Популяризации сплавов на катамаранах в России также способствовало отсутствие дорог и машин, которые позволили бы забрасывать туристов в отдаленные места Популяризации сплавов на катамаранах в России также способствовало отсутствие дорог и машин, которые позволили бы забрасывать туристов в отдаленные места Фото: «БИЗНЕС Online»

Турпоход как советско-российский ответ на туристические санкции

Пока любители all inclusive в преддверии майских праздников бронируют отели на немногочисленных оставшихся доступными для россиян зарубежных курортах, тысячи татарстанцев готовятся заполонить своими надувными плотами и лодками марийские реки. В 2019 году из Казани в Турцию на длинные весенние выходные вылетали 5–8 тыс. туристов. Но с началом пандемии, а затем и жестких антироссийских санкций потоки отечественных туристов развернулись в родные пенаты. В Марий Эл через две недели отправятся порядка 4 тыс. сплавщиков из Татарстана. Сезон летних походов откроется 1 мая фестивалем сплава на реке Юшут. 

История первомайского сплава уходит корнями в советское прошлое — 1960–1970-е годы. Основой движения послужили многочисленные турклубы, действовавшие в СССР при школах, домах культуры, вузах и крупных предприятиях. Сплавляться по «диким» рекам, кормить комаров и исполнять у костра бардовские песни стало массовым увлечением в советские годы. Явление в ограниченном виде сохранялось и в новой России, но сейчас имеет неплохие шансы возродиться.

С 1990-х водные туристы из Татарстана, Марий Эл и Чувашии концентрируются на марийских реках Юшут и Илеть. В конце нулевых здесь зародился фестиваль бардовской песни «Мельница» возле деревни Памаштур. Организаторы, казанский байкерский клуб Trespassers, выбрали для него место, доступное и с воды, и для автомобилистов. Фестиваль привлекал даже тех, кто не участвовал в сплаве. В 2019 году власти запретили его на этом месте и предложили другое: более отдаленное и гораздо менее удобное. Когда стало понятно, что туда никто не поедет, фестиваль перестали проводить. «Золотыми для нас были 2009–2016 годы», — вспоминает основатель клуба «Рафт» Виталий Павлов, который занимается сплавами уже 33 года.

Главное сплавное средство для водных туристов — катамаран. Его основное преимущество перед другими плавсредствами — в компактности. Катамаран состоит из двух надувных корпусов (пилонов или поплавков) и палубной части (рамы, каркаса), которая их соединяет. Вместимость у разных моделей — от 2 до 20 человек, самые популярные рассчитаны на 6 и 8 человек. Двух- и четырехместные катамараны чаще всего бывают спортивными, их особая конструкция предназначена для прохождения порогов повышенной сложности. У самого популярного, 8-местного катамарана, вес двух пилонов (20–24 кг) и рамы (14–16 кг), уложенных в сумки, составляет максимум 40 кг, так что два человека могут донести их до реки. На Урале есть туристические маршруты для любителей сложной заброски к реке, когда туристы-водники несут катамараны до воды несколько километров. 

Предками катамарана были байдарка и плот. В первых катамаранах прослеживалась конструкция плота: они были крупного диаметра, тупоносые, из брезента или технического капрона — доступных, но не самых водостойких и надежных материалов. Внутри находилась дешевая полиэтиленовая труба в два слоя. В эпоху нехватки снаряжения туристы забивали самодельные пилоны пластиковыми бутылками и канистрами с завинченными крышками. Постепенно в обиход вошли ПВХ-материалы — гладкие, скользкие, эластичные, водостойкие. Для изготовления внутренних баллонов стали использовать термопластичный полиуретан. 

