Станислав Ершов: «Строить прогнозы и проверять какие-то модели на основе нашего опыта будет неправильно. Мы не показываем такие релизы, как «Трансформеры», «Сталинград» или «28 панфиловцев»Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы тоже думаем, как сократить активность»

— Станислав, в начале марта ассоциация владельцев кинотеатров написала открытое письмо министру культуры РФ, в котором говорит о рисках ликвидации всей отрасли, а также просит помощи у российских властей. Как вы оцениваете ситуацию в отрасли?

— Я не подписывал его, но моя позиция во многом созвучна с тем, что там написано.

— Без государства все пропало?

— Не знаю, все или не все, но уровень поддержки «Кино&Театра» в «Англетере», которым я занимаюсь и который входит в топ-50 лучших кинотеатров Европы, вот уже 6 лет и является одним из культовых мест в Санкт-Петербурге и в стране, составляет 0 рублей 0 копеек за все пандемийные годы. Пока живем.

— Вы один из немногих оптимистов. Все чаще слышишь рассуждения в духе «конец всему, кинотеатры умирают» и так далее.

— «Кино&Театр» в «Англетере» — особенное место. Строить прогнозы и проверять какие-то модели на основе нашего опыта будет неправильно. Мы не показываем такие релизы, как «Трансформеры», «Сталинград» или «28 панфиловцев» не потому, что это плохое кино, а потому что у нас принципиально другой зритель. Эти фильмы тоже достойные, рассчитанные на определенную аудиторию и площадки. «Кино&Театр» — это такой небольшой бутик, клуб по интересам: мы проводим встречи с режиссерами, актерами, показываем много независимого, артхаусного, фестивального кино. И я уверен, что такой контент будет востребован сейчас особенно. Безусловно, мы тоже думаем, как сократить активность. Наверное, придется уменьшить число сеансов. Конечно, мы будем испытывать «голод» от отсутствия достаточного количества контента, но, надеюсь, в меньшей степени, чем крупные сети.

Станислав Ершов — продюсер, председатель правления Фонда «Кино&Театр».

Родился 20 марта 1968 года в Челябинске. В 1991-м окончил с отличием Московский физико-технический институт.

Работал инженером, научным сотрудником Института атомной энергии им. Курчатова, ведущим специалистом СП «ЭКОМ-С», генеральным директором АООТ «Инфрасервис», финансовым экспертом ОАО «Никос-Файнес». В 1995–1999 годах участвовал в реализации ряда коммерческих проектов на территории Волгоградской и Самарской областей, Санкт-Петербурга. В качестве эксперта сотрудничал с комитетом по несостоятельности и банкротству правительства Москвы (ГУП «Моспромконсалтинг»), занимаясь вопросами возможного оздоровления и реструктуризации промышленных предприятий Москвы.

С 1998 года привлекался российским фондом культуры в качестве эксперта по реализации различных программ и проектов, в частности в рамках федеральной программы «Развитие и сохранение музыкального образования и творчества в РФ». В 2000 году стал соучредителем и исполнительным директором межрегионального благотворительного фонда развития Мариинского театра; с 2001 года — председатель правления фонда. В 2001–2003 годах — исполняющий обязанности директора ГУП «ТПО „Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. Горького“». С 2003 по 2010 год — генеральный директор ОАО «ТПО „Киностудия им. Горького“».

Член российской академии кинематографических искусств «Ника».

Продюсер фильмов «Дом Солнца» (реж. Гарик Сукачев), Generation P (реж. Виктор Гинзбург), «Арье» (реж. Роман Качанов), «Лучшее время года» (реж. Светлана Проскурина), «Греческие каникулы» (реж. Вера Сторжева) и др.

С 2006 года председатель правления фонда «Кино&Театр» (Санкт-Петербург). В 2009 году фонд выступил российским участником (продюсером) в организации и проведении съемок международного музыкального проекта (фильма-концерта) с участием Дмитрия Хворостовского и Рене Флеминга «Музыкальная одиссея в Петербурге». С 2010 года фондом реализуется ряд проектов в рамках приграничного сотрудничества Россия – Финляндия (в городах Выборг и Котка), также при активном участии фонда в Санкт-Петербурге проходят уже ставшие традиционными музыкальные фестивали «В сторону Выборга» (совместно с Институтом Финляндии) и «Лики современного пианизма» (совместно с Мариинским театром).

