Правительство России предложило ограничить перечень поводов для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях. Законопроект за подписью Михаила Мишустина уже внесен в Госдуму Правительство России предложило ограничить перечень поводов для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях. Законопроект за подписью Михаила Мишустина уже внесен в Госдуму Фото: © Дмитрий Астахов, РИА «Новости»

«Бизнес давно об этом просил»

Правительство России предложило ограничить перечень поводов для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях. Законопроект за подписью Михаила Мишустина, премьер-министра РФ и бывшего главы ФНС России, уже внесен в Госдуму. Как ожидается, рассмотрят его в ближайшее время: в карточке проекта закона сказано, что его могут включить в проект порядка работы ГД 4 марта, т. е. сегодня. Накануне около полудня он уже был зарегистрирован и направлен председателю Госдумы Вячеславу Володину.

«Это часть нового комплекса мер по повышению устойчивости экономики и поддержке бизнеса», — сообщили в пресс-службе кабмина РФ, уточнив, что нормы направлены на снижение нагрузки на предпринимателей «в условиях сложившейся геополитической ситуации и западных санкций».

Так, правительство предлагает внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ. Поправки предполагают, что следственные органы теперь смогут возбуждать уголовные дела только по материалам налоговой (в случае если документ будет принят).

Что это значит для бизнеса? «Возвращается тот порядок, который существовал в период президентства Медведева, — объясняет „БИЗНЕС Online“ смысл законопроекта адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро „А2К“ Рамиль Ахметгалиев. — Это старая проблематика, ее давно обсуждали, и бизнес давно о подобном просил, голосил, что творится полное безобразие!»

Кошмарить по правилам: силовики заключили «пакт о ненападении на бизнес»

Если углубиться в историю, то, напоминает Ахметгалиев, в конце 1990-х – начале 2000-х годов в стране была так называемая налоговая полиция, которая в том числе выполняла функции, связанные с возбуждением, расследованием, оперативным сопровождением уголовных дел о налогах. Когда ситуация стабилизировалась, ввели другой порядок, который был утвержден уже при Дмитрии Медведеве, продолжает адвокат.

Смысл его заключался в следующем, объясняет Ахметгалиев: налоговый орган проводит выездную налоговую проверку, принимает по ее результатам решение. Если находит недоимки, то проверяет, умышленно или неумышленно возникла эта недоимка со стороны налогоплательщика, есть ли какие-то признаки искажения сведений, внесения ложной информации или нет. Если есть и сумма недоимки больше 15 млн рублей (т. е. образовывает состав преступления), то налоговая отправляет документы в следственный орган, указывая, что «усматриваются признаки преступления», не делая самостоятельных выводов о том, что преступление было совершено. «И только в данном случае на основании этих материалов следователь возбуждал уголовное дело и расследовал», — отмечает Ахметгалиев.

Правительство предлагает внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ. Поправки предполагают, что следственные органы теперь смогут возбуждать уголовные дела только по материалам налоговой Правительство предлагает внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) РФ. Поправки предполагают, что следственные органы теперь смогут возбуждать уголовные дела только по материалам налоговой  Фото: «БИЗНЕС Online»

Как сейчас возбуждают уголовные дела по налогам

«Все новое — это хорошо забытое старое: подобное было в 2011-м, три года действовал такой порядок, что уголовные дела по налоговым преступлениям можно возбуждать только на основании материалов налоговой инспекции», — рассказывает адвокат юридической фирмы «Ялилов и партнеры» Рустам Губайдуллин.

В 2013 году законопроект, который разрешает следственным органам возбуждать уголовные дела без представлений из налоговых структур, внес лично президент РФ Владимир Путин. По информации «Право.ру», в пояснительной записке к документу Путин отмечал, что нововведения Медведева в том числе стали одной из причин «низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений». В частности, в некоторых регионах вообще перестали возбуждать дела по налогам, в результате чего казна понесла потери. По словам Губайдуллина, число возбужденных уголовных дел тогда упало практически в 10 раз. В 2014 году норму, введенную Медведевым, отменили. Вернули порядок, который действовал до этого, но с небольшим нюансом: следователь отправляет материалы в налоговую и может возбудить дело, не дожидаясь ответа.

В 2020 году в республике возбуждено 45 уголовных дел по налогам, в 2021-м — 50, сообщалось на итоговой коллегии СУ СКР по РТ. Еще 19 дел прекращено, потому что фигуранты полностью возместили ущерб на стадии следствия — закон это позволяет.

«Размер возмещенного ущерба по оконченным уголовным делам о налоговых преступлениях существенно возрос и составил беспрецедентную начиная с 2011 года (когда был создан следственный комитет — прим. ред.) сумму свыше 1 миллиарда рублей, которая, кроме того, в 3,2 раза больше, чем за весь прошлый год!» — сообщал и. о. руководителя управления Марсель Дулкарнаев.

