По словам Когогина, выручка компании по итогам 2021 года превысит 250 млрд рублей, что как минимум на 34,5% превысит оборот 2020-го, когда продажи принесли 185,9 миллиарда По словам Когогина, выручка компании по итогам 2021 года будет больше 250 млрд рублей, что как минимум на 34,5% превысит оборот 2020-го, когда продажи принесли 185,9 миллиарда Фото: «БИЗНЕС Online»

КАМАЗ бьет рекорды

По данным «Автостата», в минувшем году рынок новых грузовых автомобилей в России после долгого застоя показал 33-процентный рост регистраций — с 75 тыс. до 100 тыс. авто.

Первое место традиционно удерживает КАМАЗ, на долю которого в 2021 году пришлось 37% рынка. За прошедший год было продано 36,6 тыс. новых автомобилей марки «КАМАЗ», что на 32% больше, чем в 2020-м. При этом на родине автомобиля на учет поставлено почти 3,9 тыс. грузовиков, или 11% от суммарных российских показателей по данной марке.

КАМАЗ за 2021 год отчитался о 18-процентном росте производства машкомплектов. Если в 2020 году было выпущено 37 345 единиц техники, то в 2021-м — 44 136 машкомплектов. Генеральный директор предприятия Сергей Когогин отметил, что нарушение поставок компонентов для автомобилей коснулось всех производителей, в том числе и КАМАЗа, но благодаря слаженным действиям всех подразделений компании удалось избежать остановок производства и выйти на один из лучших производственных результатов за последние 10 лет.

По итогам 9 месяцев 2021 года КАМАЗ увеличил чистую прибыль по РСБУ в 1,5 раза до 3,3 млрд рублей, а выручка компании выросла за 9 месяцев на 32% до 169 млрд рублей. Локдауны, а также экономические проблемы переориентировали спрос с дорогостоящей зарубежной техники на более доступную отечественную. С учетом возросшей нагрузки КАМАЗ планирует обеспечить стабильную сборку в 210 грузовиков в сутки.

По словам Когогина, выручка компании по итогам 2021 года будет больше 250 млрд рублей, что как минимум на 34,5% превысит оборот 2020-го, когда продажи принесли 185,9 миллиарда.

Какие модели сделали кассу «КАМАЗу»? Самым популярным стало семейство грузовиков серии «6511». За год количество регистраций автомобилей данного модельного ряда увеличились в 1,5 раза — с 5,7 до 8,5 тысяч единиц Какие модели сделали кассу КАМАЗу? Самым популярным стало семейство грузовиков серии 6511. За год количество регистраций автомобилей данного модельного ряда увеличилось в 1,5 раза — с 5,7 тыс. до 8,5 тыс. единиц Фото: Alexey8601, wikimedia.org, (CC BY-SA 4.0)

Самосвалы и тягачи — показатели растущей экономики

Какие модели сделали кассу КАМАЗу? Самым популярным стало семейство грузовиков серии 6511. За год количество регистраций автомобилей данного модельного ряда увеличилось в 1,5 раза — с 5,7 тыс. до 8,5 тыс. единиц. Самым продаваемым стал самосвал 65115 — 7 270 в 2021 году против 4 681 авто в 2020-м. «КАМАЗ-65115», который обойдется покупателю минимум в 6,4 млн рублей, остается одной из самых продаваемых моделей самосвалов камского автозавода. В Татарстане эта модель не самая популярная. Несмотря на увеличение дорожного строительства, машин данной серии было реализовано за год всего 495 единиц. Как и предшественники, 65115-й «КАМАЗ» представляет собой трехосный самосвал с двумя ведущими задними мостами, с двускатной ошиновкой. Его грузоподъемность — 15 т, и он является лидером продаж в сегменте строительных самосвалов.

На втором месте по количеству регистраций расположился «КАМАЗ-5490» (цена — от 7,37 млн рублей) — магистральный седельный тягач четвертого поколения. Тягач с колесной формулой 4×2 на компонентной базе «Даймлер» и двигателем Mercedes-Benz решает транспортные задачи в сфере междугородних и международных автомобильных перевозок. Если в 2020 году таких тягачей было зарегистрировано 5,6 тыс., то в 2021-м на 50% больше — 8 361 единица. При этом 20% от всех проданных тягачей в России, или 1 630 авто, было зарегистрировано в Татарстане, где этот грузовик — самый продаваемый из всех моделей КАМАЗа.

Выпускается данный тягач и с двигателями «Вичай», которые работают на сжиженном природном газе, особенностью которого выступает наличие двух криогенных баков, благодаря которым автономный пробег с полной загрузкой составляет 1,4 тыс. километров.

