«Молодежь там очень повернута, особенно малолетки. «Азов»* там поработал, пропаганда сильная», — рассказывают о страшных буднях переселенцы из Мариуполя, которые начали обживаться в Набережных Челнах. Часть беженцев госпитализированы после приезда, а кто-то уже успел покинуть город. Тем, кто остался, город предлагает работу, а детей распределяют в школы и сады. Мэр автограда Наиль Магдеев обещал, что он и депутаты горсовета возьмут шефство над каждой семьей. О том, как мариупольцы бежали под пулями с Украины в Россию, теряли родных и бились в контузии, — в материале «БИЗНЕС Online».
Наиль Магдеев: «Город на первом этапе сделал все, чтобы на хорошем организационном уровне встретить людей, которые многое потеряли, в том числе родных и близких… Они в непростом психологическом состоянии»
13 переселенцев из Мариуполя госпитализированы
Вынужденных переселенцев из Мариуполя Татарстан встретил непогодой. Среди прибывших в республику украинцев были и те, кто, по словам волонтеров, выбежал из дома в одних лишь сланцах на босу ногу. А тут вдобавок еще и ночные минусовые температуры с обильными осадками… В результате около двух десятков человек простудились, 13 пришлось госпитализировать в медучреждения Челнов.
«Часть из них госпитализировали с бронхитом, пневмонией, была госпитализирована женщина с сахарным диабетом, — рассказали о состоянии прибывших в администрации города. — Понимаете, они 21 день сидели в подвалах… Соответственно, обострились хронические заболевания, но в основном болеют ОРЗ».
Первых вынужденных переселенцев республика, напомним, приняла у себя в ночь с пятницы на субботу. Тогда 502 человека прибыли на ж/д вокзал «Казань-1» на поезде из Таганрога. Как оказалось, бо́льшая часть из них (297 человек) отправились в Набережные Челны, куда они прибыли ранним утром в субботу. Их разместили в санатории «Жемчужина» (197 человек) и общежитии «КАМАЗжилбыта» (100). В числе прибывших — 97 мужчин, 144 женщины и 56 детей. Из них 90 пенсионеров, 151 человек трудоспособного возраста, 10 детей дошкольного возраста, 46 школьников. Помимо людей, переселенцами стали 6 собак, две кошки, попугай и черепаха. Все они живут в номерах вместе с хозяевами.
«Есть и те, кто уже сейчас решил, что окончательно останется в Челнах. В основном это пенсионеры», — признаются в администрации. Впрочем, есть те, кто уже покинул Челны. Так, например, женщина уехала в Екатеринбург к родственникам, одна семья из двух человек — в Саратов, еще одна семья из пяти человек направилась в Москву.
Накануне с условиями размещения переселенцев лично ознакомился мэр автограда Наиль Магдеев. «Созданы хорошие условия для проживания. Организовано трехразовое горячее питание, — отметил он. — Город на первом этапе сделал все, чтобы на хорошем организационном уровне встретить людей, которые многое потеряли, в том числе родных и близких… Они в непростом психологическом состоянии».
«Созданы хорошие условия для проживания. Организовано трехразовое горячее питание»
На первом этаже «Жемчужины» выделили несколько кабинетов для соцслужб. Переселенцам доступны услуги соцзащиты, юристов, пенсионного фонда и даже телеоператоров. Специалисты на месте оформляют новые сим-карты, чтобы мариупольцы могли выйти на связь со своими родными и пользоваться интернетом.
В целом в санатории царила спокойная обстановка. Могло показаться, что все идет своим чередом, а прибывшие из Украины переселенцы — это обычные постояльцы. «Они сегодня счастливы, что они в тепле, их не бомбят, вкусно кормят. Сейчас все вопросы решаются поэтапно. На данный момент главная задача — их одеть, — объяснили нам в администрации. — Они уже улыбаются. Они сытые и чистые. То, что они рассказывали нам в первый день, — это не дай бог кому-то пережить… Есть люди, которые потеряли дом, квартиру, машину — все». По решению властей переселенцам предоставят право выбора одежды. От сбора б/у, так называемых душных, вещей решили отказаться, чтобы ускорить процесс.