«Тенденция к наращиванию объемов возмещаемого ущерба продолжена и в 2022-м», — оценивал он. Только в начале нынешнего года (коллегия проходила в начале февраля) уже по оконченным налоговым делам сумма ущерба, возмещенного в полном объеме, превысила полмиллиарда рублей.

«Получилось, что с 2014-го [действовал] такой компромиссный вариант: если раньше следователь сам мог возбуждать дела, потом ввели на три года — только на основании материала из налоговой, а затем решили пойти на компромисс», — объясняет Губайдуллин.

«Эта схема [в 2014-м] была создана для быстрого, четкого, жесткого взыскания и пополнения бюджета, — отмечает адвокат Ахметгалиев. — И в данном случае положительный итог, оценка следственных органов идет не по количеству уголовных дел, направленных в суд, не по числу осужденных, а по объему взысканных денег». Между тем, подчеркивает он, сами налогоплательщики отмечали: нельзя, чтобы вопросы налогообложения решали следователи, когда есть ФНС. «Кроме того, уровень профессионализма у следователей именно в сфере налогообложения оставляет желать лучшего. Можно даже сравнить: с одной стороны, мощь налогового органа, где есть специалисты и проверки проводятся целой комиссией, а с другой — один следователь и кипа документов», — указывает Ахметгалиев.

Гульнара Сергеева: «Только в том случае, когда налоговый орган проверил и официально установил, что есть недоимка, только заключение налогового органа теперь [будет] являться основанием для возбуждения уголовного дела» Гульнара Сергеева: «Лишь в том случае, когда налоговый орган проверил и официально установил, что есть недоимка, только заключение налогового органа теперь [будет] являться основанием для возбуждения уголовного дела» Фото: «БИЗНЕС Online»

Ожидания экспертов: «Не скажу, что бизнес будет аплодировать стоя, но…»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», единогласно положительно оценивают предложенный законопроект. «На самом деле бизнес убили [этой нормой, которая сейчас существует], — говорит Ахметгалиев. — Сегодня [в следственном комитете] много налоговых дел в производстве. И налогоплательщики просто стонут».

Обсуждение нового порядка в данной сфере он считает хорошим знаком. «Не скажу, что бизнес будет аплодировать стоя — у них сейчас другие обстоятельства возникли. Но это был большой бич, и бизнесу очень тяжело, и фактически нам [адвокатам] приходится решать в том числе вопросы предпринимательства — какой способ защиты избрать, чтобы бизнес не вымер и выжил, но при этом обеспечить его защиту», — объясняет адвокат. По его словам, в самом законопроекте еще могут быть мелкие юридическо-технические корректировки.

Сопредседатель центра общественных процедур (ЦОП) «Бизнес против коррупции» Гульнара Сергеева указывает, что, согласно законопроекту, изменения вносятся в ст. 140 УПК РФ. «Если посмотреть эту статью, там сказано, что поводом для возбуждения уголовного дела является заявление, сообщение от иных источников. По всем другим категориям [уголовных дел] это останется, по делам о страховых взносах, а именно в отношении налоговых [предлагают] сделать исключение», — объясняет она. Теперь, если законопроект примут, поводом для возбуждения уголовных дел по налогам не смогут быть какие-то сообщения, не прошедшие предварительной проверки ФНС. «Лишь в том случае, когда налоговый орган проверил и официально установил, что есть недоимка, только заключение налогового органа теперь [будет] являться основанием для возбуждения уголовного дела», — подчеркивает Сергеева.

Рустам Минниханов: «Коррупционные проявления важно пресекать – на любом уровне, не только на рядовом!»

Губайдуллин также отмечает возросшее в последние годы давление на бизнес. Однако процесс либерализации, по его словам, был запущен еще в 2020 году: тогда был уменьшен минимальный размер ущерба по налоговым преступлениям до 15 млн рублей (если сумма ниже, уголовное дело не возбуждается).

«В целом для бизнеса это [предложенная мера] положительно — минус еще одна головная боль. В связи с нестабильностью много проблем, а тут хотя бы давления со стороны правоохранителей станет меньше. Налоговая будет проводить проверки, истребовать документы, но не окажется уже двойного давления. Хотелось бы, чтобы эти изменения остались на долгий срок, а не как краткосрочная мера поддержки бизнеса только до стабилизации ситуации», — говорит Губайдуллин.

Сергеева также полагает, что для бизнеса подобное предложение — положительное. «Теперь, [если законопроект будет принят], дело не могут возбудить, пока налоговый орган не проведет проверку. И это будет уже выверенная проверка. Но и бизнес тоже может оспорить решение налогового органа в арбитраже, — отмечает она. — В данном варианте это лучше для бизнеса, чем прежний порядок».