Накануне в Госдуме в третьем чтении приняли «закон о застройке Байкала», как окрестили его экологи Накануне в Госдуме в третьем чтении приняли «закон о застройке Байкала», как окрестили его экологи Фото: duma.gov.ru

Госдума приняла «транспортный» закон о «застройке Байкала»

Накануне в Госдуме в третьем чтении приняли «закон о застройке Байкала», как окрестили его экологи. Речь о комплексе поправок к Градостроительному кодексу, законам об особо охраняемых природных территориях (ООПТ) и другим законодательным актам, упрощающим строительство в охранных зонах. В Госдуму закон внесен правительством РФ для повышения «устойчивости строительной отрасли в связи с макроэкономической и внешнеполитической ситуацией».

Инициатива вызвала большой резонанс и навела шороху среди политиков, экоактивистов, СМИ, в Greenpeace России и всемирном фонде дикой природы (WWF). Защитников природы возмутило намерение законодателя упростить строительные процедуры в охранных зонах для «приоритетных инфраструктурных объектов». Эта размытая формулировка допускала широкую трактовку, а конкретные черты проектов не были перечислены. В первоначальном виде предлагаемые поправки снимали необходимость проведения экологической экспертизы в районе озера Байкал и на других ООПТ при строительстве неограниченного перечня инфраструктуры до 31 декабря 2024 года. Экологи опасались, что с принятием проекта лакомые земельные участки начнут вырезать кусками без предварительной оценки экологических последствий, что означает разрушение первозданного природного ландшафта, гибель животных и растений.

6 апреля, в день принятия закона в первом чтении, в Greenpeace заявили, в такой форме он приведет к необратимым последствиям. «В заповедниках, национальных парках и федеральных заказниках станет возможным строительство без экологической экспертизы, на Байкальской природной территории можно будет рубить лес не только для расширения инфраструктуры БАМа и Транссиба, но и для строительства любой инфраструктуры, в том числе муниципального значения, — это может быть все, что угодно, ведь конкретики в законопроекте нет», — указывали экоактивисты.

В первоначальном виде предлагаемые поправки снимали необходимость проведения экологической экспертизы в районе озера Байкал и на других ООПТ при строительстве неограниченного перечня инфраструктуры до 31 декабря 2024 года В первоначальном виде предлагаемые поправки снимали необходимость проведения экологической экспертизы в районе озера Байкал и на других ООПТ при строительстве неограниченного перечня инфраструктуры до 31 декабря 2024 года Фото: pixabay.com

Татарстанские защитники природы не остались в стороне. По данным на сайте госкомитета РТ по биоресурсам, в республике находится 192 ООПТ общей площадью 477,892 тыс. га, или более 7% от общей территории Татарстана. В числе охраняемых территорий — две ООПТ федерального значения (национальный парк «Нижняя Кама» и Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник), 186 регионального и четыре местного. Оценивая риски необратимого ущерба, республиканское отделение Всероссийского общества охраны природы направляло в Госдуму обращение с просьбой отклонить проект закона. «Попытка выйти из экономического кризиса таким образом будет лишь погружать Россию в кризис экологический. ООПТ занимают всего 12,5 процента территории нашей страны. Меры по стабилизации экономики России не должны включать в себя вовлечение в хозяйственный оборот этого малого количества земельных участков, имеющих охранный статус», — заявили в Greenpeace.

В чем смысл возмутившего всех законопроекта? Замминистра по строительству и ЖКХ РФ Светлана Иванова обосновала необходимость поправок тем, что они внесут значительный вклад в сокращение инвестиционно-строительного цикла в рамках антикризисного плана. По ее словам, это не менее чем на год сократит срок строительства инфраструктурных объектов, который на сегодняшний день составляет 1,8 тыс. дней, или почти 5 лет. Лоббистами поправок выступили депутаты от «Единой России». Основными их оппонентами стали КПРФ, «Новые люди» и «Справедливая Россия – За правду». В частности, коммунист Вячеслав Мархаев отметил, что данная инициатива — «очередная попытка подмять федеральные законы под себя в интересах бизнес-элит». Из 7 комитетов Госдумы, которые работали над законопроектом, только комитет по экологии и комитет по аграрным вопросам не поддержали упрощение процедур. Как отметил председатель аграрного комитета Владимир Кашин, отказ от согласования федерального органа исполнительной власти в той или иной области не имеет отношения к развитию российской экономики в условиях санкционного давления. А новая норма создает угрозу эффективного осуществления мелиорации земель и риски необоснованного вывода земель сельскохозяйственного назначения из оборота. Коллега Кашина из экологического комитета Дмитрий Кобылкин выразил убеждение, что предлагаемый подход влечет за собой риск истощения популяций и природных экосистем, не предполагая компенсационных мероприятий.