В 2013 фондом «Кино&Театр» году запущен проект одноименного арт-кинотеатра в гостинице «Англетер» (Angleterre Cinema Lounge), который стал пристанищем для истинных ценителей кино в Санкт-Петербурге. Также кинотеатр «Кино&Театр» открыт в городе Иннополис (Татарстан).

Является автором проекта «Кино за 7 дней», реализуемого в Татарстане.

Например, грядет Каннский кинофестиваль. Уже объявили, что российские картины, скорее всего, в нем участвовать не будут. Остается открытым вопрос, пустят ли наших дистрибьюторов на рынок, позволят ли им приобрести новые фильмы.

«К великому сожалению, возможности российской индустрии в технической стороне вопроса также невелики. Адекватной замены ключевым деталям и запчастям на данный момент не существует» «К великому сожалению, возможности российской индустрии в технической стороне вопроса также невелики. Адекватной замены ключевым деталям и запчастям на данный момент не существует» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Не перестать же всем слушать Чайковского, читать книги Толстого, пересматривать Тарковского»

— Речь ведь не только о фильмах, но и об оборудовании. Есть ли российские аналоги технического обеспечения кинопоказа?

— К великому сожалению, возможности российской индустрии в технической стороне вопроса также невелики. Адекватной замены ключевым деталям и запчастям на данный момент не существует. Возможно, что-то позже появится у китайцев. Я говорю о принципиальных вещах типа ламп для проекторов или оборудования для серверов. У нас пока есть запасы, но, на сколько их хватит, непонятно. Мы не знаем, на сколько закроется рынок, будут ли какие-то альтернативные возможности.

— Какой материал более всего расходуется и как часто надо его докупать?

— Лампы для проекторов. Их приходится менять достаточно часто, чтобы засветка экрана была яркой и эффектной. Здесь тоже сложно строить прогнозы. Когда появились первые санкции, стало понятно, что закрыт быстрый доступ к оборудованию. Но имелась возможность слетать в Европу, купить и привезти. Вот отменили самолеты, но еще есть другие возможности передвижения. В те же Хельсинки съездить. Однако запретили операции с валютными счетами: карты не работают, наличные евро купить невозможно. Поэтому мне очень сложно что-то предсказывать.

— Но вы хотя бы не ставите могильную плиту на индустрии.

— Мой оптимизм не такой уж и прочный. Хочется уповать на скорейшее завершение конфликта, желательно мирным путем. Только после можно будет строить какие-то прогнозы. Но даже если завтра закончится активная фаза конфликта, нам предстоит с этим жить еще многие годы. Санкции и ограничения нельзя включить или выключить, как электричество в комнате. Система имеет определенную инерционность. Всем нужно набраться терпения и снизить повсеместно уровень агрессии. Она присутствует и между людьми и на более глобальном уровне. Это абсолютно неправильно, потому дело доходит до откровенной глупости — навешивания ярлыков по национальному признаку. А хуже этого ничего быть не может.

Не перестать же всем слушать Чайковского, читать книги Толстого, пересматривать Тарковского. Нам надо стараться быть толерантнее, терпимее к людям, даже если у них другая точка зрения. Мне кажется, только тогда все может сбалансироваться внутренний и внешний мир, пусть все и не выправится. Это крайне непросто, но другого пути нет. Последствия происходящего останутся с нами надолго.

«Моя идея заключалась в том, чтобы сделать во всех кинотеатрах на все российское кино стандартную цену билета в 100 рублей. И все деньги оставлять в кинотеатре» «Моя идея заключалась в том, чтобы сделать во всех кинотеатрах на все российское кино стандартную цену билета в 100 рублей. И все деньги оставлять в кинотеатре» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Еще во времена работы на киностудии имени Горького в Москве я предложил одну модель»

— Вы уже заметили сокращение посещаемости кинотеатров? Известный кинокритик Антон Долин перед своим отъездом из России написал, что не понимает, как сейчас можно ходить в кино и делать вид, что ничего не замечаешь. 

— Конечно, людей приходит меньше, чем обычно. Не могу сказать, что радикально, но меньше. Во многом это связано с тем, что не вышли фильмы, которые все ожидали. Но у людей в принципе сейчас голова другим забита. Кто-то бежит скупать сахар с солью, а кто-то разбирается с зависшими кредитами и так далее. Понятно, что индустрия развлечений отошла на второй план. Это комплексная причина безусловно.

