«К 2024 году в России нужно заменить около 140 тысяч лифтов — это огромный объем, парк устаревает», — говорит о перспективах открытия первого лифтового завода в Татарстане гендиректор ООО «Татлифт» Гульшат Загидуллина. Уже к 2023 году с конвейера площадки промпарка «Зеленодольск» должны выйти первые лифты на коммерческий рынок. В планах — производить до 1,5 тыс. единиц в год, а также заняться их монтажом и обслуживанием. О том, какую зарплату обещают будущим специалистам на новом заводе, есть ли проблема с износом лифтов в республике и как предприниматель решилась на строительство завода в условиях беспрецедентных санкций и ухода крупных иностранных компаний с отечественного рынка лифтов, — в интервью «БИЗНЕС Online».
Гульшат Загидуллина: «Еще до начала строительства мы посетили несколько действующих лифтостроительных предприятий и провели полный анализ их работы. Поэтому проектировали наш завод с учетом уже наработанной практики»
Лифтовый завод в Татарстане — уже к 2023 году
— Гульшат Альбертовна, в конце прошлого года стало известно, что ваша компания намерена построить завод по производству лифтового оборудования в Зеленодольском районе. Расскажите подробнее — на какой стадии этот проект сейчас?
— Мы начали строить завод на площадке технополиса «Новая Тура» — как резиденту ТОСЭР «Зеленодольск» нам выделили участок под строительство в 2 гектара. Площадь здания — около 8 тысяч квадратных метров. Статус резидента дает определенные льготы, и я думаю, они сделают нас более конкурентоспособными. На сегодня мы подняли весь каркас здания, ведутся кровельные работы, и уже в ближайшее время планируем заходить на внутреннюю отделку. Запуск намечен на конец 2022-го – начало 2023 года.
— Почему для строительства завода вы выбрали Зеленодольский район?
— Сыграло свою роль несколько факторов. Здесь нам предложили участок со множеством преимуществ, к Казани это самый близкий район, он активно развивается. Кроме того, находится на пересечении трассы федерального назначения М7, это позволит наиболее удачно организовать логистику. Площадка промпарка очень перспективная — рядом с нами находятся такие крупные резиденты, как Wildberries и Ozon.
— Какова будет мощность вашего завода?
— Максимальная мощность — до 1,5 тысячи лифтов в год. На первых этапах в планах производить 300 единиц, затем постепенно станем увеличивать этот объем. Внутри помимо производства мы планируем также открыть выставочный зал, где можно будет ознакомиться с нашей продукцией. На заводе также будет организовано гарантийное обслуживание лифтового оборудования.
— Привлекаете ли вы к запуску завода другие компании?
— Еще до начала строительства мы посетили несколько действующих лифтостроительных предприятий и провели полный анализ их работы. Поэтому проектировали наш завод с учетом уже наработанной практики. Самим проектом здания занималась казанская компания, а по внутренней логистике нас сопровождают привлеченные специалисты в лифтовой сфере, которые запускали уже не одно производство.
«Наш проект одобрен инвестиционным советом при президенте Татарстана, включен в перечень приоритетных. Мы надеемся на успешный запуск производства и минимальные потери в процессе строительства, несмотря на резкий скачок цен на материалы»
— Есть ли трудности с подбором кадров, учитывая, что в Татарстане нет подобного лифтового завода?
— Мы планируем трудоустроить около 100 человек, средняя зарплата будет около 60 тысяч рублей, это выше, чем в Зеленодольском районе и самом Зеленодольске. Дефицит кадров есть, на сегодня наше предприятие испытывает небольшие трудности по их подбору. На постоянной основе нам нужны технические специалисты, конструкторы, инженеры, технологи. Для нас задача номер один — создать костяк профессионалов с наличием опыта в производстве, подобном нашему.
— Как санкции повлияли на проект строительства лифтового завода и насколько проект был зависим от импорта?