Дмитрий Кобылкин выразил убеждение, что предлагаемый подход влечет за собой риск истощения популяций и природных экосистем, не предполагая компенсационных мероприятий Дмитрий Кобылкин выразил убеждение, что предлагаемый подход влечет за собой риск истощения популяций и природных экосистем, не предполагая компенсационных мероприятий Фото: duma.gov.ru

Как защитили ООПТ?

В ответ на критику авторы инициативы анонсировали поправки, направленные на ограничение строительства инфраструктурных объектов. Ко второму и третьему чтению с учетом замечаний законопроект скорректировали, убрав ООПТ и особо ценные сельхозземли из-под его действия. На этих территориях будет допускаться только строительство новых социальных объектов, таких как школы, детские сады, медицинские организации. Вернули и требование о проведении экологической экспертизы в ООПТ, которое хотели отменить при строительстве «приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры». Теперь она будет необходима для строительства магистральной инфраструктуры.

Новый законопроект объединяет три экспертизы — государственную, историко-культурную и экологическую, они будут проводиться одновременно в рамках единой процедуры государственной экспертизы, что тоже упростит процесс согласований. Упрощенный порядок согласования распространится на ряд объектов инфраструктуры, необходимых для реализации государственных задач. В этот перечень попали автомобильные и железные дороги, порты, аэродромы, транспортно-пересадочные узлы и инженерная инфраструктура. Согласно поправкам, в него войдут только гособъекты, которые могут быть построены в упрощенном порядке:

  • магистральные газопроводы, нефтепроводы, объекты энергетической инфраструктуры;
  • объекты социальной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляется в целях сокращения дефицита таких объектов на территории населенного пункта;
  • объекты промышленной инфраструктуры, обеспечивающие создание, внедрение и развитие импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, а также производство продукции, не имеющей российских аналогов, производство энергоэффективных строительных материалов.

Промышленные и социальные объекты из упомянутого списка нельзя будет строить или резервировать под них землю на сельхозугодьях, мелиорируемых землях, землях защитных лесов и ООПТ, если речь идет об особо охраняемых зонах федерального значения. Как пояснил РБК эксперт по ООПТ Greenpeace Михаил Крейндлин, такая формулировка означает невозможность строительства этих объектов на ООПТ федерального значения, например в национальных парках. Региональные охранные зоны могут быть расположены, к примеру, на землях лесного фонда и, таким образом, не подпадают под действие данного положения. Строительство на них может происходить, если это напрямую не запрещено режимом таких территорий. Для частных инвестиционных строек сохранят стандартные процедуры согласований, заметил председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов, в упрощенном порядке можно будет строить только государственные объекты.

Депутат заметил, что на границах экологической зоны озера Байкал новое строительство не допускается, если это не связано с расширением БАМа и Транссиба. «Это наша принципиальная позиция, которая поддержана правительством и отражена в поправке за моей подписью», — подчеркнул он.

Эксперт рабочей группы по экологии и природопользованию экспертного совета при правительстве РФ и зампредседателя комитета по экологии «Деловой России» Наталья Беляева считает, что закона бояться не стоит даже при пугающих формулировках. «Закон ничего не разрешит из того, что уже запрещено действующим законодательством. Ему будут противостоять годами работающие структуры. Не надо забывать еще какую вещь: у нас помимо этого закона есть Водный кодекс, нормативно-правовые акты, которые в совокупности составляют природоохранное законодательство, большой пул нормативных актов, предписывающих какие-то оградительные или разрешительные критерии в части, касающейся санитарно-эпидемиологического благополучия», — отметила она в разговоре с журналистом «БИЗНЕС Online».

По словам собеседника издания, желаемое не всегда совпадает с реальностью и поэтому она не уверена, что поправки смогут сократить сроки строительства с пяти лет до одного года. В качестве примера Беляева рассказала о выдаче лицензий на осуществление геодезической и картографической деятельности, сроки получения которого с 45 довели до 15 дней. Но по факту этого нет, делится спикер, объясняя тем, что где-то не разработан алгоритм или административный регламент, в иных случаях система висит или же просто рук не хватает.