В начале 1990-х «политическая деятельность» Владимира Жириновского больше напоминала шутовской балаган и многоголосый карнавал в стиле Бахтина: немного «зауми», несколько рубленых простых фраз и очень много абсурда Фото: © Anatoly Lomokhov/Global Look Press/www.globallookpress.com

«Это мы одели Вольфовича в свои лозунги»

«Для меня Жириновский был искусством, перформансом, игрой», — признается философ, легенда русского рока Сергей Жариков. И в этом нет преувеличения или хвастовства, поскольку автор этой фразы превосходно знал Владимира Вольфовича Жириновского на самом рассвете его политической карьеры и даже умудрился войти в «теневое правительство» Дуче (как называли между собой бессменного лидера ЛДПР его веселые соратники).

Сейчас Жириновский — навсегда в земле Новодевичьего кладбища. И в истории. А тогда, в начале 1990-х, его «политическая деятельность» больше напоминала шутовской балаган и многоголосый карнавал в стиле Бахтина: немного «зауми», несколько рубленых простых фраз и очень много абсурда. Достаточно посмотреть на лица тех, кого он пригласил в свой первый «теневой кабмин». 

Фото предоставлено Сергеем Жариковым

Сохранилась черно-белая фотография, где можно увидеть, какая свита играла этого короля: вот стоит собранный и суровый писатель Эдуард Лимонов в кожаном пиджаке и темных очках (в правительстве Жириновского он директор всероссийского бюро расследований), вот из-за спин выглядывает робкий очкарик Алексей Митрофанов — будущий вальяжный депутат Госдумы 6 созывов, а тогда «министр иностранных дел» в версии Жириновского, а вот степенный татарин из Елабуги Ахмет Халитов в роли (ну конечно) «министра продовольствия и земледелия». И в самом центре этой причудливой компании два человека — собственно Вольфович, по-соколиному прищуривший глаза, и некий парень с открытым, иронично задумчивым лицом. Это и есть Жариков, известный в ту пору рок-музыкант, основатель скандальной группы «ДК» и по совместительству «министр культуры и по делам молодежи».

Фото предоставлено Сергеем Жариковым

«Это мы одели Жириновского в свои лозунги», — впоследствии утверждал Жариков. И в самом деле, практически все перлы и афоризмы Дуче, которыми он щедро разбрасывался на своих первых митингах, были выдуманы Жариковым и его приятелем, журналистом Андреем Архиповым («министром информации»). «Моя мама — русская, а папа — юрист», «Америка, верни России Аляску», «Русский солдат омоет сапоги в Индийском океане», «Каждой бабе по мужику» и пр. Это уже потом Владимир Вольфович вошел в раж и так и сыпал историческими фразами: «Нормальный человек черную бороду висячую отращивать не будет!», «Женщина должна сидеть дома, плакать, штопать и готовить», «Вот четыре силы в мире — Запад, Юг, Восток и Россия!».

Фото предоставлено Сергеем Жариковым

Тогдашний Запад в суеверном страхе взирал на Жириновского, трепетал и боялся. А вдруг такой человек придет к власти в России? Ультраправый националист с неясной еврейской родословной представлялся всем страшилищем, «Бармалеем», которым пугали и без того нервных демократов и американцев. Но как раз такого эффекта, по словам Жарикова, он и прочие «теневые министры» больше всего и добивались. «Для того чтобы у Бориса Ельцина был имидж демократа, в спину ему должны были дышать фашисты», — объясняет он. Поэтому весь Запад говорил: «Пусть уж лучше Ельцин, чем Муссолини-Жириновский».

Тогдашний Запад в суеверном страхе взирал на Жириновского, трепетал и боялся. А вдруг такой человек придет к власти в России? Ультраправый националист с неясной еврейской родословной представлялся всем страшилищем, «Бармалеем», которым пугали и без того нервных демократов и американцев Фото: © Zamir Usmanov/Global Look Press/www.globallookpress.com

В дальнейшем пути Жарикова и Жириновского разошлись. Впрочем, из «теневого кабинета» выпали многие: начиная от Лимонова и заканчивая Халитовым, основавшим союз мусульман России. Но «арт-проект» под условным названием «Дуче», заботливо выращенный ими, продолжил свою бурную биографию и окончательно успокоился лишь недавно, скончавшись 6 апреля в московской ЦКБ. Над гробом было произнесено множество напыщенных речей — о «великом человеке и учителе». Однако на похоронах «особой государственной важности» не было тех, кто хорошо помнил Владимира Вольфовича еще не в бронзе. Поэтому «БИЗНЕС Online» дает слово одному из них — бывшему «соколу Жириновского» и его имиджмейкеру Жарикову.

