«Практически треть города Нижнекамска можно обеспечить поддельными дипломами. Это огромная коррупция! С этим надо кончать!» — призывал накануне министр образования и науки РТ участников семинара-совещания с проректорами и студактивом татарстанских вузов. Тему на повестку заседания вынесли злободневную — борьбу с коррупцией. О том, как у госпропаганды закончились идеи для ток-шоу, что руководитель «Татмедиа» Айдар Салимгараев продвигает в университеты и где ищет деньги антикоррупционное управление президента РТ, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Ильсур Хадиуллин накануне провел совещание на тему борьбы с коррупцией
Что произошло
Это совещание, по словам министра образования и науки РТ Ильсура Хадиуллина, для него оказалось в диковинку. Причиной тому стал его расширенный состав, когда на антикоррупционный разговор позвали не только чиновников и сотрудников вузов, но еще и активных студентов, положивших свои лучшие годы на борьбу со взяточничеством. К совещанию еще хотели было присоединиться дистанционно федеральные коллеги в лице замдиректора департамента госслужбы и кадровой политики минобразования РФ Владимира Новикова, но Zoom за все мероприятие предательски не издал ни звука.
Роль модератора антикоррупционного семинара-совещания на себя примерил заворготделом управления президента РТ по вопросам антикоррупционной политики Алексей Панкратов. «Сказать, что на сегодняшний день у нас нет стимулов и каких-то резервов для дальнейшего движения вперед, я не могу. Всегда есть недостатки, возможности что-то улучшить, повысить эффективность. Коррупция, к сожалению, никуда не уходит, и меньше ее не становится», — с первых же минут встречи Панкратов настраивал зал на конструктивный лад, передавая слово ректору КГЭУ Эдварду Абдуллазянову.
Он на правах хозяина площадки кратко ознакомил присутствующих с вверенным ему вузом, делая акцент на одной из основных задач администрации — разумеется, борьбе с коррупцией. Комиссия по вопросам противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов, студенческая антикоррупционная комиссия, центр противодействия коррупции — лишь малый перечень используемых КГЭУ инструментов. В числе прочих Абдуллазянов упомянул также конкурсы плакатов, видеороликов, стихов, круглых столов, дебатов, квизов и выезды студенческих агитбригад с эстрадными концертами по профилактике коррупции. «Работа ведется. Но это не говорит о том, что коррупция полностью искоренена. Этого мы признать пока не можем», — отметил спикер.
В 2021 году для абитуриентов в республике открыли свыше 20 тыс. бюджетных мест, что на 20% больше, чем годом ранее. Одному КФУ в этом году выделили 7,2 тыс. бюджетных мест, хотя до этого их было всего 5,3 тысячи
Зачем пришел Хадиуллин
Доказывать кому-то из присутствующих, что коррупция — абсолютное зло, Хадиуллин в своем докладе не стал. Начал он издалека, подчеркнув, что системе образования сегодня уделяется колоссальное внимание на всех уровнях власти. Это отражается на постоянном росте числа бюджетных мест в вузах Татарстана. Так, по словам главы минобрнауки РТ, в 2021 году для абитуриентов в республике открыли свыше 20 тыс. бюджетных мест, что на 20% больше, чем годом ранее. Одному КФУ в этом году выделили 7,2 тыс. бюджетных мест, хотя до этого их было всего 5,3 тысячи.
«Достаточно длительное время отмечалась низкая заинтересованность российского общества в качественном образовании, а также девальвации знаний как социальной ценности. Вы знаете, что были периоды, когда работодателя интересовал только диплом, а не знания», — заявлял Хадиуллин, отмечая тренд на тотальный пересмотр этих старых парадигм. Подтверждение тому — постоянные успехи татарстанских вузов на всевозможных смотрах — тот же КФУ, по словам министра, лишь за год поднялся сразу на 23 строчки в рейтинге QS. О пресловутых топ-100 речи не зашло, но все же.
Количество бюджетных мест с 2017 по 2022 год
«Допустить коррупционные нарушения у нас нет морального права. Порой одна коррупционная новость в СМИ перечеркивает все наши результаты и становится предметом для серьезного разговора, в том числе на федеральном и мировом уровне», — плавно перешел глава минобрнауки РТ к сути совещания, демонстрируя на экране слайды с новостными заголовками СМИ о коррупции в вузах РТ. То завлабораторией КГЭУ берет взятки, то застают физрука КФУ с набитыми карманами, то задерживают наставников будущих таможенников. Взять лишь 2022 год — так уже выявлено три факта коррупции в татарстанских вузах.
