают нам расклеиться и подбадривают нас, говоря, что эти два года равны первому курсу вуза и в университете нам будет легче.

«Практически все из класса понимают, чему хотят себя посвятить после школы. Некоторые остаются в России, и около половины ребят поступают в Европу или Азию» «Практически все из класса понимают, чему хотят себя посвятить после школы. Некоторые остаются в России, и около половины ребят поступают в Европе или Азии»

«В Международной Школе Казани я научилась смотреть на мир открыто»

— Ты сама уже решила, куда будешь поступать после окончания школы?

— Да. Система нашей школы, в принципе, ориентирована на то, чтобы готовить студентов к обучению за рубежом. Я подавала документы в 12 американских вузов, в три из которых меня приняли, и я очень горжусь таким результатом. Вместе со мной этому радовалась вся школа. В процессе подачи заявления учителя помогали с документами, давали консультации по возникающим вопросам, так что и здесь мы не остались без внимания. В итоге из этих трех университетов, которые меня приняли, для поступления мы выбрали Purdue University. Это отличный государственный вуз с хорошей репутацией и известными выпускниками, такими как Нил Армстронг, астронавт, первый в истории человечества ступивший на Луну. Я очень жду начала нового учебного года!

— Какую специальность выбрала в Purdue University?

— Я пошла на HR — Human Resources, кадровое дело. Мне нравится работать с людьми, направлять их, организовывать и подсказывать, как лучше выполнить какую-то задачу. Школа подарила мне отличный опыт, когда я была самой взрослой в студенческом совете и помогала ребятам на правах старшего товарища. Затем в планах освоить консалтинг, и на этот мой выбор тоже повлияла Международная Школа. Два года назад у нас была организована сессия по стратегическому планированию, в которой ученикам предложили участвовать. Мне понравилось анализировать мнения студентов, комментировать то, что нам нравится в обучении, чего еще не хватает, и предлагать новые варианты того, что можно было бы улучшить. Дальше мне стало интересно анализировать работу в других компаниях и заведениях, и получается, что сама школа подсказала мне, в каком направлении двигаться, когда пришло время выбирать предметы для DP.

— Твои одноклассники тоже уже определились с вузом?

— Практически все из класса понимают, чему хотят себя посвятить после школы. Некоторые остаются в России, и около половины ребят поступают в Европе или Азии. Я считаю, что DP имеет в этом немалый вес. Это и делает нашу школу уникальной. Мы изучали то, что нам хочется, создавали новое и помогали обществу, росла наша дисциплина и самоорганизованность. В нашей школе я научилась смотреть на мир открыто, анализировать ситуации с разных точек зрения. Думаю, что даже не все взрослые обладают этими навыками, но наша школа смогла их взрастить и поспособствовала в формировании наших личностей. Сейчас у меня ни на секунду не возникает сомнений в правильности решения о переходе в МШК, которое мы с семьей приняли почти 6 лет назад. Я такая, какая есть, еще и потому, что училась столько лет в этой школе, и я буду с огромной благодарностью вспоминать это время после окончания 12-го класса.