Нынешний розыгрыш Кубка Гагарина для «Ак Барса» станет последним со старой эмблемой Нынешний розыгрыш Кубка Гагарина для «Ак Барса» станет последним со старой эмблемой Фото: пресс-служба «Ак Барса»

Старый логотип безнадежно устарел

В последние годы «Ак Барс» преуспевает не только на льду. Соцсети казанского клуба из года в год признаются лучшими в КХЛ и опережают по охвату даже футбольные клубы из РПЛ. «Ак Барс Шоу» собирает сотни тысяч просмотров во «ВКонтакте». В клубном магазине можно найти самую разнообразную продукцию — от худи до детской пижамы. Вот только все эти вершины «Ак Барсу» приходится покорять с логотипом из 1995 года, который устарел во всех смыслах. Оно и неудивительно: мало что может оставаться в тренде 27 лет, тем более в такой быстро меняющейся сфере, как дизайн.

Как гласит легенда, старый логотип был разработан супругой одного из сотрудников клуба. Он как раз менял название с «Итиль» на «Ак Барс», и, когда оформлялись все бумаги, между делом сотрудники вспомнили о пункте регламента фирменного стиля. Опасаясь просрочки по отправке заявки на следующий сезон, в клубе нарисовали логотип в максимально быстрые сроки, что называется, на коленке. За основу был взят барс — один из ключевых элементов геральдики Татарстана. Возможно, в тот момент эмблема даже соответствовала трендам, хотя в это верится с трудом.

Шло время, появились смартфоны, а с ними развились соцсети. А это значит, что поменялись требования к логотипу. Теперь он должен эффектно выглядеть в уменьшенном размере, допустим, как иконка приложения в меню или же как часть поста в «Инстаграме». Все это не о старой эмблеме, которую прозвали «кошкой, выпрыгивающей из телевизора» (а также «червяком»). Помимо общего ощущения, что это рудимент безвозвратно ушедшей эпохи, ее минусы таковы:

  • огромное количество маленьких элементов на мордочке у барса, которые становятся микроскопическими при нанесении логотипа, скажем, на бейсболку;
  • голубой цвет на фоне, который абсолютно не вписывается в триколор татарстанского флага и выглядит совершенно чужим на плечах джерси игроков;
  • надпись «Ак Барс» выпадает из плашки-эллипса; более того, надписи «Ак» и «Барс» не параллельны друг другу.

За 27 лет логотип «Ак Барса» успел стать по-настоящему родным. Именно с ним команда выиграла три Кубка Гагарина За 27 лет логотип «Ак Барса» успел стать по-настоящему родным. Именно с ним команда выиграла три Кубка Гагарина Фото: пресс-служба «Ак Барса»

При всем этом за 27 лет логотип «Ак Барса» успел стать по-настоящему родным. Именно с ним команда выиграла три Кубка Гагарина. К сожалению, сделано это было в то время, когда клуб либо вообще не задумывался о своем продвижении за пределами хоккейной площадки (в 2009 и 2010 годах), либо когда только начал использовать современные тренды в маркетинге (2018-й). Тогда вопрос логотипа не стоял остро на повестке дня, хотя первые попытки заменить его уже предпринимались. Так, в 2015 году маркетинговый отдел клуба провел конкурс среди дизайнеров по разработке логотипа команды. Представленные варианты клуб не устроили. Тогда в «Ак Барсе» сошлись на том, что сначала стоит прокачать все службы (медиа, маркетинг, кейтеринг, билеты), а уже потом пытаться раскусывать такой крепкий орешек, как фирменный стиль. В каждом кабинете офиса «Ак Барса» должны были почувствовать усталость от старого варианта, чтобы лучше принять контуры нового.

Кому-то же может показаться, что замена логотипа — рядовая процедура, которая замыкается рамками клуба, а в случае «Ак Барса» максимум выходит на уровень «Татнефти». На самом же деле все сложнее. Не просто так «Ак Барс» — единственный клуб в Татарстане, чья команда встречается с президентом РТ Рустамом Миннихановым дважды в год: перед стартами в регулярном чемпионате и Кубке Гагарина (очередная встреча состоится сегодня). Так что после согласования с гендиректором «Татнефти» Наилем Магановым «Ак Барс» презентовал новую эмблему президенту РТ. Получив добро на всех уровнях, клуб уже приготовился к презентации эмблемы публике.

