Выставка строительных и отделочных материалов «ВолгаСтройЭкспо» в этом году (она состоялась в 27-й раз) пройдет под знаком импортозамещения Выставка строительных и отделочных материалов «ВолгаСтройЭкспо» в этом году (она состоялась в 27-й раз) пройдет под знаком импортозамещения

«За месяц мы продали столько, сколько не продавали за полгода»

Выставка строительных и отделочных материалов «ВолгаСтройЭкспо» в этом году (она состоялась в 27-й раз) пройдет под знаком импортозамещения. Плюсы и минусы наложенных санкций и разрыв отношений с иностранными партнерами стали центральной темой в разговоре корреспондента «БИЗНЕС Online» с немногочисленными участниками экспозиции. Увы, с каждым годом их представительство тает на глазах. Если в 2017 году выставку посетили 135 участников, в 2018-м — 86, то в этом было заявлено только 50 российских компаний из 9 городов России. Правда, в главном павильоне №3 накануне, в день открытия выставки, наш журналист насчитал всего 21 выставочную площадку. 

После ухода из РФ зарубежных брендов компания чувствует себя прекрасно: увеличились и обороты, и продажи, убеждал корреспондента издания менеджер отдела продаж казанской ENSO Ильдар Адиатуллин. Фирма импортозамещает немецкий Siemens и швейцарское BELIMO. Она занимается производством электроприводов для воздушных заслонок, противопожарных клапанов и заслонок дымоудаления. «Это одно из крупнейших производств в плане импортозамещения, — рассказал он. — И все-таки наш, татарстанский, продукт. Качество не хуже, чем у европейских брендов». 

С началом спецоперации на Украине резко выросли цены на платы управления, которые из европейских комплектующих производятся в КНР, рассказал Адиатуллин. «Транспортные расходы у Китая повысились в 4 раза в свое время, сейчас, может, снизились», — объяснил он. Производитель планирует перейти на российский аналог и перестать зависеть от иностранных партнеров. Цены у производителей электроприводов и заслонок выросли на 30–50%. Все из-за подорожания стоимости металла, уточнил Адиатуллин. 

На высокие цены на металл пожаловался и сотрудник УФСИН, которое разместило свой стенд на ярмарке. «По некоторым видам сырья, например, на металл, цены повысились и на 50%, и на 70%» На высокие цены на металл пожаловался и сотрудник УФСИН, которое разместило свой стенд на ярмарке. «По некоторым видам сырья, например на металл, цены повысились и на 50, и на 70 процентов»

На высокие цены на металл пожаловался и сотрудник УФСИН, которое разместило свой стенд на ярмарке. «По некоторым видам сырья, например на металл, цены повысились и на 50, и на 70 процентов», — рассказал он нашему корреспонденту. Из чугуна казанская ИК-2 отливает канализационные люки. Выставочный образец почему-то украшал золотой значок биткоина. «Это для демонстрации возможностей производственных мощностей», — объяснил представитель ведомства. На люк при желании заказчика можно нанести все что угодно.  

Зато казанская компания «Теплый ДОМ+» осталась в плюсе после приостановки европейских поставок. Фирма, которая продает материалы и оборудование для инженерных систем, исключительно отечественного производства. «На рынке Татарстана в прошлом году по насосам и запорной арматуре мы занимали примерно 10 процентов, может, 20 [по объему продаж]. А в 2022-м мы эти объемы сделали уже за I квартал», — рассказала директор по продажам компании Гузель Равилова. 

По оценке собеседницы издания, объем продаж фирмы вырос на 5–30% в зависимости от товара. «Заявок стало больше, цены чуть-чуть изменились, потому что комплектующие все равно частично везутся из Турции и Китая, но проблем с поставками нет», — сообщила Равилова. В среднем стоимость продукции выросла на 30%, но есть модели, где цены подскочили и на 50–70%.  

«Наши площадки очень сильно перегружены, спрос вырос не в разы, а даже в десятки раз. Работаем в три смены», — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель региональных продаж ООО «Инвентум» в ПФО и СЗФО Сергей Герасимов. Компания производит моторные и индустриальные масла, представляя болгарскую фирму Prista Oil. «Из импортного премиального сегмента мы, наверное, по факту остались одни», — отметил он. При этом цены на продукцию выросли «серьезно», подчеркнул Герасимов. 

