РЕКЛАМЩИКОВ ДОСТАВЯТ В УФАС СИЛОЙ?

Как и писала накануне газета «БИЗНЕС Online», комиссия татарстанского УФАС вчера предприняла попытку рассмотреть дело о рекламе МММ-2011. Однако к началу заседания в зале были только журналисты – и ни одного ответчика.

Комиссия под председательством замначальника УФАС РФ по РТ Алексея Березкина была вынуждена вновь отложить два дела по рекламе Мавроди. Представители ООО «Инфокар» (владелец самой первой рекламы на ул. Губкина) и ООО «Панорама» (пр. Победы, 78, ул. Декабристов, 133) на заседании отсутствовали, хотя и были извещены.

- Они ушли в глухую оборону – «не знают» о заседаниях, не получают извещений, - пояснил Березкин. - И в данном случае можно однозначно сделать вывод, что людям есть, что скрывать. Подобные дела уже были в практике – это была незаконная реклама алкоголя, и тогда ответчики также не предоставляли документы, не являлись на заседания, всячески уклонялись от ответственности.

Именно поэтому, по мнению УФАС, дела и тянутся так долго. Хотя ведомство намерено прибегнуть к помощи правоохранительных органов, чтобы принудительно доставить ответчиков на заседание.

Впрочем, директор «Панорамы» Рамиль Камалеев заявил газете «БИЗНЕС Online», что никаких письменных уведомлений компания не получала.

- Да, мне действительно позвонили сегодня по телефону, - рассказал он. – Но у меня же должна быть возможность собрать документы, подготовиться к делу! А здесь УФАС ведет себя так, как будто ответчик должен явиться, как говорится, «по первому свистку»… Естественно, мы будем оспаривать любое решение, поскольку не были извещены о заседании должным образом.

Камалеев отметил, что ведомство уже не впервые тянет с извещением до последнего. «В прошлый раз уведомление прислали по факсу в пятницу вечером, а рассмотрение было в понедельник», - пояснил он.

IMG_0556.jpg
Баннер МММ висел на здании «Детского мира». Когда УФАС им заинтересовалось, он таинственно исчез...

«МММ – ЭТО ПРОСТО КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ»

Одно заседание сегодня, впрочем, все же состоялось – в отношении рекламодателя ООО «Панорама Групп», который, видимо, по неопытности на комиссию явился.

Эту рекламную конструкцию просто нельзя было не заметить. Она висела в самом сердце Казани, на здании «Детского мира», бросая вызов: «Не надоело РАБотать за гроши?.. Здесь живут деньги! МММ-2011».

Как выяснилось, баннер оказался сданным в аренду третьим лицам, которые, в свою очередь, снова сдали конструкцию в аренду - и в конце этой цепочки УФАС вышло на заказчика рекламы. Им оказался некий Саттаров М.М. На заседание он, впрочем, не пришел, прислав вместо себя представителя.

Поначалу юрист Эльвира Мингалеева заявляла, что баннер рекламой и вовсе не является – ибо что он рекламирует? Просто некий клуб людей, которые собираются по интересам. Причем тут финансовая пирамида?

- Они просто заявляют о себе – да, они существуют, да, есть такой клуб! – сказала Мингалеева. – Узнать о нем вы можете на сайте, но сами они не продвигают какие-либо товары и услуги… А на сайте все указано – что все на добровольной основе.

DSC_4432.jpg
Юрист Эльвира Мингалеева заявила, что баннер рекламой не является, так как он ничего не рекламирует: «Просто это некий клуб людей, которые собираются по интересам...»

А сам Саттаров, по логике юристки, - просто один из членов клуба, и какое положение он занимает в системе МММ-2011, Мингалеева пояснить не смогла. «В конце концов, они организовались и собрали свой клуб, как собираются шахматисты», - отметила она.

