Рустам Батров: «С точки зрения ислама, сложно назвать мужчиной вшивого романтика, у которого дырка на оттянутой коленке, протерты рукава на локтях и ботинки просят каши, но который при этом «дарит» женщине звезды на небе, васильковые поля и песни под балконом» Рустам Батров: «С точки зрения ислама, сложно назвать мужчиной вшивого романтика, у которого дырка на оттянутой коленке, протерты рукава на локтях и ботинки просят каши, но который при этом «дарит» женщине звезды на небе, васильковые поля и песни под балконом»

Ислам всегда на стороне женщины

Принято считать, что ислам — религия мужская, патриархальная. Женщина, дескать, у нас подавлена и ни во что не ставится. Это крайне поверхностное умозаключение, основанное на наблюдениях за людьми, формально исповедующими ислам, но фактически мало ему следующими. В их среде действительно можно встретить уничижительное отношение к женщине. Но в самом исламе, его теологии, выстраивается совсем иное, в высшей степени уважительное отношение к женщине.

Начать хотя бы с того, как шариат регулирует брачно-семейные отношения. Официальный брак в исламе начинается с экзамена, устраиваемого мужчине. Ему, чтобы быть рядом с женщиной, необходимо доказать свою состоятельность. Прежде чем поцеловать руку женщине, он должен сложить к ее ногам мамонта — брачный дар, махр. Махр — это фильтр, через который исламский закон не подпускает к женщинам тех, кто их недостоин.

Махр — показатель состоятельности мужчины как кормильца. Его краповый берет на право называться мужчиной. В нашем обществе, воспитанном в традиции французских любовных романов, культивируются романтики. Однако, с точки зрения ислама, сложно назвать мужчиной вшивого романтика, у которого дырка на оттянутой коленке, протерты рукава на локтях и ботинки просят каши, но который при этом «дарит» женщине звезды на небе, васильковые поля и песни под балконом. Мужчина — тот, кто без лишних слов сперва переводит любимой деньги на карту, чтобы она себя баловала и ни в чем себе не отказывала, а только потом дарит ей цветы, духи и прочую звездную пыль. Да, именно так: по исламу мужчина должен сперва доказать, что он имеет право быть рядом с женщиной, а затем и демонстрировать это в течение всей жизни. Второе требование называется в шариате нафака — обеспечение возлюбленной.

К сожалению, моральные калеки из числа мусульман сумели выхолостить шариат, найти себе лазейку. В качестве махра они часто дарят избранницам какую-нибудь безделицу: коробку конфет или золотое колечко. Им лень тянуться до уровня крапового берета. До уровня настоящего мужчины. Женщины, конечно, по любви и милосердию закрывают на это глаза. Правда, потом сами же страдают, ибо, когда появляются дети, вдруг выясняется, что они не знают, чем накормить своих чад.

А что обязана женщина в браке с точки зрения ислама? Ничего. Да, у жены по шариату нет никаких обязанностей перед мужем. Она не должна ни заботиться о хлебе насущном, ни стирать, ни готовить, ни убираться в доме. Если шариат что и возлагает на нее, то только любовь, ибо без любви женщины мужчина погибнет, а значит, плохо будет и самой женщине, ведь в ней живет океан любви, который она желает излить вовне. Ей важно иметь того, кому бы она смогла подарить свою любовь. Любить мужчину, быть снисходительной к нему — единственное назидание шариата, обращенное к женщине.

И хотя шариат не возлагает на женщину никаких бытовых обязанностей, на практике редкая мусульманка оставит своего мужчину без заботы. Так уж женщина устроена. Она живет безусловной любовью, которую даже шариат не в силах сдержать. Никакие формальные требования ей не указ. Ее любовь всегда больше. Ее любовь сильнее любого шариата.