«Ситуация для нас пока никак не изменилась. Мы поддерживаем контакт с крупными застройщиками — минстрой, АК БАРС Инжиниринг», — отметил директор проектно-конструкторской фирмы «Каркас» Ильяс Мустафин «Ситуация для нас пока никак не изменилась. Мы поддерживаем контакт с крупными застройщиками — минстрой, «Ак Барс Инжиниринг», — отметил директор проектно-конструкторской фирмы «Каркас» Ильяс Мустафин

Спрос на постройку индивидуальных домов упал в 3 раза 

«Цены повысились практически на все стройматериалы. Такого, чтобы они спустились или вернулись к прежним значениям, нет. В металле только наблюдается, а во всех остальных отраслях — пеноблок, газоблок, кирпичи — цены все растут и растут», — рассказал руководитель отдела продаж ООО «ХТМ» Айзат Нафиков. Его компания занимается строительством домов и коммерческой недвижимости. Рост цен на стройматериалы привел к подорожанию недвижимости. Например, до Нового года 1 кв. м дома в черновой отделке стоил 35–38 тыс. рублей, а сейчас — 45–48 тысяч. В итоге спрос на постройку частных домов упал по сравнению с периодом до 24 февраля в 3 раза, оценивает Нафиков. 

«Для людей неподъемен первоначальный взнос по ипотеке или рассрочке, из-за подобного они не могут позволить себе дом. До 24 февраля это еще можно было попробовать сделать, то сейчас уже не все имеют возможность», — посетовал он.  

«Ситуация для нас пока никак не изменилась. Мы поддерживаем контакт с крупными застройщиками — минстрой, „Ак Барс Инжиниринг“, — отметил директор проектно-конструкторской фирмы „Каркас“ Ильяс Мустафин. — У них заказы идут, мы проектируем, и небольшие заказы от частных застройщиков, как у нас в республике, так и в регионах».

Пока цены в организации не поднимали, но не исключают такого шага в будущем. «Люди должны получать зарплату в связи с увеличением стоимости», — отметил Мустафин. — Все готовы трудиться, потому что, если работы не станет, придется закрывать предприятие, а это большие убытки, потеря кадров. Мы будем стараться находить работу, для того чтобы сохранить коллектив».

Один из основных рынков тульской компании «Техностиль» теперь в Татарстане Один из основных рынков тульской компании «Техностиль» теперь в Татарстане

Помимо металла у поставщиков подорожали вата, клеи и краски, рассказала корреспонденту «БИЗНЕС Online» коммерческий директор по Поволжью производителя сэндвич-панелей «Техностиль» (Тула) Анна Беркутова. «Имеются импортные составляющие, на них есть привязка к евродоллару, они больше всего поднялись в цене, например панели с полиизоциануратом», — объяснила она. Их производят в Германии и Китае, и теперь компания повысила долю закупок у поставщиков из КНР. А вот о поставках товара в Европу пришлось забыть. «Работали с Беларусью и Латвией. Беларусь осталась, а рынок Европы закрыт для нас. Мы переориентировались на российский рынок», — рассказала Беркутова. 

Один из основных рынков тульской компании теперь в Татарстане. «Здесь продолжается строительство. Есть, конечно, объекты с привлечением инвестиций иных государств, которые были приостановлены, но никто не говорит о полном отказе от строительства и развития этих производств. Надеемся, что все стабилизируется и рынок продолжит развиваться», — отметила она. 

Чистопольский производитель кирпича, брусчатки и сухих строительных смесей «Колизей» повысил цены на свою продукцию на 10–15%. Кое-что пришлось импортозаместить. «У нас использовался пигмент чешский (для покраски кирпича — прим. ред.). Нашли аналог и перешли на него. В Казани есть поставщики. Стоимость продукта повысилась на 10–15 процентов», — рассказал представитель компании. 

Цены на продукцию для лифтов увеличились в среднем на 30%, сообщил гендиректор «Лифты Казани» Сергей Шаронов. «В лифтовом бизнесе многие пострадали из-за того, что представляли здесь, в России, лифты Otis, Kone импортные, которые ушли из РФ, и теперь им нечего предложить. Зато российские производители сейчас на коне. Будут поставлять отечественные лифты вместо импортных, технически они могут это сделать», — отметил он. 

Падения продаж в компании не заметили, напротив, люди стараются закупиться по старым ценам, пока они не поднялись еще выше. «Что будет дальше, еще неизвестно, скорее всего, в ближайшее время продажи немного упадут, потому что покупательная способность уменьшилась», — предполагает Шаронов.