Алексей Песошин (в центре) Алексей Песошин (в центре) заострил внимание на форсировании программы льготного кредитования для системообразующих предприятий, адаптировании инвестпроектов к новым реалиям, проработке новых транспортных логистических схем, ускорении импортозамещения и наращивании межрегиональной кооперации, с которой пока не очень Фото: Андрей Титов

«Имеются угрозы возникновения напряженности»

Бо́льшая часть заседания прошла в закрытом, как объяснили журналистам, «рабочем режиме». Известно только, что на ней о чем-то с главами регпарламентов, депутатами и другими чиновниками разговаривал по видеосвязи полпред президента РФ в ПФО Игорь Комаров. Это «рабочее» совещание затянулось настолько, что открытая его часть началась только спустя 40 минут от запланированного часа.

Когда для журналистов включили звук и стали показывать картинку из зала Казанской ратуши, вовсю уже докладывал премьер-министр РТ Алексей Песошин. Он делился с соседями опытом Татарстана по сдерживанию появившихся от санкций проблем в экономике республики. Рассказал, что введен режим экономии с финансированием только первоочередных расходов, что в правительстве РТ создан штаб по оперативному регулированию ситуации, что взят под контроль вопрос с ростом цен на основные социально значимые товары и т. д. Общий лейтмотив выступления перед спикерам регпарламентов — в Татарстане все пока стабильно.

Игорь Комаров «Рабочее» совещание с Игорем Комаровым затянулось настолько, что открытая его часть началась только спустя 40 минут от запланированного часа Фото: gossov.tatarstan.ru

«По вопросу ситуации на рынке труда ввиду санкций имеется угроза возникновения напряженности на предприятиях, где используются иностранные комплектующие», — докладывал Песошин, добавляя, что сокращений на таких предприятиях с иностранным участием «пока не наблюдается» — работников отправляют в простой с сохранением зарплат. Если ситуация изменится, то республиканские власти примут меры по поддержанию занятости населения: организуют общественные работы, обеспечат временную занятость на полгода, переобучат.

Особое внимание Песошин заострил на форсировании программы льготного кредитования для системообразующих предприятий, адаптировании инвестпроектов к новым реалиям, проработке новых транспортных логистических схем, ускорении импортозамещения и наращивании межрегиональной кооперации, с которой пока не очень.

Премьер-министр РТ предложил на суд коллег ряд республиканских инициатив федерального уровня: установление для МСП страховых взносов на уровне 15% для всех выплат, а также увеличение верхнего порога доходов самозанятых с 2,4 млн рублей до 3,2 млн рублей с освобождением их от маркировки продукции. Также спикер напомнил о важности предложенного президентом РТ Рустамом Миннихановым увеличения льготного ипотечного кредитования с 3 млн до 6 млн рублей.

Среди прочих мер Песошин отметил: необходимость сдерживания стоимости стройматериалов; авансирование до 80% заключенных контрактов; пересмотр требований необходимости банковских гарантий по госконтрактам; организацию централизованных закупок стройматериалов по госконтрактам по аналогии с закупкой минеральных удобрений; субсидирование строительным, дорожным и коммунальным организациям части затрат на оплату первоначального взноса по лизингу отечественной спецтехники; увеличение субсидий на такую технику. Для сдерживания тарифов в ЖКХ премьер-министр предложил субсидировать ресурсоснабжающим организациям процентную ставку по кредитам на финансирование их инвестпрограмм.

Евгений Люлин Евгений Люлин призвал всех своих коллег сделать все необходимое, чтобы сохранить в регионах ПФО экономическую стабильность в условиях «беспрецедентных санкций». Регионам следует предлагать свои меры по стабилизации ситуации с учетом собственной специфики территорий Фото: Андрей Титов

«Санкции предоставляют нам не только трудности, но и возможности»

В дополнение к спичу Песошина свои предложения, уже от лица всей ассоциации, выразил ее координатор, глава Заксобрания Нижегородской области Евгений Люлин. Он также призвал всех своих коллег сделать все необходимое, чтобы сохранить в регионах ПФО экономическую стабильность в условиях «беспрецедентных санкций». Спикер напомнил, что для этого уже разработано два пакета мер от правительства РФ. Но этого недостаточно — регионам следует предлагать свои меры по стабилизации ситуации с учетом собственной специфики территорий. Часть таких поступивших предложений Люлин озвучил:

  • нужно проработать на федеральном уровне вопрос льготного кредитования для системообразующих предприятий, в том числе с возможностью задействовать их оборотные средства;
  • действующие кредиты с плавающей ставкой необходимо реструктуризировать, заменив их на кредиты с льготной кредитной ставкой либо субсидированием данной ставки;
  • посмотреть на возможность освобождения от уплаты НДС пострадавших областей;
  • по действующим кредитным договорам необходимо запретить пересмотр ставок в сторону повышения (мол, в Нижегородской области такие попытки были, там с этим активно борются);
  • нужно внести изменения в требования по обязательной продаже 80% валютной выручки экспортерами, предусмотрев условия, что эти 80% должны применяться только к выручке за минусом необходимых валютных затрат.

Люлин призвал парламентариев обязательно войти в состав региональных штабов, что сейчас занимаются обеспечением экономической стабильности. Первоочередная задача, конечно, импортозамещение. По словам Люлина, сейчас нужно разработать базу данных по всем регионам страны, которая бы содержала информацию по всему перечню продукции, требующей импортозамещение. Например, в его родной Нижегородской области такая база данных создана — там уже более 2 тыс. позиций товаров, и этот перечень продолжает расширяться.