— К моменту введения санкций мы уже завели здание под кровлю. Мы видели, как резко росли цены на строительные материалы, и оперативно отреагировали: зафиксировали цены в договорах и быстро закупили самые необходимые на ближайшее время материалы. По мере дальнейшей стройки станем проводить тендеры, наблюдать. Из позитивных моментов видим следующее — лифт, изготовленный на нашем заводе «Татлифт», будет отечественным, все санкционные моменты мы уже точно предусмотрим, и производство будет выстроено самым оптимальным образом.
«Лифт, изготовленный на нашем заводе «Татлифт», будет отечественным, все санкционные моменты мы уже точно предусмотрим, и производство будет выстроено самым оптимальным образом»
— Сколько средств планируете вложить в проект? Выросла ли стоимость строительства завода, есть ли проблемы с банками и как вы их решаете?
— Размер инвестиций был просчитан в 2020 году и составлял 350 миллионов рублей. В нынешних условиях эта цифра, конечно, изменилась, поэтому привлекаются кредитные средства, в том числе с помощью обновленного пакета мер поддержек для бизнеса. Мы благодарны президенту Республики Татарстан Рустаму Нургалиевичу Минниханову за те условия, которые созданы в регионе по поддержке бизнеса. Наш проект одобрен инвестиционным советом при президенте Татарстана, включен в перечень приоритетных. Мы надеемся на успешный запуск производства и минимальные потери в процессе строительства, несмотря на резкий скачок цен на материалы.
Есть также определенные нюансы — получение льготного кредита займет много времени, на это может уйти и около полугода. Поэтому рассматриваем несколько альтернативных вариантов финансирования, в том числе и привлечение инвестора, чтобы быстрее запустить завод и начать производить.
«Наш лифтостроительный завод — «Татлифт» — будет способствовать развитию лифтовой отрасли»
Санкции и бизнес
— С российского рынка начали уходить зарубежные производители лифтов. О проблемах сообщили американская OTIS, финская KONE и немецкая ТК Elevator. Как вы считаете, с какими проблемами столкнется отрасль с уходом таких крупных игроков, ведь многие комплектующие для российских заводов были импортными? Да и многие застройщики закладывали в проекты лифты этих производителей.
— Стоит отметить, что зарубежные поставщики в большинстве своем обеспечивали Россию лифтами повышенной комфортности и высокотехнологичными скоростными лифтами. Несмотря на санкции и трудности, российский рынок лифтового оборудования интенсивно развивается и совершенствуется. В регионах страны созданы малые и средние лифтостроительные предприятия, модернизируются крупные советские лифтостроительные заводы. В результате этого отечественные производители уже занимают более 70 процентов рынка внутри страны. Конечно, теперь нам предстоит проделать огромную работу, так как в составе лифта есть импортные компоненты, а у каждого производителя свой конструктив, который сейчас придется переделывать с учетом аналогичных комплектующих.
— Хватит ли российских комплектующих для ремонта лифтов в России, как считаете? Не встанет ли техника?
— Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Но, скорее всего, серьезного дефицита не возникнет, так как в России кроме лифтостроительных заводов есть заводы и производства, которые активно развиваются в плане лифтовых комплектующих, осваивают и развивают их новое направление.
— Какие возможности открываются с уходом иностранных компаний для российских производителей лифтов?
— На мой взгляд, сейчас открывается ряд возможностей для российских производителей по замене зарубежных лифтов на отечественные аналоги. В том числе и наш лифтостроительный завод — «Татлифт» — станет способствовать развитию лифтовой отрасли. Мы надеемся, что наш проект займет свою нишу и продукция завода будет востребована.
— Как скоро мы сможем полностью уйти от импорта, сколько времени это займет? Есть ли какие-то комплектующие, которые заменить невозможно?
— Этот процесс ухода от импорта идет уже давно. Согласно постановлению правительства России от 17 июля 2015 года №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», заводы должны получить от минпромторга страны соответствующее заключение о статусе продукции отечественного производителя. К 2024 году такие заключения должны получить все лифтовые заводы на территории России для участия в государственных закупках. В сегодняшних условиях производителям придется приложить много усилий для того, чтобы этот процесс ускорить. Что же касается комплектующих, существуют альтернативные рынки.
