ЭТИЛЕНОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Наладить выпуск полиуретанов (этот материал обыватель знает благодаря монтажной пене, а также лакокрасочным материалам) предложил профессор Казанского национального исследовательского технологического университета (КХТИ) Яков Самуилов. По его словам, если прежде производство полиуретанов осуществлялось с помощью фосгена (составляет основу боевого отравляющего газа), то теперь мир ищет новые способы, а заводы со старой технологией идут под снос. С развалом Союза наша страна оказалась в числе аутсайдеров по выпуску полиуретанов, занимая незначительную долю в 14 млн. тонн продукции, производимой в мире.

По словам профессора, в качестве основы для полиуретанов сейчас предлагается использовать диметилкарбонат, и один из бесфосгенных способов был освоен на «Казаньоргсинтезе». «Это хороший способ, но он требует этилена. А этилена у нас не хватает», - назвал одну из головных болей татарстанской нефтехимии Самуилов.

ПАТЕНТНЫЕ ОКОВЫ

В качестве альтернативного способа представитель КНИТУ предложил наладить выпуск столь необходимого сырья на базе строящегося менделеевского «Аммония», используя вырабатываемую здесь мочевину.

Тут в беседу вмешался гендиректор «Нижнекамскнефтехима» Владимир Бусыгин. Он заявил, что уже сегодня на предприятии вырабатывается 200 тыс. тонн окиси этилена, а с пуском этиленовой установки на 1 млн. тонн объем окиси увеличится до 400 тыс. тонн. То есть Бусыгин аккуратно намекнул, что сырье можно будет найти и в Нижнекамске. Но тут Самуилов привел самый главный аргумент - диметилкарбонат, получаемый из мочевины, вдвое дешевле.

«А есть промышленная установка? Хватит ли мочевины?» - засыпал вопросами выступающего президент РТ Рустам Минниханов.

«До опытной установки не дошло. На стадии лаборатории. Спасибо «Татнефти», закупаем оборудование – пилотную модель. Самая главная проблема - cегодня многие способы запатентованы, и западные корпорации не продают технологию, предлагая закупать производные - изоцианаты. То есть кормим зарубежный мир», - объяснял технологическую зависимость России профессор.

«Считаю, что проект интересный, который реализует программу импортозамещения. Иптяш Дьяконов (ректор КНИТУ - ред.), так держать!» - резюмировал президент РТ.

ВЕДРО НАНОТРУБОК

Следующий докладчик, профессор КНИТУ Евгений Нефедьев поднял тему модных нанотехнологий, а именно - использования углеродных нанотрубок в производстве тиоколовых герметиков.

«С помощи нанотрубок герметики при холоде нагреваются, а при жаре сохраняют обычную температуру?», - прослушав выступление ученого, уточнил Минниханов.

Благодаря этим качествам они могут быть использованы для покрытия обшивки самолета, кровли домов и даже полов (система «умный пол»). Правда, если герметики выпускаются на Казанском заводе синтетического каучука, то вот нанотрубки - весьма дефицитный и дорогой товар.

«К 2015 году, по прогнозам Bayer AG, стоимость 1 килограмма нанотрубок будет в районе 50 долларов. Сейчас нам трубки дают миллиграммами», - пожаловался Нефедьев.

Теоретически в Татарстане технологию можно апробировать на базе мощностей нижнекамского завода техноуглерода. По словам профессора, можно применять эти трубки и в шинной промышленности. «Получатся нестираемые шины», - сказал Нефедьев.

«Что, правда, нестираемые?» - с нескрываемым удивлением спросил Минниханов. В зале кто-то бросил: «Да они никому не интересны». Другой участник совещания осторожно ответил президенту: «Это пока наше предположение».

ПРОДАВАТЬ ГОТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Последним выступающим был гость из Москвы, заведующий лабораторией химии и технологии полимеров московского ООО «ЮРД-Центр» (Объединенный центр исследований и разработок) Игорь Арутюнов. Специалист предложил запустить на «Нижнекамскнефтехиме» выпуск этилен-пропиленового каучука или, как его еще называют, «нешинного» каучука. Его производство активно развивается во всем мире, и объем вырос до 1 млн. тонн. Причем половина из этого объема приходится на США, 200 тыс. - на Японию, а остальное делят Франция, Англия и другие европейские страны.

Арутюнов с болью вспоминал, как накануне крушения Советского Союза была создана опытная промышленная установка, но так и не была запущена. «Я хорошо знаю "Нижнекамскнефтехим" еще со времен работы на Гипрокаучуке и считаю, что предприятию не хватает крупного производства этилен-пропиленового каучука. Для выпуска 40 - 50 тысяч тонн продукции было бы достаточно два реактора. Половину мощностей можно было бы отдать нашему методу - суспензионному, а половину - растворному, который на предприятии развит», - предложил гость.

«Бусыгин такие вещи быстро находит. Почему он не наладил?» - спросил у директора "Нижнекамскнефтехима" Минниханов. И действительно, Бусыгин прекрасно осведомлен о предлагаемой технологии, но, оказалось, в России просто нет рынка. «У нас были мощности по выпуску 8 - 9 тысяч тонн этой продукции, но были вынуждены остановить. Из-за добавок, которые мы вынуждены закупать, его производство становится дорогим», - пожаловался директор НКНХ (он, кстати, выразил согласие запустить опытную установку по разработкам москвичей).

Коллегу поддержал директор ЗАО «КВАРТ» Рафаэль Галимов, который рассказал, что российская нефтехимия попала в зависимость от западных производителей, что из-за дороговизны добавок отечественная резиновая смесь оказывается дороже импортных предложений. «В 80-е годы потребность в этилен-пропиленовом каучуке была на уровне 50 тысяч тонн», - вмешался в дискуссию Арутюнов. Тут же вспомнили и о том, что в России не развито автокомпонентное производство - основной потребитель этого сырья.

Представитель агентства инвестиционного развития РТ предложил помощь иностранных инвесторов для технологии, предлагаемой Арутюновым. «Не надо на этом этапе. Нужно готовое продавать. Они же нам готовое пихают», - раскритиковал идею Минниханов.