На первом этаже «Жемчужины» выделили несколько кабинетов для соцслужб. Переселенцам доступны услуги соцзащиты, юристов, пенсионного фонда и даже телеоператоров
«Снаряд разбился под окном моей квартиры, все полетело, и меня контузило»
Пока беженцы не успели ознакомиться с городом, но уже говорят о его красоте и гостеприимности. По какому принципу кого-то направили в Челны, а кого-то оставили в столице, они не знают. Их распределили только по прибытии на вокзал: «Толком никто ничего не объяснил», — сетуют беженцы.
Они с ужасом рассказывали нашему корреспонденту о последних днях в Мариуполе. «Нас вытащили из подвала, где мы сидели месяц на воде. Она закончилась — все, надо уходить. Потому что и дети малые… Чеченцы и дэнэровцы нас вывели, — вспоминал в беседе с „БИЗНЕС Online“ худощавый мужчина с усами лет 60 Петр Асаенок. — А так бы сидели до последней капли воды. Они пришли, коридор нам организовали: „Давайте, ребята“. Пока не было коридора, шла перестрелка сильная, выходить было опасно. А когда русские подошли, нас к морю и сюда».
По словам пенсионера, дальнейший маршрут они уже узнали только в поезде: «На границе делали фильтрацию, чтобы националисты не прошли. С границы нас в Таганрог направили. Там ночь на морозе, в пунктах обогрева. Потом довезли до вокзала. В поезде говорят: „Вы едете в Татарстан“. Мы думали, что останемся в Таганроге — ближе к Мариуполю, чтобы можно было вернуться. Хотели бы посмотреть на наши дома, целы или нет. Когда уходили, были еще целы». Асаенок — родом из Беларуси. Переехал в Мариуполь 30 лет назад, чтобы быть поближе к морю.
В Челны он приехал вместе с женой. А вот про судьбу сына и внучки ему ничего неизвестно: «Мы жили в разных районах. Я ездил к ним, когда маленькие обстрелы были. А когда уже больше начались — я их потерял. Может, они меня через вас увидят, — надеется он. — У них такой район, что их, может, еще и не освободили. Там этих нацистов натыкано… База на каждом углу. За 8-то лет… Так и жили. Слова нельзя было сказать. Молодежь там очень повернута, особенно малолетки. „Азов“* там поработал, пропаганда там сильная».
Пара вроде бы и готова остаться в Челнах, но прежде планирует вернуться в Мариуполь и посмотреть, цел ли дом. Если нет, то придется думать. На родине была квартира и новенький автомобиль. Правда, насладиться новой машиной вдоволь не удалось — в гараж попал снаряд. Но мужчина не унывает: «Зато сами живы остались. Это уже хорошо. Спасибо, что приютили. А что дальше — непонятно. Никто не знает, сколько мы здесь будем».
Многие из вынужденных переселенцев потеряли связь с родными и через СМИ надеются ее восстановить
Многие из вынужденных переселенцев потеряли связь с родными и через СМИ надеются ее восстановить. К примеру, 70-летняя Татьяна Акрамова в последний раз общалась с дочерью еще 28 февраля. «Состояние тяжелое. Не знаем, где дочь и двое внуков. Это самое страшное, — рассказывает пенсионерка. — Они хотели меня забрать к себе домой. Я сказала: „У меня больная нога. Дети, бегите. Я под пулями вас буду только задерживать“. Они ушли в свой дом, тогда еще была связь. Просила прислать эсэмэску, как дойдут. Они прислали, что дома. Больше связи не было. 3 марта меня контузило. Снаряд разбился под окном моей квартиры, все полетело, и меня контузило».
Дорога в Татарстан была непростой, признается она: «Мы бежали под пулями до Новоазовска. Оттуда до Таганрога уже довезли автобусом. Оттуда — в Казань и сюда. Мне 70 лет, я вот тут сижу, — разводит она руками. — Казань видели только ночью, красивый город».