Фото: пресс-служба «Ак Барса»

Барс в тюльпане

В первую очередь нужно отметить: логотип сильно отличается от прежнего варианта. Выбирая между эволюцией и революцией, «Ак Барс» остановился на второй, причем сделал это не по желанию, а по необходимости. Если бы логотип «Ак Барса» осовременили 10 или 15 лет назад, у авторов нового имелся бы какой-то промежуточный вариант. Его можно было бы почистить от лишнего и обойтись без резких перемен. Но, увы, это не случай «Ак Барса».

В новом логотипе можно выделить три основных акцента.

1. Барс. Клуб настаивал на том, чтобы тот сохранился на эмблеме, причем не был похож на рысь, тигра, леопарда, пуму. Серое темя, белый воротник — есть возможность сохранить идентичность ирбиса и избежать сравнений с великим множеством кошачьих, которые задействованы в логотипах клубов КХЛ и НХЛ. Вместе с тем, конечно, барса адаптировали под реалии такой жесткой игры, как хоккей, — ему добавили спортивной злости. Также зверь стал смотреть прямо, а не в профиль.

Фото: пресс-служба «Ак Барса»

2. Тюльпан, в который помещен логотип. Ирбис может считаться символом Татарстана, но он связан в первую очередь с государственной символикой республики. Но хоккейный клуб много значит и для татарского мира, поэтому в логотипе должен был содержаться и намек на национальную идентичность. Такой стала «формочка», в которой разместился логотип. Тюльпан — традиционный элемент тюркского дизайна и архитектуры.

Фото: пресс-служба «Ак Барса»

3. Когти в верхней части логотипа. Тюльпан может удачно «трансформироваться» в лапу ирбиса. Это дало возможность сделать сублоготип (на фото ниже), который можно использовать, к примеру, на детской одежде, где не подойдет агрессивный вариант с основной эмблемы. Также при желании в верхней части можно рассмотреть не только когти, но и корону, а это уже отсылка к гербу Казани с коронованным зилантом.

Разработку логотипа доверили студии Quberten — одному из российских лидеров в области спортивного дизайна. В ее портфолио, к примеру, недавний ребрендинг футбольного «Спартака». Кейсом «Ак Барса» занимался исполнительный директор компании Михаил Антипин, ранее сотрудничавший с «Трактором», минским «Динамо», «Йокеритом», «Сибирью» и многими другими. Проще назвать клубы КХЛ, с которыми он не работал, — среди них как раз до недавнего времени был «Ак Барс». При этом в казанском клубе учли, что Антипин, что называется, в теме. Он уже обменивался с сотрудниками «Ак Барса» своими идеями по поводу логотипа еще 8 лет назад и, что наиболее важно, трудился над визуальным оформлением Матча звезд 2019 года, который проходил в Казани. То есть работу с «Ак Барсом» Антипин начинал не с чистого листа.

Михаил Антипин Михаил Антипин: «Наше решение диктуется традициями в хоккее. В нем присутствуют логотипы-маскоты, иллюстративные эмблемы с животными. С нашей стороны оказалось бы неправильно лишать хоккейных болельщиков такого фанового логотипа, потому что сухой знак был бы чуть более скучным» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Студия имеет опыт работы со многими регионами России, странами СНГ, а в недавнем прошлом — с США и Китаем. Поэтому погружение в особенности культуры уже ежедневная часть нашей работы, — рассказал Антипин в интервью „БИЗНЕС Online“. — Трек студии с Татарстаном достаточно долгий, мы участвовали в различных проектах в Казани да и в целом в республике. Несколько лет назад вместе с КХЛ готовили большой проект по Матчу звезд, поэтому мы уже знали множество нюансов. К тому же у нас в Казани есть друзья и близкие люди из хоккейной семьи. С клубом мы общались не только как клиент и исполнитель, у нас более доверительные отношения и коммуникация».


