Крупнейший в мире производитель грузовиков, немецкий концерн Daimler Truck замораживает сотрудничество с «КАМАЗом» после почти 12 лет совместной работы Крупнейший в мире производитель грузовиков, немецкий концерн Daimler Truck, замораживает сотрудничество с КАМАЗом после почти 12 лет совместной работы Фото: © Uli Deck / dpa / www.globallookpress.com

Немецкий Daimler заморозил сотрудничество с КАМАЗом

Крупнейший в мире производитель грузовиков, немецкий концерн Daimler Truck, замораживает сотрудничество с КАМАЗом после почти 12 лет совместной работы. Об этом в понедельник заявили представители компании изданию Handelsblatt. «Из-за войны на Украине в совместном предприятии Daimler Kamaz Rus не будет построено ни одного грузовика и не будут поставляться комплектующие для КАМАЗа», — цитирует газета руководство предприятия. По данным Handelsblatt, концерн Mercedes-Benz, «дочкой» которого является Daimler Truck, изучает возможность скорейшей продажи своей 15-процентной доли в КАМАЗе. Ранее набережночелнинский автозавод оказался в числе компаний, против которых ЕС ввел санкции.

Daimler Kamaz Rus работает с февраля 2010 года. Согласно данным на официальном сайте, это генеральный импортер грузовой и специальной техники Mercedes-Benz, а также автобусов Mercedes-Benz и Setra в России. К примеру, в 2020-м совместное предприятие реализовало 3 747 единиц техники и наладило в Набережных Челнах выпуск нового грузовика Actros 1845 LS. КАМАЗ продолжит выполнять обязательства перед поставщиками и согласовал план действий с правительством РФ, заявил сегодня в специальном обращении гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. «Сегодня мир живет в новых политических и экономических реалиях. Но они не должны нас пугать», — сказал Когогин. Он пообещал партнерам «оперативно» решать возникающие вопросы и отметил, что в последние годы руководство компании прилагало все возможные усилия, чтобы устранить или максимально отдалить санкционную угрозу.

На фото: Торжественная передача 25 000 грузовика, произведенного на заводе Daimler Kamaz Rus в Набережных Челнах На фото: торжественная передача 25-тысячного грузовика, произведенного на заводе Daimler Kamaz Rus в Набережных Челнах Фото: «БИЗНЕС Online»

Челнинскому заводу теперь как минимум нужно найти альтернативные цепочки поставок. Грузовик поколения К4 («КАМАЗ-5490») на 70–80% состоит из импортных комплектующих, говорит источник «БИЗНЕС Online». «На 5490 идет двигатель Daimler, он приходит собранный. Мосты задние — тоже Daimler, пневматика вся, воздушная система — это VAB. Электронные компоненты, коробки делают у нас, в Челнах. Каркасы раньше тоже возили, а сейчас собираются у нас», — объяснил собеседник. Судя по всему, проверку на прочность КАМАЗу и другим компаниям, попавшим под санкции ЕС, предстоит пройти уже в ближайшее время.

«Шаги ожидаемые, иллюзий относительно подобных действий мы давно не питаем, — прокомментировал сегодня шквал санкций премьер-министр РФ Михаил Мишустин. — Мы готовились и принимали целый ряд решений, для того чтобы максимально смягчить последствия и для экономики, и для людей».

«Больше нефти отравим на собственные заводы, больше выпустим бензина, поэтому может цена у нас может понизиться» «Больше нефти отправим на собственные заводы, больше выпустим бензина, поэтому, может, цена у нас понизится» Фото: «БИЗНЕС Online»

Нефтяники допускают, что бензин даже подешевеет

Ситуация на нефтяном рынке сейчас стабильная, но надо готовиться к сложностям, отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» президент союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. «Все эти проблемы бесследно не пройдут. Надо серьезно думать, как нам выживать в условиях санкций. От чего мы зависим? От поставки некоторых видов оборудования, которые делаются на Западе. Поэтому надо рассматривать варианты: или у себя производить, или новых поставщиков искать в лице, может быть, восточных стран, в том числе Китая, Индии, арабских государств», — рассуждает спикер. При этом бо́льшая часть оборудования сейчас поступает в Россию из Китая, указывает он.

