С 9 апреля Россия отменяет введенные из-за пандемии коронавируса ограничения на регулярное и чартерное авиасообщение с 52 «дружественными» странами С 9 апреля Россия отменяет введенные из-за пандемии коронавируса ограничения на регулярное и чартерное авиасообщение с 52 «дружественными» странами Фото: «БИЗНЕС Online»

Россия возобновляет авиасообщение с 52 странами

С 9 апреля Россия снимает «коронавирусные» ограничения на регулярные и чартерные полеты в 52 страны. Об этом накануне заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. В список разрешенных к полетам стран попали только дружественные РФ государства, разрешения на путешествия по которым оперативный штаб по борьбе с коронавирусом давал с оглядкой на эпидемиологическую обстановку. Что изменится с 9 апреля? Если раньше оперштаб регламентировал количество рейсов, аэропорты вылета и прилета, а также тип рейса (чартерный или регулярный), то сейчас эти ограничения снимаются и для туроператоров с авиакомпаниями наступает полная свобода.

Разрешенные к вылету из России страны — это Аргентина, Алжир, Афганистан, Босния и Герцеговина, Бахрейн, Ботсвана, Бразилия, Вьетнам, Венесуэла, Гонконг, Египет, Зимбабве, Индия, Израиль, Индонезия, Ирак, Иордания, Кения, КНДР, Китай, Коста-Рика, Кувейт, Лесото, Ливан, Маврикий, Малайзия, Мадагаскар, Мальдивы, Марокко, Молдавия, Мозамбик, Мьянма, Монголия, Намибия, Оман, Перу, Пакистан, Саудовская Аравия, Сербия, Сейшелы, Сирия, Танзания, Таиланд, Тунис, Турция, Уругвай, Филиппины, Фиджи, Шри-Ланка, Эфиопия, ЮАР и Ямайка.

Мишустин добавил, что до этого без ограничения можно было летать в 15 стран, включая некоторые государства евразийского экономического союза, Мексику, Катар и другие.

Корреспондент «БИЗНЕС Online» заметил, что в часть из открытых 52 стран и сейчас можно купить билеты. Это касается Индонезии, Индии и Египта. Правда, цены кусаются. Например, слетать в одиночку в Шарм-эш-Шейх (Египет) на майские праздники стоит 58 тыс. рублей в оба конца. В другие страны прямых перелетов нет, но с пересадками в Стамбуле или Дубае (ОАЭ) добраться до Вьетнама или Мальдив возможно. Не присоединившаяся к западным санкциям Турция стала главным пересадочным хабом для перелетов россиян в другие страны. В Стамбул из российских городов летает Turkish Airlines и некоторые российские компании, в частности «Азимут» на SSJ из Сочи и Минеральных Вод.  

Среди заграничных направлений наиболее доступной страной для россиян остается Турция Среди заграничных направлений наиболее доступной страной для россиян остается Турция Фото: © Martin Siepmann/imageBROKER.com/ www.globallookpress.com

Стали ли ближе Мальдивы и Танзания? 

Председатель совета директоров ГК «Тулпар» Азат Хаким указывает на серию рисков для авиакомпаний, которые захотят осуществлять перелеты по указанным направлениям. Риск №1 — изъятие российских лизинговых самолетов по прилете в аэропорт «дружественной» страны. Напомним, европейские лизинговые компании планировали до конца марта забрать у российских авиакомпаний сотни самолетов. Эта мера предусмотрена санкционными мерами в отношении авиации РФ из-за военной спецоперации России на Украине. По данным агентства Cirium, которые приводит газета «Коммерсантъ», в лизинге у международных компаний находится более половины (55%) всего российского авиационного флота. А из 980 пассажирских лайнеров в лизинге 777 машин. «До 70 процентов российских самолетов в лизинге», — добавил собеседник издания. 

Риск №2 — страховка бортов: европейские лизингодатели отказались страховать российские самолеты. Большинство российских авиакомпаний получило уведомление от европейских лизингодателей о прекращении договоров перестрахования в ночь на 8 марта. Авиаторы трактуют это как невозможность выполнять полеты.

