Происходящие вот уже больше недели события, связанные с военной операцией РФ на Украине и последовавшим за этим принятием санкций западными странами в адрес России, не могли не коснуться и сферы культуры. И вот уже от деятелей искусства и шоу-бизнеса лично спикер Госдумы Вячеслав Володин требует срочно определиться с позицией в отношении происходящего, а наблюдатели строят гипотезы, чем это грозит отрасли. Ректор крупнейшего театрального вуза Европы, Российского института театрального искусства (ГИТИС), Григорий Заславский недавно подписал обращение в поддержку признания ДНР и ЛНР и согласился в интервью «БИЗНЕС Online» прокомментировать прогнозы о будущих возможных тектонических изменениях в отечественной культуре.
Григорий Заславский: «Я думаю, что Россия, как всегда, будет толерантнее, чем те страны, которые считают себя оплотом толерантности»
«Даже когда шла Великая Отечественная война, мы все равно продолжали слушать гениальную немецкую музыку»
— Григорий Анатольевич, спикер Госдумы Вячеслав Володин на днях призвал всех отечественных деятелей культуры и шоу-бизнеса «определиться с позицией по ситуации на Украине до понедельника», цитируя мэра Мюнхена, уволившего дирижера Валерия Гергиева из местного филармонического оркестра. Слова Володина звучат почти как ультиматум. Что будет начиная с понедельника с теми, кто не определится или определится в своем несогласии с позицией российской власти по украинскому вопросу?
— Я думаю, что Россия, как всегда, будет толерантнее, чем те страны, которые считают себя оплотом толерантности. Но по тому, что происходит уже не первый год в странах Европы и Америки, мы видим: эта «новая этика» жестока к любому иному мнению. Хотя, скажем, даже в эпоху цензуры и советской власти такого не было. И я не понимаю, почему людей, которые выступали в Москве против уже отложенной стратегии традиционных духовных ценностей (минкульт РФ в феврале приостановил обсуждение проекта о традиционных российских духовно-нравственных ценностях, вызвавшего шквал критики в профессиональной среде, — прим. ред.), видя там цензуру, не смущает та очевидная цензура. Хотя она, не будучи так названа, работает под названиями «новая этика» и «культура отмены».
Самое главное, что «культура отмены», которая сформировалась на гребне этой всей толерантности, позволяет очень жестоко расправляться с теми, кто проявляет даже намеки харассмента. И делают они это, не щадя их живота. Вот такое мне кажется довольно странным. А потом проходит время и выясняется, что один не был таким уж харассментирующим, а другой, оказывается, пострадал безвинно. Или его вина не доказана. А человек уже уничтожен. Все. Отменили.
Вот и здесь, мне кажется, никто не уволит ни одного из тех худруков, которые подписали довольно спокойное письмо, в котором они выразили свое желание мира. А кто хочет войны? Есть такой нормальный человек, который хочет войны? Нет, конечно!
— Гергиев отстранен от должности художественного руководителя и главного дирижера Мюнхенского филармонического оркестра, с ним и Анной Нетребко разорвала отношения Баварская государственная опера. Нетребко же не выступит в мартовских спектаклях в Ла Скала. Метрополитен-опера объявила, что в этом театре не будут выступать певцы из России, поддерживающие политику властей Российской Федерации. Как все эти решения отразятся на мировой культуре?
— Любое ограничение — это потери. И не только финансовые, но и слушательские в виде несобранных, неразученных музыкальных программ. Мне кажется, что это довольно несправедливо по отношению к большим художникам. Потому что, даже когда шла Великая Отечественная война, мы все равно продолжали слушать гениальную немецкую музыку. И Гете оставался Гете. Мне кажется, нельзя делать так, как это было при советской власти, когда Ницше делали ответственным за приход Гитлера. Это было довольно сильным художественным преувеличением в СССР.
Григорий Анатольевич Заславский (родился 10 августа 1967 года, Москва, РСФСР, СССР) — российский театральный критик. Ректор Российского института театрального искусства — ГИТИСа — с 2016-го. Кандидат филологических наук. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2021).
В 1984 году поступил в Первый Московский медицинский институт им. Сеченова, после окончания второго курса был призван в ряды Советской армии. После армии, в 1988-м, поступил в ГИТИС. Окончил театроведческий факультет Российской академии театрального искусства (1993), курс Инны Соловьевой.
