«На прошлой неделе шел пушной аукцион в Копенгагене. До спецоперации на Украине продажи шли. После того как она началась, покупки прекратились у всех», — рассказывает гендиректор ООО «Мелита» Раис Гумеров. Компания не привлекает кредиты и намерена сохранить всех сотрудников до единого. О тяжелых временах для меховой отрасли — в спецпроекте «БИЗНЕС Online».
Раис Хафизович Гумеров — учредитель и генеральный директор ООО «Мелита»
О герое
66-летний Раис Хафизович Гумеров — учредитель и генеральный директор ООО «Мелита». Окончил в 1979 году казанский филиал Московского энергетического института, прошел путь от инженера и после — замначальника цеха в ПО «Теплоконтроль» до главного энергетика, начальника коммерческого управления, коммерческого директора ОАО «Мелита». C 2003 года — гендиректор татарского мехового торгово-промышленного объединения «Мелита». Награжден медалями «За доблестный труд» (2012), «100 лет ТАССР» (2020).
Мы поговорили с Раисом Хафизовичем о том, как ситуация на Украине и ее последствия сказываются на его бизнесе.
Все, начиная от химии для выделки и заканчивая тем, что нужно для пошива: ткани, нити, фурнитуру — все везем из-за рубежа!
О влиянии ситуации на Украине на бизнес «Мелиты»
- Мне кажется, это всех касается и никого не найдется из тех, кого данная ситуация коснется с благоприятной стороны. Естественно, что мы ощутили последствия на себе, у нас все поставки — импортные. Все, начиная от химии для выделки и заканчивая тем, что нужно для пошива: ткани, нити, фурнитуру — все везем из-за рубежа! И сырье до недавних пор мы в основном приобретали на международных аукционах, только соболя покупаем у АК «Союзпушнина», в Ленинграде.
- Первое, что сейчас пытаемся сделать, — закупить с запасом то, что уже завезено в Россию: сырье, комплектующие. Дело в том, что переориентироваться внутри страны не на кого. Не знаю, появятся новые производители или нет, в последние годы не было таких поставщиков, а те, что есть, предлагают более низкое качество товара.
- Поэтому пока первый этап — закупить то, что уже завезено в страну с запасом, на втором — пробовать выходить на производителей внутри страны. Здесь ситуация немного облегчается тем, что большинство меховых предприятий остановилось или останавливается сейчас, поэтому есть шансы прикупить сырья побольше, сделать задел на годик.
- Падение рубля на нас, разумеется, влияет, поставки-то импортные. Ценники сейчас перерисовывают, кто-то еще не успел, но процесс уже идет. Вторая сторона этой ситуации — спрос на меховые изделия практически обнуляется. Вот, например, на прошлой неделе шел пушной аукцион в Копенгагене. До спецоперации на Украине продажи шли. После того как она началась, покупки прекратились у всех: все потенциальные покупатели остановились, поскольку в конечном итоге, кто бы ни покупал пушнину — итальянцы ли, китайцы ли, — значительная часть покупаемых товаров была предназначена для России. Для мехового бизнеса все происходящее — серьезное испытание.
- Что касается политики Центробанка, то она нам пока ничего плохого не сулит, мы не экспортеры, поэтому решение о принудительном выкупе валюты у экспортеров нас не касается. Как и не касается пока повышение ключевой ставки до 20%: в настоящее время мы не привлекаем кредитные ресурсы.
Ценники сейчас перерисовывают, кто-то еще не успел, но процесс уже идет. Вторая сторона этой ситуации — спрос на меховые изделия практически обнуляется
Что будет с рынком меховых изделий
- Если говорить о рынке, то процесс его «чистки» произошел раньше нынешних событий: ситуация на Украине, введенные в отношении России санкции не единственные факторы, которые неблагоприятно на нас повлияли. Дело в том, что спрос на меховые изделия и особенно платежеспособность населения сильно упали в последние годы, естественно, отрасль сжималась. А потом ударил коронакризис, и в последние год-два много предприятий в отрасли просто закрылось.
- Да, дефицита товаров сейчас нет, меховые изделия пока присутствуют на рынке, но только потому, что то, что произведено в предыдущие годы, пока не продано, продажи были плохими. Но что случится дальше — никто не знает, реально работающих и выпускающих продукцию меховых предприятий осталось совсем немного. Все, кто и так был слабым, уже ушел с рынка, таких подкосили и скачки валютные, и коронавирус, а не Украина.
- Как выживать в этой ситуации? Вопрос открытый. Нам повезло, мы в свое время диверсифицировали бизнес, у нас есть другие направления, которые поддерживают меховое предприятие. Если бы мы этого не сделали, то меховой бизнес точно не удержали бы. Мы эти шаги своевременно предприняли, диверсификация помогла.
У нас есть другие направления, которые поддерживают меховое предприятие. Если бы мы этого не сделали, то меховой бизнес точно не удержали бы
Совет бизнесменам
- Что можно посоветовать в такой ситуации? Трудно давать советы, поскольку ситуация у каждого своя, каждый предприниматель сейчас, наверное, анализирует, каким боком ему обернется сложившаяся ситуация, к каким проблемам приведут события, связанные с происходящим в мире и в нашей стране. У каждого эти проблемы свои, каждый будет искать свой путь для их решения. Но в любом случае здесь нужны и гибкость, и терпение.
- И самое главное, на мой взгляд, — надо стараться сотрудников не увольнять. Сейчас сложный период, и людям просто некуда будет податься. Я на производственном совещании сказал уже: никого сокращать не собираемся, несмотря на падение спроса. У нас не так много людей работает, и я думаю, нам удастся это сделать.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.