Проблема в обучении на татарском языке заключается не в отсутствии учебников, заявила сегодня депутат Госсовета РТ и генеральный директор АНО «Общеобразовательная организация Бала-Сити» Альбина Насырова на заседании комитета по образованию.

Побывав в казанских школах №1, 98 и гимназии №102, Насырова выявила 48 групп, где татарский язык изучают в качестве иностранного и всего две группы по 5−10 детей, где татарский выбрали в качестве родного языка.

«Это печальное явление. И учебники есть, и учителя, и методики прекрасные. Что нам делать? Почему татарские семьи не отдают своих детей в татарские группы? Я спрашиваю учителей, почему они не агитируют, не переводят из русской группы татарских детей. Они отвечают, что там (в русской группе) легче учиться. <> У нас ["Бала-Сити"] такая ситуация: 115 детей изучают татарский как родной язык и 200 детей, в их числе иностранцы, изучают татарский как иностранный. Удивительно, что семьи, приехавшие из-за рубежа, никогда у нас не спрашивают, зачем им изучать татарский. Получается, что иностранным детям нужен татарский, а нашим — нет», — посетовала депутат.

Депутаты Рамиль Тухватуллин, Ркаил Зайдуллин и Рауфаль Мухаметзянов выразили обеспокоенность недостаточным объемом часов родных языков, предусмотренным федеральными образовательными программами и стандартами. Министр образования РТ Ильдус Хадиуллин заметил, что изучение родных языков — вопрос очень сложный, поскольку для этого должны быть созданы условия и к тому же никакого покушения на русский язык не должно быть. Хадиуллин добавил, что министерство ведет работу с директорами школ и отделами образования по несокращению часов родных языков и отчасти потому школы до сих пор не переходят на пятидневку, даже если идет общее снижение нагрузки на детей по СанПиН.

Министр считает, что ответственность за изучение родных языков не только на государстве, но и на родителях, которые в семьях должны создавать языковую среду. Более того, Хадиуллин уверен, что в обществе необходимо организовать условия, в которых татарский будет востребован. «Кто должен создать потребность? Это не со стороны должны приехать и загонять нас палками изучать язык. Мы сами должны об этом позаботиться. Насильно мил не будешь», — резюмировал спикер.