1. Цифровое искусство D’’ART’S: Digital Art Synergy в «БИЗОN’е»

До 5 июля


Новая экспозиция в галерее современного искусства «БИЗОN» объединила работы 18 художников, дизайнеров и фотографов разных поколений, размышляющих на тему цифровой реальности. Среди авторов — и пионеры российского digital-искусства, и молодые художники из Москвы, Самары, Казани и других городов России. Всего на выставке представлено 56 экспонатов.

В ситуации, когда постоянное обновление гаджетов и софта позволяет цифровому искусству создавать новое и переосмысливать старое с головокружительной быстротой и изощренностью, кураторы выставки Анна Резцова и Аркадий Бабич поставили своей целью зафиксировать статус-кво digital art, поймать тот самый миг полета стрелы от взмаха руки до попадания в дартс в яблочко. Художники заставляют зрителей соотнести увиденное с их личными переживаниями, используя неожиданные метафоры и нестандартные материалы.

«Каждый художник, чьи работы вошли в экспозицию, имеет свой уникальный стиль и язык. Мне хотелось собрать представителей большинства направлений в современном искусстве», — рассказала в интервью «БИЗНЕС Online» куратор Резцова. Так, молодой московский художник Марат Наби выполнил работу «Коронаборцы» в технике screwart. Для создания полотна использовано почти 22 тыс. саморезов. Композиция Наби (кстати, медика по первому образованию) посвящена врачам и медсестрам, работающим в «красных (ковидных) зонах».

Инсталляция со связанной женщиной Екатерины Смирновой «Жизнь скована, искусство свободно» из дерева, пластика и глины позволяет увидеть выход из ситуации жестких внешних и внутренних рамок с помощью третьего глаза. С этой работой можно познакомиться в фотоистории с D’’ART’S на «БИЗНЕС Online».

К примеру, один из основоположников цифрового искусства в России Константин Худяков, чьи работы удостоены, в частности, европейской премии Lead Awards 2005 (Гамбург, Германия) и успешно продавались на аукционе Phillips, представлен на выставке стерео-лайт-панелями, созданными в уникальном авторском жанре, когда изображение сначала отрисовывается на компьютере, затем переносится на пленку и отпечатывается в фотолаборатории, а потом пропускается через систему линз.

12+

Стоимость билетов: 200 рублей, пенсионерам и детям до 14 лет — бесплатно.

Галерея современного искусства «БИЗОN» (ул. Баумана, 44), время работы: ежедневно с 12:00 до 20:00


2. Ансамбль танца «Казань» — музыкально-хореографический спектакль «Казанские сокровища»

4 и 6 мая


Спектакль посвящен истории татарского народа со времен Великого переселения до становления современной Казани, рассказывает о принятии ислама, быте и праздниках того времени. Танцевальное шоу состоит из нескольких номеров, каждый из которых рассказывает об отдельной эпохе и исторических событиях. В постановке задействованы более 50 артистов ансамбля танца «Казань» и вокалистов Казанской городской филармонии, сшито свыше 500 костюмов специально для шоу. Их богатство и разнообразие завораживают зрителя и отображают культуру того времени. Образ музыканта, играющего на народном музыкальном инструменте курай, и образ зеленого стебля, символа стойкости и воскресения татарского народа, словно «красная нить», будут сопровождать шоу, связывая все номера в одно целое, отражать настроения татарского народа в различное время, в разные исторические события. Режиссер-постановщик — заслуженный деятель искусств РФ Валерий Архипов (Москва), автор идеи — Чулпан Закирова.

6+  

Стоимость билета: 700 рублей.

КЦ «Чулпан» (пр. Победы, 48а), начало — в 19:00


3. #Адиляпрокино (с 5 мая)

«Жертвоприношение» (реж. Андрей Тарковский, 1986)

Тарковский снимал этот фильм в Швеции. Он искал «безвременный» ландшафт, который создавал бы ощущение того, что таким он был и до катастрофы, и после. Подобное место режиссер нашел на острове Готланд. Сценарий своего последнего фильма Тарковский написал в соавторстве с Аркадием Стругацким, посвятив картину сыну. Сюжет фильма основан на киносценарии братьев Стругацких «Ведьма».

