Шин сегодня не хватает, это правда. Конкретно нам шины сейчас в основном поставляют из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Нижнекамска Шин сегодня не хватает, это правда. Конкретно нам шины сейчас в основном поставляют из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Нижнекамска Фото: ru.freepik.com

Об инсайдере

Нашему герою около 40 лет, он уже более 10 лет зарабатывает на шинном бизнесе. Ранее он работал на КАМАЗе, но в какой-то момент решил открыть свое дело. Считает, что развить бизнес удалось благодаря честной работе с клиентами, которые, по сути, запустили сарафанное радио. О таких как он говорят: «Широко известен в узких кругах».

О санкциях и дефиците шин

  • Шинный бизнес — сезонный. Весной и осенью мы зарабатываем. На эти заработанные деньги живем остальное время года. Бывает, что не в сезон работаешь в минус, когда затраты превосходят наши заработки. Но если брать годовую отчетность, то мы, естественно, не просто так стоим: на хлеб и масло хватает, иногда даже на икру. Но надо понимать, что шины — это, наверное, не такой бизнес, на котором можно стремительно подняться и купить себе остров.
  • Шин сегодня не хватает, это правда. Конкретно нам шины сейчас в основном поставляют из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Нижнекамска. Поставщиков на самом деле полно, но уход шинных брендов из-за санкций ощущается уже сейчас. Все дорожает, сегодня уже чувствуется дефицит товара. Уходят бренды Michelin, Bridgestone, Yokohama и др.
  • У нас прямые контакты с поставщиками. И шины по сравнению с прошлым годом сегодня подорожали практически на 100%. Если шина стоила, условно, 2,5 тыс. рублей, то сегодня ее цена — 5 тыс. рублей. При этом могу сказать, что мы пока не испытываем проблем с дисками. Хотя в прошлом году дорожал металл. Вдобавок говорили что цена поднимется из-за того, что якобы наши производители не смогут продавать диски за рубеж и попытаются отыграть потерю прибыли на местном рынке. Но это глупости. Если производители поднимут резко цены, то их товар зависнет, а они, напротив, должны налаживать каналы сбыта, потому что диски просто-напросто со временем заржавеют у них на складе, а производство встанет. Сегодня производители, наоборот, должны предоставлять все условия, чтобы мы брали их товар и продавали.
  • Допускаю, что скоро магазины могут вообще остаться без шин. Особенно это коснется редких размеров. Допустим, шины R19 или какие-то тюнинговые размеры. Зачем заводу делать редкую шину (пусть даже она будет дорого стоить), если вместо нее он произведет тысячу маленьких на LADA Granta? Производство упростят, но шины все равно продадут. Зачем переоборудовать станки, если завод на всю Россию производит всего 100 штук редких шин, тогда как спрос на ходовые размеры вырастет в немереном количестве?
  • Сегодня из-за отсутствия импортных шин заводам Нижнекамска, Кирова, Воронежа, Санкт-Петербурга, чтобы покрыть наши потребности, надо работать в 2 раза больше. У нас были огромные поставки из Кореи. Шли поставки из Китая, и вроде бы отношения с ними у нас хорошие, но сегодня сильно нарушена логистика. Из-за этого поставки оттуда тоже идут с задержкой. Шины из Китая будут. Но когда? А нужны сейчас!
  • Говорят, что KAMA уступает иностранным брендам? Возможно, немного уступает. Но, с другой стороны, эту KAMA можно менять каждые три года, а если ты купишь дорогой бренд, то тебе придется лет 5–6 на нем ездить только потому, что он дорогой. Считаю, что ничего хорошего в этом нет. Цена KAMA сегодня, если брать шину для Hyundai Solaris или Largus, шина обойдется вам около 4 тыс., Nokian — в 5,5–6 тыс. рублей. Можно брать KAMA и менять, тем более что разницы большой в них уже нет.
  • Могу вам железно сказать, что любой производитель в этом году начал делать шины качеством хуже, чем раньше. Причина в элементарной нехватке сырья. Раньше производитель делал тысячу шин и продавал тысячу. А сейчас он может реализовать тысячу, но произвести, грубо говоря, — только 500. И, чтобы не утонуть, ему надо этот ресурс растянуть хотя бы на 700 шин. Это делается путем добавления сажи, использования некачественной продукции. Производители в таком, конечно, в открытую сегодня не признаются. Однако те, кто давно в индустрии, знают об этом.
  • В первую очередь не хватает натурального каучука, который составляет до 50% от общей массы шин. Недостаточно химикатов, которые добавляются в состав резины: нейлона, стали и других материалов.
  • Производители на самом деле не раскрывают состав резины. У них есть свои специальные лаборатории. У каждого завода свои секреты.
  • Грузовые шины более-менее застрахованы от дефицита, потому что заводы работают по крупным контрактам, соответственно, не могут ограничить поставку. Тем более сейчас начинаются посевные работы, шины нужны и для сельскохозяйственной техники. Допускаю, что не будет острой нехватки грузовых шин. Это стратегическое направление. Остановка выпуска грузовых шин — катастрофа. Встанет сельское хозяйство, транспортная логистика, вообще все. Этого допускать нельзя.
  • Учитывая санкции, многие иностранные поставщики техники заявили об уходе. Поэтому те же фермеры вынуждены вместо покупки новой восстанавливать старую сельхозтехнику. Думаю, что будет глобальное восстановление. Да, кто-то может купить трактор из Беларуси, а грузовик будет «КАМАЗ». Но дело в том, что ведь и наша отечественная техника сильно подорожала. Фермеры будут восстанавливать старую технику, ремонтировать, докупать комплектующие. Естественно, им нужны будут и колеса. Думаю, что с этой нагрузкой заводы справятся.

