Прошедшее 10 марта заседание комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству больше походило на диалоги о судьбе бизнеса во времена санкций Прошедшее 10 марта заседание комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству больше походило на диалоги о судьбе бизнеса во времена санкций Фото: gossov.tatarstan.ru

«К сожалению, мы за этот год по вопросу ТКО не продвинулись…»

Прошедшее 10 марта заседание комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству больше походило на диалоги о судьбе бизнеса во времена санкций. Тон заседанию задало часовое выступление бизнес-омбудсмена и помощника президента РТ Фарида Абдулганиева, он коснулся и последствий санкций, а точнее — ухода с рынка иностранных логистических компаний. Так, сообщалось о приостановке работы на территории России датской компании Maersk, которая должна была стать якорным арендатором Свияжского мультимодального центра. А «дочка» «Волга-Днепра», компания «Атран», приостановила полеты по России из-за нехватки запчастей. Но надежда еще не умерла. Теперь, по словам Абдулганиева, проект терминально-логистического комплекса в СММЛЦ прорабатывается с транспортно-экспедиторской компанией «Модуль».

«Но! У нас есть пункт Находка, у нас есть Владивосток, Новороссийск, Санкт-Петербург. <…> Мы сейчас с минтрансом РТ и крупными перевозчиками работаем над реновацией и созданием мастер-плана казанского авиационного узла. Что касается железной дороги, тут такая ситуация: есть крупные предприятия, которые возили свои грузы. После того как к нам выходит крупнейший перевозчик, компания „Модуль“, и говорит, что цена на такие перевозки может быть в 2 раза дешевле, в адрес компании „Модуль“ от этих предприятий летят письма с содержанием: „Мы сами разберемся“. Сейчас это точно вопрос консолидации. Если крупные предприятия объединятся, то цена на перевозку будет невысокой. Для этого у нас есть все возможности», — рассказал Абдулганиев.

Тон заседанию задало часовое выступление бизнес-омбудсмена и помощника президента РТ Фарида Абдулганиева, коснулся и последствий санкций, а точнее — ухода с рынка иностранных логистических компаний Тон заседанию задало часовое выступление бизнес-омбудсмена и помощника президента РТ Фарида Абдулганиева, он коснулся и последствий санкций, а точнее — ухода с рынка иностранных логистических компаний Фото: gossov.tatarstan.ru

В завершение выступления бизнес-омбудсмен поделился своими предложениями, как помочь бизнесу в трудные времена санкций:

  • понизить меры ответственности или существенно сократить ответственность за незначительные нарушения налогового, валютного и таможенного законодательства по причинам введения антироссийских санкций;
  • проработать варианты процедуры пересмотра стоимости по заключенным госконтрактам;
  • сократить количество встречных камеральных проверок с истребованием документов во взаимоотношениях между лицами, которые в случае резкого увеличения стоимости закупаемых материалов не отвечают признакам недобросовестных налогоплательщиков и фирм-однодневок.

В финале выступления Абдулганиев предложил депутатам рассмотреть возможность более широкого доступа малого бизнеса к госзаказам за счет дополнительного увеличения нормативов закупки у субъектов МСП, которые сейчас в рамках №223-ФЗ составляют 25% от годового объема закупок, а по №44-ФЗ — не менее 30%.

«Уже куар-коды сняли, разрешили полную вместимость… Давайте выйдем на президента [Рустама Минниханова], чтобы после 23.00 работать [разрешили]! Чтобы они хоть как-то начали зарабатывать!» «Уже QR-коды сняли, разрешили полную вместимость… Давайте выйдем на президента [Рустама Минниханова], чтобы после 23:00 работать [разрешили]! Чтобы они хоть как-то начали зарабатывать!» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Давайте выйдем на президента, чтобы разрешили после 23 часов работать!»

Выступление бизнес-омбудсмена вызвало у присутствующих немало вопросов. Депутат Госсовета РТ от «Партии Роста», гендиректор ООО «Кориб» Олег Коробченко в свете текущих событий предложил разрешить ресторанам работать после 23:00.