«Жертвоприношение» — одна из немногих картин в мировом кинематографе с вертикальным сюжетом. Одной из основных идей режиссера, как и во многих его лентах, является предупреждение об апокалипсисе. Тарковский писал: «Фильм и делается специально таким образом, чтобы быть истолкованным по-разному. Я хотел показать, что человек может восстановить свои связи с жизнью посредством обновления тех оснований, на которых зиждется его душа… Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву».

P. S. 6 мая в 19:00 в «Киномаксе» KazanMall в рамках арт-показа я представлю классику Тарковского, расскажу непростую историю создания картины и о ее вкладе в фильмографию режиссера.

12+

«Супергерои» (реж. Паоло Дженовезе)

Фильм от режиссера культовых «Идеальных незнакомцев» Паоло Дженовезе для наших суровых будней словно отдушина: романтическая драма, продолжающая традицию легендарной ленты «Мужчина и женщина» Клода Лелуша. Здесь те же страсть, нежность, хрупкость отношений и безудержная сила любви, готовая преодолеть любые препятствия судьбы. И при этом современная актуальная повестка — потребность все происходящее подвергнуть рациональному анализу.

«Супергерои» еще и очень красивое кино: съемки фильма проходили в Милане, на острове Понца, в Марракеше и Копенгагене. Главные роли сыграли Алессандро Борги и Жазмин Тринк. Всем любителям красивых, тонких и содержательных историй любви категорически советую это кино.

16+

«Хэллбендер» (реж. Джон Ло, Зельда Адамс, Тоби Поузер)

Фильм о наступлении совершеннолетия, страхе перед взрослой жизнью и независимостью от режиссерской семьи Зельды Адамс, Тоби Поузер и Джона Адамса — это жестокая история о подростковых переживаниях и поисках идентичности. Вновь у нас на экранах малобюджетный фильм ужасов, который, однако, был тепло принят на жанровых хоррор-фестивалях.

Здесь, во-первых, довольно интересен сюжет: из-за загадочной болезни мать держит 16-летнюю дочь в безлюдной горной местности и у той пробуждается жестокость и неутолимое чувство голода. Во-вторых, от «Хэллбендера» следует ожидать безумного и невероятного видеоряда. А в-третьих, в фильме очень хороший психологический аспект. Все перечисленное вместе делает «Хэллбендер» любопытным для просмотра, на мой взгляд.

18+

«Где Анна Франк» (реж. Ари Фольман)

Дневник Анны Франк — всем известные документальные записи, которые вела еврейская девочка с 12 июня 1942-го по 1 августа 1944 года в период нацистской оккупации Нидерландов. Благодаря тому, что «Где Анна Франк» — первая кинолента, созданная при поддержке фонда Анны Франк в Базеле, режиссеру и мастеру анимации Ари Фольману («Вальс с Баширом») был открыт полный доступ к самому дневнику, различным текстам и семейным архивам. История рассказывает о Китти — вымышленной подруге Анны Франк, которой девочка посвятила дневник. Однажды она просыпается в доме Франк в Амстердаме и решает найти ее, будучи в полной уверенности, что Анна жива.

Ни на секунду не сомневаюсь, что у Фольмана получится вновь очень пронзительное по теме, искусное по подаче и интересное технически кино. Он по-другому не умеет снимать свою анимацию.

12+

«Вечеринка навылет» (реж. Николя Плескоф)

Французская детективная комедия о настольных играх. Для режиссера Николя Плескоф она стала первой в карьере — и старт, если верить отзывам экспертов и зрителей, оказался весьма удачным. Критики хвалили сценарные задумки, юмористические детали, отсутствие роялей в кустах и чересчур громоздких монологов. Они сравнивали получившуюся картину Плескофа с детективом «Достать ножи» и проектами Уэса Андерсона.

По сюжету «Вечеринки навылет» архитектору Жанне предстоит отреставрировать роскошный особняк семьи Джагер, которая владеет империей по продаже настольных игр. Но, разумеется, что-то почти сразу идет не так. Эксцентричный и стильный фильм, очень рекомендую и уверена, что разочарований не будет!

