«Мы, как государство, должны будем сформулировать госзаказ для разработки вполне конкретных продуктов, которых нам не хватает», — объяснял замминистра цифры РФ Максим Паршин в Казани то, как ведомство станет работать над созданием отечественного репозитория и поддержкой продуктов open source. По его словам, эта стратегия должна быть разработана и одобрена IT-сообществом, иначе она не будет работать. О том, насколько open source безопасный, можно ли вообще на нем что-то создавать в нынешних условиях и что в этом плане предлагает России Китай, — в материале «БИЗНЕС Online».
Илья Массух: «Вспоминаю 2013 год, разговор с Миннихановым. Он мне тогда сказал: «Мы, татары, посмотрели, есть вот такой open source, он бесплатный. А мы, в принципе, любим бесплатное. И начали разрабатывать»
Российский GitHub появится уже в этом году?
«Республика Татарстан никогда не боялась брать на себя ответственность и входить в новые проекты. Вспоминаю 2013 год, разговор с Миннихановым. Он мне тогда сказал: „Мы, татары, посмотрели, есть вот такой open source, он бесплатный. А мы, в принципе, любим бесплатное. И стали разрабатывать“. В то время еще не было таких слов, как импортозамещение: открытый код начали использовать просто по экономическим причинам. Рад, что IT-парк заполнен, принцип его работы стал эталоном для других IT-парков в стране, да и „Госуслуги“ татарские подстегнули развитие федеральных. Так что в правильном месте мы начинаем», — говорил накануне директор центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ Илья Массух, открывая в Казани Open Source Summit.
На этот форум в казанский IT-парк приехала целая делегация крупных профильных IT-чиновников. Среди них, например, был замминистра «цифры» России Максим Паршин, курирующий национальную систему управления данными советник министра Сергей Сергиенко, гендиректор российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) Александр Павлов, а в числе спикеров выступал, к примеру, Марк Ма, гендиректор OSChina — крупнейшего в Китае веб-сайта с открытым исходным кодом. Конечно, по видеотрансляции, но за последние пару месяцев и такой формат крайне редок. Всего в мероприятии приняли участие физически более 250 человек, свыше тысячи наблюдали за дискуссиями онлайн.
Цель саммита простая: обсудить с бизнесом и разработчиками использование open source и решений на его основе и создание национального репозитория программных продуктов с открытым кодом
Цель саммита простая: обсудить с бизнесом и разработчиками использование open source и решений на его основе и создание национального репозитория программных продуктов с открытым кодом. Фактически речь идет об альтернативе американскому GitHub — крупнейшему сервису для хостинга IT-проектов и их совместной разработки. Сам GitHub с 2018 года принадлежит компании Microsoft, подключившейся к санкциям, и начал блокировать российских разработчиков на своей платформе. В РФ нет своего аналогичного ресурса для программистов — большинство пользовались либо GitHub (кроме хранилища библиотек, это отличная платформа для нетворкинга, поэтому она и стала самой популярной в мире), либо GitLab. На последний особой надежды тоже нет: его основатели — выходцы из Украины Дмитрий Запорожец и Валерий Сизов. Так что, по словам Массуха, введение ограничений по GitHub и публичным репозиториям для пользования в России — вопрос времени.
Но насколько open source безопасный, можно ли вообще на нем что-то создавать в нынешних условиях? «Мы видим попытки изменения лицензий, которые были и до начала ввода ограничения на российские компании. Поэтому важно правильно преобразовывать, компилировать и структурировать проекты так, чтобы это были независимые решения, — рассуждал Массух. — Вредоносные атаки на оpen source такие же, как и на обычные проприетарные системы. Но из-за того, что много контрибьюторов, нельзя бездумно брать код. Основные атаки в мире и стране — это изменение библиотеки, сделанной лет 7 назад, которой все всегда пользовались, и апдейт которой никто не проверяет. А там дописали что-то, и автоматически вылезли какие-то деструктивные элементы».
Массух отметил, что стоит задача обеспечить полный жизненный цикл разработки ПО в России, лицензионную совместимость, при этом как базу нужно использовать готовые компоненты, которые включены в российский реестр ПО.
Максим Паршин: «Бо́льшая часть того, что мы считаем отечественным, основана на open source»
«Здесь главное — не зарегулировать»
«Бо́льшая часть того, что мы считаем отечественным, основана на open source», — констатировал Паршин. Замминистра пообещал журналистам на полях форума, что собственный репозиторий в России может появиться уже до конца года, а на пленарной сессии рассказал о разработке стратегии развития open source в РФ. По его словам, она должна быть разработана и одобрена сообществом, «в виде государственного формального документа она не будет работать», поэтому главное — не мешать.
«У меня, как у чиновника, есть четыре принципа, которыми я стараюсь руководствоваться: не мешать, помогать, вовлекать и создавать возможности, — рассказывал Паршин. — К сожалению, 90 процентов моей работы сводится не к созданию чего-то нового, а к попытке отбить все те регулирующие инициативы, которые постоянно прилетают со всех сторон и ограничивают свободу и развитие творчества и бизнеса. Здесь главное — не зарегулировать данную сферу. Сегодня обсуждался вопрос безопасности, мол, давайте введем специфические режимы регулирования — ну нет, это все-таки контрпродуктивно».