«Коммерческий рынок требует нового продукта, который бы отвечал как российским, так и зарубежным стандартам. Для строительного рынка мы можем предложить персонализированный подход»
«Для нас самое главное — выйти на рынок с качественной, конкурентоспособной продукцией»
— По вашей оценке, существуют ли сегодня в Татарстане проблемы по износу лифтового оборудования?
— Эта проблема характерна в целом для России — нужно заменить около 140 тысяч лифтов к 2024 году, это огромный объем. Парк устаревает. Такие цифры были озвучены на комиссии по вопросам лифтового хозяйства общественного совета при минстрое России в 2020 году. Правительство Татарстана к этому вопросу подошло основательно, и еще в 1998 году был составлен краткосрочный план по замене лифтового оборудования, по которому лифты ежегодно менялись. В связи с этим в нашем регионе подобная проблема так остро не стоит, но в целом по стране она существует. Для сравнения: в Татарстане, по данным того же общественного совета, доля износа составила всего 1 процент, тогда как в соседних регионах эти цифры в разы больше. В Ульяновской области в 2020 году доля износа лифтов была 64 процента, в Удмуртской — 60, Самарской — 54, а в Башкортостане — 29 процентов.
Что касается Казани, то на сегодня в многоквартирных домах заменили все лифты с истекшим сроком эксплуатации. Хотя еще в 2007 году таких насчитывалось более 1,4 тысячи. Но сколько еще жилья будет строиться? Количество вводимого жилья только увеличивается. Рынок жилья довольно перспективный для нашего производства как в республике, так и за ее пределами. Благодаря качеству и дизайну мы сможем конкурировать с известными лифтовыми брендами.
«Будем создавать сильный конструкторский отдел, который сможет отвечать на любой запрос, чтобы имелась возможность подобрать любую комплектацию»
— Какую именно продукцию будет выпускать ваш завод?
— Мы планируем выпускать пассажирские лифты грузоподъемностью от 400 килограммов до 1,6 тысячи. Ценовая категория разная — будет и бюджетный, и премиальный класс. Первую пробную партию хотим выпустить уже к началу 2023 года, и, скорее всего, она пойдет на коммерческий рынок. Это будут лифты с хорошей комплектацией. Для нас самое главное — выйти на рынок с качественной, конкурентоспособной продукцией на рынок. Особое внимание уделяем самому конструктиву лифта: улучшенному дизайну, плавности хода, энергосбережению, металлоемкости — чтобы снизить себестоимость. Свой интерес к сотрудничеству уже проявляют действующие иностранные заводы, а также российские производители.
— С точки зрения запроса застройщиков многоквартирного жилья, что вы им готовы предложить?
— Коммерческий рынок требует нового продукта, который бы отвечал как российским, так и зарубежным стандартам. Для строительного рынка мы можем предложить персонализированный подход — изготовить лифт по конкретному дизайну. Вообще в новостройках некоторые нюансы связаны с машинным помещением — есть оно или нет, потому что оно занимает определенное количество квадратных метров, и некоторые проектировщики из-за экономии места в зданиях его не закладывают вовсе. Поэтому мы станем делать лифты в нескольких вариантах. Будем создавать сильный конструкторский отдел, который сможет отвечать на любой запрос, чтобы имелась возможность подобрать любую комплектацию.
«Мы надеемся, что наш проект займет свою нишу и продукция завода будет востребована»
— Сколько может стоить один готовый лифт на рынке?
— Здесь стоит учитывать множество различных факторов. Это зависит от числа остановок, грузоподъемности, установленного оборудования. Ориентировочная стоимость одного лифта — в районе 1,9 миллиона рублей. Сейчас трудно сказать, как сильно изменится ценник, в данный момент отрабатываем новые логистические цепочки и рассматриваем комплектующие «несанкционных» стран.
— Было ли подорожание лифтов на рынке за последнее время?
