Максут Шадаев Максут Шадаев отметил, что создание национального маркетплейса приложений не уникальная российская практика: «У Amazon есть свой App Store для Android, в Китае есть много вариантов» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как Шадаев и Кириенко презентовали RuStore

Не прошло и двух дней с запуска первого отечественного маркетплейса мобильных приложений NashStore со всеми его нюансами, сбоями и багами, как министр связи РФ Максут Шадаев провел отдельный пресс-брифинг для презентации альтернативной площадки. RuStore должен стать крупнейшим (и единственным одобренным) российским магазином мобильных приложений, говорил глава минцифры на площадке РИФа (Российский интернет-форум, один из старейших профильных мероприятий) в подмосковном санатории с символичным названием «Лесные дали».

«Потребность в национальном App Store была сформулирована в конце марта – начале апреля, и мы попросили группу VK начать упреждающую разработку, — признал министр. — Честно говоря, риски были понятны: мы видели прецеденты, когда на несколько дней Apple заблокировал белорусским разработчикам доступ к App Store. Очень важно, что сразу мы решили, что это должна быть инициатива бизнеса, которая должна гармонично происходить из отрасли, и попросили VK прорабатывать данный вопрос. Это вылилось в поручение председателя правительства».

Шадаев напомнил, что создание национального маркетплейса приложений не уникальная российская практика: «У Amazon есть свой App Store для Android, в Китае есть много вариантов». Но в России, по его словам, магазин приложений должен быть только один, принципы его работы прописаны в законопроекте, определением правил его функционирования будет заниматься минцифры.

Была большая дискуссия с отраслью, чтобы магазин не противоречил логике развития крупных цифровых экосистем. В итоге в разработке сервиса участвует 10 компаний, поддержавших основную идею, в корне которой равный доступ, недискриминационные требования к разработчикам, прозрачность и соблюдение правил. Кто входит в эту великолепную десятку, не разглашается, но Шадаев пояснил, что в их числе Сбер, Тинькофф, HeadHunter, «Ростелеком», Avito и т. д. Интегратор — «ВКонтакте». И ни копейки бюджетных средств на это потрачено не было. «Это пример проекта, когда рынок точно может сделать лучше, чем мы. А организацию, прибыль и все остальное отдаем на откуп этим 10 компаниям», — пояснил министр.

Детали раскрыл гендиректор группы Владимир Кириенко. Он заверил, что магазин будет удобен для разработчиков, безопасен («Лаборатория Касперского» отвечает), надежен, в нем заложен прозрачный и понятный механизм модерации, обратная связь и т. д. Но предупредил, что Москва не сразу строилась, а Apple и Google свои магазины оттачивали «десятилетиями».

RuStore должен стать крупнейшим (и единственным одобренным) российским магазином мобильных приложений. Бета-версия будет доступна уже через неделю — 25 мая Фото: © Виталий Белоусов, РИА «Новости»

Бета-версия RuStore будет доступна уже через неделю — 25 мая. В магазине уже сейчас, по словам Кириенко, более 100 приложений, в будущем он будет открыт и для российских, и для зарубежных разработчиков. Летом добавятся рейтинги и привязка платежных систем, станут развиваться аналитика и маркетинг.  Все приложения будут проверены на возможные уязвимости и подлинность, т. е. что выкладывает их сам разработчик, которому принадлежат все права.

Кириенко заверил, что не станет навязывать разработчикам свою систему платежей, а комиссия будет точно ниже, чем существующая у App Store и других магазинов. «Когда с отраслью договоримся, тогда и определим размер комиссии — точно меньше 15 процентов», — добавил Шадаев.

Как же RuStore будет конкурировать со свежесозданным NashStore АНО «Цифровое развитие»? Ответ на этот вопрос простой и четкий: минцифры за конкуренцию, но законодательно будет «урегулирован» только один магазин приложений — RuStore. Еще один важный момент: приложения из зарубежных магазинов принудительно не станут пересаживать на российскую платформу: каждый разработчик должен самостоятельно принять решение о размещении в магазине. Впрочем, рассматривалась идея, чтобы обязательно размещать приложения, включенные в реестр российского софта.

И еще — магазин, разумеется, будет работать только на платформе Android. Доля Android-устройств на российском рынке и так значительно превосходит Apple, а к 2024 году, по прогнозу минцифры, сократится еще в 2 раза — «в силу более закрытой архитектуры».

«Просим относиться к проекту достаточно лояльно, он создавался в суперэкстренные сроки, руководство VK очень много времени посвящает проекту, все ресурсы мобилизованы», — призвал Шадаев.

