Инга Гадзаова (слева): «Нас спасло то, что появилась такая акция, как кешбэк. Поэтому большая часть загрузки на майские праздники и на июнь также была благодаря ей. Кешбэк сработал!» Инга Гадзаова (слева): «Нас спасло то, что появилась такая акция, как кешбэк. Поэтому бо́льшая часть загрузки на майские праздники и на июнь также была благодаря ей. Кешбэк сработал!» Фото: Анна Городнова

«В Казани и так загрузка на майские праздники большая. А многие организаторы ставят в эти же пиковые дни свои фестивали!»

Майские праздники оправдали ожидания отельеров Казани. Гостиницы с 30 апреля по 9 мая  были загружены в среднем на 85%. Такие данные сегодня озвучили в ассоциации отелей Казани и РТ за чашкой кофе с печеньем. Несмотря на то что бронирования шли не так бодро и заблаговременно, как в прошлом году, было меньше гарантированных броней, все 10 дней с перерывами на рабочие дни в столицу РТ ехали туристы. Самая большая загрузка пришлась на первомайские — 94%. Затем было небольшое проседание в 77%, и с 7 по 9 мая количество броней вновь выросло до 88%. Хорошую динамику за все дни показали отели три звезды, от нуля до двух, а в «четверке» и пятизвездочных туристы останавливались чуть реже. Оно и понятно: цена.

«К сожалению, начал проседать сегмент делового туризма, что связано с отменой крупных международных мероприятий. Многие компании в силу того, что с начала пандемии перешли на онлайн-форматы, стараются придерживаться политики оптимизации расходов, — говорит исполнительный директор ассоциации отелей Казани и РТ Александра Юшутина. — В нашем регионе, к сожалению, пока действуют некоторые ограничения. Еще не отменили маски — надеюсь, мы к этому скоро придем».

Иностранцев в праздники практически не наблюдалось. Единичные заезды были от жителей Китая и Киргизии. Внутренний же туризм из-за ограничения полетов в южные регионы еще более оживился. Столицу РТ облюбовали жители Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Уфы, Самары, Екатеринбурга и Челябинска.

Гостиницы с 30 апреля по 9 мая  были загружены в среднем на 85%. Самая большая загрузка пришлась на первомайские — 94%. Затем было небольшое проседание в 77%, и с 7 по 9 мая количество броней вновь выросло до 88% Гостиницы с 30 апреля по 9 мая  были загружены в среднем на 85%. Самая большая загрузка пришлась на первомайские — 94%. Затем было небольшое проседание в 77%, и с 7 по 9 мая количество броней вновь выросло до 88% Инфографика предоставлена ассоциацией отелей Казани и РТ

«Нас спасло еще и то, что появилась такая акция, как кешбэк. Поэтому бо́льшая часть загрузки на майские праздники и на июнь также была благодаря ей. Кешбэк сработал!» — считает президент ассоциации и управляющая отелем «Островский» Инга Гадзаова. В этом году в майские праздники удалось разбить событийные и праздничные потоки. К примеру, если раньше на эти даты выпадал «Казанский марафон», то на этот раз его удалось перенести на 13–15 мая. Однако часть отелей все же столкнулась с тем, что ряд организаторов поставил мероприятия в дни начала турсезона.  

«В Казани и так загрузка на майские праздники большая. А многие организаторы фестивалей ставят в эти же пиковые дни свои фестивали. И так понятно, что цена проживания будет выше обычной, но они все равно ставят. Поступало много запросов от групп, и им приходилось отказывать», — отмечает Александр Ибатуллин из сети отелей «Азалия».

Такая же картина и у отеля Hilton: праздники совпали с чемпионатом по волейболу. «Команды, которые хотели приехать в Казань, жаловались, что негде было останавливаться. Мы взяли на себя две команды, потому что везде наблюдалась высокая загрузка. Был сложный период, персонал отеля сработал на все 100 процентов, хотя у нас останавливались очень требовательные гости. Ожидают сервис отеля Hilton как минимум на пять звезд, но у нас разная классификация — российская и турецкая. То, что туристы привыкают видеть в отелях за границей и здесь, — это разный уровень», — рассказывает генеральный менеджер Hilton Kazan Элиза Сагитова. В чем разница? Она приводит в пример наполнение шведского стола или наличие люксовой косметики в номерах.