— Только в 2021 году цены повышались два раза, в 2022-м произошло увеличение на 25 процентов. Основа лифта — это металл, а он, как известно, очень сильно вырос в цене. Также в лифте есть импортные комплектующие, которые тоже подорожали.
— Чем сейчас занимается ваша компания, пока строится завод?
— Долгие годы мы занимались монтажом лифтов в Казани, а также обслуживанием. С нами работают и управляющие компании, и ТСЖ. Мы знаем все болевые точки данной отрасли и в будущем, конечно, учтем это при производстве наших лифтов.
«Я никогда не переставала учиться. Однако опыт и практика, расширение коммуникаций — лучшие инструменты для получения знаний для меня»
«Отец всегда мне говорит: «Иди вперед и ничего не бойся!»
— Компания ООО «Татлифт» относительно молодая на рынке, основана в сентябре 2020 года. С чего началась история ее создания?
— История компании началась еще в 2000-х годах и напрямую связана с моим отцом — Альбертом Нуриевичем Загидуллиным. Он проработал в лифтостроительной отрасли более 50 лет и начинал с обычного электромеханика по лифтам. В 2002 году ему пришла идея создать организацию по монтажу и сервису лифтов — в то время предпринимательство в России развивалось очень активно. Постепенно это переросло в семейное дело. Я находилась с отцом с самого начала создания компании, была рядом и прошла все этапы — мы совместно развивали монтажное дело и сегодня пришли к тому, чтобы построить современный завод по производству лифтов в Татарстане — это мечта нашей семьи, и сегодня она воплощается в жизнь.
— Когда вы начали заниматься лифтовым бизнесом? Где вы всему обучались?
— Конечно, свой опыт мне передавал отец, он для меня всегда опора и надежное плечо. Сейчас он на пенсии, но в курсе всех дел. Он мне всегда говорит: «Иди вперед и ничего не бойся!» И я следую этому правилу по жизни. Сам он родился в деревне Турнали Арского района и приехал в Казань, когда ему 14 лет. Работал на заводе, ближе к 20 годам стал электромехаником и проработал 25 лет на предприятии, которое занималось обслуживанием лифтов. Мой отец знает лифты от и до и всегда был на хорошем счету. Тяга к знаниям, наверное, у меня от него. Я никогда не переставала учиться. Однако опыт и практика, расширение коммуникаций — лучшие инструменты для получения знаний для меня. Так же, как и отец, я начала заниматься предпринимательской деятельностью с 14 лет, имею опыт работы в разных направлениях, сейчас понимаю, что лифтостроительный завод актуален как никогда и это направление является ключевым.
«Сегодня пришли к тому, чтобы построить современный завод по производству лифтов в Татарстане — это мечта нашей семьи, и сегодня она воплощается в жизнь»
— Как отдыхаете в свободное время, чем увлекаетесь?
— У меня трое прекрасных детей, люблю проводить время с ними. Также мне нравится активный отдых: горные лыжи, дайвинг, путешествия — хоть с палатками на 3 дня в лес! Я люблю взаимодействовать с природой — для меня это источник энергии.
— Наш традиционный вопрос: три секрета успешного бизнеса в вашей отрасли.
— Скажу одной фразой — дорогу осилит идущий. Нужно идти к своей цели, несмотря на невзгоды и трудности, и не останавливаться!
Визитная карточка компании
Год основания: 2020
Основной вид деятельности: производство лифтов
Визитная карточка руководителя
Загидуллина Гульшат Альбертовна, генеральный директор ООО «Татлифт»
День рождения: 10 августа
Образование:
Казанская государственная сельскохозяйственная академия (бухгалтерский учет и аудит), 2002 год.
Казанский (Приволжский) федеральный университет (менеджмент), 2017 год.
Этапы карьеры
1995–2004 — индивидуальный предприниматель.
2004–2020 — руководящие должности группы компаний в лифтовой сфере.
С 24 сентября 2020 года и по настоящее время — генеральный директор ООО «Татлифт».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.