Владимир Кириенко Владимир Кириенко рассказал, что VK фиксирует активный рост аудитории (ежемесячная аудитория — больше 100 млн) и увеличение времени, которое люди проводят на платформе, — в первую очередь за счет новых блогеров Фото: © Пресс-служба VK, РИА «Новости»

«У каждого айтишника есть понятный выбор, кем он хочет быть, где он хочет быть…»

Презентация RuStore в этом году стала изюминкой РИФа, который организаторы и так пытались оживить всеми возможными способами. Сама концепция форума была заявлена как work-life balance. «Мы хотим поговорить не только о технологиях и интернет-трендах, но и образе жизни диджитал-сообщества: сохранении ресурсов, борьбе с тревожностью. Как найти и восполнить этот неуловимый баланс в современном BANI-мире (хрупком, тревожном, нелинейном и непостижимом)? Помогают ли технологии достичь гармонии или только разрушают ее?» — задавали тон ведущие.

А открывающую сессию организовали (во всяком случае декларативно) в формате ток-шоу, где роль ведущего отвели самому Шадаеву, а участников — главам крупнейших российских IT-компаний. «Мы решили понять, как в текущих условиях бьются сердца Рунета: инфаркт, аритмия или все неплохо проходит, — пытался вжиться в образ шоумена министр. — Я взялся модерировать ток-шоу, потому что в моем статусе можно задавать неудобные вопросы и коллеги не смогут уйти от сложных тем». Он тут же пошутил, что «Яндекс» не смог приехать «не потому, что в Израиль переезжает, а у него корпоративное мероприятие в другой стране», и поблагодарил компании, которые профинансировали форум, «хотя это не было обязательным условием участия в ток-шок». На этом шутки закончились и обсуждение превратилось в демонстрацию того, как VK, «Ростелеком», Avito, Ozon, «Учи.ru» и Тинькофф работают в условиях спецоперационной турбулентности. Спойлер: успешно работают.

Так, первым министр передал слово Кириенко, который недавно возглавил VK и сразу попал, по меткому замечанию Шадаева, в «идеальный шторм». Тот рассказал, что соцсеть фиксирует активный рост аудитории (ежемесячная аудитория — больше 100 млн) и увеличение времени, которое люди проводят на платформе, — в первую очередь за счет новых блогеров. «Люди хотят новых сервисов, ищут замену ушедшим. Буквально вчера мы запустили мессенджер, месяцем раньше — „ВК клипы“, видим активный спрос», — рассуждал он, анонсируя новую площадку VK Play.

Кириенко долго рассказывал, что такая активность проверяет компанию на устойчивость, но у соцсети есть большой задел по технической надежности, а будущая задача — «кратно увеличить» вычислительные мощности. По иронии судьбы, встроенный плеер VK, где транслировалось мероприятие, нещадно подвисал, а все комментарии сводились к просьбам все починить.

Поделился Кириенко и довольно четким пониманием кадровой ситуации: сама группа компаний активно привлекает и отдельных специалистов, и целые команды. «У каждого айтишника есть понятный выбор, кем он хочет быть, где он хочет быть и как он понимает вызовы и возможности. Мы, например, хотим создавать крутые российские сервисы, которые люди будут любить, а мы ими станем гордиться», — говорил он. Отток рекламодателей Кириенко воспринимает как «правильный период оздоровления»: если раньше 20% зарубежных клиентов формировали 80% выручки соцсети, сейчас на их место пришел малый и средний российский бизнес.

Михаил Осеевский Михаил Осеевский: «Я на каждом форуме сталкиваюсь с вопросом, когда отключат YouTube. То, что Google продолжает нам платить, — хорошая новость» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если будет все совсем плохо, реки повернутся на Восток»

Главе «Ростелекома» Михаилу Осеевскому достался вопрос про отключение операторов от международных точек обмена трафиком. Тот заверил, что первая волна опасений ушла, но об этом риске надо все время помнить. «Давление на Россию продолжается, изыскиваются новые варианты, как нас ущемить. К счастью, интернет — глобальная инфраструктура, если будет все совсем плохо, реки повернутся на Восток», — намекнул он. Трафик «Ростелекома» с начала спецоперации сперва вырос, потом упал (после блокировки соцсетей), потом снова вырос — за счет того, что все стали пользоваться VPN. Но тут Осеевский ждет госрегулирования, после чего трафик снова «стабилизируется».

— Сервера, кеширующие Google, все работает, и мы по-прежнему на них зарабатываем, — продолжал он.

— Я на каждом форуме сталкиваюсь с вопросом, когда отключат YouTube. То, что Google продолжает нам платить, — хорошая новость, — отреагировал Шадаев.