«Мы играли роль спарринг-партнера Ельцина, безусловно. Отвечали на массовый запрос, который был, в свою очередь, весьма предсказуем. Нашей целевой аудиторией были самые темные и необразованные группы населения, не способные строить даже самые простые причинно-следственные связи» Фото: © Alexandr Yakovlev/Russian Look/www.globallookpress.com

«В обычной жизни он был мягким, интеллигентным и явно не без чувства юмора»

— Сергей Алексеевич, во славу недавно почившего Владимира Жириновского звучит немало пафосных речей, провозглашающих его «великим политиком» и «провидцем». Безусловно, пафос на похоронах уместен, но насколько он вписывается в стилистику самого Жириновского? Можно ли лицедея и шоумена (от чего сам Владимир Вольфович и не думал открещиваться) считать пророком и серьезной политической фигурой? Или это тот «русский случай», когда юродство и кликушество превращаются в серьезный политический феномен и своего рода пифию-прорицательницу?

— Конечно, политиком Жириновский не является. Впрочем, никогда им и не был, безусловно. Это особый, я бы даже сказал, постмодернистский поведенческий паттерн (схема-образ — прим. ред.) ролевика-реконструктора, реализующий собственные амбиции в сетевом дискурсе «узлов-уважух». У меня даже есть специальный термин Уважуха™, который я весьма подробно концептуализировал на стриме и в книгах специально для описания подобного феномена. В двух словах: в отсутствие желаемой (каким человек хочет себя видеть, а не тем, кем ему приходится быть) реализации, как правило, в вынужденной социальной номинации-иерархии человек использует сеть и ее «практику признания». Владимира Вольфовича можно сравнить, например, с Игорем Стрелковым-Гиркиным. Если тот косплеит (перевоплощение в образы — прим. ред.) военного стратега, то Жириновский имитирует либо министра временного правительства начала прошлого века, либо члена политбюро времен Брежнева. Причем он мог почти всерьез находиться в образе, так что его игра поневоле передавалась другим. Особенно когда катался по Кутузовскому проспекту в открытом кабриолете (drop-head coupe), махая рукой изумленным прохожим. С одной стороны, это жанр лицедейства, а с другой — формат персонального медиа, когда хозяин аватарки совпадает с самой аватаркой (в отличие от паттерна «политик»).

— Вы были первым пиарщиком и имиджмейкером Владимира Жириновского, министром культуры в теневом правительстве ЛДПСС, а также редактором молодежной газеты «Сокол Жириновского». Каким образом состоялось ваше знакомство и какое впечатление он тогда на вас произвел?

— Это был 1989 год. По окраинам СССР бурлили республики, но союзная власть, увы, не замечала, как бурлила сама РСФСР. Уже в начале 1990-го образовалась депутатская группа «Союз» и прошли первые «марши солидарности» с русскоязычным населением союзных республик. Детали уже помню плохо, но на тот момент я работал колумнистом еженедельной толстушки «Хозяин», которая выходила приложением к газете «Труд», и с Жириновским меня свел его будущий пресс-секретарь Андрей Архипов. Просто одна из актуальных тем для моих колонок, что мы публиковали на пару с Валерией Новодворской. Жириновского тогда мало кто знал, и существовали всего два автора, которые его вообще замечали: Сергей Плеханов из «Юридической газеты» и я.

К середине 90-х у Жириновского и его партии уже была огромная штаб-квартира в Лучниковом переулке Москвы, в двух шагах от «ушей» (памятник Н.К. Крупской) и популярной у чекистов рюмочной. Я стал частым гостем Жириновского в качестве журналиста, когда он баллотировался в президенты РСФСР — мои тогдашние публикации о нем касались его преимущественно как кандидата, и он никогда не обижался, когда я давал волю фантазии. Чем мне он, собственно, и понравился — он, что называется, умел вести игру. По сути, я стал его пиарщиком.