На втором месте по количеству регистраций расположился «KAMAZ-5490» (цена — от 7,37 млн рублей) — магистральный седельный тягач четвертого поколения На втором месте по количеству регистраций расположился «КАМАЗ-5490» (цена — от 7,37 млн рублей) — магистральный седельный тягач четвертого поколения Фото: «БИЗНЕС Online»

На третье место спустился лидер прошлого года «КАМАЗ-43118», который представляет из себя крупнотоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости с трехосной колесной базой 6×6, который разрабатывался на основе 4310 по заказу минобороны.

Если в 2020 году на учет было поставлено 6,5 тыс. авто, то в 2021-м — почти 7,9 тыс., из которых 592 единицы продано в Татарстане. 

Чуть меньший прирост показали тяжелые самосвалы серии 6520/6522, ценник на которые начинается от 5,9 млн рублей, но на них можно оформить субсидию до 500 тыс. рублей. Рост продаж составил 18% — до 5,5 тыс. единиц, из которых на Татарстан пришлось 392 штуки.

Но не все модели показали рекорды продаж. Снизился спрос на грузовой автомобиль военного назначения «КАМАЗ-5350» и на седельный тягач 53504, предназначенный для буксировки полуприцепной техники — на 38 и 100 единиц соответственно. Классический седельный тягач 4410, который является одним из первых полноприводных грузовиков, выпускаемых серийно на КАМАЗе, также не пользовался спросом — за прошлый год не было продано ни одной такой модели.

Выручка «НЕФАЗов» увеличилась за год с 27,1 млрд до 33,3 млрд рублей. Дело в том, что в 2021 году было отгружено 1787 пассажирских автобусов, 339 электробусов, 1457 единиц полуприцепной и 1627 единиц прицепной техники, 8096 спецнадстроек Выручка «НЕФАЗов» увеличилась за год с 27,1 млрд до 33,3 млрд рублей. Дело в том, что в 2021 году было отгружено 1 787 пассажирских автобусов, 339 электробусов, 1 457 единиц полуприцепной и 1 627 единиц прицепной техники, 8 096 спецнадстроек Фото: Brateevsky, wikimedia.org, (CC BY-SA 4.0)

Если «КАМАЗ» возит грузы, то «НЕФАЗ» — людей

Выручка «НЕФАЗов» увеличилась за год с 27,1 млрд до 33,3 млрд рублей. Дело в том, что в 2021 году было отгружено 1 787 пассажирских автобусов, 339 электробусов, 1 457 единиц полуприцепной и 1 627 единиц прицепной техники, 8 096 спецнадстроек.

Главное же — в Москву поставлено свыше 700 электробусов «КАМАЗ-6282», собранных на НЕФАЗе и на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе в Москве.

Группа «ГАЗ» миллиардера Олега Дерипаски, которая с 2018 года оказалась частично под санкциями из-за своего владельца, нарастила продажи практически по всем моделям Группа «ГАЗ» миллиардера Олега Дерипаски, которая с 2018 года оказалась частично под санкциями из-за своего владельца, нарастила продажи практически по всем моделям Фото: © Igor Russak/Global Look Press / www.globallookpress.com

ГАЗ поддал газу

Вторую строчку среди производителей грузовиков по-прежнему занимает ГАЗ. Доля продукции Горьковского автозавода на российском рынке грузовых автомобилей в прошлом году увеличилась с 9,1% до 10,2%. В Татарстане осело 325 грузовиков «ГАЗ».

Группа «ГАЗ» миллиардера Олега Дерипаски, которая с 2018 года оказалась частично под санкциями из-за своего владельца, нарастила продажи практически по всем моделям. Самым популярным стал Gazon Next. Грузовой автомобиль в семействе среднетоннажников (от 2,94 млн рублей) прибавил почти 48% поклонников, или 2,4 тыс. проданных машин, нарастив продажи по России больше чем до 7,3 тыс. автомобилей. В Татарстане спрос был недостаточно высок —продано всего 225 «Некстов». 

Представитель нового поколения внедорожников марки «ГАЗ» — «Садко Next» — покорил почти в 5 раз больше потребителей, чем в 2020 году.

Ранее Горьковский завод начал продавать модели «Садко Next» в Австралии. Туда была отправлена первая партия моделей с однорядной кабиной, в которой производитель поменял расположение руля, приспособив его для левостороннего движения.

Положительные результаты показал автозавод «Урал», отметивший в прошлом году 80-летие. Количество регистраций грузовых автомобилей марки «Урал» увеличилось с 4 тыс. до 4,9 тыс. единиц, показав 20-процентный рост. Более 50% прибавила модель 4320 Next. Крупнотоннажный грузовой автомобиль повышенной проходимости нарастил продажи с 980 до 1 522. А вот его «родитель» — модель 4320 — сдал обороты. В прошлом году его купило на 100 человек меньше, чем в 2020-м.

Не подвел и постоянный участник нашего рейтинга — «Урал-5557». За год он прибавил свыше 300 регистраций, увеличив их с 655 в 2020 году до 968 в 2021-м.