Допускаю, что скоро магазины могут вообще остаться без шин. Особенно это коснется редких размеров Допускаю, что скоро магазины могут вообще остаться без шин. Особенно это коснется редких размеров Фото: «БИЗНЕС Online»

О росте количества краж колес и б/у шинах

  • На фоне санкций и дефицита эксперты прогнозировали рост количества угоняемых автомобилей. Могу сказать, что он уже случился. Кто-то угоняет всю машину, кто-то просто во дворе откручивает колеса. Видим в какой-то степени возвращение начала 2000-х. Этого явления не избежать, потому что есть спрос.
  • Возьмем те же запчасти на иномарки. Поставки ограничили, цены взлетели, а кузовные детали нужны всегда. Отсюда получаем воришек, которые думают, что можно угнать ходовую машину, например Hyundai Solaris или Volkswagen Polo, которых сегодня, как грязи. Причем эти авто делаются в 2–3 цветах. Поэтому перспектива подобрать жертву и разобрать за ночь машину на запчасти в гараже, чтобы распродать ее и заработать на этом, все заманчивее. Такие люди будут. Причем им не нужны будут агрегаты, они станут наживаться элементарно на кузове: дверях, капоте, бамперах и зеркалах. То же самое с колесами. Если у людей не будет возможности купить новые шины, то они начнут их искать. Где? На Avito. А там ничего не проверишь. Хорошие колеса, вроде недорого. Пошел купил. Откуда ты знаешь, что они ворованные? Конечно, мы надеемся, что правоохранительные органы остановят эту волну и не допустят хаоса. Это их работа.
  • В основном мы продаем только новые колеса. Б/у комплекты тоже бывают, но очень редко. Это в основном шины наших постоянных клиентов, которые объездили год-два, а потом хотят себе новые. Или поменяли машину и просят продать. Не все хотят заморачиваться с этими объявлениями. Мы продаем, себе оставляем что-то и отдаем средства клиентам.
  • На новые шины продавцы делают надбавку примерно 1015%. Крупным магазинам и сетям приходится добавлять больше. Есть люди, которые добавляют 3–5%, но берут количеством. Это рынок: все зарабатывают как могут.

