Екатерина Смирнова: «Творчество было просто отдушиной, а уже позже я занялась концептуальным искусством» Фото: Алексей Белкин

«Не все мои работы идеальны с точки зрения науки или эстетики, но они цепляют энергетически»

— Екатерина, вы известный художник, но творить начали всего пять лет назад. Как это случилось?

— Неожиданно. Я захотела украсить свой дом и стала создавать интерьерные композиции. Творчество было просто отдушиной, а уже позже я занялась концептуальным искусством. Меня пригласили поучаствовать в благотворительной ярмарке, которая базировалась в саду «Эрмитаж» и была посвящена онкобольным детям. Так я сделала картину «Взгляд на мир сквозь замочную скважину», представленную сегодня на выставке D"ART’S. Она напоминает о людях, воспринимающих мир через физические ограничения. Человеческие чувства в работе рассчитаны с помощью формул. Большими знаками расшифрована доброта, так как именно она спасет мир. Я расписывала формулы интуитивно, чтобы зритель мог сопоставить их с истинными чувствами, для этого не нужно иметь профильного образования. Не все мои работы идеальны с точки зрения науки или эстетики, но они цепляют энергетически.

— Сами вы не учились на художника. Отсутствие специального образования помогает или мешает творить?

— И то, и другое. В процессе творчества неизбежно сталкиваешься с техническими моментами — пропорции рисунка, монтаж деталей. Мне приходится точечно добирать знания на мастер-классах, в приватных беседах или в интернете. Если импрессионистические полотна можно писать только рукой и душой, скульптура требует профессиональных навыков. Также образование дает представление о художественных стилях и техниках.

Екатерина Смирнова — художник, скульптор.

Обучалась в Московском государственном университете сервиса и Российском государственном гуманитарном университете на факультетах экономики и управления. Входит в евразийский художественный союз, союз дизайнеров России, союз художников Подмосковья.

Участник групповых выставок в галерее-мастерской «Сколково», в галерее «Марс» и в Новой Третьяковке. Проводит персональные выставки.

С другой стороны, человек без диплома может сбросить академические оковы и творить то, что хочется. Я потребляю только интересную и нужную информацию, не ограничиваю кругозор работами мастеров из университетских программ, черпаю вдохновение в картинах малоизвестных, уникальных художников.

«В процессе творчества неизбежно сталкиваешься с техническими моментами — пропорции рисунка, монтаж деталей. Мне приходится точечно добирать знания на мастер-классах, в приватных беседах или в интернете» «В процессе творчества неизбежно сталкиваешься с техническими моментами — пропорции рисунка, монтаж деталей. Мне приходится точечно добирать знания на мастер-классах, в приватных беседах или в интернете» Фото: «БИЗНЕС Online»

— При этом вы отдали своих детей в художественную школу.

— Я не настаивала, всегда спрашиваю у детей, что им интересно. Сначала это была гимнастика, затем они стали посещать мои персональные выставки, в основном из-за атмосферы и тусовки. Но я объяснила, что выставка — это не только красивая прическа и нарядный костюм. Это затраченное время и колоссальный труд. Ребята вдохновлялись искусством и захотели научиться так же. Сама учить я их не хочу, пусть этим занимаются профессионалы. Но всегда советую детям подключать фантазию, мыслить самостоятельно и не бояться делать ошибки.

— Ваши картины, инсталляции, скульптуры яркие и очень разные. Обращаетесь ли к сквозным темам?

— Мне нравится копировать живую природу, особенно полудрагоценные камни и кристаллы. Остальные темы всплывают спонтанно. Приходит образ, затем простейшее объяснение, и я начинаю раскручивать идею. Моими источниками вдохновения могут быть и книги, и надписи, и люди, и цветная бензиновая лужа. Когда меня пригласили поучаствовать в московской выставке, посвященной космосу, я создала кристаллическую решетку мироздания.

— Нашлись источники вдохновения в столице Татарстана?

— Я первый раз выставляюсь в Казани и потрясена красотой города. Улица Баумана, где находится галерея «БИЗОN», похожа на Старый Арбат, в мечетях ощущается волшебная энергетика. Я сделала пару заметок и фотографий, но пока все карты раскрывать не буду. Скажу лишь, что в Казань хочется вернуться.

«Мне нравится копировать живую природу, особенно полудрагоценные камни и кристаллы. Остальные темы всплывают спонтанно. Приходит образ, затем простейшее объяснение, и я начинаю раскручивать идею» «Мне нравится копировать живую природу, особенно полудрагоценные камни и кристаллы. Остальные темы всплывают спонтанно. Приходит образ, затем простейшее объяснение, и я начинаю раскручивать идею» Фото: «БИЗНЕС Online»

«У меня есть ментальные цепи из страхов и норм, от которых я бы избавилась»

— Выставки современного искусства часто предлагают зрителю нетипичные решения, сложные концепты. Как неподготовленному человеку оценивать подобную экспозицию?