Риск №3 — авиафлот. Все перелеты в указанные страны выполняются на SSJ-100, который рассчитан на перевозку 87 пассажиров на расстояние не более 3 тыс. километров. «Они эту дальность полетов не потянут», — предупреждает Хаким. Следовательно, потребуется пересадка в Сочи. «Сообщение об открытии этих стран нужно понимать так, что только сняты „коронавирусные“ ограничения, пассажиры смогут покупать билеты, не боясь, что прибытии их посадят на карантин на пару недель, — добавил председатель совета директоров ГК „Тулпар“. — Это не говорит о том, что немедленно будет открыто авиасообщение». 

Зато простор для маневра получают бизнес-джеты. «Они в основном находятся в собственности, там лизинговых рисков нет, поэтому в том числе и для нас возможности для работы расширяются, количество чартеров мы увеличиваем», — пояснил Хаким. По его оценкам, спрос на услуги ГК за последние два года вырос в 2 раза. «Мы и так не страдаем от отсутствия заказов, — заключил он. — А что касается населения, то ощутимых последствий от этого не будет. Народ боится застрять [за границей], поэтому, даже если бы они хотели, не полетят. Других пугает неизвестность, а тут еще и платежные карты заблокированы. Слишком много проблем в наши неспокойные времена. Разумные люди предпочитают оставаться [и отдыхать] в своей стране».

Слетать в одиночку в Шарм-эш-Шейх (Египет) на майские праздники стоит 58 тыс. рублей в оба конца Слетать в одиночку в Шарм-эш-Шейх (Египет) на майские праздники стоит 58 тыс. рублей в оба конца Фото: © Maksim Konstantinov/Global Look Press/ www.globallookpress.com

«В ближайшие месяцы направлением №1 для нас станет Турция, а направлением №2 — Египет» 

Каким будет спрос на новые направления, не решаются прогнозировать даже туроператоры. «Эти страны не пользуются массовым спросом, поэтому единичные туристы туда ездить будут, но рассчитывать на какой-то серьезный объем преждевременно, полагает заместитель генерального директора Tez Tour Владимир Каганер. — Вряд ли это приведет к увеличению турпотока из России».

Не добавит энтузиазма у туристов и неразбериха с авиацией, соглашается собеседник нашего издания. «Непонятно, кому можно, куда можно, арестуют или нет. У нас сейчас любые вылеты за рубеж связаны с определенными рисками», — заключил он.

Расширение авиасообщения на 52 страны президент ассоциации турагентств РТ Рамиль Мифтахов называет «прекрасной» новостью, у которой есть ряд тормозящих факторов. «Первый эффект — это сезонность, — объясняет он. — Для тех направлений Юго-Восточной Азии, которые открылись, сезон начинается с осени, а не летом. Летом там сезон дождей и люди туда не поедут. Второй эффект, сдерживающий эту историю, — дорогие перелеты. Наши чартерные перелеты весьма ограничены самолетами. Лизингодатель ограничил перелеты этих самолетов, и машин на средние и дальнемагистральные направления очень мало, что повлечет за собой полеты в данных направлениях на регулярных рейсах. А там стоимость билетов будет существенно дороже, чем чартерная перевозка. Это делает турпродукт дороже и еще менее доступным для широких кругов населения».

В пример собеседник издания привел Таиланд. Отдых в Паттайе не очень дорогой, но 9-часовая доставка к таиландским пляжам стоит немало. «И, если там будет регулярная перевозка, а не чартерная, Таиланд превратится в продукт элитного отдыха, а не масс-маркета, — добавил он. — Если говорить о зарубежных странах, в ближайшие 2–4 месяца направлением №1 для нас станет Турция, а направлением №2 — Египет, которые станут продаваться по более-менее адекватной цене. Но об адекватной цене сейчас очень сложно говорить, учитывая, сколько стоит керосин, авиатопливо и какая в связи с этим будет стоимость билетов».

«Как я понимаю, со снятием антикоронавирусных ограничений снято и ограничение по числу рейсов в данные страны, но это никак не скажется (на авиаперевозках прим. ред.), — рассуждает директор по продажам Салават City Center Рустем Тарзиманов. — Потому что просто нет прямых рейсов. Кроме „Аэрофлота“, туда никто летать не хотел, а „Аэрофлот“ сейчас из-за санкций летать не может, поэтому какого-то живого оптимизма относительно снятия этих ограничений я не испытываю».