Четыре дня подряд бензин, дизельное топливо и мазут дешевеют на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже России Четыре дня подряд бензин, дизельное топливо и мазут дешевеют на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже России Фото: Arne Dedert /dpa / www.globallookpress.com

Распродажи на сырьевой бирже в СПБ: «оптовое» топливо упало

Четыре дня подряд бензин, дизельное топливо и мазут дешевеют на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже России. С 27 февраля по 3 марта АИ-92 потерял почти 15% — его цена упала с 51,9 тыс. рублей за тонну до 44,2 тысячи. На 14,1% подешевела тонна АИ-95 — с 54,4 тыс. до 46,7 тыс. рублей. Только за минувшие сутки сразу 4,29% (2,3 тыс. рублей) потерял межсезонный дизель, снизившись в цене с 53,6 тыс. до 51,3 тыс. рублей. Рекордное суточное падение у летнего дизеля — 9,57% с 2 на 3 марта, с 54,8 тыс. до 49,5 тыс. рублей. Мазут за четыре дня подешевел с 33,3 тыс. до 29,1 тыс. рублей.

В чем причина внезапного снижения цен на топливо после многолетнего роста? По мнению главного аналитика компании «Алор-Брокер» Алексея Антонова, это связано с уходом спекулянтов, торговавших топливом в кредит. «Центральный банк резко поднял ключевую ставку до 20 процентов, следовательно, выросла стоимость заемных денег, поэтому многие игроки ушли с этого рынка, — объяснил он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Нет перепродаж, а без них и цены просели. Но я бы не сказал, что мы видим серьезное снижение. Это временное явление, с учетом того что цены на нефть вышли в крутое пике, штурмуют исторические максимумы (стоимость Brent достигла $114 прим. ред.)».

Аналитик убежден, что снижение цен на оптовом рынке не приведет к удешевлению бензина и дизеля в рознице: «За три дня — очередной виток инфляции, поэтому я не думаю, что топливо будет дешеветь, в особенности с учетом цен на нефть, никогда такого в России не было. Просто на рынке небольшая пауза, дабы рассчитать риски и затраты. Полагаю, что сейчас, в кризисный период, правительство пообещает нефтяникам льготы или субсидии, чтобы цены заморозить. Но, если не договорятся, в ближайшие полгода мы увидим рост стоимости топлива на 5 процентов».

С ним не согласен глава российского топливного союза Евгений Аркуша. Он считает, что никаких оснований для роста цен на бензин и нефтепродукты в России нет. Сейчас российский рынок и внешние рынки никак не связаны, т. к. экспорта почти нет. «У нас все падает, цены падают, — указал он в разговоре с изданием „Секрет фирмы“. — Какой рост цен у нас, если на бирже третий или четвертый день падают цены?! И неизвестно еще, куда они уйдут. Нет никаких причин для роста цен внутри страны. Но что будет дальше — никто не может спрогнозировать».

Аналитик убежден, что снижение цен на оптовом рынке не приведет к удешевлению бензина и дизеля в рознице Аналитик убежден, что снижение цен на оптовом рынке не приведет к удешевлению бензина и дизеля в рознице Фото: «БИЗНЕС Online»

На фоне роста производства бензина, снижения экспорта и регуляторных мер

«Цена на бензин на российском внутреннем рынке снизилась по состоянию на 3 марта на фоне роста производства бензина, снижения экспорта и регуляторных мер, индексирующих предельную цену реализации, — объяснила корреспонденту „БИЗНЕС Online“ генеральный директор ООО „Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора“ Тамара Сафонова. — Индекс экспортной альтернативы по состоянию на 3 марта — 117 тысяч рублей за тонну, биржевая внутренняя цена — 43 тысячи, то есть цены на бензин на российском рынке реально сдержаны. На фоне роста мировых цен на нефть возросли также и демпфирующий компонент, и обратный акциз на нефть, оказывающие субсидиарное воздействие на рынок моторного топлива».

Владелец ООО «Мустанг Ойл» Сергей Автономов полагает, что сигнал с оптовой биржи достигнет АЗС нескоро. «Поставки доходят до розницы в течение месяца, тогда и увидим, как отреагируют АЗС на это снижение», — заметил он в разговоре с «БИЗНЕС Online». В снижении розничных цен Автономов сомневается: «Мы до этого убытки терпели год из-за спада продаж в связи с коронавирусом, я всю технику распродал. Только начали постепенно клиентуру возвращать в этом году. Мы с коллегами обсуждали данную ситуацию, сложно тут что-то прогнозировать, не от нас это зависит, а от „винков“. Никто же не ожидал, что будут такие санкции в части нефтепродуктов (25 февраля Евросоюз ввел запрет на поставки в Россию оборудования и технологий для нефтеперерабатывающих заводов — прим. ред.), поэтому они и скидывают тот излишек, что есть на рынке». Собеседник издания полагает, что в ближайшее время производители топлива снизят объемы производства и цены опять поползут вверх.

Его коллега, учредитель сети АЗС «ЧулманНефтеПродукт» Мунир Загитов убежден в прочной связи между оптовой и розничной ценой. «Если сегодня на оптовой базе цена упала, завтра розница должна цены поменять, — заверил он „БИЗНЕС Online“. — Действует такая логика».