Почему мужчина дает женщине махр и нафака, а не наоборот? Потому что мужчина нуждается в женщине больше, чем она в нем. Если низвести человека до физиологического уровня, то несложно заметить, что мужчины в большинстве своем не могут жить без физической близости с женщиной. Мужчины, как правило, чуть ли не помешаны на этом. А женщина за редким исключением гораздо проще смотрит на вопрос секса. Ей он нужен меньше. Из этого очевидного факта несложно сделать вывод о том, кто в ком нуждается.

Однако дело не только в интиме. Мужчине самому мало нужно. Его собственные потребности минимальны. Если он и покупает себе ботинки Louis Vuitton из крокодиловой кожи или часы Breguet — все это не более чем павлиний хвост для женщины.

Почему так?

Женщина выводит потомство. Она есть истинный продолжатель человеческого рода. Она носитель жизни. И этот импульс жизни она передает мужчине. Только рядом с ней у него появляются большие цели и сверхзадачи, ибо теперь он знает, к чьим ногам может сложить мамонта. Теперь он понимает, зачем ему реализация. Жизнь обретает смысл. Да, именно женщина пробуждает в мужчине азарт охотника, желание поймать своего мамонта. Она пробуждает его к самой жизни. Таким образом она делает его собственно мужчиной. Поэтому махр и нафака — это даже не столько требование, сколько естественная потребность мужчины. Внешнее выражение того, что он пробудился, ожил, созрел. Что теперь он мужчина в полном смысле этого слова. Что теперь он не мальчик, а охотник, который с копьем на плече, с высоко поднятой головой и расправленной грудью направляется в свои угодья — во внешний мир.

Махр и нафака — здоровое положение вещей. Не во всех культурах мы наблюдаем подобное. В христианском мире, например, была распространена практика, когда женщину брали замуж только с приданым. Это она должна доказывать свою состоятельность, чтобы быть рядом с мужчиной. Почему подобное стало возможным? Потому что там она обесценена. Там она считается виновницей грехопадения людей. Но ислам никогда так не считал. Ислам всегда на стороне женщины. Потому что ислам — на стороне жизни.

Женщина есть зеркало, которое раскрывает в мужчине его изначальную божественную природу Женщина есть зеркало, которое раскрывает в мужчине его изначальную божественную природу

Нам, мужчинам, постоянно нужно смягчать свои сердца, дабы оставаться людьми

Весьма интересную теологию женщины построил Ибн-Араби, один из крупнейших мыслителей ислама. Так, в «Наставлениях ищущему Бога» он писал: «Женщина для мужчины как бы та форма, тот образ, в котором Бог сотворил Совершенного Человека. Это форма Бога, которую Он представил как Свое проявление и зеркальное отражение. И вот если сей раб, страстно возлюбив женщину и стремясь к ней всей душой, увидит в ней себя самого, значит, он увидел в ней свой образ, свою форму. Таким образом, он увидит именно Бога, ничто иное, — но увидит через любовную страсть и наслаждение соития».

Другими словами, женщина есть зеркало, которое раскрывает в мужчине его изначальную божественную природу. Через любовь к женщине мужчина познает Самого Бога.

Это действительно так, ведь женщина по своей природе ближе к Богу. Эту мысль в исламской традиции был призван подчеркнуть хиджаб.

Изначальный смысл хиджаба заключался в том, чтобы указать на божественную природу женщины, подчеркнуть ее достоинство. Вот почему хиджаб предписывался лишь для свободных людей. Халиф Умар, например, срывал хиджаб с рабынь, чтобы их не путали с таковыми. То есть хиджаб — это не о сексе. А о совсем другом. Именно по этой причине отказ женщины носить хиджаб никак не криминализирован в шариате: там просто не предусмотрены никакие виды наказания за это, ведь достоинство не насаждается насилием.

Хиджаб сегодня понимается вульгарно, в том числе и самими мусульманами. Он понимается исключительно как холодный душ для мужчин. Но изначально у него не было сексуального подтекста. Хиджабом в исламской культуре обозначают завесу/покрывало, которое скрывает божественное. Так, Пророк во время мираджа (небовознесения) беседовал с Богом через завесу — хиджаб. Завесой накрыта и Св. Кааба — символ божественного присутствия на земле. А у суфиев богопознание (= «просветление») называется «кашф», что переводится как «снятие», «раскрытие» [покрывала, скрывающего Бога]. Хиджаб на женщине — продолжение этого смыслового ряда.