С Архиповым мы вообще дружили, и я даже был его доверенным лицом во времена выборов в депутаты Верховного совета. На наши фокусы попался не только тогда еще молодой Андрей Ванденко (который позднее взял резонансное интервью у Путина), но и куда более опытные на тот момент немцы. Когда на вопрос о целях партии я им рассказывал про нового русского (еще до появления этого мема, ставшего весьма популярным, кстати), которого мы будем выращивать по аналогии с породами овчарок. Так вот, нашему новому русскому будет достаточно водки и квашеной капусты (актуальная на тот момент тема, если вспомнить пустые прилавки продуктовых магазинов, и это интервью на немецком можно поискать в архивах, кому интересно). Немцы тут же побежали к Вождю (так мы его называли), он посмотрел на меня с ужасом, но… подтвердил.

Меня часто спрашивают про «настоящего Жириновского» — каким, дескать, он был на самом деле? В обычной жизни он был мягким, интеллигентным и явно не без чувства юмора, когда говорил, что по посольствам мы ходим «просто покушать». Про «папу-юриста», наколку в виде сокола и еще многое в том же духе вы можете найти в первой моей книге, где я опубликовал значительную часть «хозяинского» архива. В итоге ему это понравилось, он увидел эффект и с увлечением включился в игру.

«Поддерживали Жириновского поволжские и казахские немцы, а кворум обеспечивали татары — из того же Саратова. Почему именно татары? Я думаю, это связано с тем, что в юности Вольфович стажировался в Турции и знал турецкий язык» Фото: © Boris Kavashkin/Global Look Press/www.globallookpress.com

«Съезды Демсоюза, как правило, заканчивались оргиями»

— Получается, что это вы его испортили: из интеллигентного человека превратили в самого скандального российского политика?

— А чего бы он добился, сохранив за собой хрестоматийный паттерн «правозащитника»? Он ведь действительно вышел из либеральной среды — из того же Демократического союза. Между прочим его партийный флаг во многом напоминал полотнище Украины — чем не жовто-блакитный?

— Кстати, штаб-квартира Жириновского по чистой случайности находилась напротив любимой рюмочной чекистов?

— Фокус взгляда на Жириновского исключительно как на некий проект «кровавой гэбни» я считаю сильно размытым. В боярской давле правят асабии или то, что обычно называют Big Family, — спецслужбы наполняются троянами этих семей, и все зависит от того, к какому клану ты принадлежишь.

— Ну да, все мы знаем клан, из которого позднее вышли «православные чекисты».

— И этот явный оксюморон здесь тоже не имеет референта именно потому, «что охраняем — то и имеем», как любили говорить в СССР. Нынешняя постсоветская «религиозность» не могла упасть с другого дерева, чем с ветки 4-го отдела 5-го управления КГБ СССР — оно курировало все, кроме, наверное, «сионистов», которые шли отдельной строкой, и все это их хозяйство потом им же и отдали в качестве синекуры.

— Кто вообще привел выпускника юрфака МГУ в политику? Вездесущие кураторы из КГБ? Или же кто-то иной обратил на него свое благосклонное внимание? Как могло так получиться, что первое публичное выступление будущей иконы «русского национализма» состоялось на съезде Демократического союза Валерии Новодворской, известной своими радикальными высказываниями о русском народе (вроде «Русская нация — раковая опухоль человечества»)?

— Небезызвестный «архитектор перестройки» Александр Яковлев раскрыл секрет Полишинеля в своих мемуарах: автором проекта был отец моего институтского товарища Алексея Головкова — Леонард Головков, один из помощников Леонида Брежнева. Между прочим сам Алексей Головков – младший буквально через год уже руководил аппаратом правительства Гайдара. Жириновский мог попасть под колпак КГБ заодно с Демократическим союзом, но «дружил» он скорее не с Новодворской, а со Львом Убожко (советский диссидент, впоследствии лидер Консервативной партии — прим. ред.). Вполне естественно, что потом у Жирика в ЛДПР оказались и Андрей Брежнев, внук Леонида Ильича, и Алексей Митрофанов, сын влиятельного чиновника из советского Госплана, — да там много кого было из этой среды.

Жириновский был знаком с Валерией Ильиничной, но не уверен, что он был ее соратником. Когда я пригласил Леру в газету «Сокол Жириновского», она написала текст о том, что Жириновский — это такой Бармалей, которым всех пугают, и это, конечно, правда. Но еще большей правдой было то, что его такая роль вполне устраивала.