О причинах износа шин

  • Среднестатистический человек ездит на одних шинах 45 лет. Больше уже не рекомендуем мы, продавцы. Если внешне шина и в хорошем состоянии, протектор не износился, то шина все равно стареет, сохнет. Ее надо менять — это безопасность. Заводы-производители рекомендуют менять шины каждые три года. Но мы понимаем, что три года — маловато, ведь для среднего класса это будет накладно. Потому мы рекомендуем шины не старше 4–5 лет при адекватной езде.
  • На износ шин действует много факторов. В первую очередь это погода. Если лето будет дождливым, то шины не изнашиваются. Асфальт прохладный, стираться не о что.
  • А если взять, например, погоду, как в 2010 году, когда месяц стояла температура 40 градусов… В 2010-м люди по 23 комплекта за сезон меняли. Машины стояли, и от нагрева асфальта колеса взрывались и плавились! Огромную роль играет и покрытие асфальта. Если в него, как за границей, добавлена резиновая крошка, то, естественно, резина об резину не точится и шины прослужат дольше. А если дорога бестолкового качества, то износ будет быстрым. Влияет и манера езды.
  • А вот зимой износ шин не сильно зависит от температуры. Тем более если машина эксплуатируется. Зимой шинам опасны острые наледи, которые портят конструкцию резины. Когда немного подтает, а потом выпадет снег, то возникает знакомый всем водителям эффект «стиральной доски» на дорогах. Машина едет «дыр-дыр-дыр». Такие постоянные и частые удары сильно убивают шины. Так или иначе зимой с эксплуатацией шин проще.
  • В сложные времена люди готовы поездить и на старых шинах. Кто-то из клиентов говорит, что повыдергивает шипы из зимней резины и будет ездить. Но надо понимать, что по закону это все-таки не разрешается. Можно получить штраф до 500 рублей. У зимней шины состав другой, ее тормозной путь будет дальше. Я не могу сказать, что это абсолютно безопасно. Это нежелательно. Но от безысходности люди идут на такое. Раньше на подобное вообще не обращали внимания. В современных городских условиях нежелательно использование зимней резины летом. Дороги широкие, машин и, соответственно, лихачей, много. Поэтому люди ездят на свой страх и риск. Но осуждать такого человека я не могу. Значит, у него нет возможности приобрести новую резину.
  • Зачастую люди от безысходности летом ездят и на лысой резине. Люди сами говорят: «Перетерпим». Но это опасно. Из-за стертых протекторов у шин нет водоотводов. Получается, что если машина попадет в лужу, то она станет неуправляемой. Таким образом, водитель создает опасность не только для себя, но и для всего остального потока. На лысой ездить нельзя.
  • Опасны и старые шины. Их два типа. Первый — шина, которая была в эксплуатации. Ее любой человек, который хотя бы раз сталкивался с шинами, увидит и узнает. Второй тип — новая шина, но она лежала 5–10 лет где-то на складе. Она тоже теряет свои свойства, она высохшая. У каждой шины есть дата выпуска. В основном мы продаем шины возрастом от 6 месяцев до года. При этом от шины, пролежавшей два года, никакой опасности нет. Например, сегодня шины 2020-го отлично подойдут по качеству и состоянию. А вот если шине лет пять, то я бы уже призадумался. Либо должен быть хороший дисконт, либо еще что-то. А вот если шине лет 10, то я бы ее вообще не рекомендовал ставить. Она подлежит утилизации. У нас в магазине оборот большой. На данный момент нет шин с середины 2021 года, все разобрали. Самые старые выпущены в ноябре и декабре.

Если раньше брали шины заранее, то сейчас видно, что идут уже от безысходности. Они понимают, что на данный момент дороже, но что делать Если раньше брали шины заранее, то сейчас видно, что идут уже от безысходности. Они понимают, что на данный момент дороже, но что делать Фото: ru.freepik.com

О кризисе

  • Мы чувствуем, что на людях сказывается кризис. Не сказать, что поток клиентов сильно упал. Дело в том, что людям сложнее. Им надо, поэтому они ущемляют себя в другом. Сегодня наш человек даже в магазин пешком не ходит, мы к этому привыкли, и ездить будут всегда. Если колеса начнут стоить и половину зарплаты, клиент все равно станет брать их и ездить. Но чувствуется, что людям сложнее сделать выбор. Берут более бюджетные варианты или тянут до последнего с покупкой. Если раньше брали шины заранее, то сейчас видно, что идут уже от безысходности. Они понимают, что на данный момент дороже, но что делать. Пешком ходить наш народ все равно не будет.
  • Нам тоже пришлось поднять цены. В процентах не скажу, но приведу пример: мы 5 марта продавали шину за 2,5 тыс. рублей, 20 марта пришло поступление этих же шин: по накладной — 3,1 тыс. рублей. Мы поставили 3,5 тысячи. И какой смысл, что я за две недели их продал за 2,5 тыс., если покупаю их за 3,1 тысячи? Получается, что сыграл себе в убыток. Мог просто не работать несколько дней и заработал бы больше. Но рынок — это такая вещь, тут не угадаешь.
  • Самый сложный период для нашего бизнеса пришелся на пандемию. Нам просто не давали работать. А сейчас все зависит от роста цен. Мы зарабатываем руками, оказывая в том числе услуги по шиномонтажу. Но в период пандемии нам не позволяли этого делать. Ничего, прошли же. И сейчас пройдем!