Хорошую динамику за майские праздники показали отели 3*, 0-2*. А вот в «четверке» и пятизвездочных туристы останавливались чуть реже. Ну, оно и понятно: цена Хорошую динамику за все дни показали отели три звезды, от нуля до двух, а в «четверке» и пятизвездочных туристы останавливались чуть реже. Оно и понятно: цена Фото: «БИЗНЕС Online»

Как аукнулся уход аналогов Booking.com, почему молодежь не рвется работать в гостиницах и о чем беспокоятся отельеры

Как отразились санкции на гостиничном бизнесе? Все представленные международные сети остались в Казани. Стоимость проживания и питания выросла в среднем на 10–15%. «Мы стараемся сдерживать цены как можем, — говорит Олеся Коршунова из отеля „Раймонд“.  — Очень сильно повысились цены на продукты, химию, шампуни и гели для душа. Поменялся уровень зарплат». По словам некоторых участников рынка, экономить приходится на завтраках и обедах. Дополнительную нагрузку дают средства для обработки помещений от коронавируса.

Кадровый голод со времен пандемии так и продолжает мучить отельеров. Тогда все хлынули на подработку в Крым и Краснодарский край, и число сотрудников начало восстанавливаться только к сентябрю 2021-го. В этом году такой ситуации не произойдет, надеются здесь, поскольку есть сложности с авиасообщением в южных направлениях. А пока сотрудники совмещают несколько должностей, работая, например, и администратором, и бронистом. 

К летнему сезону стараются привлекать студентов профильных вузов, но их недостаточно. По словам Гадзаовой, выпускники приходят на практику, с ними делятся опытом, но развития и динамики нет. «Мои студенты проходили стажировку в городах  Европы. У них интерес уехать туда: они изучают сервис и уезжают, — говорит она. — Часто слышу фразу со сторону студентов, что им стала неинтересна наша сфера. Возможно, это зависит и от преподавательского состава, часто дают больше теории, а она отличается от практики. Студенты не умеют работать с трудными гостями, конфликтными ситуациями, они не очень стрессоустойчивы». Зарплатные ожидания у студентов также высокие, и они уходят в более оплачиваемые сферы. В последнее время это курьерская работа.

Отключение крупнейших сервисов для бронирования среди туристов вроде Booking.com и AirBnb стало шоком для отельеров только в первые дни. Зато появился стимул развивать собственные сайты. «Многие отели быстро сориентировались. Скажу по нам — у нас сайт был в забвении. Теперь мы его обновили, он заработал, и мы не потеряли гостей с уходом Booking.com из страны», — отмечает генеральный управляющий отеля Ibis Kazan Тимур Хайбуллин. В свою очередь, «Ногай» даже дополнительно выручил с уходом этих компаний. Прямые бронирования составили более половины выручки, хотя в прошлом году тот же Booking.com с его политикой минимизации доходов отелей забирал около 40% номерного фонда.

Александра Юшутина: «Надеемся, что событийная повестка не будет проседать. Важно распределять события равномерно, как получилось с марафоном, когда загрузкой можно управлять» Александра Юшутина: «Надеемся, событийная повестка не будет проседать. Важно распределять события равномерно, как получилось с марафоном, когда загрузкой можно управлять» Фото: Анна Городнова

Есть претензии к российским сервисам, например к «Островку». «С ними тяжело связаться. Они не отвечают на звонки, и, когда гость напрямую говорит, что не приедет, мы их просим сделать отмену на личной странице. Но люди, допустим, по каким-то причинам не могут. А мы даже через свой личный кабинет не можем отменить бронь и теряем других гостей», — рассказывают в ассоциации.

Прогноз на лето у гостиниц пока неопределенный. Из предстоящих крупных событий — международный экономический саммит «Россия – Исламский мир: KazanSummit 2022» и казанский веломарафон. «Надеемся, событийная повестка не будет проседать. Важно распределять события равномерно, как получилось с марафоном, когда загрузкой можно управлять», — отмечает Юшутина. Исполнительный директор ассоциации отелей Казани и РТ добавляет, что все от этого только выиграют: туристы не станут печалиться, что нет свободных номеров, а отель будет работать в комфортном режиме.

По лету прирост бронирований сейчас ниже, чем в сравнении с прошлым годом, особенно на вторую половину — июль – август. «Тенденция такая, что заранее не бронируют. В силу экономии бронируют невозвратные тарифы. Поэтому пока перспективы не особо ясные, — добавляют в ассоциации. — Неизвестно, что будет завтра, не отменят ли перелеты».