Между прочим в 5-м управлении КГБ СССР Демсоюз всерьез считали легендой прикрытия российского гомосексуального андерграунда, куда входили, впрочем, весьма влиятельные люди и других убеждений, скажем так. Любопытно, что их съезды, как правило, заканчивались оргиями, и все это, подробно документированное, похоже, хранилось потом в гэбэшных архивах. Я говорю об этом не понаслышке — мне однажды предложили посмотреть такое видео. Типа поржать. В 1989–1990 годах все помещения, где проходили заседания ДС, были оснащены скрытыми камерами, и все происходящее оседало на пленках. Впрочем, ничего экстраординарного в этих оргиях не было — думаю, что те же московские хиппи только бы посмеялись над «хомячками». Потому что «наш» 13-й отдел занимался именно ими в числе прочих.

— Кто первоначально обеспечивал Жириновскому народную поддержку?

— Поддерживали его поволжские и казахские немцы, а кворум обеспечивали татары — из того же Саратова. Почему именно татары? Я думаю, это связано с тем, что в юности Вольфович стажировался в Турции и знал турецкий язык (проходил преддипломную практику в качестве стажера-переводчика в городе Искендеруне — прим. ред.). В КГБ его тоже, кстати, считали турецким агентом и не слишком ему доверяли. Понимаете? Здесь весьма тонкое место: дело не в том, что он однажды попал в полицейский участок, а том, что в схеме власти боярской давлы (архаичного государства, скорее напоминающего адат или афганский Пуштунвалай, «мулк» у Ибн-Хальдуна) кто-то должен был за него обязательно «вписаться».

Вот сейчас говорят, что Реджеп Эрдоган возрождает Оттоманскую державу. А что такое держава? Это ни империя и ни страна, это виртуальное государство. Оно вне границ и существует как своего рода субкультура. Посмотрите на деникинские банкноты, например, и вы увидите и двуглавого орла, и георгиевские ленточки, и даже лозунг «Единая Россия». Не иначе чем фронда против Владимира Ильича Ленина — и как нам на это сейчас смотреть? Скажем, и Татарстан мы можем рассматривать как часть виртуальной турецкой державы. А сейчас, когда идет создание агломераций и размытие границ, становится понятно, почему официальная Анкара и Эрдоган проводят такую ласковую политику по отношению к Путину.

«Жириновский — гениальный медиум. Вместо показной, декларативной паранойи внутри вождя имелись мощные лампы накаливания, дающие на выходе естественный, аналоговый звук, лишенный чисто цифровых багов» Фото: © Anna Sergeeva/ZUMAPRESS.com/www.globallookpress.com

«Игра удалась, и Ельцина признали за «демократа»

— Насколько легко (или же трудно) было вылепить из человека, рожденного с фамилией Эйдельштейн, русского националиста? И откуда взялся этот гомосексуальный флер, который был свойственен не только Демсоюзу, но и ЛДПР?

— Это давняя история. Стоит упомянуть, что в Советском Союзе все связи с Коминтерном осуществлялись через «Детский мир» (одно из жаргонных названий квартала на Лубянской площади). Тогда еще и первое главное управление (разведка) тоже находилось на Лубянке. И все эти двойные-тройные агенты, через которых проходила многоступенчатая коммуникация, были, как правило, педиками. Она же «коммунистическая» идейная ориентация — то, что на языке чекистов называется «вербовкой на флаг». Сейчас об этом не любят говорить, но это факт. В 1953–1954 годах в СССР прошли не очень громкие процессы: накрыли целую «нетрадиционную» субкультуру внутри самого МГБ, после чего Никита Хрущев начал всех ругать «педерастами». Мне об этом когда-то рассказывал его внук Иван. Но почему такое явление возникло в среде советских спецслужб? Оказывается, исследователи нашли, что у гомосексуальных мужчин пробуждается талант медиума: услышал, увеличил, «прокукарекал». Этот дар решили использовать во благо, тем более что он оказался пограничным с даром художника, кутюрье и создателя новых трендов. Не могу сказать про СССР, но в США и Израиле всерьез изучали особенности поведения гомосексуалистов и пришли к выводу, что они обладают особым ресурсом, отличающих их от так называемых натуралов. И в то же время отметили огромный вред, который несет социальная стигматизация подобных паттернов. То есть четко разделили гомосеков на открытых и подавленных. Хотя для страны, десятилетиями считавшейся витриной Коминтерна, совсем не очевидно, что считать здесь «нормой». И похоже, что второй. Это не просто мощная субкультура, но и обладающая эффективным социальным лифтом, что выгодно ее отличает от общего уклада боярской давлы. И если одним дали Жириновского, то другим — Чумака и Кашпировского. Кашпировский «дает устаноУку», Жириновский ее транслирует, в то время как Чумак ласково «гладит ежика», отвечая на запрос одиноких женщин среднего возраста и старше.