Слова «это финансовая пирамида» зазвучали чуть позже, когда речь зашла о содержании рекламы и сайта. Если реклама только заманивала участвовать в МММ, то сайт прямо говорит: это финансовая пирамида, участвуя в которой, вы можете потерять деньги. А значит, в рекламе нет существенных условий оказания финансовых услуг, сделала вывод комиссия…

В итоге УФАС признало рекламу нарушающей сразу несколько положений законодательства. Теперь материалы дела лягут в основу административного производства. Однако Саттарову грозит фантастически мелкий штраф – как физлицо, его могут наказать на сумму от 500 до 2 тыс. рублей. А вот ООО «Панорама Групп», если его представитель все-таки явится на комиссию, может быть оштрафовано на 100 - 500 тыс. рублей.

НЕПРИМЕТНАЯ ЯГОДКА

Как мы писали вчера, далеко не все рекламные фирмы попали в поле зрения УФАС. Почему одних - как «Панораму» и «Инфокар» - казнят, других - как «Калинку» - милуют?

Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» Березкин, статью он читал, но избирательность штрафов объясняется тем, что последнего из нарушителей антимонопольщики просто не заметили. В отделе рекламы ведомства, по его словам, трудятся шесть человек, и при всем желании им вряд ли удастся оперативно выявить все факты незаконной рекламы.

- Наши возможности не безграничны, но там, где мы выявляем нарушения, мы ими занимаемся… Относительно того, что фирма «Калинка» не попала – возможно, компания оперативно среагировала и демонтировала свои конструкции, и мы просто не успели их выявить. Не более того, - подчеркнул Березкин. – Никаких предпочтений у нас нет.

Известно ведомству и о том, что размещается реклама в лифтах. «Правда, конкретных фактов пока не установлено», - отметил замруководителя УФАС. Однако ведомство продолжает разъяснительную работу с фирмами, размещающими рекламу.

DSC_4430.jpg
С точки зрения УФАС, дело МММ вполне рядовое, подобные нарушения сплошь и рядом встречаются и в других объявлениях об оказании финансовых услуг. Но при этом ведомство признает, что в случае с МММ рекламируются товары и услуги, прямо запрещенные на территории РФ

ЕСТЬ ДЕЛА ПОВАЖНЕЕ

Возможно, скромные результаты УФАС в борьбе с самой крупной и опасной в стране пирамидой объясняются тем, что, с точки зрения ведомства, это вполне рядовое дело.

- Для нас МММ не является приоритетом, - отметил Березкин еще до начала заседания. – Эти дела рассматриваются в рабочем порядке.

Как пояснили затем сотрудники ведомства, дело рядовое, в общем-то, по формальным признакам. Нарушения, которые присутствуют в этой рекламе, сплошь и рядом встречаются в других объявлениях об оказании финансовых услуг. При этом УФАС признает, что в случае с МММ рекламируются товары и услуги, прямо запрещенные на территории РФ.

- Рано или поздно финансовой пирамиде придет конец, однозначно можно сделать вывод, что пострадает большое количество вкладчиков, - рассказал Березкин в интервью журналистам после заседания. – Мы, конечно, будем передавать материалы в правоохранительные органы, по возможности вести разъяснительную работу с рекламодателями... Я не думаю, что какую-то существенную роль в борьбе с рекламой МММ может сыграть УФАС – там привлечены серьезные деньги, и если они и уйдут с казанского рынка, они уйдут в другой регион и продолжат рекламировать свои услуги. За счет этого они и живут…

Похоже, что на вопрос, поставленный нами в заголовке вчерашней статьи «Груничев vs Мавроди: кто кого?» дан исчерпывающий и однозначный ответ. А это значит, что теперь воодушевленные адепты пирамиды смогут «подсаживать червячка» в головы татарстанцев почти без препятствий. А через несколько месяцев – жди митингов "обманутых" вкладчиков на площади Свободы.

«РЕКЛАМОДАТЕЛЬ МОГ ДОГОВОРИТЬСЯ С РЕКЛАМОРАСПРОСТРАНИТЕЛЕМ»

Мы собрали комментарии экспертов по поводу рекламы МММ-2011 и борьбы УФАС с ней.