— Для этого не нужно быть искусствоведом. Зритель должен прийти на выставку и просто чувствовать, оценивать экспонаты по принципу «нравится — не нравится». Если возникнет интерес, можно поразмышлять, погрузиться в философию художника, «подтянуть» свой опыт. Важна иммерсивность — общение человека с картиной, стирание границ и обмен энергиями. Я часто излагаю в аннотациях концепции своих работ, но приятно, когда восприятие зрителя расходится с моим. Значит, человек открыл что-то из своей жизни и «запараллелил» с картиной.

— Вспомните самый неожиданный комментарий, полученный от зрителя?

— Женщина на выставке заплакала, увидев моих «Пленников соцсетей». Я создала объемную работу об интернет-зависимости. Женская фигура в цепях прикована к хештегу из гвоздей, а внизу лежит клавиатура, окруженная мобильными телефонами. Тема актуальна, странно, что она до сих пор не обсуждается широко в искусстве и СМИ. Ведь многие проживают жизнь в соцсетях. Дети зависимы от телефонов и компьютерных игр. У плакавшей женщины такая беда случилась с племянником…

А вообще реакция публики — главная награда для художника! Зритель выступает в качестве источника вдохновения и подспудно влияет на развитие искусства. Задача искусства, в свою очередь, — побудить людей думать и чувствовать.

«Нужно подключиться к вселенной и к высшему «я», отправить фантазию в полет, раскрыть свои внутренние качества. Мечтать и воплощать мечты в жизнь» «Нужно подключиться к вселенной и к высшему «я», отправить фантазию в полет, раскрыть свои внутренние качества. Мечтать и воплощать мечты в жизнь» Фото: «БИЗНЕС Online»

— В инсталляции «Жизнь скована, искусство свободно», представленной на выставке D"ART’S, вы рассуждаете о ментальных цепях. Как от них избавиться?

— Нужно подключиться к вселенной и к высшему «я», отправить фантазию в полет, раскрыть свои внутренние качества. Мечтать и воплощать мечты в жизнь. Меня вдохновила фраза художника Анатолия Зверева. Соединив в работе мир людей и мир искусства, я показала, что на земле мы скованы ментальными цепями, но наши души свободны. Без живописи, музыки, театра человек ограничен. В этом инсталляция корреспондирует со «Взглядом на мир сквозь замочную скважину». Но если с физическими цепями люди вынуждены смириться, то ментальные нам по силам скинуть.

«Скинуть ментальные оковы»: D"ART’S в центре Казани – выставка философов от медиаискусства

— Вы одеты под стать героине. Ассоциируете себя с женщиной в оковах?

— Как и у всех, у меня есть ментальные цепи из страхов и норм, от которых я бы избавилась. Боюсь за детей и за свою безопасность; даже не смотрю телевизор. Но прямой ассоциации нет. Я всегда поддерживаю свои арт-объекты на выставках, «включаюсь» в образы своих героев (костюмы по эскизам шьет мастер). По энергетике и философии женщина в оковах — сильнейшая из моих работ, представленных здесь, поэтому решила ее поддержать.

— Ваша скульптура — центральный объект выставки?

— Сложно сказать. Это зависит от восприятия людей.

— Также на выставке представлен ваш «Глаз». За чем он наблюдает?

— За жизнью в параллельных мирах. С помощью медитации каждый человек может обрести такой глаз. Также меня вдохновила легенда о 13 черепах майя, разбросанных по всему миру. Если их собрать, человек получит божественную силу. Но вселенная справедлива и не позволяет найти хрустальные черепа индейцев. В руках людей они опасны и погубят Землю.

«Меня вдохновила легенда о 13 черепах майя, разбросанных по всему миру. Если их собрать, человек получит божественную силу» «Меня вдохновила легенда о 13 черепах майя, разбросанных по всему миру. Если их собрать, человек получит божественную силу» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мои фавориты — Сальвадор Дали и Бэнкси»

— Вы постоянный участник отечественных выставок. Как в целом развивается современное искусство в России?

— Среди актуальных трендов выделю street art. Он оживляет улицы, придает яркие, сочные краски безжизненным стенам. Часто в городских центрах видишь полуразрушенные здания с большой историей, и когда на них большими буквами написано слово «любовь», это цепляет. Я радуюсь, что люди творят, а не сидят в соцсетях.

— Но сами вы не выходите рисовать на улицу.