«Так, в феврале УМВД по Казани установило двух студентов одного из столичных вузов — мы пока не называем, — которые через посредников осуществили банковский перевод на суммы 3–3,5 тысячи рублей за проставление положительной отметки на зачете без фактической проверки знаний по этому предмету», — рассказал Хадиуллин. По его словам, по данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 291 УК РФ («Дача взятки»). Подобная покупка зачетов и экзаменов была выявлена УБЭП еще в одном вузе, когда один выпускник передал «неустановленному лицу» в вузе 68,5 тыс. рублей за нужные отметки. По данному факту также возбуждено уголовное дело, но уже по посредничеству. Все это, по словам Хадиуллина, только очерняет нынешнюю систему высшего образования в глазах школьников, для которых дача взяток становится своего рода нормой.
Отдельной строкой Хадиуллин затронул тему купленных дипломов
Отдельной строкой Хадиуллин затронул тему купленных дипломов. По его словам, министерский мониторинг выявил в Татарстане более 50 сайтов, оказывающих услуги продажи дипломов об образовании. Усилиями УФАС по РТ, МВД по РТ, прокуратуры РТ и Роскомнадзора 9 сайтов удалось прикрыть, но ненадолго — скоро появились их копии. Минобрнауки РТ установлено, что за 2019 год такими сайтами было реализовано 21,4 тыс. поддельных дипломов об образовании, в 2020-м — 45,7 тыс., а в общей сложности — 95,7 тыс. штук (не только на территории РТ) на сумму более 7,5 млн рублей. «Практически треть города Нижнекамска, если взять [сопоставимый расчет], можно обеспечить поддельными дипломами. Это огромная коррупция! С этим надо кончать!» — сокрушался глава минобрнауки РТ.
«С началом спецоперации на Украине у нас количество граждан, которые обращаются к нам в министерство образования (по вопросам подтверждения документов об образовании — прим. ред.), в разы увеличилось. Поэтому в ходе данной операции (не на Украине, а у нас) все больше выявляется фактов [использования поддельных дипломов]. Некоторые факты еще не подтверждены, мы направляем в Москву, в Рособрнадзор», — отметил Хадиуллин, приводя в пример четыре выявленных фальшивых документа.
Министерский мониторинг выявил в Татарстане более 50 сайтов, оказывающих услуги продажи дипломов об образовании
В марте 2021 года в РТ была создана комиссия по вопросам противодействия коррупции на базе совета ректоров вузов из 20 представителей, напомнил министр. По его мнению, работа этого органа не отличается своей организованностью, но в детали вдаваться не стал: «И сами все знаете». Возможно, все дело в том, что в этой комиссии нет студентов — по крайней мере, именно такой запрос поступил из зала от самих учащихся. В ответ им обещали рассмотреть такую возможность и дать поработать над коррупцией вместе с ректорами.
Другим вопросом из зала (коль речь в докладе Хадиуллина шла о бюджетных местах в вузах) студенты поинтересовались, почему нельзя сократить число «бюджетников», увеличив тем самым им стипендии. Глава минобрнауки РТ сказал, что размеры стипендий не его прерогатива, а решение федерального центра. Собственно, как и то, почему в одних вузах повышают число бюджетных мест, а в других наоборот. Сказать, что Хадиуллин с этим согласился, нельзя — порой это не идет на пользу. Например, иногда встает вопрос нехватки преподавателей. Тут один студент встал с места и заявил, что готов пойти работать в школу, несмотря на свой «юный» (преподавать можно лишь с третьего года обучения) курс. Министр, не скрывая своего восторга от порыва молодого человека, обещал в качестве исключения помочь тому трудоустроиться — лишь бы учил детей.
К трибуне вышел руководитель республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айдар Салимгараев. Его попросили рассказать, чем в борьбе с коррупцией вузам могут помочь республиканские медиа
«Татмедиа» поможет
После этого сессия вопросов из зала Панкратовым была закрыта. К трибуне вышел руководитель республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» Айдар Салимгараев. Его попросили рассказать, чем в борьбе с коррупцией вузам могут помочь республиканские медиа. «Для привлечения внимания СМИ к мероприятию необходимо правильно запланировать и организовать работу: составить пресс-релиз, определить контактное лицо для связи, направить приглашения в СМИ. Наше агентство готово подключиться к этой работе и оказать поддержку», — наставлял Салимгараев.