Изначально рамы катамаранов были из деревянных жердей, но в популярных для сплавов местах пригодные для этого молодые тонкоствольные деревья быстро закончились, поэтому туристы перешли на дюралевые трубы. Они не требуют заготовки, обработки и примерки, не страдают конусовидностью, как жерди. Сейчас рамы из дерева используют только в отдаленных районах тайги, где каждый килограмм багажа имеет значение. Сборка современного катамарана занимает 1,5–2 часа, но если он оптимизирован под скоростную сборку, а все подготовительные работы проведены в городе — 15–20 минут.

Популяризации сплавов на катамаранах в России также способствовало отсутствие дорог и машин, которые позволили бы туристам забрасываться в отдаленные места. Катамараны привлекают и своей грузоподъемностью — в среднем от 300 до 500 килограммов. Это позволяет взять с собой все атрибуты комфортного отдыха: складные кресла, столы, надувные матрасы и даже походные бани.

Караваны сплавщиков на водных дорогах Марий Эл 

«Сплавы на катамаранах — это чисто российская, советская фишка. Ни в Европе, ни в мире их так широко не используют. В стартовый день это похоже на первомайскую демонстрацию, такая там атмосфера карнавала и братства», — рассказывает специалист судоверфи «Корвет», крупнейшего производителя катамаранов для сплава в РТ, Антон Шишов. Самый популярный маршрут сплавщиков — от поселка Мочалище до пгт Красногорский по рекам Юшут и Илеть в Марий Эл. На майских каникулах он притягивает 95% всех водных туристов из Татарстана и соседних регионов, говорит Шишов. Этому способствует удачное стечение нескольких обстоятельств.

Первое — транспортная доступность. Дорога из Казани до места спуска катамаранов на воду занимает всего два часа. Второе — местоположение. Мочалище и Красногорский находятся вблизи автомобильных мостов, под которыми удобно спускаться на воду и подниматься на берег. Третье — длина маршрута. Водное расстояние между поселками — 55 км, его прохождение обычно занимает три дня и две ночи, что идеально для длинных майских выходных. Другие марийские реки, Большая и Малая Кокшага, Кундыш, слегка проигрывают Юшуту в этих характеристиках. 

В начале мая Юшут превращается в полноводную, быструю реку, сплавляться по ней легко и увлекательно. К концу месяца уровень воды спадает, и сезон здесь заканчивается. Зато по соседней Илети экстремалы сплавляются круглый год — река из-за подземных ключей не замерзает в своем среднем течении даже зимой. Летом туристический поток из Татарстана перераспределяется на другие маршруты — в Пермский край, Челябинскую область, Башкортостан, — но из-за удаленности (от 12 часов на автобусе) и длительности (в среднем пять дней) такого ажиотажа, как первомайский сплав, они уже не вызывают.

Популярность Юшута объясняется и его безопасностью. Это река нулевой или первой категории, с относительно спокойным течением — не более 5–6 км/ч весной. Для сравнения: не самая быстрая карельская речка Нюхча несет свои воды по порогам со скоростью 16 км/ч. По Юшуту же можно сплавляться даже с детьми и собаками. Находятся и женщины, которые рискуют сесть на катамаран, будучи в положении. «Сплавляются обычные люди, а не какой-то набор отмороженных экстремалов», — описывает типичных сплавщиков Шишов. Любители пощекотать себе нервы на порогах третьей, четвертой и даже пятой категории сложности не нуждаются в услугах турагентств. «Трансфер в труднодоступные места съедает бо́льшую часть их бюджета, а все снаряжение у них свое», — говорит специалист.

Массовым первомайский сплав стал благодаря возможности открыть туристический сезон с относительно небольшими тратами (о них мы поговорим чуть позже) и максимальным удовольствием. «Когда возвращаешься домой, ощущение, что на сплаве прошла целая жизнь, — делится Шишов. — По наполненности эмоциями и событиям это как будто целый год».

По данным генерального директора FestTur Динара Хакимова, спрос на первомайский сплав из года в год только растет, особенно на фоне закрытия других направлений для отдыха то из-за коронавируса, то из-за геополитической ситуации. «Большой всплеск был в 2020 году после отмены самоизоляции, когда границы оказались закрыты. В этом году тоже наблюдаем прирост», — заметил Хакимов. 