«Уже QR-коды сняли, разрешили полную вместимость… Давайте выйдем на президента [Рустама Минниханова], чтобы после 23:00 работать [разрешили]! Чтобы они хоть как-то начали зарабатывать! Рестораны закрываются: не знаю, как в Казани, но у нас в Закамье рестораны закрываются просто потому, что ни выручки, ни прибыли. А ведь чем дольше люди просидели, тем больше заплатили», — поделился Коробченко. Абдулганиев пояснил, что обращение отписано в том числе в штаб Лейлы Фазлеевой и вопрос «будет рассмотрен в ближайшее время».

Член комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев коснулся логистики и санкций: по его словам, вся стройная теория Абдулганиева по налаживанию логистических каналов «будет работать внутри».

«Тут Находка-то не нужна, до нее еще добраться надо. Но здесь угрозы очень серьезные. Какие-то комментарии уже есть или пока неопределенность?» — задал вопрос Галеев. Абдулганиев отметил, что исторически Татарстан отрезан от железной дороги, ранее проведенные с разными компаниями переговоры результатов не дали. Надежды на «Модуль».

«Это очень известная компания, небольшая, у них 7 логистических центров находится в России. Компании 30 лет. Несмотря на то что у них генподрядчик Maersk и с ним возникают сложные ситуации, есть хорошая новость: 7 марта мне сообщили, что „Модуль“ принял решение открывать свое представительство в Казани. Они занимаются контейнерными перевозками. Да, не РЖД, конечно, но у них свои локомотивы, автопоезда. Да, сложности, да, они перекидывают логистические цепочки, но даже в этих условиях они, приехав сюда, оценили наш потенциал. Задача — обеспечить самые льготные условия для вхождения таких операторов. Разработали интересную систему: Набережные Челны — это производство, Казань — потребление, а контейнеры должны по этому треугольнику ходить», — прокомментировал Абдулганиев.

«Мы видим более 20% за неделю бюджет простых граждан вырос, и эта инфляционная спираль все раскручивается и раскручивается. Вроде бы внутри России никаких причин [для этого] нет» «Мы видим, что более чем на 20 процентов за неделю бюджет простых граждан вырос, и эта инфляционная спираль все раскручивается и раскручивается. Вроде бы внутри России никаких причин [для этого] нет» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Инфляционная спираль все раскручивается»

Когда повестка была рассмотрена, слово для выступления попросил зам генерального директора по промышленной безопасности, охране труда и экологии ПАО «Татнефть» Азат Хабибрахманов, который посетовал на «нехорошую ситуацию» с ростом цен на продукты и попытку тем самым «заработать на простых гражданах».

«Мы видим, что более чем на 20 процентов за неделю бюджет простых граждан вырос, и эта инфляционная спираль все раскручивается и раскручивается. Вроде бы внутри России никаких причин [для этого] нет. К примеру, ряд промышленных предприятий, металлургическая промышленность работают полностью на российском оборудовании, отечественных технологиях, но при этом резко поднимают цены на металл», — рассказал Хабибрахманов. Столкнулись с повышением стоимости и сами нефтяники: так, ПАО «Ижнефтемаш», по его словам, повысило цены на свое оборудование более чем на 20%, Чебоксарский завод электромонтажных изделий приплюсовал к ценникам 40%, подняло цены и казанское АО «Кварт», но насколько — не уточняется.

Со своей стороны Хабибрахманов предложил ряд мер поддержки бизнеса «в условиях текущей ситуации».

«Я понимаю, что они не доработаны до конца, наверное, следует собрать рабочую группу, но я их озвучу. Первое — ключевая ставка в сторону снижения. Не буду говорить о цифрах, которые должны быть, но 20 процентов, которые сейчас есть, — это серьезнейшая кредитная нагрузка. Наверное, нужны выездные проверки федеральных антимонопольных служб, потому что сегодня видим недобросовестных производителей. Выделение дополнительных фискальных нагрузок и штрафных санкций для производителей, которые необоснованно повысили цены на свою продукцию, — такие факты тоже есть, у некоторых даже 70 процентов уже», — предложил Хабибрахманов.

Он также высказал идею о заключении соглашений между государством и ключевыми отраслями экономики о неповышении цен на свою продукцию, а также сдерживании роста тарифов на электроэнергию и наращивании перевозок. Председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Лутфулла Шафигуллин попросил предоставить предложения в письменном виде для дальнейшего изучения.