Кстати, поэтому на современном Западе и блокировали гомофобию. Получается, что гомосексуализм — это такой ресурс, который способен в некоторых ситуациях приносить золотые яйца. И спецслужбам в первую очередь! Так что не зря в «Фейсбуке» *, например, банят за слово «педик».

Благодаря тому, что у Жириновского не было никаких «взглядов», он выглядел куда современнее своих коллег. Жириновский — гениальный медиум. Вместо показной, декларативной паранойи внутри вождя имелись мощные лампы накаливания, дающие на выходе естественный, аналоговый звук, лишенный чисто цифровых багов. Фигурально выражаясь, Жириновский — это качественный винил, где «эйдельштейн» — бирка, доказывающая, что перед вами казахско-немецкий оригинал, а не потрескивающая лицензия «Мелодии» с подмосковной Апрелевки (в городе Апрелевка располагался самый крупный завод фирмы «Мелодия», выпускавшей грампластинки огромными тиражами и не всегда лучшего качества, — прим. ред.).

— Партия ЛДПСС (Либерально-демократическая партия Советского Союза — первоначальное название ЛДПР — прим. ред.), как вы неоднократно об этом упоминали, была создана для того, чтобы выгодно оттенить Бориса Ельцина, которого Запад поначалу воспринимал не как демократа, а как русского националиста. На фоне Жириновского Ельцин быстро преобразился во вполне сносного демократа. Имелись ли у проекта ЛДПСС другие задачи, помимо этой?

— Мы играли роль спарринг-партнера Ельцина, безусловно. Отвечали на массовый запрос, который был, в свою очередь, весьма предсказуем. Нашей целевой аудиторией были самые темные и необразованные группы населения, не способные строить даже самые простые причинно-следственные связи. И в первую очередь это военные — особенно дальневосточных и сибирских округов, и без того скептически относившихся к «московским играм». На экспорт шел тоже вполне сознательный месседж. Все, кто в теме, прекрасно понимали смысл появления Ельцина и то, что ценой смещения Горбачева было уничтожение СССР. Одинаковое не просто сменили одинаковым, но новому одинаковому потребовались деньги, и мы служили своего рода прачечной, где отстирывали старые номенклатурные одежды так называемых перестройщиков, превращая их в новые, «демократические», хотя бы на время. В конце концов игра удалась, и Ельцин сошел за «демократа».

— Не соглашусь насчет сибирских и дальневосточных военных округов — у меня полсемьи прошло через них в свое время, и уверяю вас, что все умели выстраивать причинно-следственные связи и не являлись поклонниками Владимира Вольфовича. Но, возвращаясь к нему самому, говорят, вы воспринимали Жирика как собственный арт-проект и поэтому с увлечением над ним работали. Партийный офис Жириновского, его газета, его публичные речи были нашпигованы разного рода слоганами и цитатами, явно рассчитанными на скандальность (на видео, где вы сидите вместе с Жириновским, можно различить плакаты типа «Румын — это не нация, это профессия», «Неграм США — суверенный штат», «Кто подумал только плохо о русских — готовь деньги на похороны» и тому подобное). Откуда вы заимствовали эту стилистику — только лишь из образа Муссолини или же из образа «страшного националиста и фашиста» вообще?

— Ну а что еще мне оставалось делать в этой ситуации? Просто не забывайте формат отечественной контркультуры конца 80-х – начала 90-х. Весьма табуированная тема до сих пор, кстати. Бардак бардаком, но как раз в это же время были фантастические репрессии властей именно в плане мыслепреступлений. Только вектор их был иным, и мы делали этот вектор модным! Я был в то время достаточно крупным книжным фарцовщиком, находил и собирал редкие книги, а через друзей в ГБ имел, что называется, доступ. Это сегодня человек прочел какого-то третьестепенного публициста Ильина и решил перевернуть весь мир. Тогда уровень интеллектуальных игр был на порядки выше. Еще раз хочу заметить: важно, что медиуму подать на вход. На выходе можно получить и землетрясение.