К середине апреля свободных мест и катамаранов почти не остается — припозднившиеся клиенты могут рассчитывать только на то, что кто-то передумает и откажется от участия в сплаве К середине апреля свободных мест и катамаранов почти не остается — припозднившиеся клиенты могут рассчитывать только на то, что кто-то передумает и откажется от участия в сплаве Фото: © Ukrinform / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Уловки маркетологов и неудовлетворенный спрос в Чебоксарах и Йошкар-Оле

Общий парк катамаранов в одной только Казани насчитывает не менее трех сотен, плюс часть надувных плотов есть на руках у любителей самостоятельного отдыха. На рынке всего две крупные компании, которые сами занимаются производством и сдачей в аренду катамаранов: судоверфь «Корвет» и клуб «Рафт». Первая владеет сотней катамаранов и занимает бо́льшую часть рынка, с ней сотрудничают казанские турклубы-флагманы «Медведь» и FestTur. «Рафт» больше ориентирован на организацию корпоративных сплавов, сдает плавсредства в аренду «своим» и располагает 25 катамаранами. Есть еще 5–7 более-менее значимых игроков и около дюжины мелких. 

Бронирование путевок и катамаранов на первомайский сплав начинается сильно загодя. Отдельные заказы регистрируются еще в декабре – январе, в феврале – марте стартуют рекламные кампании турагентств, которые стимулируют желающих отдохнуть к раннему бронированию, устанавливая цену на 10–15% ниже, чем в даты ближе к маю. К середине апреля свободных мест и катамаранов почти не остается — припозднившиеся клиенты могут рассчитывать только на то, что кто-то передумает и откажется от участия в сплаве.

В самой Марий Эл организаторы сплавов не смогли выстроить аналогичный рынок. «Спрос очень высокий. Мы могли бы делать такие же туры из Чебоксар и Йошкар-Олы, там нет такого предложения, как в Казани. Но на текущий момент не хватает рук», — сокрушается Хакимов.

В Мочалище на майские сплавы туристы добираются группами на автобусах или на легковых авто. В пиковые моменты на старте могут находиться до 2 тыс. человек. Это похоже на сбор огромного цыганского табора: разные по возрасту и уровню подготовки сплавщики знакомятся, едят, собирают на берегу катамараны — и все это под аккомпанемент музыки всех мастей, рвущейся из десятков колонок. Заядлые участники спонтанного фестиваля (у него нет и не было официальных организаторов) наряжаются в тематические костюмы, прикрепляют на свои плавсредства всевозможные флаги от триколора до «веселого Роджера» и развлекают окружающих игрой на музыкальных инструментах, преимущественно гитарах.

После старта этого дикого «сабантуя» в первый день сплавщики уже не останавливаются на обед и пристают к берегу только вечером. У каждой группы начинается культурная программа в меру способностей и возможностей. Самое популярное развлечение — песни у костра под гитару. Второй день также протекает преимущественно на воде, с прохождением несложных порогов, иногда с перерывом на обед. На третий день туристы оказываются на уже более спокойной Илети и готовятся к возвращению в город.

Туркомпании берут на себя все организационные задачи — обеспечивают трансфером, снаряжением, катамаранами, питанием и ночевкой на берегу водоема Туркомпании берут на себя все организационные задачи — обеспечивают трансфером, снаряжением, катамаранами, питанием и ночевкой на берегу водоема Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

Сколько стоит бизнес на воде?