Прежний логотип Антипин назвал спонтанным и не соответствующим современным требованиям. Из него в новый вариант, по словам дизайнера, стоило перенести только самого барса и его умеренную агрессию. «Но, повторюсь, логотип достаточно спонтанный, поэтому в данном случае не имело смысла держаться за него. Нам нужно было делать что-то новое. Это и есть ребрендинг и революционный путь», — подчеркнул Михаил. При этом студия не могла пойти на слишком резкие перемены, как, например, «Ювентус», который так далеко ушел в минимализм, что сделал своим новым логотипом просто букву J.

«Наше решение диктуется традициями в хоккее. В нем присутствуют логотипы-маскоты, иллюстративные эмблемы с животными. С нашей стороны оказалось бы неправильно лишать хоккейных болельщиков такого фанового логотипа, потому что сухой знак был бы чуть более скучным. Мы взяли все лучшее от фановой болдовой иллюстрации и плоского минимализма и совместили их в новом логотипе, а в качестве альтернативного знака добавили еще минималистичный знак — тюльпан-лапу», — пояснил Антипин.

Новый логотип отлично смотрится в соцсетях. Также его плюс — гибкость в плане адаптации под различные визуальные паттерны Фото: пресс-служба «Ак Барса»

Новый логотип, отметил Антипин, отлично смотрится в соцсетях. Также его плюс — гибкость в плане адаптации под различные визуальные паттерны, один из которых изображен выше. Такая «шашечка» отлично подойдет для ролика в соцсетях, его можно без проблем нанести на клубный автобус или даже поезд метро. «Диджитал-среда — неотъемлемая площадка для коммуникации с болельщиками, — пояснил Михаил. — Больше половины контента мы потребляем из своих смартфонов, поэтому сделать функциональный дизайн — чуть ли не главная цель проекта. Второй, не менее важный, момент — это гибкость и многосоставность нового стиля. Спортивный бренд должен удивлять не только победами, но и классным „мерчем“, моушен-графикой, внутренними ивентами. И с новым логотипом „Ак Барс“ получил широкий инструмент для реализации любых креативных и имиджевых задач».

Главный элемент формы — герб Татарстана — остался на месте. Клуб не захотел лишаться привилегии, которой не пользуется ни один другой клуб в Татарстане Главный элемент формы — герб Татарстана — остался на месте. «Ак Барс» не захотел лишаться привилегии, которой не пользуется ни один другой клуб в республике Фото: пресс-служба «Ак Барса»

Другой логотип «Ак Барса» — герб Татарстана — не меняется

В силу новый логотип вступит только со следующего сезона. Кубок Гагарина, который стартует с завтрашнего дня, «Ак Барс» проведет со старой эмблемой. На такое решение в клубе пошли не только из-за желания сохранить «фартовый» лого на серию с «Авангардом». Дело в том, что под новый логотип нужно заказать кепки, футболки, толстовки, не говоря уже о форме, придумать оформление соцсетей, а также полностью поменять всю «внутренность» «Татнефть Арены». Все это требует времени, которым сегодня запасается «Ак Барс». Объявляя о логотипе сейчас, клуб дает себе шанс прийти в полной готовности даже не к первому матчу следующего сезона КХЛ, а к старту предсезонного и уже традиционного турнира «Кубок ТАНЕКО».

Изменения в джерси минимальные: во-первых, поменялись эмблемы на плечах, во-вторых, добавились «лапки» из альтернативного логотипа в некоторых незаметных местах (например, номерах) Изменения в джерси минимальные: во-первых, поменялись эмблемы на плечах, а во-вторых, добавились «лапки» из альтернативного логотипа в некоторых незаметных местах (например, на номерах) Фото: пресс-служба «Ак Барса»

Игроки и тренеры оценили новый логотип положительно, так же отнеслись они к новой форме. Изменения в джерси минимальные: во-первых, поменялись эмблемы на плечах, а во-вторых, добавились «лапки» из альтернативного логотипа в некоторых незаметных местах (например, на номерах). Главный элемент формы — герб Татарстана — остался на месте. Интересный факт: «Ак Барс» заказывал исследование по поводу узнаваемости своей эмблемы, и большинство респондентов за пределами РТ назвали логотипом клуба именно герб, а не «кошку». Конечно, «Ак Барс» не хотел лишаться привилегии, которой не пользуется ни один другой клуб в республике, и сохранил дань своим традициям.