«Нас так много в Мариуполе, что места в Таганроге и Ростове всем не хватало, — Марина Тулаинова о переезде в Челны рассказывала с улыбкой на лице. — Добрались замечательно, но все-таки двое суток на ногах тяжело. Мы рады, что попали к вам. У вас замечательный город, прекрасные люди. У вас очень хорошо относятся к людям. Почувствовали, что мы действительно как родные». Тулаинова, смеясь, отметила, что порции в столовые очень большие: «Столько не съедаем!» По ее словам, сейчас идет процесс оформления документов. Многие остались ни с чем, и, чтобы почувствовать себя людьми, нужен хотя бы паспорт. «Будем смотреть, — говорит женщина на вопрос о будущем. — У меня сын в Краснодаре, родственники в Беларуси. А можно и здесь, у вас, остаться. У вас прекрасный город!»
Внутри «Жемчужины» Магдеев осмотрел столовую зону и побывал в нескольких комнатах, где разместили беженцев. В личной беседе с ними он поинтересовался их состоянием и заверил, что город окажет всю необходимую поддержку
Для желающих найти работу устроят ярмарку вакансий, КАМАЗ уже выразил готовность трудоустроить переселенцев
Внутри «Жемчужины» Магдеев осмотрел столовую зону и побывал в нескольких комнатах, где разместили беженцев. В личной беседе с ними он поинтересовался их состоянием и заверил, что город окажет всю необходимую поддержку: «Мы приехали, чтобы посмотреть глаза в глаза и сказать, что мы вас не бросим один на один с вашими проблемами».
Беженцы, в свою очередь, отметили гостеприимность города и местных людей, а кто-то, как, например, мариуполец Владимир Сохин, уже выразил готовность выйти на работу на одном из местных предприятий. «Готов пойти на любую профессию. Строительство — моя вторая работа, могу выполнять любые отделочные и плиточные работы. Я все могу делать, — рассказал он мэру. — Я волонтерам все рассказал. Жду ответа».
Администрация города уже собрала сведения о профессиях переселенцев. Среди прибывших в Челны оказалось много электромонтеров, монтажников, слесарей, водителей, электро- и газосварщиков. Как оказалось, многие из них трудились на металлургическом комбинате «Азовсталь», поэтому найти работу в промышленной столице РТ им не составит особого труда. К тому же, по нашей информации, КАМАЗ уже выразил готовность трудоустроить переселенцев на заводе. Планируется, что ориентировочно на следующей неделе центр занятости города организует для переселенцев ярмарку вакансий.
Решается вопрос и с детьми. Планируется, что все 46 школьников сядут за парты уже на следующей неделе. Дети, размещенные в «Жемчужине», будут учиться в новой гимназии №14, а школьники из «КАМАЗжилбыта» пойдут в 13-ю школу — это ближайшие к местам размещения учебные учреждения. Для них будет организован автобус. А школьной формой бесплатно обещала всех обеспечить местная компания «Бросско», специализирующаяся в этом направлении.
Дети, размещенные в «Жемчужине», будут учиться в новой гимназии №14, а школьники из «КАМАЗжилбыта» пойдут в 13-ю школу — это ближайшие к местам размещения учебные учреждения
Помощь переселенцам, скорее всего, окажут и депутаты городского совета Челнов. С таким предложением накануне на совещании выступил Магдеев. И, надо полагать, инициативу мэра чиновники поддержат. «Каждый депутат городского совета возьмет шефство, патронаж над одной семьей. Я попросил подготовить списки. Каждое должностное лицо в администрации города будет оказывать помощь отдельно взятой семье, — рассказал Магдеев. — Не так, чтобы любить все человечество. Нужно оказывать помощь конкретной семье. Я тоже буду помогать, попросил, чтобы это была семья с детьми. Чтобы я мог их сопровождать по жизни, оказывать помощь и поддержку этой семье. Понятно, что я, как руководитель города, в целом отвечаю за то, чтобы каждая семья была согрета вниманием и поддержкой».
*Полк «Азов» — экстремистская праворадикальная организация, запрещенная на территории России.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.