Андрей Никонов занимается предпринимательством с 1997 года, первым бизнесом стало издание фармацевтического справочника, а также газеты, оба проекты давно закрыты. Компания «Арт-флаг» была основана в 2003 году Андрей Никонов занимается предпринимательством с 1997 года, первым бизнесом стало издание фармацевтического справочника, а также газеты, оба проекта давно закрыты. Компания «Арт-Флаг» была основана в 2003-м Фото: предоставлено Андреем Никоновым

О герое

Андрей Никонов занимается предпринимательством с 1997 года, первым бизнесом стало издание фармацевтического справочника, а также газеты, оба проекта давно закрыты. Компания «Арт-Флаг» была основана в 2003-м, сегодня она осуществляет полный цикл производства флагов и другой официальной атрибутики. Кроме того, «Арт-Флаг» изготавливает корпоративную одежду, спортивную форму, сувениры, маски с разными принтами, толстовки и прочее. У Никонова также имеется два объекта гостиничного бизнеса в Казани — хостел и мини-отель под единым названием «Стерео».

Производство флагов занимает порядка 50% в обороте компании. Особой популярность пользуются флаги Татарстана, России, а перед майскими праздникам — Знамя Победы «Производство флагов занимает порядка 50% в обороте компании. Особой популярностью пользуются флаги Татарстана, России, а перед майскими праздниками — Знамя Победы» Фото: предоставлено Андреем Никоновым

О компании

  • Компания «Арт-Флаг» — официальный поставщик штандарта президента РТ, аккредитована в геральдическом совете при президенте РТ. Производство флагов занимает порядка 50% в обороте компании. Особой популярностью пользуются флаги Татарстана, России, а перед майскими праздниками — Знамя Победы.
  • В Казани у нас свое швейное производство, печатный цех, вышивальное оборудование. Общий штат — 20 человек.
  • Спортивную форму или корпоративную одежду мы, как правило, отшиваем целиком. Цикл производства представляет из себя печать по ткани (в рулоне) на широкоформатном оборудовании. Потом из этой ткани кроятся изделия: начиная с масок, заканчивая верхней одеждой и большими уличными транспарантами. Далее изделия отшиваются, а также (по желанию) персонализируются на вышивальном оборудовании.
  • Одно из направлений деятельности — нанесение изображений на уже готовую одежду. Например, клиенты привозят нам свои куртки, спецодежду или элементы спортивной формы, которые нужно дополнительно персонализировать. Но это небольшой сегмент бизнеса.
  • Перепродажей мы не занимаемся. Единственное, можем продавать дополнительно какие-то аксессуары, сопутствующие товары, элементы крепления флагов, которые мы сами не производим.

Ткани и другие материалы, которые необходимы для изготовления флагов, спортивной формы, одежды, мы закупаем в России, не за границей «Ткани и другие материалы, которые необходимы для изготовления флагов, спортивной формы, одежды, мы закупаем в России, не за границей» Фото: предоставлено Андреем Никоновым

О влиянии санкций

  • Ткани и другие материалы, которые необходимы для изготовления флагов, спортивной формы, одежды, мы закупаем в России, не за границей. Наши поставщики в основном Москва и Санкт-Петербург. Они, в свою очередь, возили эти материалы из Европы (30%) и Азии (на 70%). Сейчас, как я понимаю, они пытаются найти новых поставщиков на азиатском рынке, но естественно, сроки доставки увеличились в 2–3 раза. Нам приходится тратить больше оборотных средств для пополнения запасов на складе, чтобы держать сырье под предполагаемые заказы, по сути замораживать средства.
  • Ткани в основном у нас были азиатские — из Китая, Малайзии и других стран. Откуда именно, мы в детали обычно не вникаем, смотрим на качество. Если оно устраивает, то принимаем в работу. Ткани в большинстве синтетические — понятно, что для флагов и спортивной формы нужна синтетика, хлопковые не подойдут. В этом смысле нам проще.
  • Но другие материалы, которые также необходимы для изготовления текстильных изделий (бумага, краски и другое), — европейских производителей. Для вышивки также мы использовали европейские нитки. Пока у нас на складах эти материалы еще есть, ведь объемы их потребления по сравнению с тканями не очень большие. Обычные швейные нитки тоже у нас пока есть, в том числе они имеются и на складах в Казани. Что будет дальше, пока непонятно.
  • Уменьшился ассортимент тканей. Например, в нашем производстве использовалось порядка 25 видов, но сейчас у отдела снабжения есть сложности с тем, чтобы найти все разновидности. Приходится чем-то заменять. Видимо, оптовые поставщики в Москве и Санкт-Петербурге тоже пытаются свои расходы по логистике оптимизировать (закупают меньше наименований, самые ходовые товары).
  • Цены на ткани сначала спекулятивно выросли в 2–3 раза, сейчас они процентов на 30–40 выше, чем до спецоперации. Как только началась вся эта тема, мы успели закупили сырье, которого нам хватит ориентировочно на полгода.
  • Оборудование у нас в основном японское. Буквально за неделю до начала военных действий на Украине мы закупили новое японское оборудование, сейчас оно на гарантии, но будет ли возможность обслуживать его по гарантии, мы пока не знаем. Понятно, что у японских производителей производство расположено в Китае, но насколько нам от этого будет проще? В настоящее время мы ожидаем некоторые запчасти из КНР, которые должны были прийти два месяца назад, но до сих пор не поступили.