Первую рецензию опубликовал в 1989 году в газете «Московский комсомолец». В 1990-м стал первым директором театра «Геликон-Опера». Работал в журналах «Музыкальная жизнь», «Московский наблюдатель», был театральным обозревателем «Радио России», радиостанций «Надежда», «Говорит Москва», «Маяк». С 1993 по 2016 год (с перерывом в 2001–2002 годах) — сотрудник «Независимой газеты», редактор, завотделом культуры, заместитель заведующего отделом культуры. Кроме того, в 2004–2007 годах — ведущий рубрики в журнале «Октябрь», посвященной театру. Обозреватель информационного канала «Вести». Ведущий программ «Культ/Туризм» и «Культ личности» на телеканале «Мир». Член комиссии союза театральных деятелей РФ по образованию.
С 16 мая 2016-го исполнял обязанности ректора ГИТИСа. 15 ноября 2016 года избран ректором Российского института театрального искусства — ГИТИСа.
В феврале 2022-го поддержал проведение специальной военной операции России на Украине.
Кандидат филологических наук (2011), тема диссертации «Трагедия Я.Б. Княжнина „Росслав“: национальный миф о герое-воине и проблемы историзма». Доцент кафедры истории театра России ГИТИСа.
Лауреат премии города Москвы.
Член Общественной палаты Российской Федерации VII созыва, первый заместитель председателя комиссии по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия (с 2020-го).
Короче говоря, мне кажется, что это все неправильно. Любой диалог не только возможность дирижеру Гергиеву выступить и заработать денег, но и возможность вести диалог с маэстро и, быть может, повлиять на его мнение. Вряд ли язык ультиматумов способен где-то в чем-то смягчить чью-то позицию.
— Уже несколько лет в столичных чиновничьих кабинетах обсуждают, что кадровый резерв для руководства ведущими театрами пустеет. А за последнюю неделю свои должности покинули несколько художественных руководителей крупных московских институций: театра имени Маяковского, центра имени Мейерхольда. Их есть кем заменить?
— В театре Маяковского все было достаточно известно. В июне, по-моему, заканчивался контракт у Карбаускиса (Миндаугас Карбаускис — литовский режиссер, художественный руководитель Московского академического театра имени Владимира Маяковского (2011–2022) — прим. ред.). И департамент культуры Москвы не собирался его продлевать, насколько я знаю. Поэтому хочется думать, что какие-то размышления и планы у них были намечены. Что касается центра имени Мейерхольда… Мне очень жаль, что эта площадка как уникальное экспериментальное пространство исчезает с театральной карты Москвы (директор ЦИМа Елена Ковальская уволилась после начала военной операции на Украине, а худрука ЦИМа Дмитрия Волкострелова освободил от должности департамент культуры Москвы, после чего было объявлено о слиянии ЦИМа с театром «Школа драматического искусства» — прим. ред.).
«Естественно, ни один разумный человек не может выступать за военные действия. И в этом смысле я считаю, что сделал для мира, в том числе для мира с Украиной, точно больше, чем те люди, которые меня сегодня упрекают и бросают в меня камни»
«Мне не хочется, чтобы для кого-то мое субъективное размышление закончилось печально»
— Как вы относитесь к тому мнению, что с нынешней российской культурной элитой, которая ориентирована на Запад и сейчас публично не поддерживает действия властей, в текущем конфликте не победить. Реально стоит вопрос о смене этой самой культурной элиты?
— Мне кажется, сегодня такой разговор становится опасным. Я бы не хотел его поддерживать. Мне не хочется, чтобы для кого-то мое субъективное размышление закончилось печально. Сегодня это может привести к каким-то оргвыводам по аналогии с западными санкциями. У нас же на санкции вводят контрсанкции. Но, мне кажется, во многих случаях, когда принимались решения, они были достаточно поспешными без учета истории этих театров. А театры с большой историей заслуживают более серьезного размышления о том, кто должен дальше вести их.
— Несколько дней назад вы подписали обращение ассоциации учебных заведений искусства и культуры, где поддержали последние силовые действия властей Российской Федерации и признание ДНР и ЛНР. Не было вариантов как-то остаться в стороне от всех этих вопросов?
— Там поддержаны вполне конкретные вещи. И об этом сказано. Вообще, в такой ситуации очень важно быть точным. Естественно, любой гуманитарий исходит из того, что мы не можем быть сторонниками гуманитарной катастрофы, гибели людей, на какой бы стороне баррикад они ни находились. Там вполне конкретный текст. Я его сознательно не комментировал.
«Ассоциация вузов искусства и культуры с пониманием восприняли решение о признании ДНР и ЛНР. Нет сомнения в том, что трагедии и неопределенности в жизни людей этих республик надо было положить конец. В истории России не раз возникала необходимость оказывать помощь братским народам, в том числе и украинскому.