В том же смысловом ряду стоит и позиция шариата, который обязывает мужчин каждую пятницу ходить на службу в мечеть, но при этом не возлагает подобную обязанность на женщин. Почему? Ответ мы находим в известном хадисе Пророка: потому, что если мужчина трижды пропустит джума, то его сердце будет запечатано. Да, нам, мужчинам, постоянно нужно смягчать свои сердца, дабы оставаться людьми, дабы не утратить свет Бога внутри себя. А в сердце женщины изначально столько любви, столько милосердия, что ей посещать Божий храм даже необязательно. Ее сердце и так преисполнено Божьего света. Оно не запечатается никогда!

Мужчина и красота — понятия из параллельных вселенных

Изначальная близость женщин к Богу касается не только качеств души. Это выражено и на телесном уровне.

Помните, как Николай Васильевич Гоголь описывает Собакевича в «Мертвых душах»? Да, да, того самого, который «медведь, совершенный медведь»? Давайте освежим в памяти: «Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкой которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живет!“»

На самом деле это сказано не о Собакевиче, а обо всех мужчинах. Мужчина и красота — понятия из параллельных вселенных. Мы не очень-то с нею дружим. Если в мире остались бы одни мужики, то планета в тот же день превратилась бы в убогую холостяцкую квартиру с тухлыми носками на полу и курганом немытой посуды. Красота испарилась бы безвозвратно.

Но, к счастью, мир не таков. Мир прекрасен. Почему? Потому что в нем живет женщина.

Именно она ставит в вазу цветы, стелет на стол ажурную скатерть и поправляет мужу галстук. В этом и состоит призвание женщины, ее щедрость: нести в наш мир красоту.

А что такое красота?

Это касание Бога. Пророк сказал: «Бог красивый и любит красоту». Да, Бог раскрывается посредством красоты. Являет Себя через нее. И поэтому он создал женщину именно такой: утонченной и красивой. А нас, мужиков, — неотесанными Собакевичами, сущими обезьянами.

Красота живет в каждой женщине. Это ее исконная природа. Не всегда она помнит об этом и порой прячет свою естественность за красотой напускной, вульгарной. Так появляются фифочки с накаченными губами и силиконовой грудью. Но даже подобная пошлость не что иное, как стремление женщины, пусть и деформированное извращенным социальным (читай: мужским) давлением, к своему предназначению делать наш мир прекрасным.

Красота — это не только о лице и фигуре. Это обо всем. Альберт Эйнштейн, например, всегда искал такие математические формулы, которые были бы красивыми. Красивыми значит простыми, ибо красота — это простота, а идеальная простота есть само совершенство. Все искусственное, надуманное — сложное. Все настоящее, глубокое — простое. Вот почему женщине легко быть красивой. Ей достаточно просто быть собою. Стало быть, совершенство — это раскрытие в мире женского или, говоря религиозным языком, божественного.

Не знаю, заслуживают ли снисхождения мужчины, которые не могут совладать с этой красотой и потому кутают своих женщин в хиджабы. Но уверен в одном: божественная красота ошеломляет человека, от нее он становится маджнуном, сумасшедшим. И потому ему не всегда хватает адекватности выразить свое восхищение, свою любовь к той самой красоте, перед которой меркнет все остальное. Когда человек выходит из тьмы на свет, он закрывает глаза ладонью. Это движение ослепленного человека чисто рефлекторное, инстинктивное, животное. И в нем — вся суть насильственного хиджаба. Обезьяна. Как есть обезьяна.

Но женщина умеет прощать мужчине и это. Потому что она создана для любви. Для милосердия. Она создана сделать наш мир лучше.