«ЛДПР — это перманентный бенефис одного человека в окружении как на подбор абсолютно бледных статистов. Одна из функций поддержки режима. Как коммерческий проект, весьма вероятно, он проживет еще какое-то время, но здесь не нужно забывать, на каких протезах проект держался» Фото: © State Duma Russia/via Globallookpress.com/www.globallookpress.com

«Жирик, как говорится, вовремя ушел из рок-н-ролла и сделал это очень элегантно»

— Чем «страшнее» становился Жириновский в глазах «прогрессивного человечества», тем бо́льшую популярность он набирал. Вы описывали механизм создания такой популярности: «На грузовике Жириновский выступает, речи толкает. А мы рядом поднимаем транспаранты: „Нет русскому фашисту!“, „Долой Жириновского!“, „Долой реваншиста!“. Эти плакаты привлекают интерес, люди идут на это». Но это наверняка провоцировало и агрессию в адрес Жирика. Или дозированная агрессия тоже входила в ваши планы?

— Здесь важен сам контркультурный дискурс того времени, когда Жирика реально боялись, а мне долгое время не давали торговать на Горбушке (помните такую?), потому что я «пиарщик фашиста». И его министр! Сейчас это кажется смешным, а тогда сильно било по карману, учитывая, что Жириновский никаких денег никогда не платил. Понимаете? Моя персональная «чуча» была, что называется, по понятиям, а связным с «верхами» тогда был Алексей Митрофанов. И уже к 1994 году пластинка Жириновского воспринималась как заезженный, некачественный CD китайского производства. Что называется, «скачет». Тем не менее Жирик продолжал играть роль трикстера, помогая режиму власти избежать опасной для себя сингулярности.

— Как могло так получиться, что ваш собственный «арт-проект» вдруг зажил самостоятельной жизнью даже после вашего ухода из команды Жириновского? И оказался настолько живучим, что успешно функционировал 30 с лишним лет?

— Это можно объяснить запросом на трикстера, и здесь талант Жириновского невозможно преуменьшить. Особенно в условии дефицита на публичной арене self-made подобного рода со способностью артикулировать «поверх барьеров». Впрочем, я давно вышел из этого проекта, хотя многие и не без иронии пишут, что вот теперь (после смерти Жириновского — прим. ред.) группу «ДК» уже можно считать окончательно распавшейся.

— Останется ли ЛДПР как партийный проект?

— ЛДПР — это перманентный бенефис одного человека в окружении как на подбор абсолютно бледных статистов. Одна из функций поддержки режима. Как коммерческий проект, весьма вероятно, он проживет еще какое-то время, но здесь не нужно забывать, на каких протезах проект держался. Тут и татары, и немцы, и «клуб» Бородина-Юмашева, и члены семьи Брежнева. Вопрос будет звучать так: каких переменных сегодня будет эта функция? Вот слово «сегодня» я бы подчеркнул особенно в ситуации, когда, фигурально выражаясь, Кремль постепенно перемещается в Сибирь.

— Почему в Сибирь?

— Здесь актором (действующим субъектом — прим. ред.) выступает не Путин, а сибирские кланы — я их условно называю «чингизидами». Это такой «коллективный Фургал» — они уже давно участвуют в бизнесе вместе с китайцами. Сейчас они сделали ставку на армию, а ФСБ отодвинули в сторону. Как некогда при Никите Хрущеве, который не любил чекистов, но любил армию, а потом пришел Леонид Брежнев и все развернул на 180 градусов. Так и сейчас: армия выдвинулась на первый план при посредстве своей номенклатурной креатуры и при помощи сибирских и дальневосточных военных округов, о которых я уже говорил. Поэтому Кремль виртуально будет перемещаться поближе к сибирским просторам и Китаю. Раз нашим «верхним» не позволили инкрустироваться в Запад, что им теперь терять?

— Можно ли сказать, что кончина Жириновского вполне укладывается в его политическую и жизненную стилистику? Человек, сделавший, по его же словам, 7 прививок от коронавируса, демонстративно ходивший в маске и перчатках, в итоге умер от последствий ковида. Что это, как не перформанс своего рода, а заодно и трагическое опровержение всей «коронавирусной пропаганды», которой нас пичкали более двух лет?

— Отличный вопрос. Жириновский в конце концов проиграл актрисе Марии Шукшиной (выступала с позиции антиваксеров — прим. ред.) с разгромным счетом, хотя версию отравления я бы тоже не исключал. И это факт: мировая «биг фарма» обеспечивала информационное прикрытие и выполняла функцию артподготовки американцев в войне против ЕС. Той самой невойны™, которую ведут сегодня американцы на территории Украины и, как всегда, чужими руками.