По его словам, в РТ действует целая концепция антикоррупционной пропаганды до 2030 года и план мероприятий по ее реализации. Собственно, все и идет по этому плану: конкурсы исследовательских работ на тему реализации антикоррупционной политики, съемки социальных видеороликов, освещение молодежных квестов, круглых столов и иных мероприятий. Совместно с ТРК «Новый век» был организован целый цикл телепередач «Татарстан без коррупции» и «Трибуна нового века» по этой тематике. Отдельное внимание в своем коротком выступлении Салимгараев уделил конкурсу журналистских работ. Перечень номинаций каждый год растет. Например, появилась новая номинация «Творческий подход к отражению антикоррупционной тематики в социальных сетях и интернете», специально для молодежи.
Вузам Салимгараев предложил дружить: помогать с освещением их мероприятий, организацией пресс-конференций, а также в предоставлении контента «Татмедиа» для размещения на университетских сайтах. Как это можно сделать, у зала уточнить не получилось — после короткого выступления докладчик откланялся и поспешил куда-то еще.
«Человек же должен понимать, что есть цифровой след. Силовику остается взять только транзакцию его карты, и все. Им остается лишь взять этого преподавателя, которому приходили на карту ровные суммы по 5 тысяч, по 10 тысяч. Понятно, что Вася Иванов не может просто так перечислить»
О чем говорили-то
Далее участники совещания начали постепенно терять нить повествования от многочисленных последовавших докладов. О том, что же такое коррупция, каковы ее последствия, в формате мини-лекции рассказал собравшимся депутат Госсовета РТ, первый проректор, проректор по научной работе КИУ им. Тимирясова Игорь Бикеев. «Пришел и что-нибудь принес — ответим на любой вопрос. А если ты пришел пустой — иди ты на… и там постой», — цитировал он стихи неких непризнанных поэтов с госслужбы.
После этого замминистра по делам молодежи Алла Кондратьева доложила, как борется с коррупцией их самое молодое министерство республики. Не вдаваясь в детали, там все по-старому: просвещение молодежи, повышение финансовой грамотности, квесты в детских лагерях (благо, со слов Кондратьевой, с понедельника Роспотребнадзор снял с тех «ковидные» ограничения), школы профильные, круглые столы, выделение специальных грантов на молодежные проекты и т. д. — всего и не перечислить.
Сравнивая борьбу с коррупцией, не шутя, с борьбой с экстремизмом, проректор по общим вопросам КФУ Ришат Гузейров дал всем наставление: «Люди же взрослые, должна же быть логика какая-то. Когда студенты, которые вроде в плане циферок знают гораздо больше меня, перечисляют взятку с карты на карту… Человек же должен понимать, что есть цифровой след. Силовику остается взять только транзакцию его карты, и все. Им остается лишь взять этого преподавателя, которому приходили на карту ровные суммы по 5 тысяч, по 10 тысяч. Понятно, что Вася Иванов не может просто так перечислить. Супруге-то можно…»
Следом за трибуну пригласили координатора молодежной программы «Не дать — не взять» Алену Лапенкову. К слову, с недавних пор она более не руководит проектом — бразды правления с мая перешли к первокурснице Анисе Сатторовой. Лапенкова в своем докладе пожурила проректоров и представителей вузов за то, что они так и не создали странички в соцсетях их антикоррупционных студенческих комиссий, что спрятали на сайтах университетов вкладки «Противодействие коррупции», что не обновляют их, что не пишут новости об антикоррупционных мероприятиях, как договаривались со всеми в последний раз.
Финальный доклад в совещании зачитывал, по сути, руководитель АНО «Татарстан — территория возможностей» Нафис Сиразетдинов. Его Панкратов попросил рассказать о довольно обширном перечне грантовой поддержки молодежи. «Если я хочу денег, куда мне идти?» — все допытывался он у Сиразетдинова. Докладчик не растерялся и отвечал модератору, что тот может обратиться в молодежный центр на улице Тукая, 113а. «Все услышали? Хотите денег — идите на Тукая, 113а!» — радовался Панкратов, обращаясь в зал. «Ага, ну конечно», — услышал в ответ наш корреспондент с задних рядов.
В конце участники совещания одобрили авансом разосланные на почты типовые положения о студенческих антикоррупционных комиссиях. А Панкратов обратился с деликатной просьбой. Он рассказал, что на республиканском ТВ выходит под их руководством телепередача о борьбе с коррупцией (уже вышло 120 выпусков). «Мы не знаем, о чем еще рассказать, — признался представитель антикоррупционного управления президента РТ. — Здесь сидят молодые и не очень люди. Если у вас будут предложения, что можно рассмотреть на этих телепередачах, то прошу донести свои предложения!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.