«Доверитель нашего бюро — одна из самых крупных логистических компаний России. Она не попала под санкции, но получила отказ от юридической фирмы Испании просто по этическим соображениям», — рассказывал накануне в Торгово-промышленной палате РТ старший партнер бюро K&P Law Александр Кукуев. По инициативе ТПП РТ создана платформа правовой помощи, через которую каждый бизнесмен бесплатно получит консультацию по вопросам работы в условиях санкций. О том, будет ли обвал рубля считаться форс-мажором, как Россия может наказать иностранные компании и чем показателен пример «Свинки Пеппы», — в материале «БИЗНЕС Online».
По инициативе ТПП РТ была создана платформа правовой помощи, через которую каждый бизнесмен может бесплатно получить консультацию по вопросам работы в условиях санкций
«Наш бизнес будет лихорадить не один месяц»
По инициативе председателя Торгово-промышленной палаты Татарстана Шамиля Агеева создана платформа по правовой поддержке бизнеса в условиях санкций. К инициативе присоединились палаты Московской области и Санкт-Петербурга. Экспертами проекта стали московское адвокатское бюро «Канишевская, Озерский, Кочетов, Четвергов, Кукуев» (K& P Law) и казанская коллегия адвокатов Sergis. Накануне они собрали предпринимателей в конференц-зале ТПП РТ, чтобы обозначить основные проблемы и пути их решения.
«Наш бизнес будет лихорадить не один месяц, меняются фундаментальные основы взаимоотношения между государствами, валютного регулирования и так далее. Может, что-то изменится после выборов президента США в 2024 году», — начала обсуждение председатель совета партнеров бюро «Канишевская и партнеры» Наталья Канишевская.
По ее словам, в международном праве есть негласное правило — прав тот, кто сильнее. Не тот, на чьей стороне законодательство и справедливость. «Поэтому будем сильными, и мы во всем победим», — сказала спикер.
Как позже Канишевская объяснила «БИЗНЕС Online», пока платформа не предполагает создание отдельного сайта. Все вопросы можно направлять через ТПП РТ, юристы смогут бесплатно проконсультировать бизнесменов. «Идея у Шамиля Рахимовича возникла полторы недели назад, а у нас уже есть меморандум. У бюро тоже была такая идея, в общем, мысли совпали. Конечно, хотелось бы расширять платформу [в другие регионы]», — поделилась адвокат.
Пока ТПП РТ приостановила выдачу сертификатов о форс-мажоре. По словам советника правового центра палаты Олега Еливанова, процесс возобновят в течение 10 дней
«Предприниматели должны помнить опыт прошлого»
В эпоху нарушения логистических цепочек и обвала рубля актуальным становится вопрос об исполнении заключенных контрактов. Пока ТПП РТ приостановила выдачу сертификатов о форс-мажоре. По словам советника правового центра палаты Олега Еливанова, процесс возобновят в течение 10 дней, пока не будет принят закон, согласно которому контрагенты могут не исполнять обязательства по договорам, если этому препятствуют действия недружественных стран.
По действующему законодательству само по себе резкое изменение курса валют не является обстоятельством непреодолимой силы, пояснила руководитель практики разрешения споров адвокатского бюро K&P Law Дина Шибзухова. Практика кризисного 2015 года показала, что суды считают изменение курса валют обычным предпринимательским риском. «Кризисы случались и ранее, в 1998 году. Предприниматели должны помнить опыт прошлого и закладывать его в своей стратегии», — сказала Шибзухова.
Международные санкции Верховный суд может признать форс-мажором, но должна быть прямая связь между ними и работой компаний. Яркий пример — нарушение логистических цепочек. Кроме того, стоит задуматься о корпоративной структуре компании, например, вывести из управления лиц, попавших под санкции. Напомним, что на прошлой неделе из-за санкций ЕС Дмитрий Конов оставил все посты в СИБУРе.
Сейчас, по словам Шибзуховой, перед бизнесом открылось «хорошее поле» для работы в области интеллектуальной собственности и товарных знаков. Она обратила внимание на нашумевшее дело в Кирове, когда суд отклонил иск правообладателя «Свинки Пеппы» к российскому ИП, потому что истец из Великобритании, то есть недружественной страны. Другая российская компания регистрирует товарный знак «Дядя Ваня» с изображением буквы «В», до боли похожим на бренд «Макдоналдс».
«Создается почва для того, чтобы российские предприниматели зарегистрировали патенты, где-то даже совпадающие с иностранными. Санкции за это, видимо, будут минимальными, либо их вообще не последует. Интересно за этим наблюдать», — заметила адвокат.