— У меня другое призвание — творить иммерсивные работы. За street art’ом с интересом наблюдаю, как и за многим другим в современном искусстве, но это не мое. Главное — найти свою нишу в творчестве. Многие спрашивают, почему я не рисую классические портреты. Мне это не нужно. Так же как и компьютерное искусство — оно для меня бездушное, особенно популярное сейчас NFT. Я создаю работы только руками, отдавая энергию гвоздям, доскам, глине, стеклу, смоле, экоматериалам.

Цифровое искусство сегодня настолько востребовано, что может затмить остальные направления. Людям надоела классика, и они ждут чего-то нового. В этом смысле «цифра» — находка, и, хотя мне ближе рукотворное искусство, сейчас действительно много талантливых digital-художников. На выставке в Казани меня потрясли работы Ольги Мичи (в галерее современного искусства ГМИИ РТ — прим. ред.). В них ощущаются философия, подтексты, энергия и волшебство. Я видела великие произведения искусства в Третьяковке, Эрмитаже, Музее славянской культуры, и могу точно сказать, что Мичи обладает уникальной техникой. У нее есть своя фишка.

— А в чем фишка концептуального искусства?

— Оно менее популярно, но неизменно вызывает у людей эмоции. Это искусство с философией, яркое и современное. Автор-концептуалист не копирует мир, а пропускает его через себя, вкладывая в работу эмоции, жизненный опыт и глубинный смысл. Концептуальное искусство интересно мыслящим людям, и если оно развивается, значит, общество эволюционирует интеллектуально, а не просто живет в пространстве СМИ, телевидения и соцсетей.

«Цифровое искусство сегодня настолько востребовано, что может затмить остальные направления. Людям надоела классика, и они ждут чего-то нового» «Цифровое искусство сегодня настолько востребовано, что может затмить остальные направления. Людям надоела классика, и они ждут чего-то нового» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Не в каждом выдающемся произведении искусства есть концепция и философия?

— Нет, есть копии мира — пейзажи, портреты. А есть концептуальные изображения, они, как правило, неклассичны.

— Кто из художников сегодня особенно влияет на развитие искусства? Кто ваши любимые мастера?

— Мои фавориты — Сальвадор Дали и Бэнкси. Поражаюсь их творческому сумасшествию, бесстрашию, желанию творить нетривиальное. Также люблю российских неизвестных художников. Бывает, идешь по улице, видишь картину, и она тебя «цепляет». Это может быть белый кружочек на черном фоне, но с безумной энергией.

— Какой смысл вы вкладываете в это слово?

— Энергия — это то, что идет от вселенной. Все мы приходим на землю с дарами и талантами, но часто блокируем их. Трудолюбивому и любознательному человеку на развитие таланта даются энергия, вдохновение и сила. Они ощутимы на уровне мурашек, тока или состояния влюбленности. Разносторонние и разнофактурные энергии подобны радуге, базируясь на позитиве и на любви.

Сегодня людям особенно необходимо проявлять себя в творчестве. На молодежь оказывают колоссальное давление, идет серьезная работа над формированием «послушного общества».

— Как сопротивляться давлению?

— Думать, читать, творить. Творчество развивает интеллект и личность человека, учит жить, любить, общаться с людьми и черпать информацию из вселенной. Я советую каждому найти что-то интересное для себя. Творчество многогранно: это и музыка, и актерская работа, и вышивание, и сочинение кроссвордов… Чтобы творить, не нужно быть профессионалом. Надо просто хотеть.

Я при любой занятости уделяю творчеству 3–4 часа в день. Если есть срочные проекты, работаю ночами. Но в основном искусство занимает 30 процентов моей жизни.

— Что занимает остальные 70 процентов?

— Дети и домашние дела. Правда, это тоже некое творчество.

«Я при любой занятости уделяю творчеству 3-4 часа в день. Если есть срочные проекты, работаю ночами. Но, в основном, искусство занимает 30 процентов моей жизни» «Я при любой занятости уделяю творчеству 3–4 часа в день. Если есть срочные проекты, работаю ночами. Но в основном искусство занимает 30 процентов моей жизни» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Продвинуть себя сегодня можно только безумием»

— Вернемся к современному искусству. Может ли ныне живущий автор стать по-настоящему известным?

— Конечно. В эпоху интернета это сделать намного проще. Продвинуть себя сегодня можно только безумием. Например, как это делал Бэнкси, расписывая небоскребы по ночам. Но я уже говорила, что не готова рисовать муралы на улицах. Все мое безумство заключено в концептуальных работах.

— В чем оно проявляется?

