Сегодня утром жители Набережных Челнов заметили электросамокаты прокатного сервиса Whoosh, расставленные на улицах Нового города Сегодня утром жители Набережных Челнов заметили электросамокаты прокатного сервиса Whoosh, расставленные на улицах Нового города

Whoosh выкатился в Челны по казанским правилам: 500 самокатов, 100 стоянок

Сегодня утром жители Набережных Челнов заметили электросамокаты прокатного сервиса Whoosh, расставленные на улицах Нового города. Корреспондент «БИЗНЕС Online» в автограде установил приложение и насчитал более сотни стоянок для устройств сервиса. По оценкам источников нашего издания, на улицах города в этом сезоне появится около 500 электросамокатов.

В Челнах, судя по карте приложения, пока можно ездить только в районе Нового города — в Автозаводском и Центральном районах. Двигаться верхом на «электроконе» по Комсомольскому району почему-то нельзя, вероятно, это просто непопулярный маршрут, либо там нет нужной инфраструктуры. Нельзя также проехать до ЗЯБ, ГЭС и Сидоровки. Исключены поездки и до набережной Тукая. Разрешенный маршрут включает в себя некоторые зоны поселка Орловка. Выезд на первую дорогу — трассу М7 — запрещен: там интенсивное движение автомобилей. Объезжать следует и промышленную зону КАМАЗа — вероятно, потому что там нет тротуаров и внутридворовых дорог. Зато нет ограничений по парку «Прибрежный» — можно ездить, не подъезжая близко к берегу, разрешен проезд и по набережной Табеева. Выезжая оттуда на улицы, можно доехать до Залесного проспекта, но не дальше.

Стоимость старта поездки — 40 рублей, каждая минута в движении стоит 5 рублей. Максимальная скорость для движения по городским улицам — 20 км/ч, на территории парков она снижена до 15 км/ч. На таких же условиях сезон проката электросамокатов в этом году стартовал в Казани. На улицах столицы РТ появилось 3,2 тыс. самокатов сервисов Whoosh и «Юрент». Для размещения электросамокатов оборудовано 500 стоянок.

Кикшеринг в автограде работает без соглашения с исполкомом

Исполком автограда анонсировал появление прокатных электросамокатов позавчера в своем телеграм-канале. В мэрии предупредили, что для этого компаниям необходимо оформить документы, и с этой целью Whoosh обратился в исполком. «Сейчас идет процесс оформления документов, предварительные переговоры проведены», — добавили в мэрии.

Сегодня на запрос нашего корреспондента в администрации повторили, что для появления автоматизированных станций проката сервисам нужно получить разрешение на использование земельного участка. «Для этого необходимо предоставить документы в соответствии с административным регламентом», — заметили в исполкоме и подчеркнули, что процесс оформления документов, позволяющих Whoosh выйти на улицы города, еще не завершен.

Следовательно, станции проката Whoosh вместе с находящимися на них самокатами на улицах автограда сейчас размещены без разрешения исполкома. На вопрос нашего издания о том, на каких условиях Whoosh работает в Челнах, не ответили и в самом шеринге. Как долго продлится этот период нерегламентированной работы и выставит ли исполком дерзкому кикшерингу какие-то санкции, неизвестно. 

Станции проката Whoosh вместе с находящимися на них самокатами на улицах автограда сейчас размещены без разрешения исполкома Станции проката Whoosh вместе с находящимися на них самокатами на улицах автограда сейчас размещены без разрешения исполкома Фото: Регина Шаифева

«Для нас стоп-фактор — это позиция местных властей»

Whoosh не первый, но, пожалуй, самый массовый самокатный шеринг-сервис автограда. В прошлом году в Челнах открывался сервис BusyFly, но в этом наши корреспонденты его самокатов не заметили. В этом сезоне в город хочет зайти другой кикшеринг — Banch Ride (самарское ООО «Бэнч Райд» зарегистрировано в 2016 году и специализируется на прокате и аренде товаров для отдыха и спортивных товаров) от операционного партнера сервиса «Карусель». Однако без разрешения мэрии совладелец компании Дмитрий Окунь самокаты в город не завезет. «Для нас сейчас стоп-фактор — это позиция местных властей, — заметил Окунь в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Мы как раз в процессе переговоров по условиям работы сервиса. По итогам этих переговоров будем принимать окончательное решение о работе сервиса».

Собеседник признал, что у новой сферы шеринга самокатов есть пробелы в законодательстве. «Мы видим, что в разных городах России работа сервиса трактуется по-разному, — говорит он. — Некоторые власти пытаются перевести это на возмездную основу через аренду муниципальной земли, другие понимают, что такой бизнес — стартап и любое возмездное использование земли для подобной деятельности губительно для экономики проекта. Мы это трактуем по аналогии с каршерингом и с другими шеринговыми сервисами, которые приравнивают технику к личному транспорту граждан и жителей. Соответственно, с каршерингов не взымается никакая плата за использование дорог общественного пользования. Велошеринг и кикшеринги должны руководствоваться теми же принципами и работать на тех же безвозмездных условиях. Очень часто в мегаполисах наличие такого сервиса позволяет жителям отказаться от коротких поездок на такси или на автомобиле».