«Сейчас из-за того, что большое количество «русских денег» хлынуло из Европы и России в ОАЭ, там возникла в буквальном смысле пробка. Ходят спекуляции, что россиянам приостановили открытие счетов»
Шквал заявок на открытие бизнеса в ОАЭ
Сегодняшний кризис настиг и иностранные компании, которые работают в России, заявил старший партнер бюро K&P Law Александр Кукуев. В пример он привел российский офис мирового бренда спортивной одежды. Их представитель жаловался на тотальное давление правоохранителей, в частности прокуратуры. Компанию обвиняют в преднамеренном банкротстве из-за остановки продаж в российских магазинах. При этом решение об остановке принимали руководители в Нью-Йорке, вынужденные прислушиваться к мнению сенаторов конгресса США.
«Руководителям юридических департаментов таких компаний следует озадачиться вопросами связей российских офисов с зарубежным центром принятия решений», — посоветовал спикер.
Но вернемся к проблемам российского бизнеса. Подсанкционные компании столкнулись с тем, что юристы перестали представлять их интересы за рубежом. Например, с этим столкнулся банк ВТБ, который попал под самые разгромные санкции США. От банка отказались 99% представителей в зарубежных судах. В этом случае можно передать права требования по дебиторской задолженности третьему лицу, которого санкции не коснулись.
«Доверитель нашего бюро — одна из самых крупных логистических компаний России. Она не попала под санкции, но получила такой же отказ от юридической фирмы Испании просто по этическим соображениям. То есть они (юристы — прим. ред.) посчитали своим долгом в этих обстоятельствах отказаться от любой российской компании. Мы им предоставили русскоговорящего адвоката, который имеет право практиковать в Испании», — поделился Кукуев.
Он также рассказал, что у бюро есть офис в Дубае и за последние три месяца он получил максимальное количество заявок от российского бизнеса на открытие юрлиц и счетов в ОАЭ. «Мы получаем 30 заявок в день от российских компаний!» — поделился спикер.
Представитель IT-компании по имени Алексей поинтересовался, правда ли, что в ОАЭ сложно открыть банковский счет. На это юрист ответил, что и до 22 февраля российский паспорт всегда был в зоне «высокого риска» у арабских банков. Счета открывали с трудом, потому что требовалось доказать реальность бизнеса. Комплаенс занимал две недели. «Сейчас из-за того, что большое количество „русских денег“ хлынуло из Европы и России в ОАЭ, там возникла в буквальном смысле пробка. Ходят спекуляции, что россиянам приостановили открытие счетов, но это не так. Банки находятся под давлением, они осторожничают, в 5 раз тщательнее проверяют все», — объяснил эксперт.
Одной из возможных контрсанкций рассматривается национализация имущества иностранных компаний, которые уходят из России
Как Россия может национализировать иностранные компании?
Одной из возможных контрсанкций рассматривается национализация имущества иностранных компаний, которые уходят из России. Соответствующий законопроект сейчас рассматривает Госдума, напомнил управляющий партнер коллегии адвокатов Sergis Тимур Сергеев. Но и сейчас у России есть возможности привлечь «беглецов» к ответственности.
«Первый вариант — взыскание убытков в пользу российского юридического лица по вине иностранного участника. В этом случае возможно обращение взыскания на долю акций, которая принадлежит иностранным акционерам. Так акции могут перейти в российскую юрисдикцию», — обозначил Сергеев.
«Второй вариант — исключение иностранных участников, чье решение об остановке деятельности на территории РФ, прекращение исполнения внешнеэкономических сделок сделали невозможной деятельность российского общества или существенно затруднили ее», — продолжил спикер.
Конечно, в таком случае иностранный акционер может оспорить стоимость выкупа доли, но тот же пример «Свинки Пеппы» показывает, что тренд задан и российский суд может и вовсе отклонить иск, предположил адвокат.
Кукуев предположил, что заморозка счетов, арест вилл и яхт олигархов — это обеспечительная мера. Законодательство Испании и Италии, в частности, аналогично антиотмывочному закону в России
Что будет с арестованными яхтами?
В завершение Канишевская предложила коллегам порассуждать о том, какова природа санкций, которые западные страны накладывают на недвижимость россиян. Это обеспечительные меры перед будущим судом? И можно ли их обжаловать?
Кукуев предположил, что заморозка счетов, арест вилл и яхт олигархов — это обеспечительная мера. Законодательство Испании и Италии, в частности, аналогично антиотмывочному закону в России. «Там есть статья, по которой вам запрещено распылять данные активы до дальнейшего расследования. Презюмируется, что в дальнейшем перед судом должен выступить прокурор и доказать, что средства были „отмыты“ или добыты с помощью связей с правительством России, приближенности к президенту. Какое-то обоснование должно быть представлено. И необходим честный справедливый суд», — заключил адвокат.
Европейские юристы, поделилась Шибзухова, говорят о том, что в санкционные списки вносят лиц, которые наравне с РФ «виновны в причинении вреда Украине». «Когда граждане Украины обратятся в международные суды с иском о взыскании убытков, это имущество будет использовано для того, чтобы удовлетворить их требования», — сказала она.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.