По словам Шмаля, российским нефтяникам и бизнесу в целом на фоне ограничений предстоит найти источник средств для обслуживания кредитов. Потому что займов много. «Вроде ЦБ обещает поддержать. Ну и, очевидно, тоже придется идти на Восток». В то, что европейцы в недалекой перспективе откажутся от российских нефти и газа, Шмаль не верит: «Они умрут тогда».

Геннадий Шмаль: «Все эти проблемы бесследно не пройдут. Надо серьезно думать, как нам выживать в условиях санкций» Геннадий Шмаль: «Все эти проблемы бесследно не пройдут. Надо серьезно думать, как нам выживать в условиях санкций» Фото: «БИЗНЕС Online»

Цены на нефть и нефтепродукты, безусловно, вырастут, отмечает президент союза нефтегазопромышленников России. При этом бензин пока не будет дорожать, успокаивает он. «Наша цена зависит от работы наших заводов. Может, даже наоборот — больше нефти отправим на собственные заводы, больше выпустим бензина, поэтому, возможно, цена у нас понизится», — оптимистично настроен Шмаль.

«Главная наша зависимость – электронная компонентная база»: как война аукается бизнесу в Татарстане

С ним соглашается генеральный директор ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафинат Яруллин. «А почему цены должны вырасти? Бензин есть, нефть тоже, переработка идет хорошо, катализаторы у нас также есть практически. Задержек особых не будет», — уверен специалист. Будут ли проблемы у предприятий нефтехимического комплекса республики? По словам Яруллина, заводы продолжат работать и новые проекты будут реализованы. Сложности, вероятно, возникнут с поставкой отдельных видов катализаторов и других компонентов, добавил собеседник газеты.

ПАО «Нижнекамскнефтехим» пока анализирует происходящее, выводы делать рано, отметил гендиректор предприятия Айрат Сафин. Сейчас НКНХ ведет мегастройку: этиленник ЭП-600 планируется запустить до конца 2023 года. Сафин заверил, что по этому проекту все оборудование и материалы уже успели купить и завезти на предприятие. «Понятно, что еще какие-то услуги остаются, пусконаладка. Надо посмотреть», — подчеркнул руководитель НКНХ. Гендиректор АО «Татэнерго» Раузил Хазиев рассказал, что работы по уже заключенным контрактам, в том числе модернизации Заинской ГРЭС, идут в прежнем режиме. Под угрозой, возможно, окажутся новые проекты генерирующей компании. «Пока никаких официальных данных нет, но поставки действительно есть импортные. Мы пока как работали, так и работаем. Тепло и свет будут!» — заверил собеседник.

«История с DNS (резкое повышение цен на прошлой неделе — прим. ред.) очень простая, как и в любой другой торговой сети: либо закрывайся, либо работай хотя бы в ноль» «История с DNS (резкое повышение цен на прошлой неделе — прим. ред.) очень простая, как и в любой другой торговой сети: либо закрывайся, либо работай хотя бы в ноль» Фото: «БИЗНЕС Online»

Эксперт о росте цен в DNS: «Таких историй будем наблюдать довольно много»

Около 90% товаров, которые продаются в России, импортные, и цены будут расти вслед за изменением курса, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» президент национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. «Будут ли проблемы? Да. Это связано с тем, что растут расходы у населения, а доходы — нет. В кризис бывает шоковый момент. Мы, наверное, находимся в острой [фазе]», — говорит собеседник. По словам Иванова, готовых рецептов — как лучше действовать в нынешней ситуации — нет, и каждый сам для себя должен решить, купить сейчас телефон за 100 тыс. рублей, пока он не подорожал до 300 тыс., или отложить деньги. По словам Иванова, закупщики по всей планете сегодня в поиске ликвидных и недорогих товаров.

«История с DNS (резкое повышение цен на прошлой неделе — прим. ред.) очень простая, как и в любой другой торговой сети: либо закрывайся, либо работай хотя бы в ноль. Таких историй будем наблюдать довольно много. Дмитрий Алексеев (гендиректор DNS — прим. ред.) — молодец, успел поднять [цены] раньше других, хороший бизнесмен», — добавил эксперт.