Челны попали в список городов, которые хотят взымать у сервисов шерингов деньги за аренду земли, добавил Окунь. «Пока мы видим то, что власти не приняли принципиальное решение в отношении этих сервисов. Пока они видят только риски, в частности безопасности движения», — прокомментировал предприниматель.

У Banch Ride есть положительный опыт работы в Татарстане — в Нижнекамске сервис действует уже второй год. Там удалось найти понимание с администрацией и заключить соглашение. Но аналогичную модель не получается пока реализовать в Набережных Челнах. «У исполнительного комитета нет понимания о том, что это нужно и это полезно для города», — добавил Окунь.

По оценке собеседника издания, Набережные Челны способны «переварить» около 1 тыс. прокатных самокатов. «Может быть, два-три шеринга, конкуренция всегда только положительный фактор. У клиента всегда должно быть право выбора», — отметил он. Banch Ride рассчитывает установить на улицах города 300–500 электросамокатов. С 500 устройствами Whoosh как раз и выходит максимальный уровень для автограда в 1 тыс. самокатов.

Челны — город со своими особенностями, отметил Окунь. Он по-своему зонирован, но вполне годится для кикшеринга. «Катастрофически не хватает инфраструктуры, ее надо развивать, — признал собеседник. — Нам требуется то, что нужно и простым жителям, — велодорожки, велопарковки, пространство для маломобильных групп, пандусы, съезды с тротуаров. Это вещи, которые необходимы, и эти вещи, если мы говорим о Татарстане, просто образцово реализованы в Альметьевске. Там то, к чему должен стремиться каждый российский город».

Ограничения скорости в 15-20 км/ч недостаточно для безопасности пешеходов и пользователей кикшеринга, заявил председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов Ограничения скорости в 15–20 км/ч недостаточно для безопасности пешеходов и пользователей кикшеринга, заявил председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Тот, кто говорит, что можно со скоростью 15 километров в час проехать по тротуару, значит, скоро будет за это отвечать»

Ограничения скорости в 15–20 км/ч недостаточно для безопасности пешеходов и пользователей кикшеринга, заявил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» председатель межрегионального общественного движения за права пешеходов «Союз пешеходов» Владимир Соколов. «Столкновение при 20  километрах в час приводит к ускорению пешехода до 7,9 g (скорость свободного падения), а от 8 g считается смертельным, — заметил он. — Был сделан краш-тест программой „Главная дорога“ с использованием манекена. Они выяснили, что при столкновении с водителем электросамоката удар приходится на грудь или на голову пешехода, и высока вероятность того, что он еще ударится головой об асфальт. У нас статистки жертв нет, потому что до сих пор электросамокат считается безобидным пешеходом. И, в сущности, то, что разрешают прокатные компании, никак не соответствует ПДД и законодательным актам».

Россия, в отличие от европейских стран, довольно поздно начала использование велосипедов, поэтому инфраструктура в сфере микромобильности в нашей стране не очень развита, предупреждает председатель союза пешеходов. «Сейчас Альметьевск считается столицей велодвижения, где велодорожки правильно сделаны и безопасны. В Сколково тоже предусмотрены велодорожки, а в 99 процентах городов мест для велосипедистов и электросамокатчиков нет. Тот, кто говорит, что можно со скоростью 15 километров в час проехать по тротуару, значит, скоро будет за это отвечать», — подчеркнул Соколов. 

Собеседник издания согласен с тем, что можно организовать безопасное движение по тротуарам, но для этого электросамокат должен двигаться со скоростью пешехода. «Однако это не устраивает тех, кто берет в прокат электросамокат, — добавил он. — Но тротуары и электросамокаты несовместимы. В статье 3 ФЗ „О безопасности дорожного движения“ написано, что при каких-то решениях, связанных с транспортным передвижением, жизнь и здоровье должны иметь преимущество по сравнению с экономическими результатами хозяйственной деятельности. А у нас наоборот — если можно собрать деньги за аренду электросамокатов, все забывают об ответственности за жизнь и здоровье пешеходов и водителей электросамокатов».

Есть еще один вариант относительно безопасного передвижения электросамокатов — это создание участков спокойного движения на дорогах, то есть ограничение скорости до 30 км/ч, говорит Соколов. Но в таком случае необходимо забыть о ненаказуемом превышении в 20 км/ч. Однако для того, чтобы выпустить водителя электросамоката на дорогу даже с замедленным движением, он должен иметь водительское удостоверение и обладать знаниями ПДД. «В противном случае надо строить велодорожки, отделенные от автодороги и тротуаров», — полагает собеседник.