То, что касается Антона… Я полностью его понимаю и сопереживаю его решению и словам, которые он сказал. Но я не рассматриваю возможность уехать. У меня мама, которой в этом году исполнится 80 лет, я стараюсь сохранить проект, который создавал 9 лет. Для меня важно дать возможность многим людям переключиться от текущих проблем, отключиться от гаджетов и новостных сводок. Это хорошая разрядка для мозга. Почему я должен прекратить это делать сейчас? Каждый выбирает по себе.

— Понимаю, что ваше детище не основывается на государственной поддержке, но вы можете определить, чем эти структуры могли бы действительно помочь индустрии?

— Еще во времена работы на киностудии имени Горького в Москве я предложил одну модель, которую считал и считаю абсолютно правильной и адекватной. Возьмем условную цену на билет в кино. Например, 200 рублей. 100 остается в кинотеатре, а 100 отправляется тем, кто это кино сделал. Моя идея заключалась в том, чтобы сделать во всех кинотеатрах на все российское кино стандартную цену билета в 100 рублей. И все деньги оставлять в кинотеатре.

— И чего можно достигнуть таким образом?

— Во-первых, это крайне привлекательная цена. А значит, люди с удовольствием пойдут за такие деньги в кино. Во-вторых, это привлечет новую аудиторию, которая раньше в кино не ходила, потому что для них 400–500 рублей за билет — непривлекательная сумма. В-третьих, это скрытая борьба с пиратством. Человек скорее пойдет в кинотеатр на официальный релиз по такой привлекательной цене, чем где-то на торрентах будет скачивать себе пиратскую версию. В конечном счете это повлияет на развитие кинотеатров: их количество увеличится, людей станет больше и так далее. Это очевидная поддержка отечественного кино.

— Но как же фильмы окупятся?

— У нас есть сейчас система единого электронного билета (ЕАИС), которая установлена во всех кинотеатрах. Мы постоянно отчитываемся и отсылаем все данные в фонд кино. Статистика абсолютно открытая. Так вот, условно какую-то российскую картину посетил 1 миллион человек. Продюсеры картины приходят к ним и говорят: «Заплатите нам вторые 100 рублей, из расчета числа людей, которые посмотрели нашу картину». Например, посмотрел миллион, значит, заплатите 100 миллионов.

Если я не ошибаюсь, то в письме АВК (ассоциации владельцев кинотеатров) фигурируют цифры, выделенные за последние голы фондом кино и министерством культуры, а это более 80 миллиардов рублей. Впрочем, кассовых успехов за последние годы у нас не так много. На слуху только «Холоп», «Последний богатырь»… а третьего и четвертого мы даже не назовем. Это те фильмы, которые реально что-то в прокате собрали. Но 80 миллиардов были розданы широким веером. Вот вам модель, которая реально может заработать и помочь сегодня.

«Надеюсь, люди, живущие в Казани, заведут себе прекрасную привычку смотреть кино в Иннополисе»

— Как обстоят дела сейчас в вашем кинотеатре, открывшемся в татарстанском Иннополисе? Оправдалось ли его появление в самом молодом городе России?

— Кинотеатр работает. Не могу сказать, что так, как хотелось, но он практически сам себя содержит. Конечно, спасибо администрации города, их поддержке. Место, которое нам дали, совершенно замечательное. Недавно мы с коллегами обсуждали ситуацию и решили, что продолжаем работать. Конечно, показатели подсядут по тем же причинам, что и в кинотеатре в «Англетере», но мы решили не прекращать деятельности в надежде на рост.

Когда мы только начинали проект, то понимали, что он сразу, как в «Англетере», не «выстрелит». Все же тогда в городе жили порядка 4 тысяч человек. Сейчас цифра уже удвоилась, если я не ошибаюсь. А со следующего года она должна еще удвоиться. Это как раз те зрители, которых мы у себя с нетерпением ждем.

Конечно, нам очень хочется организовать там какую-то особую линейку событий, чтобы упрочить статус площадки. Но сначала пандемия не давала нам этого сделать, теперь — другие события. К сожалению, мы попадаем из огня да в полымя. Но опять же надо немного потерпеть. Я очень надеюсь, что люди, живущие в Казани, заведут себе прекрасную привычку смотреть кино в Иннополисе.

«Такого трешевого опыта мы как организаторы еще не имели»

— Также с Татарстаном вас связывает проект «Кино за 7 дней», который уже выдержал три сезона. Есть ли у него дальнейшие перспективы, учитывая, что там работали кинематографисты из разных стран?