Как сейчас возить грузы из Европы, непонятно, отметил председатель комитета по логистике и грузовым автомобильным перевозкам при ТПП РТ Сергей Сотников. «Через Украину все у нас остановилось, товары подорожали — вот эти вопросы нас больше волнуют. То, что на складах еще есть, пока возим. То, что из-за рубежа, — это все на потом», — отметил собеседник «БИЗНЕС Online». По словам Сотникова, сорванные поставки уже есть, но сеять панику сейчас не стоит. «Такого нет, что сегодня все рухнуло! Я не сторонник бегать и кричать: „Караул! Все пропало!“ Все нормально будет, не переживайте. Если что-то из Европы не привезем, значит, привезем с юга. Масса других производителей, Китай тот же. Не первый же кризис. Вспомните 2008 год, 1999-й, 2014-й», — отмечает спикер. И вспоминает, как компании возили в Россию белорусские креветки. «Те же самые товары могут поменять страну происхождения. Думаю, найдутся способы привезти уж очень сильно необходимые товары через третьи страны», — указал спикер.

Ажиотажного спроса со стороны обычных граждан нет, но аптеки стали запасаться и запрашивают бо́льшие объемы лекарственных средств, запросы выросли на 10–20%, рассказала «БИЗНЕС Online» Ольга Ямщикова, ведущий специалист фармацевтического дистрибьютора «Пульс Казань». По ее словам, сейчас компания распродает товар со склада. «Но мы стараемся равномерно отгружать, чтобы не было такого, что в один день все скупили и кому-то не досталось», — подчеркнула спикер. Ситуация с ценами на текущий момент стабильная, но, что будет дальше, непонятно, признает Ямщикова. При этом призывает не запасаться лекарствами. «Мы же сами создаем этот ажиотаж. Покупать надо все-таки по мере необходимости, паниковать не нужно», — советует она.

«В связи с заявлением ЦБ доступным вариантом для жителей остаются только льготные программы» «В связи с заявлением ЦБ доступным вариантом для жителей остаются только льготные программы» Фото: «БИЗНЕС Online»

Для россиян остается только льготная ипотека

Строительство платной трассы M12, стоимость которой предварительно оценивается в 622 млрд рублей, может еще подорожать из-за колебаний курса на фоне санкций США и ЕС, заявил сегодня председатель правления госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко. «Около 70 процентов стройки — это в любом случае материалы: пески, щебни, металл, цемент, бетон — все наше. Если смотреть в целом, зарубежные поставки — это всего 5 процентов, остальные 95 процентов зависят от нас, мы это решим», — отметил Петушенко. И обрадовался, что контракты на поставку металла подрядчики заключили еще в прошлом году, цены зафиксированы. Правда, у поставщиков теперь мало поводов для радости, большой вопрос, смогут ли они выполнить эти обязательства.

Застройщики жилья и DIY-ретейлеры на фоне последних событий стали массово получать отказы производителей некоторых стройматериалов на отгрузку товаров, пишет «Коммерсантъ». В ГК «Гранель» рассказали газете, что получили сообщения о приостановке отгрузок даже по действующим договорам. Производители предупредили, что стоимость продукции вырастет на 20–30%, уточнил один из дистрибьюторов. Для того чтобы понять, что цены на жилье вырастут в самое ближайшее время, не надо быть экспертом.

После того как ЦБ повысил ключевую ставку до 20%, основным драйвером для деятельности застройщиков станут программы господдержки и различные льготные программы для семей, отметил руководитель офиса «Квартал» АН «Флэт» Фарсель Иматов. «Процентные ставки по этим программам в разы ниже, чем предполагаемые ставки от банков после объявления ЦБ о повышении ключевой ставки до 20 процентов. У жителей страны есть определенная планка по платежам (в среднем — в пределах 30 тысяч), и в связи с заявлением ЦБ доступным вариантом для жителей остаются только льготные программы», — объяснил он. И указал, что пока ситуация спокойная, резкого повышения спроса нет. В агентствах недвижимости, с которыми побеседовал «БИЗНЕС Online», прогнозируют, что если ставки по льготным программам существенно повысятся, то в финансовом плане будет выгоднее всего арендовать квартиру. Они не исключают, что возможен вариант появления субсидированных ставок, аналогичных первичному рынку, но уже для вторичного жилья.