Паршин сообщил, что меры поддержки минцифры во многом будет фокусировать на оpen source разработках: бо́льшая часть продуктов в реестре поставщиков отечественного ПО основана на открытом коде. Но признал, что постоянно возникают дискуссии, включать ли оpen source продукт в реестр, какая должна быть степень доработки кода, чтобы он считался не общественным, а российским, имеющим своего правообладателя. «Мы, как государство, должны будем сформулировать госзаказ для разработки вполне конкретных продуктов, которых нам не хватает. При этом по закону о госзакупках не станем кому-то платить: мы должны привлечь сообщество и простимулировать оpen source разработку именно того, что нужно государству. Для этого и репозиторий создается», — подчеркнул замминистра.
Глава РФРИТ Павлов добавил, что все «амбициозные меры поддержки» реализуются на основе понимания ситуации самими разработчиками
«Все, что мы сделали для тюнинга инструментов поддержки, было на основе обращений компаний»
Вовлекать молодых людей в программирование и создавать возможности тоже, по мысли Паршина, проще всего через оpen source. А вообще минцифры РФ сосредоточилось на создании общих условий для развития IT в стране. «Это и налоговые режимы суперльготные… До последних событий нас обвиняли, что мы какой-то офшор создаем для айтишников в масштабах России. Сейчас мы особенно на этом сконцентрированы», — заключил министр.
Глава РФРИТ Павлов добавил, что все «амбициозные меры поддержки» реализуются на основе понимания ситуации самими разработчиками. «Мы с марта обработали 6,7 тысячи обращений и инициатив IT-компаний. Все, что мы сделали для тюнинга инструментов поддержки, было на основе обращений», — сообщил он, отмечая кратное увеличение востребованности лицензий на российское ПО среди малого и среднего бизнеса. Павлов рассказал, как изменились условия грантового софинансирования: если раньше гранты предоставлялись 50 на 50, сегодня они могут покрывать до 80% затрат компаний. Кроме того, фонд сделал более короткими сроки коммерциализации решений. «И видим от этого колоссальный эффект — за день пришло заявок, как за полгода», — рассказывал глава РФРИТ.
«Мы вышли на беспрецедентную прямую коммуникацию с компаниями, проводим сбор инициатив. Считаем, что меры поддержки дадут огромные стимулы для работы в России, — добавил Павлов позже, отвечая на вопрос корреспондента „БИЗНЕС Online“. — Что касается среды совместной разработки, нет задачи создавать полный аналог глобального продукта. Около 2,5 миллиона российских программистов работали на GitHub, и мы должны дать новую среду для совместной разработки. Действия недружественных стран блокируют наше активное участие в разработке глобального открытого кода».
«Мы вышли на беспрецедентную прямую коммуникацию с компаниями, проводим сбор инициатив. Считаем, что меры поддержки дадут огромные стимулы для работы в России»
Китай хочет наращивать партнерство
Для администрирования репозитория уже создана АНО «Открытый код», зарегистрированная буквально в апреле. Гендиректор АНО Любовь Орлова считает, что просто как хранилище репозиторий неинтересен сообществу, должна быть среда. Так что компания станет заниматься координацией и совместимостью, лицензиями, поддержкой разработчиков в получении грантов и субсидий, представлять их интересы в компаниях и органах власти и т. д.
Она подчеркнула, что последний месяц активно общается с коллегами из Китая, которые успешно создали собственный репозиторий Gitee. Его основатель Марк Ма тоже выступил на форуме. Он рассказал, что Gitee — вторая по величине платформа для хостинга кода после GitHub — на ней работают более 8 млн пользователей и 200 тыс. компаний.
«Россия известна огромным вкладом в развитие информационных технологий. Много превосходных разработчиков работают с оpen source. Возможно, в США и Индии очень много программистов, но в РФ и Китае самые талантливые, — не скупился на комплименты бизнесмен из Поднебесной. — Мы видим изменения на геополитической арене. Несколько недель назад я узнал, что GitHub заблокировал аккаунты некоторых российских разработчиков. Это нарушает сам дух работы с открытым кодом, поэтому нам надо наращивать партнерство с РФ. Возможно, эта ситуация предоставляет определенный шанс и разработчикам, и компаниям, чтобы выстраивать коллаборацию. Синергия позволит создавать программы с открытым исходным кодом независимо от политики и географии».
Айрат Хайруллин: «Та импортозависимость, которая сегодня в бизнес-корпорациях присутствует… В Татарстане мы эту работу еще заблаговременно проводили, с 2014 года»
Татарстан переходит на свободное ПО с 2014 года
А Татарстан активно переходит на российские решения на базе свободного ПО с 2014 года, рассказал журналистам министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин. «У нас есть сайты органов государственной власти, сайт президента Республики Татарстан — это все написано на свободном программном обеспечении. Государственные решения используют в основе тот программный код, который является свободно распространяемым, но вместе с тем доработанным с точки зрения определенного функционала. Та импортозависимость, которая сегодня в бизнес-корпорациях присутствует… В Татарстане мы эту работу еще заблаговременно проводили, с 2014 года», — сообщил он, уточнив, что используются и те решения, которые разработаны другими субъектами РФ.
Технологический уровень РТ высоко оценил и Паршин. «Татарстан является одним из безусловных лидеров России и в целом по технологическому развитию, и по развитию отрасли информационных технологий. Сегодня в IT-парке выставка компаний и их решений, которые действительно являются передовыми на российском рынке. Татарстан был, есть и будет одним из лидеров IT в России», — заявил он. Замминистра «цифры» РФ подчеркнул, что республика очень богата идеями, талантливыми разработчиками, а власти очень умно и тонко поддерживают начинания.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.