16+

«Проклятье плачущей: Безвременье» (реж. Эндрю Мечэм, Мэттью Уэдон)

Вторая совместная работа кинорежиссеров после фильма ужасов 2020 года «Зеркала: Инкарнация». В оригинале картина называется The Nameless Days, что в переводе на русский означает «безымянные дни» и не имеет ничего общего с кинолентами Майкла Чэвеса или Ла Йорона. Премьера расскажет о том, как раз в 20 лет на границе США и Мексики происходят загадочные события, в ходе которых пропадают люди. Местные жители считают, что это боги древнего племени майя спускаются с небес на землю и забирают человеческие души.

«Проклятье плачущей: Безвременье» — остросюжетный мистический триллер, который будет держать в напряжении и будоражить кровь во время просмотра.

18+


4. Открытие выставок, посвященных Великой Отечественной войне, в «Хазинэ»

С 5 мая по 5 июня

Фото: izo-museum.ru

В преддверии Дня Победы откроются три экспозиции, объединенные военной тематикой: «Немецкая оккупация» советского живописца Меера Аксельрода (1902–1970), предоставленная фондом Александра Печерского, выставка детских рисунков 1941–1943 годов из собрания ГМИИ РТ, а также экспозиция «И снова май…» произведений художников, живших в военное время.   

«Немецкая оккупация» Аксельрода — это несколько десятков живописных и графических произведений из одноименного цикла. Бо́льшая часть из них создана в 1942–1943 годах в Алма-Ате, где художник работал над декорациями к фильму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Ужасы войны и холокоста, беседы с беженцами из Польши и Беларуси потрясли его. Одну за другой он создает десятки картин, рисунков, набросков с говорящими названиями «Расстрел», «Палачи», «Насильники», «Вешатели». Эта серия, за которую Аксельрода назвали «Гойей XX века», — не только произведение высокого искусства, но и почти документальное свидетельство на суде истории над нацизмом. До самого недавнего времени о существовании цикла не было известно даже специалистам: работы хранились в архиве семьи художника и не выставлялись.

В экспонируемых произведениях отражен не только ужас жизни на оккупированных нацистами территориях, но и массовое движение сопротивления, подвиги партизан и подпольщиков. Представленное на выставке собрание является уникальным художественным свидетельством мученичества и героизма народов СССР на оккупированных нацистами территориях.

Детские работы из фондов ГМИИ РТ созданы казанскими детьми от пяти до 15 лет в 1942–1943 годах. Они предстают не просто как иллюстрации, а как способ мышления, восприятия мира глазами детей войны.

На холстах выставки «И снова май…» художники запечатлели моменты короткой передышки между боями, периодов затишья, когда солдаты отдыхали, писали письма родным на родину. Великая Победа, возвращение с поля боя, жизнь после войны — все эти сюжеты нашли свое отражение в полотнах художников.

Четыре зала галереи посвящаются не только военной хронике, но и людям в тылу, тем общим лишениям, через которые прошли граждане нашей страны.

0+

Национальная художественная галерея «Хазинэ» ГМИИ РТ (Казанский кремль), начало — в 16:00  


5. Концерт Алексея Мельникова (фортепиано)

4 мая


Молодой музыкант Алексей Мельников — один из самых заметных представителей нового поколения российских пианистов. Его карьера получила новый виток, после того как в 2019 году он стал лауреатом III премии конкурса им. Чайковского. В программе казанского выступления — сочинения Фредерика Шопена и Сергея Рахманинова.

6+

Стоимость билетов: 300–700 рублей.

Филармония им. Тукая (ул. Павлюхина, 73), начало — в 18:30


6. Лекция Адили Хайбуллиной «У каждого свой Тарковский»

7 мая

Фото предоставлено Русланом Юнусовым


В Казанском ТЮЗе продолжается цикл мероприятий, приуроченных к 90-летию со дня рождения знаменитого русского кинорежиссера Тарковского. Киновед Адиля Хайбуллина расскажет, как киноязык Тарковского использует режиссер Антон Федоров в спектакле Казанского ТЮЗа «Иваново детство». Премьера спектакля о мальчике, чье детство было разрушено войной, состоялась в 2021 году, он получил пять номинаций на «Золотую маску».

