Алсу Саттарова: «Каждый родитель заинтересован, чтобы ребенок развил максимум своих способностей. Но достигнуть максимума можно в одном случае: если ребенку будут помогать взрослые, причем помогать индивидуально»

«Нельзя сравнивать детей и подчинять их единым критериям оценок»

— Алсу Адгамовна, расскажите об истории создания ULTRASCHOOL — как пришла идея заняться частным образованием?

— Идея школы была у меня уже давно, но не находила воплощения — все свободное время занимала работа с сетью наших детских клубов UltraMama. Тем более в Казани есть весьма достойные частные школы, по праву держащие лидерство. 2020-й застал нас с мужем врасплох — средний сын на год раньше срока заявил, что желает в школу и в детский сад больше не пойдет. Поэтому я решила открыть небольшой класс с родителями, которые разделяют идею обучения своего ребенка в частном образовании, но не имеют педагогического опыта и ресурсов, так как работают в других сферах. А в дальнейшем этот небольшой класс перерос в целую школу. Альтернативное образование очень интересовало родителей, поэтому детей мы набрали без особого труда и вложений в рекламу — в этом году открыли уже второй филиал ULTRASCHOOL на Меридианной.

— В чем вы видите причину роста количества частных школ?

— Каждый родитель заинтересован в том, чтобы ребенок развил максимум своих способностей. Но достигнуть максимума можно в одном случае: если ребенку будут помогать взрослые, причем индивидуально. В массовой школе для этого просто нет ресурсов — слишком много учеников в классе, учителям элементарно не хватает сил.

Во-вторых, очень важно не отбить у ребенка желание учиться. Именно в первом классе берут начало двоечники и отличники — впоследствии исправить и снять с ребенка навязанные в начальной школе ярлыки будет сложно. В нашей школе нет оценок, кроме пятерок. Если ты не сделал на отлично, попробуй еще. Ведь оценка — это всего лишь цифра. Нельзя сравнивать детей и подчинять их единым критериям. Ребенок должен стремиться стать в процессе учебы лучше, чем он был вчера. Оценки для этого не нужны.

Повышенный спрос, в свою очередь, вызван тем, что возросла доля родителей, которых что-то не устраивает в общепринятой системе образования. Это могут быть родители детей, которые росли в свободной атмосфере, либо чересчур эмоциональных ребят с неразвитым волевым аспектом, либо родители, для которых важно качество донесения информации, индивидуальный подход.

— Как строится обучение в классах вашей школы? Что есть от традиционного образования и что для тех, кто учился в обычной школе, будет в новинку?

— Альтернативная начальная школа ULTRASCHOOL — это семейная школа, в которой учатся дети с первого по четвертый класс. Еще есть «нулевка» — класс для детей 6–7 лет, которым в школу рано, а в садике уже скучно.

В начальной школе мы стараемся совместить классическую программу и тьюторский подход. Это значит, что в каждом классе вместе с педагогом всегда работает еще и тьютор, помогающий, например, определить сильные и слабые стороны учеников и составить индивидуальный план развития.

В классах у нас в среднем по 12 детей. В обычной начальной школe детям дается четыpe урокa, у нac — 6. В расписание у нас включены предметы, тренирующие системное мышление — шахматы, логика, и творческое мышление — музыка, изобразительное и прикладное искусство.

У нас очень развита система факультативов: мы учим работать в столярной мастерской, проводить эксперименты в научных лабораториях, шить и ставить спектакли. Также при нашей школе работает секция дзендо — это вид восточного единоборства, помогающего детям развить выносливость, силу духа и умение работать в команде. В этом году заключили соглашение со школой «Алгоритмика» — ее специалисты занимаются программированием и математикой с учащимися кампуса на Меридианной.

«Школа — это история о среде, об общении, о сверстниках, об авторитетах, которые, наряду с родителями, должны быть в жизни у каждого из нас. Это нормально, если мы выбираем для своих детей лучшее»

«У родителей бывают искаженные представления о частной школе»

— Как устроена внеклассная жизнь у учеников ULTRASCHOOL?

— ULTRASCHOOL — школа полного дня, с пятиразовым питанием и множеством активностей, так что вечерами родители иногда с трудом уводят захваченного интересными делами ребенка из школы. Домашние задания наши ученики делают в школе, под руководством тьютора. Мы часто ездим на тематические экскурсии, стараемся, чтобы детям было не только познавательно, но и интересно. Каждый день гуляем, причем для прогулок выбираем не только детскую площадку, но и скверы, и парки. В шаговой доступности от кампуса «Нокса» расположен настоящий лес, а кампус «Меридианная» — в самом сердце Казани, рядом со множеством парков, набережной и объектами культурно-исторического наследия нашего прекрасного города. Летом при школе работает лагерь с тематическими сменами — спортивными, научными, IT, театральными, — которые мы приглашаем посетить ребят из других образовательных учреждений Казани. Стоимость путевки — 15 тысяч рублей за две недели пребывания

— Почему у вас в школе только начальные классы?

— Я считаю, что школа должна расти вместе с учениками. Наша открылась в 2020 году, мы набрали с нулевого по третий класс. С «нулевочками» и первым классом все прошло просто замечательно — быстрая адаптация и курс на получение знаний. Пришли дети, открытые ко всему новому, с интересом поглощающие информацию, готовые к общению и коммуникабельности. Со вторым и третьим классами возникли определенные сложности — к нам пришли ребята из других учебных заведений, которые уже имели некоторые школьные «травмы». Но в этом году мы уже планируем открыть пятый класс. Что касается продолжения образования, то мы активно сотрудничаем с коллегами из других школ и лицеев и, несомненно, поможем нашим выпускникам с выбором и поступлением.

— С какими еще трудностями вы столкнулись в работе ULTRASCHOOL?

— Одной из главных трудностей для любого частного педагогического учреждения, на мой взгляд, является определенный консерватизм родительского сообщества. У родителей бывают искаженные ожидания и представления о том, как должна работать частная школа. К примеру, многие считают, что оплачивая обучение, они полностью снимают с себя ответственность за образование ребенка. Мы сталкивались и с непониманием того, что ребенку требуется поддержка родителей, и с другой крайностью — гиперопекой. На встречах с такими родителями мы говорим о том, что гиперопекаемому ребенку стоит предоставить больше свободы, а ребенку, родители которого очень заняты на работе, необходимы объятия, иначе он становится тревожным. Одна из самых важных и тяжелых задач в нашей работе — работа с родителями.

— Какое значение имеет школа в жизни ребенка?

— Для детей школа — важный период жизни. И это далеко не только информация, которую они получают, навыки и знания, которые осваивают. Я думаю, практически любому современному родителю хватило бы образования дать ребенку знания в рамках начальной и даже средней школы. Школа — это история о среде, об общении, о сверстниках, об авторитетах, которые, наряду с родителями, должны быть в жизни у каждого из нас. Это нормально, если мы выбираем для своих детей лучшее.