В Татарстане довольно большой выбор компаний, которые занимаются организацией активного отдыха, в том числе сплавами. У туристов пользуются популярностью коммерческие турклубы «Медведь», FestTur, TeamSoft, «След туриста», «Рафт», Xfreedom, «Шепард». В зависимости от предпочтений и толщины кошелька есть возможность выбрать направление. Двух- и трехдневные туры по упомянутым выше марийским рекам стоят от 5,2 тыс. до 8,5 тыс. рублей. Несмотря на большой разброс цен, программа у всех почти одинаковая. Туркомпании берут на себя все организационные задачи — обеспечивают трансфером, снаряжением, катамаранами, питанием и ночевкой на берегу водоема. Некоторые выдают и «бонусы» — походную баню, песни под гитару и приготовление глинтвейна. В стоимость не входит прокат палатки, спальника, рюкзака и туристического коврика, за которые придется доплатить 50–400 рублей в сутки. По словам основателя клуба «След туриста» Вячеслава Бессонова, в группу набирают 15 человек, разбивают их на три катамарана, к каждому из которых приставляют по инструктору. В остальных компаниях группы чаще формируют по 30–40 человек, а в ивент-агентстве «Шепард» и все 50.

«Сам в первый раз сплавился в 2011 году и теперь не понимаю, как люди могут без этого жить. У нас уже своя метавселенная, медведи нас знают. За период организации отдыха 17 пар образовались, 8 детей родились. Одно дело, когда с женой на Мальдивы и Шри-Ланку гоняете, тусите в пятизвездочных отелях, потом какая-то сложная ситуация — и семья разваливается. А тут с женой выгребаете с какого-то порога, три дня под дождем, потом все это терять?» — задается вопросом главный инструктор турклуба «Медведь» Илья Владимиров.

Сплав по рукам Пермского края и Башкортостана стоит в 2 раза дороже, чем в Марий Эл, из-за сложности логистики — только в дороге придется провести минимум 11 часов. Поэтому «Шепард» старается не брать уральские направления. «Только под заказ. На практике никто не хочет — долго ехать, нет времени у корпоративных клиентов», — рассказывает руководитель компании Юлия Ефремова. Но заядлых туристов это не останавливает — ландшафт на Урале намного интереснее, чем в Марий Эл. Можно заглянуть в пещеры, полюбоваться панорамным видом со скал, сфотографироваться на фоне водопадов и на реке Усьве посетить места съемок фильма «Географ глобус пропил». Чем дальше от Казани старт и сложнее маршрут, тем дороже обходится тур. Зилим обойдется в 9,8–16,5 тыс. рублей, Юрюзань — 10990–13490 рублей, Большой Инзер — 9,7–17 тыс. рублей, Белая — 12490–13490 рублей, Ай — 8,9–13 тыс. рублей, Усьва — 10–11 тыс. рублей.

Если стоимость туров по Уралу усреднить до 10 тыс. рублей и умножить на 15 туристов, на выходе получается 150 тыс. рублей с одной группы. Из этой суммы 64–68 тыс. рублей идет на аренду автобуса, 15–20 тыс. — на продукты, 18 тыс. рублей — зарплата трех инструкторов за три дня работы. Чистыми остаются около 45 тыс. рублей, которые организаторы по мере необходимости расходуют на покупку спасательных жилетов (2 тыс. рублей за единицу), весел (6 весел стоит 10 тыс. рублей), на другой инвентарь, а если что-то случится с катамараном, то придется выложить 60–70 тыс. рублей, расписал «сплавную» экономику Бессонов. «Это у нас как хобби, прибыли практически нет, только на поддержание материальной базы. Если везти человек 40, то прибыль будет нормальной. Но заморачиваться не охота», — говорит он. «Очень трудоемко организовать туры. Очень много оборудования надо, оно дорогое», — поддерживает его Ефремова. По ее словам, хоть внутренний туризм и пользуется спросом, но расширения рынка сплавов не произошло. Павлов из клуба «Рафт» оценивает годовой оборот всего рынка водного туризма для Татарстана в 15 млн рублей. Хакимов напоминает, что немало туристов сплавляется самостоятельно, значит, объем рынка может достигать 20 млн рублей, что, конечно, не идет ни в какое сравнение с пляжным отдыхом в России и тем более за рубежом. 