Александр Шульгин Александр Шульгин: «Если запускаем какой-то продукт и видим, что он не зашел, то мы его, конечно, закрываем и команды сокращаем. При этом мы продолжаем нанимать и инженеров, и продуктовых менеджеров» Фото: «БИЗНЕС Online»

А Ozon представлял по-прежнему Александр Шульгин, который в апреле из-за санкций должен был уйти с поста гендиректора. Его министр попросил прокомментировать публикации о сокращениях сотрудников. Но Шульгин, как опытный руководитель, пояснил лишь, что в компании происходят разные изменения, тестируются новые продукты. «Если запускаем какой-то продукт и видим, что он не зашел, то мы его, конечно, закрываем и команды сокращаем. При этом мы продолжаем нанимать и инженеров, и продуктовых менеджеров», — заверил он, пояснив, что в компании работают около 40 тыс. человек, а колебания курса привели к росту выручки: люди пытались как можно скорее потратить рубли, чтобы купить технику.

Вице-президент по IT Тинькофф Банка Александр Цыганов признался, что из-за всех событий пришлось отложить проект строительства большого дата-центра и решать проблему с помощью облачных сервисов. Под санкции банк пока не попал, но вызовами стали и корпоративные изменения, и изменения акционерной структуры, и даже наплыв клиентов: их бывало в 3–4 раза больше, чем в иные пиковые дни.

— Много сотрудников уехало? — невинно поинтересовался министр.

— Была информация, что тысячи разработчиков «Яндекса», Тинькофф уехали. На порядки цифры ниже. Многие уехали на эмоциях, сейчас возвращаются, — заверил Цыганов, добавив, что за февраль – март компания нанимала по 300 человек в месяц.

«Если мы еще сомневались, запускать Tinkoff Software или нет, то за последний месяц сотни компаний постучались: дайте это, дайте это», — обозначил спикер горизонты, пообещав предоставить минцифры полный стек решений для кол-центров. Очень интересен, по его словам, и тренд про кибербез и все, что с этим связано. «Уровень кибератак критический, в 20–30 раз выросли атаки, они стали целевыми, сложными, нацелены не столько на похищение денег, сколько на то, чтобы нарушить работоспособность организации», — сетовал он.

А сервис «Учи.Ру» в качестве перспективной озвучил платформу ЦОК («Цифровой образовательный контент), реализацией которой занимается совместно с Иннополисом. «Любой родитель, школьник может получить через учителя доступ к образовательному контенту, а мы получаем деньги, только если ученик активно им пользуется. У нас получили доступ чуть больше 1 миллиона учеников — отличная инициатива», — оценивал гендиректор Илья Паршин.

Многие просили расширить реестр российского ПО, куда включают, только если у акционера российская прописка. По этому критерию ни Ozon, ни «Яндекс», ни «Циан» не являются российскими разработчиками, а ведь данный реестр определяет доступ к финансированию и ряду льготФото: «БИЗНЕС Online»

«Общее пожелание: вступая в реку, из нее не отпрыгивать»

А треть ток-шоу была посвящена просьбам к государству, которые с энтузиазмом собирал Шадаев. Ему предлагали, например, стать медиатором и гарантом для проектов, которые компании могут эффективнее разрабатывать совместно, нежели поодиночке, но для этого им придется делиться технологиями и распределять роли. «Один из рисков — что крупные компании начнут запиливать одинаковые технологии, будут заниматься одни и тем же, конкурируя за разработчиков», — тревожился Кириенко, считая, что минцифры тут может выступить равноудаленным арбитром.

— Минцифры надо быть более последовательными. Мы полгода упражнялись со сквозными проектами, которые в итоге легли на полку. Общее пожелание: вступая в реку, из нее не отпрыгивать, — пошел еще дальше Осеевский.

— Там и тонуть, — грустно рассмеялся Шадаев. И анонсировал перезапуск сквозных проектов.

Многие просили расширить реестр российского ПО, куда включают, только если у акционера российская прописка. По этому критерию ни Ozon, ни «Яндекс», ни «Циан» не являются российскими разработчиками, а ведь данный реестр определяет доступ к финансированию и ряду льгот. «Для нас это вдвойне абсурдно, потому что компания привлекла крупнейшее IPO в истории России», — возмущался Шульгин.

Его многие поддержали, в том числе и представитель Тинькофф. Он также подчеркнул, что России важно не замкнуться на собственной экспертизе.

— Вариться в собственном соку долгосрочно не очень правильно, — рассуждал он. — Нужны мостики в Азию!

— А в Африку? — не удержался Шадаев.

— Да куда угодно! И по регулированию. Реализовать учет рекламы по аналогии с маркировкой в момент, когда рынок сжимается и перестраивается, не самая удачная идея, — продолжил он.

В итоге Шадаев пообещал вынести предложения по расширению реестра поставщиков отечественного ПО («наказ разумный») и удовлетворенно констатировал, что жизнь у российского IT-рынка продолжается и амбиции сохраняются.