«Логотип в меру агрессивен, статичен и графичен. Это, безусловно, профессиональная работа. Да, конечно, не обойдется без негативных откликов, но они будут всегда. Перемены назрели, главное, теперь их качественно отобразить»Фото: пресс-служба «Ак Барса»

«Новый логотип — профессиональный, но неоригинальный»

Мы попросили экспертов в области дизайна поделиться мнением о новом логотипе «Ак Барса». Наши собеседники согласились с тем, что прежняя эмблема клуба устарела, но разошлись в оценках новой версии.

Сергей Насекин — директор студии «Айбат» Сергей Насекин директор студии «Айбат»
Первое впечатление от логотипа у меня позитивное. Смена логотипа в «Ак Барсе», конечно, назрела очень давно. Прежняя эмблема устарела уже тогда, когда появилась. Это просто детский лепет — довольно примитивный и провинциальный. Единственным элементом, который можно было перенести оттуда в новый логотип, являлась морда барса.
В некоторой степени это традиционная для хоккейных клубов эмблема. Но что мне нравится — это не прямой перенос тех традиций, которые установились в НХЛ или КХЛ. Здесь можно заметить национальные мотивы. При этом, честно признаюсь, тюльпан я распознал не сразу. Зато тут же увидел корону, но не уловил параллелей с гербом Казани и тем более не увидел лапу. Вообще логотип хоккейного клуба — это не логотип университета или финансовой группы. Здесь нет необходимости во множестве смыслов, все должно быть сразу в лоб. Хоккей — это ведь прямая и мужская игра, а не о философии. вместе с тем, конечно, логотип в меру агрессивен, статичен и графичен. Это, безусловно, профессиональная работа. Да, конечно, не обойдется без негативных откликов, но они будут всегда. Перемены назрели, главное, теперь их качественно отобразить.
Что касается места логотипа на форме, то хотелось бы, чтобы его было больше. Ни один клуб не выступает с гербом, почему это делает «Ак Барс»? Он ведь не единственный хоккейный клуб в Татарстане. Государственная символика не вписывается в формат спортивных клубов, для этих целей как раз создается логотип. Я против использования герба на форме.
Дмитрий Кошкин — дизайнер Дмитрий Кошкин дизайнер
Логотип, в общем-то, нормальный. По крайней мере, он уже давно напрашивался. Я всегда удивлялся, почему вокруг эмблемы «Рубина» всегда ломались копья, а о лого «Ак Барса» никогда не говорили. С профессиональной точки зрения он вообще никакой. У меня в голове не укладывается, как он продержался так долго. Нынешний, безусловно, более графичный. Его будет проще воспроизводить на форме.
Я бы дал такую характеристику новому логотипу: он профессиональный, но неоригинальный. У меня есть стойкое ощущение, что где-то я уже такое видел. Дело не в том, что он откуда-то срисован, а в том, что он следует всем современным трендам и, таким образом, теряет ту самую оригинальность. Он боится быть смелым. Допускаю, что авторы пошли на этот шаг намеренно, так как знали о многолетней истории прежнего логотипа и предсказывали резонанс, который вызовет работа. Такая тактика, несомненно, сгладит споры, но, по мне, логотип мог бы быть более активным и смелым. Взять хотя бы щит — это часто применяемый прием. Нарисован логотип, безусловно, профессионально, но профессионально можно нарисовать и обыденную вещь.
Я угадываю в эмблеме барса, но, честно говоря, он больше похож на кота, а не на большого хищника. А ведь главная задача логотипа — напугать. Национальные мотивы можно считать, но тот же тюльпан — четкая ассоциация только для нас. Те, кто проживает в других регионах или за границей, не увидят во всем этом сакральных смыслов. В общем и целом логотип подходит для хоккейного клуба. По-хорошему, он может заменить герб Татарстана на форме «Ак Барса». Я даже не могу вспомнить какой-либо другой клуб, на форме которого есть региональная символика. Это же не сборная республики, а клуб с коммерческими целями. Я считаю, что использование герба не совсем корректно в таких целях.