По оценке гендиректора FestTur Хакимова, майские праздники, когда из Татарстана на сплавы отправляются 3–4 тыс. человек, приносят предпринимателям 40% дохода за сезон. На фоне других услуг компании туристам данный показатель снижается до 10–15%. «В этом году динамика положительная, спрос вырос на 15 процентов. Места на некоторые сплавы уже раскуплены. В марте мы стимулировали клиентов вносить предоплату за свое участие по низким ценам. На фоне нестабильной экономической обстановки люди понимали, что позже цена может вырасти. Обычно бронирование начиналось за 3–4 недели, а в этом году стартовало в феврале – марте», — отмечает специалист.

По словам Владимирова, в среднем за сезон через «Медведь» проходят 1 тыс. человек, из них порядка 30% путешествуют в майские праздники. Наибольшую статью расходов составляет трансфер, на услуги которого цена поднялась на 25%. Сама компания с учетом инфляции подняла ценник на 15% к прайсу прошлого года и еще 10% — в связи с наступившим кризисом. Аренда автобуса из Казани до Башкортостана может обойтись в 90 тыс. рублей, в Марий Эл — в пределах 20 тыс. рублей. Рост цен подтверждает и менеджер клуба экстремального и активного отдыха Xfreedom Ольга Панягина. Но, по ее словам, активность бронирования туров на май к рекам Ай и Серьга (Свердловская область) не снижается.

«Средняя маржинальность — 10–30 процентов. Мы ограничены трансфером. Допустим, автобус рассчитан на 20 человек, и, если едут 18 человек, мы зарабатываем 30 процентов от суммы. Бывает такое, что туристы начинают заболевать, кошка у кого-то рожает, и сливаются. Тогда зарабатываем 10 процентов. Первые 12 человек, как правило, окупают тур, остальные формируют прибыль, и, если два человека отвалились, значит, „выбрасываем“ 24 тысячи», — рассказывает Владимиров. Собеседник издания заметил спад по продажам по сравнению с прошлым годом. «Пик заказов, скорее всего, сместится на июнь. Люди не полетят в зарубежные страны и будут пробовать внутренний туризм», — рассчитывает он. 

Экологическим туризмом периодически занимаются в тувинской тайге Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу. Приблизительно до 2010 года едва ли не ежегодно появлялись сообщения о сплаве по сибирским рекам с участием президента России Экологическим туризмом периодически занимаются в тувинской тайге Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу. Приблизительно до 2010 года едва ли не ежегодно появлялись сообщения о сплаве по сибирским рекам с участием президента России Фото: © Алексей Никольский, РИА «Новости»

Сплавы категории VIP: когда кило колбасы дороже стейка

Сплав по рекам довольно популярен среди российской элиты. В том числе политической. В федеральном руководстве самым известным сплавщиком считается министр иностранных дел Сергей Лавров. Экологическим туризмом периодически занимаются в тувинской тайге Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу. Приблизительно до 2010 года едва ли не ежегодно появлялись сообщения о сплаве по сибирским рекам с участием президента России.

В Татарстане самые большие чеки специализированным туркомпаниям приносят корпоративные сплавы. Чаще это крупные бизнесмены, но в числе сплавщиков бывают и политики с высшими чинами правоохранительных органов. Среди клиентов FestTur были «Татнефть», «Макдоналдс», IT-компании, есть даже опыт сотрудничества с людьми из окружения президента РТ Рустама Минниханова. В основном это однодневные мероприятия, на пять гостей закрепляют трех инструкторов, а шеф-повара известных ресторанов готовят изысканные блюда. Такой вариант выходит в разы дороже стандартного сплава. 