Сергей Петрушин – психолог:

- Цель рекламы какая? Привлечь внимание человека… Поэтому для рекламщиков все средства хороши – самое главное, чтобы зацепило. Вот если вы будете об этом писать – это же еще больше будет работать. Чем больше ругают, тем косвенно лучше работает такая реклама, значит, она достигла цели. Если говорить о том, что фраза «Не надоело РАБотать за гроши» как-то ставит в негативное положение людей, не входящих в МММ, то это утверждение довольно-таки спорно. Буквально обвинить… Это же подтекст. Текст буквально говорит, по сути, о другом, и такая трактовка лишь вопрос восприятия. Если говорить о сочетании цветов, то эта реклама довольно-таки неприятна, но это опять же к вопросу, через что реклама действует. В целом вся она построена «на слабо», и это цепляет, но в этом и состоит ее эффективность.

IMG_0095.jpg
Недавно в Казани проходил слет управленцев МММ-2011. На него съехались участники пирамиды, уверовавшие в финансового гения Мавроди. Так что скоро - жди митингов «обманутых» вкладчиков

Сергей Маямсин - официальный представитель SMARTmedia в РТ:

- Дело не в том, хорошо или плохо сделана реклама, вопрос не в дизайне. Даже если не говорить об МММ - мы неоднократно замечали, что есть довольно много людей, готовых находить любую возможность, чтобы вляпаться в какую-то сильную авантюрную схему. У нас много есть примеров – отговаривай, не отговаривай людей, но они все равно туда идут. Порой все понимают, что это обман и такого не может быть, но, несмотря на экспертные мнения, профессиональные оценки, люди все-таки влезают и теряют деньги. Поэтому если брать пример Мавроди, то здесь заведомо выбран такой вариант, что идет такая максимально близко похожая на обман провокация в расчете на такую категорию людей, которые мечтают о фантастическом способе зарабатывания денег. Скажем так – чтобы в ложь поверили, она должна быть либо сдобрена правдой, либо заведомо настолько нереальной, чтобы в нее поверили. В случае с МММ – делается фантастическое, китчевое предложение, и кто-то начинает в него верить по принципу: «Ну неужели они все там такие дураки, что в нее верят?». То есть в данном случае мы видим – реклама работает на целевую аудиторию, и она сработала на эту нишу.

Эмиль Гатауллин – юрист:

- Большой штраф или нет, зависит от того, какого предприятия он касается, в случае с рекламой МММ понятно, что рекламодатель может договориться с рекламораспространителем. А для системы МММ 100 - 500 тысяч рублей вряд ли серьезная сумма. Если говорить о вилке штрафа, то в административном производстве размер штрафа, так же как и в уголовном производстве, назначается с учетом индивидуализации наказания. Исходя из ситуации, могут быть какие-то субъективные данные: кто-то признал свою вину, есть какие-либо смягчающие обстоятельства в деле. Понятно, что если подозреваемый не скрывается, ходит на заседания, объясняет позицию, штраф может быть минимальным – даже если он потом будет это оспаривать. Зачастую до нижней планки снижают наказание суды – если суд, видя наличие спора, видит, что госорган не совсем прав. Скажем, если формально нарушение есть, а по сути нарушитель не совсем неправ.

Насколько перспективно оспаривать постановления УФАС? Я сам этим неоднократно занимался – люди судятся и выигрывают довольно часто. Причина тут в том, что само законодательство, которым оперирует ведомство, не носит детализирующего характера, там довольно много оценочных позиций, которые отдаются на откуп УФАСа. Это как соглашения – люди о чем-то договариваются, встречаются, но документально это не подтверждается и выражается в согласованности действий. И наличие таких соглашений госорганы устанавливают именно по таким косвенным признакам – лица, владеющие рынком, устанавливают одинаковые цены, ведут себя примерно одинаково. Тут многое остается именно на усмотрение правоприменителя, закон предоставляет УФАС такое право.

Применительно к МММ - если даже ведомство не сможет придраться к конкретным нарушениям, оно может «включить» так называемый дух закона. А специалисты УФАС все-таки профессиональные толкователи, и в этом нельзя им отказать. Но, с другой стороны, суд этот дух закона может истолковать по-другому - и как раз в этом состоят перспективы подобного дела в суде.