— Конечно, все подвешено. И по понятным причинам мы никаких планов не строим. Запуск проекта на следующий год пока отложен. В конце марта мы должны принять решение. И, я надеюсь, оно будет положительным. Но пока все непонятно. Мы ведь не ради галочки это делали. У меня нет сомнений, что мы даже сегодня найдем нужное число участников, но сумеем ли собрать максимально сильные команды? Пока мы завершаем пост-продакшен альманаха, который был сделан в декабре прошлого года в Казани, и готовим к выходу второй альманах 2020 года. Так что пока нам есть чем заняться.

— Повлияет ли нынешняя ситуация на развитие регионального кинематографа в России? Может, это шанс для него?

— Думаю, не повлияет. Мы несколько раз обсуждали эту историю на разных панелях, в которых я принимал участие. Здесь две большие проблемы в российском кино. Это мизерный прокат. Потому что менее 5 тысяч экранов, которые у нас существуют, — это капля в море. Если я не ошибаюсь, у нас кинопоказом охвачено менее 5 процентов населения. То есть это такая статистическая ошибка. Киноиндустрия находится в области статистического шума.

А вторая проблема регионального кино заключается в том, что оно требует серьезной локальной финансовой поддержки. Якуты только как-то пробились. Но их успех — это успех такой «скороварки». Они далеко, оттуда трудно выбраться и там, в замкнутом «котле» сварилось такое дивное «блюдо».

«Казань дю Синема»: возьмутся ли Сафаров и Ахметов за татарстанское кино?

Если взять в пример ту же Казань, то проблема в другом: кадры очень быстро вымываются. Ведь до Москвы всегда час с небольшим на самолете, а там совсем другие условия: гонорары, возможности. Вот, например, сформированная нами команда линейных продюсеров, которые работали на первом проекте «Кино за 7 дней», практически в полном составе перебралась в Москву. Кто-то — продюсером, кто-то — вторым режиссером, кто-то — ассистентом и так далее. Это естественный процесс, что человек для своего развития будет перебираться туда, где лучше и где больше возможностей.

— То есть нам не стоит ждать повторения феномена якутского кино в других регионах?

— Все зависит от обстоятельств. Мало вожаков… Может, кто-то появится, и за ними пойдут люди. Анализируя последствия трех сезонов проекта «Кино за 7 дней», могу однозначно сказать, что мы пытаемся нести мировую культуру кинопроизводства в Татарстан. Например, приедет режиссер, оператор, актер из другой страны. Сами они реализовать проект не могут. Для этого надо обзавестись командой вокруг. А одним из наших партнеров как раз был казанский институт культуры. И все студенты были вовлечены в процесс от первого до последнего звука. И у них появляется возможность поработать в прекрасной международной профессиональной команде, понять процесс, проявить себя, научиться. Причем не послушать лекции, семинары, а на практике понять, как все устроено и даже увидеть себя в конце в титрах. В этом была одна из наших целей — собственно, в результате тех, кто прошел через горнило первого «Кино за 7 дней», Москва уже к себе забрала. Безусловно, большое кино делается там, где есть большие деньги и возможность реализации больших креативных замыслов.

 Как вы думаете, начнет ли сейчас более активно обсуждаться тема кинорибейтов или, наоборот, денег мало и московские компании скорее будут в павильонах снимать и экономить?

 — Если честно, боюсь навлечь гнев своих коллег. Знаю, что Сергей Михайлович Сельянов (продюсер, руководитель кинокомпании «СТВ» — прим. ред.) очень ратует за эту историю. Я как-то не разделяю оптимизма. Введение рибейта за рубежом имел ряд выдающихся результатов. Один «Отель „Гранд Будапешт“» (большая часть фильма была снята в Гёрлице — самом восточном городе Германии, что в Саксонии, — прим. ред.) чего стоит. Но с практической точки зрения я не уверен, что это работает на любой территории. Например, в Чехии это хорошо прижилось. Но там весьма развита кино- и туристическая индустрия. Например, немногие знают, что фильм «Казино Рояль» снимался в Праге. В процессе съемок участвовало огромное количество человек, возможно, не одна тысяча, которых нужно было где-то размещать, кормить. А в Праге как раз много недорогих уютных гостиниц, ресторанчиков. «Казино Рояль» — это же не только Дэниел Крейг.

И, естественно, если тебе за это дают какой-то возврат денег, то, да, понимаю. А применительно к России — не уверен. Должна быть хорошо развита сама инфраструктура вокруг. Но идея, конечно, замечательная.