12+

Стоимость билета: 150 рублей.

Картинная галерея «Дом ARТ» (ул. Некрасова, 32), начало — в 16:00


7. Открытие выставки о героях Великой Отечественной войны в Доме дружбы народов

6 мая  

Фото: «БИЗНЕС Online»


В основу экспозиции легли репринты листовок главного политического управления РККА 1943–1944 годов, распространявшиеся на фронтах Великой Отечественной войны среди бойцов той или иной национальности.

6+

Вход свободный.

Дом дружбы народов РТ (ул. Павлюхина, 57), начало — в 14:00


8. Показ фильма «Чартер»

4 мая


В рамках выставки «Женщины в движении», раскрывающей различные аспекты жизни и опыта женщин, состоится показ фильма «Чартер» (2020) шведского режиссера Аманды Кернелл. По сюжету после развода муж главной героини запрещает ей видеться с детьми. Однажды вечером, после того как младший сын звонит ей в слезах, женщина решает, не предупредив отца, забрать детей из школы и полететь на Канарские острова.

18+

Вход свободный. Необходима регистрация

Центр современной культуры «Смена» (ул. Бурхана Шахиди, 7), начало — в 19:00


9. TheatreHD. Спектакль «Генрих VIII» в постановке Шекспировского театра «Глобус»

4 мая


«Генрих VIII» — одна из самых пикантных пьес позднего Шекспира. В глобусовской постановке, осуществленной режиссером Марком Розенблаттом, дворцовые интриги Тюдоров показаны во всем блеске. Режиссер даже инсценирует куски «Генриха», пересказанные Шекспиром на словах, и делает это с помощью кукол. Доминик Роуэн в роли Генриха и Кейт Дюшен в роли Екатерины великолепны, но самым запоминающимся персонажем спектакля стал внушительный кардинал Уолси в циничном и колоритном исполнении знаменитого Иэна МакНиса.

Почти все критики отмечали и любопытное сценографическое решение постановки с использованием выдвинутого просцениума. К счастью, в этом спектакле обошлось без бутафорских эксцессов, что немаловажно, если вспомнить, что произошло во время глобусовской премьеры «Генриха» в 1613 году. Тогда, четыре столетия назад, бутафорская пушка выстрелила адским пламенем и спалила достославный театр дотла. В этом спектакле зрителям повезло ограничиться лицезрением фейерверков актерских талантов.

16+

Стоимость билета: 450 рублей.   

Кинотеатр «Киномакс» (ТЦ «Тандем», пр. Ибрагимова, 56), начало — в 19:00


10. Terra Bular в Музее истории государственности татарского народа и РТ

С 29 апреля по 19 июня  

Выставка художника Ильдуса Муртазина Terra Bular приурочена к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией и Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Название было найдено в строчках сочинения XII века из Венгрии. Там рассказывается о переселении на земли венгров булгар-мусульман из далекой Terra Bular — земли биляров (буларов, билеров). Биляр — столичный город булгар, культурный центр и мегаполис своего времени.

Основные сюжеты 23 картин, представленных в экспозиции, — переселение булгар на Волгу, булгарские воины и воительницы, мирная жизнь, торговля, утверждение ислама. Работы автора воспевают Булгарию в моменте ее становления и расцвета. Воссоздавая атмосферу и стиль жизни булгар, художник оставляет за рамками конкретные исторические сюжеты. Его произведения созданы с позиции философии «радости жизни», несут в себе позитивное светлое начало, они полны воздуха и света, динамичны.

Художник из Нижнекамска Муртазин — заслуженный деятель искусств Татарстана, член союза художников России и РТ, творческого союза художников РФ. Участник международных и всероссийских выставок. Его работы хранятся во многих российских государственных и корпоративных коллекциях.

6+

Музей истории государственности татарского народа и РТ (музей-заповедник «Казанский Кремль»), режим работы: с 10:00 до 18:00, пятница — с 11:00 до 20:00, понедельник — выходной