У избалованных клиентов могут быть свои причуды. С турклубом «Медведь» однажды отдыхал владелец сети ресторанов, который возмутился купленной организаторами дешевой колбасой. Но на второй день похода он уплетал ее как миленький. Происшедшую метаморфозу он объяснил так: «Мы приходим в ресторан, заказываем стейк рибай за 5 тысяч, едим его, „втыкаясь в телефон“, и никакого удовольствия не получаем. А тут совершили восхождение, идем в темноте, и нам это колбаса за 200 рублей дороже любого стейка».

Владимиров рассказал, что регулярно сплавляются сотрудники исполкома Казани и аппарата президента РТ. «Рассказывают, что Ильсур Раисович (Ильсур Метшин, мэр Казаниприм. ред.) тоже по Илети сплавляется, — говорит организатор сплавов. — Насколько мне известно, наши „верха“ также сплавлялись по Илети». 

Масштаб турпохода ограничивается только деньгами. За дополнительную плату туркомпании готовы не только меню «усилить» и съемки с квадрокоптера организовать, но и генератор для кофемашины подвезти, и дискотеку устроить. Другие VIP-персоны хотят отдых попроще. «Экстремальный комфорт нужен не всем. Наоборот, хотят попробовать переночевать в спальнике, в палатке», — рассказывает Руслан Гарипов, замгендиректора компании TeamSoft, среди клиентов которой Ак Барс Банк, «Макдоналдс», X5 Retail Group и др.

Если совсем не думать о расходах, то можно и в Турцию уехать, где пять дней нужно ходить по горам и три дня сплавляться по морю с инструкторами «Медведя». В прошлом году такое удовольствие стоило в районе 50 тыс. рублей с человека без учета перелета. В этом сезоне из-за геополитической обстановки продажи временно поставлены на стоп. С нынешним курсом доллара цены точно не будут прежними. Есть вариант поэкономнее — сплав на каяках в Крыму, за который придется выложить порядка 27 тыс. рублей, тоже без учета трансфера. По словам представителя Xfreedom, у них есть тур в Карелию, который выбирают подготовленные туристы. Вопрос транспорта они решают сами, а компания встречает их на месте и обеспечивает снаряжением и продуктами.

«Дикий» отдых может спланировать любой человек с зачатками организаторских способностей. Обязанности по подготовке, как правило, делятся между членами команды «Дикий» отдых может спланировать любой человек с зачатками организаторских способностей. Обязанности по подготовке, как правило, делятся между членами команды Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

Как организовать «дикий» сплав без инструкторов

Некоммерческий сплав — альтернатива организованным турам, в цену которых зашиты расходы на маркетинг, аренду помещений и бухгалтерию. «Дикий» отдых может спланировать любой человек с зачатками организаторских способностей. Обязанности по подготовке, как правило, делятся между членами команды. Зачастую такие группы собираются в турклубах при вузах (КФУ, КАИ, КНИТУ, Академия спорта и туризма) — у них есть свое снаряжение. Туристов без опыта там научат премудростям водного туризма. При выборе участников предпочтение отдается студентам и сотрудникам вузов, однако на усмотрение председателя турклуба могут быть допущены и люди извне. 

Организация самостоятельного сплава предполагает решение нескольких вопросов. Лидер группы должен: 

  • собрать команду и убедиться, что все компаньоны укомплектованы снаряжением и подходящей одеждой для холодных ночей в палатке;
  • купить или арендовать катамаран;
  • найти снаряжение общего пользования — топор, пилу, котлы для приготовления пищи, веревку для причаливания катамарана и стропы для привязывания рюкзаков на катамаран;
  • арендовать или купить пластиковые бочки для хранения продуктов; в бочках еда не размокнет во время дождя или при переворачивании катамарана на порогах;
  • обеспечить команду спасательными жилетами; если река категорийная или в группе есть неопытные сплавщики, стоит выдать им шлемы и гидрокостюмы;  
  • спланировать маршрут сплава; 
  • составить список затрат и согласовать его с участниками;
  • за 10 дней до начала сплава проинформировать о своих планах службы МЧС России;
  • забронировать трансфер; заброска туда-обратно на автобусе решает проблему, с которой могут столкнуться автомобилисты, — доставка от места завершения сплава до автостоянки; 
  • купить продукты. 

