21 мая в Международном институте культурного наследия наступила «Ночь музеев»

«Ну, вот это настоящая «ночь в музее», шутили посетители акции Международного института культурного наследия, когда во всех залах Выставочного центра погас свет. Экскурсовод, директор музея Алина Булгакова решила продемонстрировать посетителям исследование атрибутированных ею произведений в ультрафиолетовых лучах.

Исследование с использованием ультрафиолета достаточно простое и доступное средство научного анализа произведений искусства. Ультрафиолетовые лучи позволяют определить старение лаковой пленки - более свежий лак в ультрафиолете выглядит темнее, также более темными пятнами проступают отреставрированные участки, и можно сразу определить, какой объем (буквально в квадратных дециметрах) авторской живописи дошел до нас, и насколько оригинальна, при ее наличии, подпись автора. Как показала почти вековая музейная практика работы с UF-излучением, при этом не происходит ни ухудшения сохранности картин, ни изменения их колорита.

Заглавной темой «Ночи музеев» - 2022 стала атрибуция произведений из Большого собрания изящных искусств  ASG, это важнейшее направление деятельности любого музея, в результате которой на этикетке к картине  вместо «Н.х.» или «Работа фламандского, испанского, итальянского и т.п. мастера» появляется имя автора.

«Деталь – сюжет - автор» значилось на афише МИКН, список живописцев, чьи работы хранятся в корпоративной коллекции  ASG, пополнился сразу четырьмя именами: Джованны Гарцони, Чиро Ферри, Франческо Ванни и Гаспара Дюге.  

В предложенных посетителям буклетах, да и в самой экскурсии, раскрывалась увлекательная история поиска автора произведения, ориентирами которой служили то награды персонажа, то манера письма художника, а иногда и географический объект, который с некоторыми вариациями мог неоднократно воспроизводиться в разных картинах.

За исключением единственного ученика великого Пуссена Гаспара Дюге, произведения выявленных художников в российских музеях довольно редки, а то и, судя по Государственному каталогу музейного фонда Российской Федерации, отсутствуют вовсе. 

Теперь нам известно не только имя автора портрета, но и исторического лица, служившего ему моделью, это Виктор Амадей I герцог Савойский, номинальный правитель Армении, Иерусалима и Кипра

Придворной портретисткой дома Савойских стала Джованна Гарцони (1600-1670), правда, она специализировалась на портретах-миниатюрах, а парадные, как в БСИИ, писала редко. В истории искусства Гарцони осталась как автор ботанических сюжетов, но при жизни она умела находить себе покровителей из числа сильных мира сего, работая кроме дома Савойских  на герцога Алькала, вице-короля Испании, членов семьи Медичи и правителей Турина.

«Пейзаж с пастухами» был приобретён весной 2011 года на аукционе Chenu Scrive Bérard без атрибуции. Уже при первом знакомстве с работой было очевидно, что она принадлежит классицистической школе XVII века, основоположником которой был Никола Пуссен

В отличие от большинства своих современников Пуссен всегда единолично работал над своими произведениями, а его единственным учеником был Гаспар Дюге, приходившийся ему шурином. Идентифицировать «Пейзаж с пастухами» как работу Дюге помогли именно фигурки пастухов. Дюге неоднократно писал подобные мужские фигуры в своих пейзажах. Таких же персонажей, с незначительными вариациями поз, художник включил в свои композиции «Пейзаж с дорогой» («Пейзаж с руинами терм Каракаллы») из Государственного Эрмитажа и «Пейзаж с руинами», хранящийся в Музее искусств Колумбуса.

Познакомиться с выставкой «Деталь – сюжет – автор: Атрибуция картин старых мастеров Италии из Большого собрания изящных искусств  ASG» до середины октября.

Посещение музея бесплатное по предварительной записи


Партнерский материал

18+

UF - ультрафиолет