Мог ли Жириновский сделать себе все 7 прививок? Зная его, я могу сказать: конечно, мог. У меня есть старый друг-француз, который тоже бесконечно прививался, а потом приехал сюда на организацию выставки Виктора Цоя (фактически он «открыл» Цоя и был его первым продюсером) и не только заболел снова, да еще и нас заразил. Так что все эти прививки, на мой взгляд, хуже самого коронавируса — я боюсь, что Жириновский умер как раз от них. Хотя, как я уже сказал, его могли и отравить талием.

«Интересно, что за некоторое время до спецоперации из России уехал сын Владимира Жириновского Игорь Лебедев (справа). Он объявил об окончании своей думской политической карьеры и спешно покинул страну, как будто удрал» Фото: © Pravda Komsomolskaya/Russian Look/www.globallookpress.com

— Кому это могло быть нужно и зачем?

— Могли найтись охотники. Это, конечно, конспирология, но… Жириновского могли устранить, как того же Егора Просвирнина. Ну представьте, сейчас на Украине продолжается спецоперация, и что бы Просвирнин вместе с Жириновским по этому поводу орали? Как минимум они бы призывали сбросить на Украину атомную бомбу.

Интересно, что за некоторое время до спецоперации из России уехал сын Владимира Жириновского Игорь Лебедев. Он объявил об окончании своей думской политической карьеры и спешно покинул страну, как будто удрал. У его семьи есть недвижимость в Арабских Эмиратах. Хотя я не исключаю даже той невероятной возможности, что Жириновский-старший мог вовсе не умереть, а уехать вслед за сыном, поменять личность… Может быть, он сейчас сидит в шезлонге у бассейна и над нами смеется — почему нет? Обратите внимание: сначала Троекуровское кладбище, потом вдруг Новодевичье… Факт!

Однако то, что Жирик, как говорится, вовремя ушел из рок-н-ролла, — тоже факт. Он ушел очень элегантно. Так что… правительство Керенского потеряло одного из своих лучших министров, а Зайков, Слюньков, Воротников (шаблонный перечень советских политиков из старых новостных сообщений — прим. ред.) и другие товарищи уже сделали заявление.

Сергей Жариков — бывший имиджмейкер вождя «либеральных демократов» Владимира Жириновского, музыкант и политтехнологФото: By Mark Nakoykher – Own work, CC BY-SA 4.0, commons.wikimedia.org

Герой русского рока и «министр культуры» в теневом правительстве Жириновского. Кто такой Сергей Жариков?

Сергей Алексеевич Жариков (настоящая фамилия — Жа́ринов) — советский и российский математик-аналитик, писатель, поэт, композитор, продюсер, музыкальный критик, публицист, политтехнолог, идеолог контркультуры. Основатель московской рок-группы «ДК».

Родился 11 июня 1956-го в Москве. В 1970–1979 годах участник групп «Второе Пришествие», «5001», «Млечный путь», «Лимонад». В 1979-м окончил факультет прикладной математики МИЭМ и сразу же попал в армию в звании рядового, поскольку военная кафедра института решила не присваивать ему офицерского звания из-за конфликта с одним из преподавателей. Однако деканат встал на сторону Жарикова и выдал ему диплом инженера-математика. По окончании службы недолгое время работал в профильных отделах (АСУ) — министерство высшего и среднего специального образования РСФСР, министерство здравоохранения СССР, министерство культуры РСФСР и наконец министерство торговли РСФСР (РосАСУТпроект), где держали свои трудовые книжки некоторые деятели советского джазового движения, организовавшие к тому времени сеть московских джаз-клубов. В 1980 году создает группу «ДК» (стихи, музыка, барабаны, голос) и уходит в академическую среду со свободным графиком работы: после недолгого присутствия (вместе с гитаристом группы Дмитрием Яншиным) в ИТМиВТ он в конце 1982-го поступает в ФИАН им. Лебедева (ИОФАН), где проработал почти 10 лет, вплоть до развала СССР.

В 1980–1990 годы, по сути, на досуге, в свободное от основной работы время, им было записано 33 музыкальных магнитоальбома, переизданных в 1997–2010-х на компакт-дисках в России, США и Франции (1988-й — винил). Был одним из создателей журнала «УрЛайт» (январь 1985-го — совместно с И. Смирновым, О. Осетровым и др.)[1]. В 1985–1988 годах издает журнал «Сморчок» — культурологический самиздат. Вместе с А. Литягиным и И. Васильевым — проект «Мираж» (музыкальная поп-группа, 1986), но вскоре уходит в политику.