Увеличив свои продажи с 1,7 до 2,8 тысяч автомобилей, Shacman (Shaanxi) закрепил за собой право замыкать десятку Увеличив свои продажи с 1,7 тыс. до 2,8 тыс. автомобилей, Shacman (Shaanxi) закрепил за собой право замыкать десятку Фото: Andshel, wikimedia.org, (CC BY-SA 3.0)

Наступление из Поднебесной: Китай удвоил количество грузовиков на российском рынке

Доля китайских марок на нашем рынке за 2021 год выросла до 7,9% по сравнению с 5,4% по результатам 2020-го. В 2021-м было продано 7,9 тыс. китайских грузовиков, годом ранее объем продаж составлял 4 тысячи.

Основной объем пришелся на пять брендов. Несмотря на колоссальный прирост, исчисляющийся сотнями процентов, они все равно значительно уступают не только отечественным маркам грузовиков, но и белорусскому МАЗу, а также представителям европейского средне- и крупнотоннажного автомобилестроения.

Так, компания C&C Trucks реализовала на 600% больше автомобилей, но этому помогла низкая база — рост с 4 до 28 зарегистрированных машин. FAW увеличил присутствие на 144%, HOWO — на 232%, а лидер китайского сегмента Shacman (Shaanxi) — на 66%. Снизились на 38% продажи у Foton.

Лидер китайского сегмента занял 10-е место в рейтинге популярности грузовых автомобилей в России. Увеличив свои продажи с 1,7 тыс. до 2,8 тыс. автомобилей, Shacman (Shaanxi) закрепил за собой право замыкать десятку, сместив почти на 600 пунктов нидерландский DAF, хотя в 2020 году они шли нога в ногу — разница между ними составляла всего лишь один самосвал. В Татарстане китайские дилеры сумели реализовать 110 единиц данной марки. Успех Shacman (Shaanxi) заключается в сотрудничестве между китайской фирмой Shaanxi Heavy Duty Automobile Co и германским концерном MAN. Результатом стал даже внешний вид авто — копия германского MAN F2000/F3000.

Грузовики с «серебряными лучами» на капоте вторые по популярности в Татарстане, при этом 18% реализованных по всей России «мерседесов» остались на парковках в РТ (на фото Mercedes - Benz Actros Первого Поколения) Грузовики с «серебряными лучами» на капоте вторые по популярности в Татарстане, при этом 18% реализованных по всей России Mercedes осталось на парковках в РТ (на фото Mercedes-Benz Actros первого поколения) Фото: O. Nordsieck, wikimedia.org, (CC BY-SA 3.0)

Scania и Mercedes-Benz — конкуренты КАМАЗа в Татарстане?

Европейские производители тяжелых грузовиков хоть и незначительно, но сократили долю на российском рынке в 2021 году — она упала на 0,5 п. п. до 26,3%. Количество новых грузовиков от «европейской семерки», поставленных на учет в России, увеличилось на 31% — с 20 тыс. до 26,2 тыс. автомобилей. Данные учитывают грузовики марок Scania, Volvo, MAN, Mercedes-Benz, DAF, Iveco и Renault.

Первое и второе место еврорейтинга делят шведские компании Scania и Volvo. И если в 2020 году отставание между ними было незначительным (Scania — 4,9 тыс. грузовиков, Volvo — 4,5 тыс.), то в 2021-м Scania, прибавив 48%, или 2 355 проданных грузовиков, твердо закрепила за собой третье место по популярности в России — почти 7,3 тыс. регистраций. Volvo хоть и увеличила показатели на 28%, но, прибавив 1 259 проданных авто, остановилась на уровне в 5 748 регистраций. Основной вклад в копилку Volvo внесла модель FH — многотоннажный грузовой автомобиль для магистральных перевозок с двигателем от 550 до 750 л. с., который прибавил 40% продаж по сравнению в 2020 годом — 4,2 тыс. проданных грузовиков.

У Scania на машины серии P пришлось 2 019 проданных грузовиков, серии G — 1 792, серии R — 1 783, S — 1 678. В Татарстане реализовано почти 17% машин этой марки — 1 236 единиц, это второе место по популярности в республике после грузовиков КАМАЗа.

Следующим стал Mercedes-Benz, увеличивший продажи с 3 381 до 4 657 единиц в России. Немецкие грузовики — вторые по популярности в Татарстане, 18% реализованных в России Mercedes осталось на парковках в РТ. Локомотивом марки является модель Actros, 4 тыс. которых было реализовано в России и 837 — в Татарстане.

«Деревянную медаль» получил MAN, продавший в России в прошлом году 4 391 грузовое авто против результата-2020 в 3 831 единицу. На пятом месте — марка DAF, сумевшая продать в России 2 259 грузовиков (в 2020 году их было 1 698). Шестыми стали грузовики от Iveco, продажи которых выросли с 853 до 1 004 штук. Замыкает рейтинг Renault с результатом в 908 проданных в России грузовых автомобилей против 846 годом ранее.