Гибель мирных людей болью отзывается в наших сердцах.
Ассоциация отмечает, что в связи с резким обострением международной обстановки из-за рубежа делаются активные попытки расколоть российское общество, посеять панику, исказить смысл происходящих событий.
В наше время, когда против России развернута информационная война, крайне важно понимать, какая ответственность лежит на профессорско-преподавательском составе, на тех, кому доверяют учащиеся, на тех, кто может доходчиво и правдиво разъяснить особенности происходящего.
В наших вузах нет разделения на национальности. Все мы один коллектив, одна семья. Наша главная задача как государственных учебных заведений — обеспечить качественный, беспрерывный учебный процесс, пресекать любые провокационные призывы, грамотно разъяснять студентам истоки и алгоритм разрешения сегодняшней ситуации, оказывать при необходимости украинским студентам материальную помощь.
В случае потребности в содействии просим информировать правление ассоциации».
Письмо подписали:
президент ассоциации учебных заведений искусства и культуры, ректор ВГИК В.С. Малышев;
член правления ассоциации, ректор Российского института театрального искусства — ГИТИСа, доцент, заслуженный деятель искусств РФ Г.А. Заславский;
член правления ассоциации, ректор Театрального института им. Щукина, лауреат Государственной премии РФ, народный артист РФ Е.В. Князев;
член правления ассоциации, ректор РАМ им. Гнесиных, профессор, доктор искусствоведения А.С. Рыжинский;
член правления ассоциации, ректор Московской государственной консерватории им. Чайковского, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии РФ, доктор искусствоведения, профессор А.С. Соколов.
Естественно, ни один разумный человек не может выступать за военные действия. И в этом смысле я считаю, что сделал для мира, в том числе для мира с Украиной, точно больше, чем те люди, которые меня сегодня упрекают и бросают в меня камни.
— Да, сейчас «Фейсбук» полон критики в ваш адрес со стороны тех же выпускников ГИТИСа из числа либеральной театральной общественности. Хотите что-нибудь им сказать?
— Да я уже все им сказал! Есть люди, которые меня ненавидят. И пользуются любым поводом, чтобы сказать какие-то оскорбительные слова. И поэтому использовать в очередной раз довольно серьезную ситуацию, чтобы сводить счеты, — это уже за рамками морали и нравственности.
«Мне кажется, у нас никто свободу слова не отменял и состояние войны не объявлял. Каждый человек имеет право высказать свое мнение, даже по такому сложному вопросу»
«Мне кажется, у нас никто свободу слова не отменял и состояние войны не объявлял»
— Еще про возможные изменения в отечественной культуре в эпоху санкций. Кто-то уже предрекает здесь тектонические сдвиги, подобные тем, которые происходили в Советском Союзе в конце 1920-х – начале 1930-х и завершились победой социалистического реализма. Действительно, стоит ждать чего-то подобного?
— Честно говоря, совсем не знаю.
— Но одновременно есть перспектива, что мы можем остаться в изоляции со своей собственной культурой. Чем это чревато?
— Тут сложно говорить, правда. Смотря о какой культуре и какой изоляции говорить. От чего-то, может, и хорошо быть в изоляции, от чего-то, мне кажется, и невозможно изолироваться.
— И все-таки, что будет с теми, кто не согласен? Сто лет назад были «философские пароходы». Нам ждать повторения этого опыта? И на одном «пароходе» тогда окажутся и 39-летний экс-худрук ЦИМа Дмитрий Волкострелов, и его 77-летний учитель Лев Додин? Руководитель МДТ — Театра Европы опубликовал свое открытое письмо со словами: «Я делаю то единственное, что могу: я умоляю, остановитесь!»
— Мне кажется, у нас никто свободу слова не отменял и состояние войны не объявлял. Каждый человек имеет право высказать свое мнение, даже по такому сложному вопросу. И при всей серьезности ситуации это мнение должно быть максимально ответственно. Надо думать, прежде чем выбросить свое мнение в социальные сети. К сожалению, некоторые наши люди сначала заявляют о своих шагах в социальных сетях, а потом не спешат реализовывать их в реальности. Я никого не обвиняю, но мне кажется, что сначала надо совершить какой-то поступок, а потом об этом сообщить.
– Но многие люди из мира культуры просто в панике, это заметно по тем же соцсетям…
— Тревога, естественно, есть и у меня.
— Если множество режиссеров, актеров, продюсеров, художников, кураторов отлучат от государственных театров, музеев, спонсируемого государством кино, есть те, кто реально способен их заменить?
— Я надеюсь, что такого не произойдет и нам не придется об этом думать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.