«Для стабилизации работы промышленности и сдерживания роста цен на сырье и комплектующие, с нашей точки зрения, целесообразнее перейти на государственное регулирование цен по критическим и биржевым товарам, основным продуктам: металлы, алюминий, медь и другие. Эти меры должны предусматривать формирование цены на основе понесенных затрат и согласования предельного уровня рентабельности [предприятий], — заявил Люлин, предлагая такую меру с госрегулированием распространить и на растущие сейчас в цене стройматериалы. Кроме того, для жилищного строительства он предложил снизить зависимость компаний от банковского кредитования и увеличения доли авансирования строительных проектов до 20%.

«Санкции предоставляют нам не только трудности, но и возможности сделать ряд отраслей более конкурентноспособными, что сегодня уже и происходит, привлечь новых инвесторов… Все это потребует, конечно, новых мер экономического стимулирования и в первую очередь малого и среднего бизнеса», — резюмировал Люлин.

Никто ничего в его спич не добавил — ни предложений, ни замечаний. Лишь очень тихо в зале кто-то бросил: «Принять надо». Так и сделали — единогласно ассоциация приняла заранее составленное решение. Как следует из ее текста, все озвученное регионам ПФО «рекомендуется» взять на вооружение.

В преамбуле этого решения ассоциации еще раз напомнили, что все собравшиеся выступают за спецоперацию. «Мы четко и осознанно говорим о том, что руководители законодательных органов государственной власти регионов выражают волю своих избирателей и, безусловно, поддерживают решение президента Российской Федерации о проведении специальной военной операции на территории Украины», — проговорил и Люлин.

Фарид Мухаметшин Фарид Мухаметшин: «На фоне неожиданных вызовов, которые мы имеем на сегодняшний день, — пандемия, санкционное давление и все остальные дела — мы все-таки были вынуждены поднять вопрос, связанный с утилизацией твердых коммунальных бытовых отходов. Это очень иннервирует людей на общем фоне» Фото: Андрей Титов

«Мусорные» корректировки от РТ: нет — «обезжириванию» регоператоров, да — доступу к персональным данным жителей

«На фоне неожиданных вызовов, которые мы имеем на сегодняшний день, — пандемия, санкционное давление и все остальные дела, что мы в повестке обсуждаем, — мы все-таки были вынуждены поднять вопрос, связанный с утилизацией твердых коммунальных бытовых отходов. Это очень иннервирует людей на общем фоне», — заявил спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин, плавно переходя к следующему пункту заседания. Данный вопрос для обсуждения, в отличие от остальных, готовил Татарстан, собрав воедино всю свою боль. По словам Мухаметшина, в 2019 году еще приняли обновленную схему обращения с ТКО, но вот по реализации ее ушли совсем не далеко. «Продолжаем работать с этими отходами по старинке и на всем пути — раздельного сбора, переработки, утилизации и так далее — все в одном ящике и одном замесе, — отметил Мухаметшин, призывая своих коллег из соседних регионов обратить внимание на эту проблему. — Не знаю, как у вас, но думаю, так же: вокруг этих мусорных ящиков [находятся] и заброшенные кошки, собаки — кого там только нет! На детей, людей набрасываются, кружатся там, питаются там!»

Доложиться о республиканских проблемах в сфере обращения с ТКО доверили первому вице-премьеру РТ Рустаму Нигматуллину. Он обозначил пути решения типовых проблем мусорной реформы в регионах, разработанные в Татарстане:

  • ввести в законодательство понятие «вторичные материальные ресурсы» и установить требования к обращению с таким сырьем. Отсутствие понятия тормозит использование вторсырья в хозяйственных целях;
  • признать регоператоров собственниками отходов. Сегодня жители, компании считают мусор своей собственностью, поэтому сдают макулатуру, ПЭТ-тару в точки приема, не принадлежащие регоператорам. Такое «обезжиривание» отходов не стимулирует регоператоров к созданию собственной инфраструктуры;
  • обязать регоператоров создавать и содержать мусорные площадки. Такая обязанность пока возложена на собственника участка. Если земля под многоквартирным домом не сформирована, то это муниципалитет. Региональные операторы сегодня отвечают только за вывоз и уборку выпавшего при погрузке мусора;
  • отнести к ТКО ветки, листву и древесные остатки. Эти отходы образуются от уборки придомовых территорий, на субботниках, при уходе за растительными посадками на дачах и в частных домах;
  • предоставить регоператорам доступ к персональным данным жителей для заключения договоров. Без этого компании не могут определить точное число проживающих в помещении;
  • создать механизм регулирования оборота строительного мусора;
  • определить статус жидких бытовых отходов — это или отходы, или сточные воды. Лицензировать работу ассенизаторов, создать отдельных регоператоров по обращению с жидкими отходами. Конечным звеном технологического цикла для таких отходов могут быть только очистные сооружения централизованной канализации.

Вдобавок к этому спикер башкирского Курултая Константин Толкачев, напоминая, что в мусоре много металлов, просил добавить еще одно предложение. «У нас большое количество нелегальных пунктов приема металлолома. Я говорил с МВД, специалистами, теневой оборот их по стране достигает около 1 триллиона рублей. Собранный лом, как правило, уходит за границу. Наносится значительный экологический вред, поскольку лом хранится не на специально отведенных для этого местах», — отметил Толкачев. 

Константин Толкачев: «У нас большое количество нелегальных пунктов приема металлолома. Теневой оборот их по стране достигает около 1 триллиона рублей»Фото: Андрей Титов

Он заявил о необходимости дополнения КоАП новой нормой о привлечении к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по заготовке металлов без лицензий или с нарушением условий этой лицензии.

Предложения Нигматуллина ассоциация приняла к сведению и в итоге решила предложить Госдуме скорректировать закон «Об отходах производства и потребления», а правительству РФ — изменить три постановления и рассмотреть другие озвученные в Казани инициативы.