Зампредседателя турклуба КФУ Миляуша Салахова, курирующая водный туризм, советует закладывать не менее 1 тыс. рублей на питание одного человека на три дня и 1–1,5 тыс. рублей на трансфер с каждого человека. Самостоятельным туристам Салахова также рекомендует позаботиться о безопасности, так как трагические случаи на первомайском сплаве происходят каждый год, зачастую из-за злоупотребления алкоголем. Если вы отправляетесь на Юшут и Илеть в начале мая, уведомлять об этом МЧС нет нужды — спасатели уже готовы к наплыву туристов в это время года, говорит наша собеседница. Но при выборе непопулярного направления надо обязательно передать в местное управление МЧС сведения о группе, маршруте и сроках похода.

В обычные дни самый популярный 8-местный катамаран стоит 1400 рублей в сутки, минимальный срок аренды — 3 дня, итого 4200 рублей В обычные дни самый популярный 8-местный катамаран стоит 1,4 тыс. рублей в сутки, минимальный срок аренды — три дня, итого 4,2 тыс. рублей Фото: © Ukrinform / Keystone Press Agency / www.globallookpress.com

Как работает рынок аренды катамаранов: прокат «восьмерки» за 1,4 тыс. в феврале и за 3,5 тыс. — в апреле 

Турагентства, организующие сплавы по принципу all inclusive, располагают небольшим парком катамаранов и в период высокого спроса обращаются к оптовому прокату. Оценить этот рынок никто не берется, на нем очень много одиночных предложений. Шишов из «Корвета» заметил, что прокат на первомайский сплав приносит компании почти половину годового оборота. 

В обычные дни самый популярный 8-местный катамаран стоит 1,4 тыс. рублей в сутки, минимальный срок аренды — три дня, итого 4,2 тыс. рублей. На Первомай условия меняются: аренда составляет уже минимум пять дней, и та же «восьмерка» обойдется в 18 тыс. рублей. «В прошлом году мы отвезли на Юшут 86 катамаранов», — поделился Шишов. На месте компания сама надувает и собирает суда, туристам остается только прийти и забрать заказ. Услуга сборки часто входит в ценник и других игроков рынка, или ее можно оплатить дополнительно. 

В спокойный сезон турклубы сами готовы сдавать оборудование туристам в прокат. В летние месяцы среднесуточная цена аренды 6-местного судна — 1,5 тыс. рублей в будни и 2 тыс. рублей в праздники. В «высокий сезон» конца апреля – начала мая аренда взлетает до 3,5 тыс. в сутки и выше.  

Примерно половину предложения на рынке составляют 8-местные катамараны, которые приносят прокатным компаниям бо́льшую часть дохода. «Если смотреть на вложения, себестоимость процедуры проката и стоимость аренды — маржинальность у разных моделей для нас примерно одинаковая, — комментирует Шишов. — Для турфирм выгоднее арендовать 8-местные». В отличие от путевок, цены на прокат в этом году не повысились, отмечают эксперты, так как в аренду сдаются суда, созданные еще до санкций и скачков курса валют. 

Головоломка для самостоятельных сплавщиков на любой реке — возврат к автомобилям. После того как весь багаж и катамаран выгружены на берегу, Шишов не советует прятать машину в лесу или бросать ее без присмотра. Для этого лучше подходит парковка у ближайшей заправки — к месту старта можно вернуться на такси. Тем же путем придется воспользоваться после финиша: можно оставить друзей разбирать катамаран, а одному-двум водителям вернуться к машине на такси (расстояние между Мочалищем и Красногорским по дороге — всего 31 км).