— В идеях, в подаче, в особой работе с объемами. Я иду на риск и не боюсь совершить ошибку. Моя мама — архитектор с дипломом МАРХИ, и, узнав о моих идеях, она часто хватается за голову. Многие вещи рождаются на интуитивном уровне. Например, я первая сделала друзы в виде скульптур. Мой любимый камень — аметист, и, если у меня есть собственная луна, почему не может быть двухметровой друзы? Я создала ее из стеклянной крошки, смолы, эрклеза, монтажной пены и поставила у себя дома. До 15 мая камень можно увидеть в Новой Третьяковке на выставке «Мир искусства».

— По окончании выставок храните свои работы дома?

— В основном да. Кое-что дарю маме, одна картина хранится в Музее Звездного городка. Полуфабрикаты держу в мастерской.

— Об известности мы поговорили. А может ли современный художник стать по-настоящему богатым?

— О миллионах говорить не буду, но заработать искусством можно. Я выучилась на маркетолога и никогда не работала по специальности. Была, правда, административная работа в сфере устройства городского хозяйства и рекламная индустрия, но это все не мое. Сейчас зарабатываю только творчеством. Доход художника зависит от его востребованности. Бывает, суперпрофессиональные мастера с образованием бедствуют, потому что неинтересны зрителю.

«Многие художники – пророки»: звезды российского digital-искусства в «БИЗОN'е»

— Как сегодня стать интересным зрителю?

— Должны быть собственные фишки. На классической и неоклассической выставке зритель видит 50 профессиональных пейзажей, выполненных 50 художниками. Поставь их в ряд, и никто не поймет, чьей руки каждая из картин. Я же всегда выделяюсь. Знающие люди без труда находят на сборной ярмарке мой арт-объект или полотно.

— Ваши главные фишки?

— Я работаю на стыке искусства и философии, делаю миксы техник, экспериментирую с объемами. Сейчас это не так популярно. А вообще зритель должен энергетически совпасть с работой художника, нельзя создавать «мертвые» картины и скульптуры.

«Важные решения я принимаю в соответствии с интуицией и своим высшим «я». Иногда ориентируюсь на знаки судьбы» Фото: Алексей Белкин

«Я призываю каждого курящего или пьющего человека остановиться»

— Как вы оцениваете положение наших мастеров в европейском пространстве сегодня?

— Нынешняя ситуация влияет на всех художников, трудящихся на международном рынке, как экономически, так и психологически. Меня она не коснулась (я выставлялась на западных площадках от евразийского союза только онлайн), но жесткие ограничения печалят и тревожат. Сегодня художники не знают, что их ждет в будущем. Хотелось бы участвовать в очных зарубежных выставках, пробую себя на международных конкурсах. Сложно оценивать собственное искусство.

— На выставке D"ART’S представлена еще одна ваша картина — «Зеленая планета». На ней мы видим сигареты, алкоголь и наркотики. Это призыв остановиться?

— Я изобразила вредные привычки, которые губят нас уже физически. Они разрушают жизни и семьи, превращают людей в животных. Я призываю каждого курящего или пьющего человека остановиться. Для этого нужно только желание. Надо захотеть измениться ради близких людей, ради детей. К сожалению, сейчас многие люди ничего не хотят…

— Вы придерживаетесь здорового образа жизни?

— Да, иначе бы не создавала такие работы. Если хочешь изменить мир, начни с себя. Я счастлива, что пришла на землю без вредных привычек: не выношу сигареты и алкоголь. Но у меня другое пристрастие — шоколад.

— Говорят, люди, которые любят сладкое, позитивно смотрят на жизнь.

— Да, я несу в мир позитив. Мне небезразличны ошибки людей, и я пытаюсь их предотвратить. Даже самые тяжелые по энергетике работы, например «Пленники соцсетей», — это призыв к лучшему. Положительная энергия приходит из вселенной. Каждый человек подключен к ней, однако блокирует контакты злостью, пороком, нежеланием любить. Наше главное предназначение на земле — любить, но немногие умеют это делать.

— Дайте рецепт, как правильно любить?

— Нужно дарить счастье любимому человеку, даже вопреки своим интересам. Дающий человек любит делиться эмоциями, удивлять сюрпризами. Он транслирует свою любовь. К сожалению, сейчас большинство людей — потребители. Их сложно научить отдавать что-либо, они должны сами прийти к истинной любви.

— Искусство может помочь в этом?

— Заставить задуматься — да, но главный учитель здесь — жизненный опыт, порой неприятный. Искусство может помочь разобраться в ситуации, дать ответы на вопросы, принять важное решение.

— Какое важное решение вы приняли после взаимодействия с картиной или скульптурой?

— У меня с искусством другие отношения — оно либо пробуждает во мне эмоции, либо нет. Важные решения я принимаю в соответствии с интуицией и своим высшим «я». Иногда ориентируюсь на знаки судьбы.