В 1988-м становится доверенным лицом, архивариусом и первым издателем книг («Протоколы советских мудрецов»: издательство «ШаКур», 1989; «Князь мира сего»: издательство «Молодая гвардия», «ШаКур-2», 1992; «Красная каббала» в трех выпусках: издательство «Русское слово», 1993) Григория Климова (Игоря Калмыкова). В рамках издательства «Русское слово» (совместно с И. Дьяковым — 1993–1995) впервые на постсоветском пространстве выходят произведения И. Солоневича, Ж. Дуйе, М. Серрано, Б. Муссолини, Т. Герцля, Ю. Эволы и др. (редактор издательства). Лауреат премии журнала «Молодая гвардия» за 1990 год.

В 1991–1993 годах — не будучи партийным, член избирательного штаба, советник и пиарщик В.В. Жириновского. Считается первым его имиджмейкером. Колумнист еженедельника «Хозяин» (приложение к газете «Труд»), где был запущен известный мем про «папу-юриста» (июль-1991). В 1992 году — главный редактор газеты «Сокол Жириновского», министр культуры «теневого кабинета» ЛДПР; в 1993-м — редактор журнала «К Топору» (именно там впервые в тезисах Национал-Радикальной партии (предтеча НБП (запрещена в РФ — прим. ред.) появилось словосочетание «новые русские», что позволило авторам весьма популярной книги Lords of Chaos: The Bloody Rise of the Satanic Metal Underground (1998) назвать Жарикова молодежным гуру российской «антисистемной» музыкальной сцены).

1994–2001 — издатель и главный редактор журнала «Атака» (с 1996-го входит в обойму изданий хартии «Европейские Синергии» – Париж – Брюссель, в числе подписчиков — штаб-квартира НАТО), организатор московского отделения хартии (1996). С 1996 по 1999 год — организатор и ведущий еженедельного семинара «Нация и государство» при комитете по вопросам геополитики ГД РФ (вместе с А. Архиповым). Постоянный автор журналов «Ухо» (запрещен в 1984 году), «УрЛайт», «Русский Рок», «КонтрКультУра» и др. Публиковался в изданиях самой разной направленности: от «Независимой газеты», «Давай! Давай!», «Загубленного детства» и «Нового взгляда» до таких как «Советский патриот», «День», «Газета духовной оппозиции», «Завтра», «Национальная республика» и пр.

Продюсер 20-томной «Антологии нового русского рока» — Recommended Records SpecialRadio Media Project (2003–2006), редактор и составитель энциклопедии-хрестоматии, посвященной истории советской неакадемической музыки второй половины XX века — «Музыкальная анатомия поколения независимых» («Специальное радио», М.: 2006). Продюсировал сольные альбомы Алексея Дидурова, групп «ДДТ» («Время», 1985), «Югра» («Зори и зарницы», 2003), «Дай дарогу!» (Supersession, 2006), «Мимо проходили» («Утро на Тральфмадоре», 2006). Его песня «Идет хороший человек» (ремейк) была использована Романом Качановым в фильме «ДМБ», песня «В детстве все меня считали тихим» — Максимом Пежемским в фильме «Как бы не так» (2003), а «Новый поворот» вошла в саундтрек фильма Алексея Балабанова «Груз-200» (2007). Лауреат премии «Нонконформизм-2017» (за последовательное служение идеалам андерграунда). Хобби: классическая музыка аутентичной школы.

В 2020 году вышла четвертая книга Жарикова под интригующим названием «Правотроцкистская банда диверсантов, шпионов и убийц перед судом народа», презентация которой прошла в Доме культуры при полном аншлаге, несмотря на объявленный карантин.

О ДК, как о группе, в наибольшей степени повлиявшей на их творчество, говорили лидеры групп «Гражданская оборона», «Зазеркалье», «Ноль», «Сионизм», «Сектор газа», DNAError, «Монгол Шуудан», «Николай Коперник», «Чистая любовь», «Ленина пакет», «Хлам», Distemper и др. Жариков в своих публикациях выступил автором целого ряда дискурсов в русской контркультуре и радикальной публицистике.

На Patreon (еженедельные платные лекции, часть прошлогодних — в открытом доступе).