Если здание расположено вблизи дорог, то выхлопы от автомобилей плохо отражаются на состоянии ткани, если флаг стоит в тихом месте, то прослужит несколько дольше «Если здание расположено вблизи дорог, то выхлопы от автомобилей плохо отражаются на состоянии ткани; если флаг стоит в тихом месте, то прослужит несколько дольше» Фото: «БИЗНЕС Online»

О росте цен и снижении спроса 

  • Свои отпускные цены мы также вынуждены были поднять на 15–20%, потому что нужно закупать ткани, поднимать зарплату сотрудникам, т. к. инфляция снижает покупательную способность, а людям надо как-то жить и кредиты закрывать. Мало того, объем заказов у нас сейчас тоже уменьшился — сначала на волне страха и ожидания чего-то, а теперь какие-то производства приостанавливают работу, другие — сокращают свои бюджеты.
  • Экономить стали как корпоративные клиенты, так и бюджетные организации. Государство ведь тоже сокращает расходы. Например, кабмин или Госсовет, которые не могут по роду своей деятельности обойтись без официальной атрибутики, связанной с приемом официальных делегаций, продолжают закупать у нас флаги. Но это лишь небольшая часть заказов. А вот для школ, вузов, детских садов, других бюджетных муниципальных организаций изыскать средства на приобретение флагов становится проблемой. Спортивные организации тоже сильно сократили свои возможности, т. к. большой спорт фактически ушел. Как шутят, что у нас сейчас будет не «министерство спорта», а «министерство утренней зарядки».
  • Зачем обновлять флаги? Кабинетные, действительно, поставил — и на 10 лет хватит. Не на 100, конечно, потому что флаги ведь тоже пылятся, их стирают, они со временем теряют внешний вид, выцветают от ультрафиолета. А уличные флаги изнашиваются гораздо быстрее: от нескольких месяцев до полугода. Это зависит от локализации. Если здание расположено вблизи дорог, то выхлопы от автомобилей плохо отражаются на состоянии ткани; если флаг стоит в тихом месте, то прослужит несколько дольше.
  • Самый большой государственный флаг в Татарстане расположен на здании Госсовета — 3 на 6 метров. Он испытывает большие ветровые нагрузки. Представьте, полотно 18 кв. м постоянно развевается! Полотно для такого флага используется многослойное, оно требует особого крепления, специальной ткани, прошива, но тем не менее со временем и этот флаг тоже приходит в негодность. Думаю, что 3–4 раза в год флаг на здании парламента меняют.
  • Заказов стало меньше примерно на 30–40%. Подобное довольно критично для нас, потому что это была бы прибыль компании, а сейчас ее нет, мы просто по нулям работаем.

Самый большой государственный флаг в Татарстане расположен на здании Госсовета — 3 на 6 метров. Он испытывает большие ветровые нагрузки. Представьте, полотно 18 кв. м постоянно развеваетсяФото: Алексей Белкин

О подготовке к майским праздникам

  • Не знаю, что будет в майские праздники (интервью было записано в апреле — прим. авт.). Не секрет ведь, что школы, садики обычно обязывали приобретать флаги. Они вынуждены были изыскивать деньги — либо из бюджетных, либо из внебюджетных средств. Но сейчас введен режим экономии. У меня самого дети в школе учатся, я знаю, что покупка флагов — это головная боль для директора. Где можем, помогаем, но мы же не гуманитарная организация, бесплатно поставлять флаги тоже не имеем возможности.
  • В апреле было несколько заказов с символикой Z и V. Автомобильные флажки с этими символами у нас закупили организации, которые занимаются военно-патриотическим воспитанием населения. Они обычно работают с государственными учреждениями и проводят по их поручению патриотические мероприятия. От частных лиц подобных заказов нам не поступало.
  • Ажиотажа перед майскими праздниками мы не наблюдаем, но, может быть, ближе к 9 Мая люди еще активизируются. Организации же в последний момент начинают думать о покупке праздничной символики. Чаще всего покупают флаги Татарстана, России и Знамя Победы. На складе у нас есть запас этих флагов.

В апреле было несколько заказов с символикой Z и V. В апреле было несколько заказов с символикой Z и V Фото: «БИЗНЕС Online»

О мерах поддержки бизнеса

  • Раньше мы пользовались мерами господдержки — в свое время город давал льготные кредиты, пару раз мы ими воспользовались. В период пандемии оформили кредитные каникулы, но потом по этому кредиту все проценты-то выплатили, никто же их не отменил! Поэтому это условная поддержка, когда в сентябре прошлого года пришлось проценты оплатить, нам выставили такую сумму, которой мы и не предполагали.
  • Сейчас я принципиально не беру кредитов, стараемся своими оборотными средствами обходиться. Я рассуждают так: «Если нет денег на что-то, то мы этого и не делаем». Мы держим какую-то подушку безопасности, но кредиты больше не берем. В нынешней ситуации подобное не оправдано.
  • Чиновники часто заявляют о том, что уход иностранных компаний освобождает ниши для отечественного бизнеса. Но для этого компании должны быть поддержаны целым набором инструментов. К тому же сегодня невозможно вообще ничего предсказать, поэтому в ближайшие несколько месяцев не вижу возможностей для какого-то развития.
  • Да, сейчас уходят иностранные бренды, такие как Zara, Bershka, H & М. Предприятиям легкой промышленности можно было бы их как-то попробовать импортозаместить. Но все качественные ткани у нас в стране турецкие, хлопок везут из Африки. Можно попробовать что-то шить самим, если знать из чего. А как мы можем гарантированно шить, если сегодня мы закупили, а завтра вдруг сырья у нас нет? Не понимаю, как производители станут выходить из ситуации. Для начала рынок должен успокоиться, чтобы была видна какая-то перспектива.

Совет бизнесменам

  • Советую не влезать в долги — это первое и самое главное. А далее надо поступать с другими людьми согласно совести. Если бизнес основан на понимании, что ты делаешь что-то полезное и нужное, то у него есть будущее, а если все строится только на зарабатывании денег, то это все бесполезно и бессмысленно.